ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
Тюменскому областному музею изобразительных искусств нет еще и полвека, однако его коллекции интересны и многообразны. Они представляют не только классическое русское и западноевропейское искусство, но и региональное: произведения местных живописцев XIX–XX веков, тобольскую резную кость, знаменитые тюменские ковры, объемную резьбу с растительными мотивами, типичными для деревянного зодчества Тюмени, а также творчество народов Обского Севера. Один из интереснейших разделов собрания – сибирские иконы.
Г.Г. ЧЕРНЕЦОВ. Мост Фердинанда в Вене. 1840
Металл, масло. 57,5×84
История музея начинается в 1956 году. Тогда Советом Министров РСФСР было принято решение о создании в Тюмени картинной галереи. Для нее выделили старинный купеческий особняк на центральной улице города. 8 сентября 1957 года галерея открылась для публики. Первоначально в собрании насчитывалось всего 120 экспонатов, в том числе около 70 картин русских художников, переданных из Тюменского и Тобольского краеведческих музеев.
Из Тюменского краеведческого музея поступили полотна Ф.С. Рокотова, Ф.А. Бруни, И.И. Левитана, уникальная для начала XVIII века историческая картина «Динарий кесаря» неизвестного русского художника круга А.А. Матвеева, в свое время переданная из Государственного Эрмитажа.
Ко второй половине XVIII столетия относятся близкие парсуне изображения митрополита Иоанна Максимовича и папы римского, созданные в Тобольске. В это время он был важнейшим городом Сибири, ее неофициальной столицей, но, в силу значительной удаленности от Москвы и Петербурга, местное искусство отставало от столичного по меньшей мере на полвека. Кроме упомянутых портретов, из Тобольского краеведческого музея в тюменское собрание переданы работы B.А. Тропинина, И.К. Айвазовского, А.М. Васнецова.
В 1970 году картинная галерея переехала из ставшего слишком тесным особняка в более просторное здание, а в 1989 году была переименована в Тюменский областной музей изобразительных искусств.
Наиболее значительное пополнение фондов произошло в 1960-1970-е годы, когда в частных собраниях Москвы и Ленинграда приобретались работы К.А. Коровина, В.Д. Поленова, C.А. Виноградова, П.В. Кузнецова, Б.М. Кустодиева и других художников. Сейчас в собрании - около 12 тысяч единиц хранения. Главной его гордостью является живопись русских художников XVIII - начала XX века.
Портретная галерея музея насчитывает более 100 произведений. Среди портретов XVIII - первой четверти XIX века - работы В.Л. Боровиковского и даже С.С. Щукина, которые особенно редко встречаются в региональных музейных собраниях. Россика (этот термин принят для обозначения творчества западноевропейских мастеров, работавших в России) представлена в Тюмени произведениями художников, пользовавшихся особым расположением русских заказчиков XVI11 столетия, - итальянца Пьетро Антонио Ротари и австрийца Иоганна Батиста Лампи-старшего. Собрание портретов музея содержит и полотна русских мастеров первой половины XIX века - А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина, С.К. Зарянко, а также очень искренние работы неизвестных художников этого периода. Среди произведений второй половины XIX- начала XX века особенно интересны портреты, написанные И.Е. Репиным, А.Я. Головиным, Б.М. Кустодиевым, Р.Р. Фальком и М.Ф. Шемякиным.
И.Е. РЕПИН. Портрет М.К. Олив. 1906
Холст, масло. 90×72
Пейзажная живопись в тюменском собрании по разнообразию имен и художественному качеству не уступает портретной. В экспозиции музея произведения мастеров конца XVIII - начала XIX века - шведа Беньямина Патерсена, работавшего в России, Сильв.Ф. Щедрина, М.Н. Воробьева, братьев Г.Г. и Н. Г. Чернецовых. Пейзаж второй половины XIX века представлен как лирической линией А.К. Саврасова и Ф.А. Васильева, так и эпическими полотнами И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского и А.П. Боголюбова.
Бытовой жанр, получивший особое развитие в 1850-1880-е годы, вызывает неизменный интерес у публики. В тюменской коллекции экспонируются картины передвижников П.П. Мясоедова, Н.В. Неврева, В.Е. Маковского.
Невелико, но очень изысканно собрание живописи начала XX века: здесь картины представителей важнейших художественных объединений «Мир искусства», «Полубая роза» и «Союз русских художников» - А.Н. Бенуа, К.А. Коровина, П.В. Кузнецова, С.А. Виноградова, С.Ю. Жуковского, Б.И. Анисфельда, А.Е. Архипова. Работы Б.М. Кустодиева «Купальщица» и «Портрет доктора С.Я. Любимова с собакой» демонстрируют любимые темы творчества художника.
Б.М. КУСТОДИЕВ. Портрет доктора С.Я. Любимова с собакой. 1905
Холст, масло. 160×65,5
Тюменский областной музей изобразительных искусств создал свою коллекцию благодаря самоотверженному труду многих замечательных людей, среди которых выделяется фигура Евгения Константиновича Кроллау (род. в 1924). За время работы в Тюменском музее он сумел собрать и изучить значительную часть произведений русской живописи XVIII - начала XX века, а также подготовил и издал первый каталог музея. Большую роль в формировании «лица» тюменского собрания сыграла Нели Хазимухамедовна Шайхтдинова (1942-2001), автор многочисленных публикаций и создатель коллекции традиционного крестьянского искусства тюменского края. Музей ведет активную работу по изучению, обработке и введению в научный оборот накопленного художественного материала.
Холст, масло. 37×27
Холст, масло. 106×85
Холст, масло. 152,8×102,5
Холст, масло. 64,2×84,5
Холст, масло. 85,5×77
Картон, масло. 16,5×13,2
Холст, масло. 54,5×46,2
Холст, масло. 66,5×59,5
Холст, масло. 59,5×73,5