СЕРЕБРО ИЗ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОДАРОЧНОГО ФОНДА
Представленная в Аукционном доме «Гелос» коллекция из 16 царских подарков формировалась частным лицом на протяжении многих лет, периодически пополняясь предметами, приобретавшимися за рубежом. Поэтому она состоит из изделий, абсолютно незнакомых арт-рынку России.
Ковш. Россия, Москва. 1687–1688
Cеребро, чеканка, гравировка, литье, золочение. 14×39×21,5
Это три ковша, два кувшина, стакан с крышкой, стопа, братина, чайник, блюдо, два кубка, комплект из шести стаканов и кофейный сервиз. Большинство экспонатов выполнены известными московскими мастерами серебряного дела XVII-XVIII веков и представляют собой предметы обихода светской жизни, традиционно преподносившиеся от царского имени «за службу» особо отличившимся своими делами во благо государства подданным. Начать разговор о подарках русских царей следует с исконно русских, традиционных видов посуды, древнейшим из которых, без сомнения, является ковш.
Ковши из драгоценных металлов бытовали как питьевая посуда до последней четверти XVII века. Из них пили мед - один из наиболее распространенных напитков Древней Руси. В погребах ковши служили определенной мерой, и ими пользовались при зачерпывании из бочек различных напитков.
В конце XVII - начале XIX века из утилитарной вещи ковши превратились в предмет «пожалования» за различные заслуги. С середины XVII века серебряную посуду для пожалования начали изготовлять в Серебряной палате Московского Кремля. Несмотря на то что схема оформления ковшей не допускала вольностей, гравированный орнамент на внутренних стенках был индивидуальным, и мастер мог проявить свой талант художника-орнаменталиста без каких-либо ограничений. Размер ковша зависел от общественного положения награждаемого, занимаемой им должности и значимости заслуг. Ковши жаловали только торговым и посадским людям «за прибор», т.е. за принесенную казне прибыль в основном при сборе пошлин с кабаков и на таможнях, а также они преподносились казакам «за верные службы».
Наиболее ранний предмет из императорского подарочного фонда представлен в коллекции серебряным позолоченным ковшом работы неизвестного мастера Серебряной палаты Кремля, созданным в 1687-1688 годах. Изображение вазы с букетом на ручке-полке ковша выбрано не случайно - в те времена это был символ богатства и изобилия.
Одним из наиболее интересных царских подарков XVIII века является ковш лучшего серебряника Москвы того времени - Иллариона Артемьева Вавилова, чей именник «Ларионъ Артемъевъ» можно увидеть на изделии. Ковш выполнен из серебра с позолотой в 1733 году и имеет характерную ладьевидную форму. Дно ковша по традиции украшено чеканным гербовым орлом, ручка-полка декорирована легко узнаваемым портретом императрицы Анны Иоанновны в виде картуша под короной.
Создание этого ковша связано с древней традицией награждения царскими подарками казачьих атаманов и старшин. Надпись на ковше свидетельствует о его пожаловании императрицей Анной Иоанновной старшине Донского войска казаку Филиппу Оксенову, который, вероятно, был сыном атамана Оксена Фролова, награжденного подобным серебряным ковшом в 1717 году. Пожалование ковшом расценивалось казаками даже выше, чем пожалование саблей. Жалованные ковши передавались наследникам по мужской линии, а в отсутствие таковых - в церковь на помин души. Надо отметить, что с 1722 года на «дело ковша» из казны отпускалась строго определенная сумма - 16 рублей 50 копеек атаману и 15 рублей старшине. Надпись утверждалась Военной коллегией и не могла быть изменена без ее ведома.
Серебряное позолоченное блюдо как вид посуды наравне с ковшом можно отнести к наиболее древним предметам домашнего и застольного обихода. А к концу XVIII века при дворе становится обычаем жаловать блюда в качестве подарка как высочайшую благодарность.
Блюдо, входящее в коллекцию, было создано в 1778 году московским серебряником Алексеем Афанасьевым Косыревым. Дно изделия декорировано рельефной композицией с изображением сцены из античной мифологии- Геракл, выводящий из подземного царства Цербера. Скорее всего, заказчик не случайно выбрал сюжет об одном из последних подвигов Геракла. Возможно, иносказательный смысл о невиданной храбрости Геракла перекликался с его биографией или моментами жизни кого-то из близких людей. Можно предположить, что блюдо было заказано в память о личных подвигах заказчика в период русско-турецкой войны 1768-1774 годов.
Рельефные изображения, отличающиеся не меньшей художественной ценностью и редким профессиональным исполнением, можно наблюдать еще на одном изделии данной экспозиции. Это серебряный, покрытый позолотой, рокайльный чайник шарообразной формы с костяной ручкой, созданный в 1754 году. Форма чайника несколько необычна из-за высоко поставленного носика в виде головы орла. Аналог столь оригинальной трактовки существует в собрании Музеев Московского Кремля.
Следует также особо отметить редкий для антикварного рынка серебряный кубок с крышкой середины XVI11 века. На протяжении всего XVIII века кубки служили и в качестве емкости для напитков, но и как жалованные и наградные произведения прикладного искусства.
Данный кубок уникален тем, что в его декоре присутствует не только прекрасно выполненный орнамент, но и условные портретные изображения. Иметь дома кружку, кубок или небольшой стакан с «персонами» было модно. Именно такие условные «персоны» украшают и этот кубок, поскольку ни на одном из аналогичных нет императорской короны, одежды персонажей не имеют горностаевых мантий, а плащи мужчин наводят на мысль о князьях Древней Руси.
Изделия мастеров-серебряников, по мастерству и уникальности аналогичные предметам из данной коллекции, можно увидеть только в крупных государственных собраниях - Музеях Московского Кремля, Историческом музее (Москва), Эрмитаже (Санкт-Петербург). Эта коллекция является первым частным собранием, имеющим непосредственное отношение к русским царям и их окружению. Кроме того, все экспонаты являют собой образцы высокого профессионализма русских мастеров, демонстрирующих в изделиях превосходное качество своей работы во всех техниках серебряного дела. По единогласному мнению экспертов, собрание имеет бесспорно высокую художественную, историческую и музейную значимость. Несомненно, представление «Гелосом» этой коллекции русского серебра - большое событие как для антикваров и коллекционеров, так и для каждого, кто дорожит русской национальной культурой.
Cеребро, чеканка, гравировка, литье, золочение. 11×28,5×16,5
Cеребро, кость, чеканка, литье, золочение. 13×20,5×13
Cеребро, чеканка, золочение. 41,2×57,5
Cеребро, чеканка, золочение. В. 32