Размышления директора галереи Тейт Модерн Висенте Тодоли на тему: «Что значит быть директором музея?»

Франческа Пиовано

Рубрика: 
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
Номер журнала: 
#3 2004 (04)

Висенте Тодоли родился на средиземноморском побережье под Валенсией. учился в Испании, после окончания колледжа работал в небольшой галерее. После смерти Франко Испания еще оставалась в изоляции от внешнего мира, тогда не было ни музеев, ни выставок современного искусства. «Я понял, что мне нужно уезжать, иначе мне суждено быть одноглазым в стране слепых». Он получил стипендию Лулбрайта и уехал в США писать диссертацию, затем он провел четыре года в Нью-Йорке, был свободным куратором. В течение этих лет он не забыл своего европейского происхождения. «Мне повезло, что я мог стоять одной ногой на одном континенте, а другой - на другом». Что помогло ему избежать «центризма» и приобрести широкий взгляд на вещи. Вернувшись в Испанию, Тодоли основал в Валенсии музей современного искусства IVAM, и провел там одиннадцать лет, четыре до открытия и семь после. затем, имея большой опыт, он создал музей современного искусства в Порто (Португалия) - THE SERRALVES MUSEUM OF CONTEMPORARY ART. Там он провел почти семь лет. Тейт Модерн - это третий музей, в котором оказался Тодоли. «Я хотел попасть в музей, в котором коллекция была бы уже сформирована, мне не хотелось опять все начинать с нуля...»

Музеи - это не тематические парки

То, что современное искусство становится популярнее с каждым днем, - это факт. Аудитория посетителей музеев увеличилась настолько, что музеи в настоящее время стали частью массового туризма. Представить такое двадцать лет назад было невозможно. Все началось с так называемых выставок-блокбастеров, первой из которых стала выставка «Тутанхамон», экспонировавшаяся в Нью-Йорке много лет назад, за ней последовали экспозиции работ В. Ван Гога, П. Пикассо и др. В настоящее время выставки должны быть конкурентоспособны на рынке развлечений, например таких, как кино или театр. Государственное финансирование сократилось, поэтому музеи все больше зависят от вливаний со стороны и доходов от продажи билетов. Это значит, что им следует выходить во внешний мир, используя приемы коммерческой рекламы. Однако программа музея должна быть сбалансирована таким образом, чтобы учитывать более высокую посещаемость одних выставок и более низкую - других, которые по причине экспонирования произведений каких-либо неизвестных или сложных для понимания художников менее популярны. Директор вправе использовать весь арсенал средств маркетинга и популяризации, но так, чтобы это не компрометировало музей. В то же время «давать людям то, чего они хотят» - очень опасный путь, это похоже на ситуацию с удавом, который, зажав вас в витках своего тела, кусает свой хвост. «Музеи не должны управляться или по принципу тематических парков, таких, как Диснейленд, или телевидения, стремящихся завоевать аудиторию».

Мой принцип - мыслить и глобально и локально

Политика галереи Тейт - это отсутствие половой, религиозной и расовой дискриминации. В отличие от США, у нас нет квот. Мы сознательно стараемся мыслить сбалансированно и смотреть широко вокруг себя, не ограничиваясь чем-то одним. До недавнего прошлого приоритетом являлась ось Европа-Америка, остальные континенты были совершенно забыты. На сегодняшний день, благодаря многочисленным биеннале и международным выставкам, эта ситуация изменилась, другие страны стали более доступны. Однако, следует признать, что и по сей день существует сложившийся на Западе стереотип. Он выражается в том, что художники с других континентов стремятся в метрополии с целью больше выставляться. Так появляются выставки художников из Латинской Америки или Африки, живущих в Нью-Йорке, Амстердаме или Лондоне. «Как директор, я должен мыслить одновременно и глобально и локально. Но здесь, конечно, также есть свои ограничения: художнику, живущему, например, в Кении, сложнее популяризировать свое искусство, чем какому-либо художнику с севера».

Директору не следует идти на поводу у моды

Директор музея призван чутко реагировать на все новые тенденции и в искусстве, и в обществе по отношению к культуре в целом. Ему не следует находиться исключительно в позиции реагирования, даже если порой этого требует время. Будущее непредсказуемо, поэтому директор постоянно находится в состоянии готовности. Каждому директору музея необходимо анализировать ситуацию и соответственно выбирать стратегию дальнейшего развития. Он чувствует свой долг по выполнению миссии музея как посредника между искусством и публикой. Музей - это не тот институт, который вправе указывать, что следует делать художникам. В этом смысле музеи всегда должны следовать за художниками. Музеи - не глянцевые журналы, которые могут диктовать, что будет модным в следующем сезоне. «Директор занимает выжидательную позицию и следит за ситуацией, а потом делает выбор, но он не должен быть рабом моды».

Благотворительность

Галерея Тейт принимает произведения искусства в качестве подарков. Заявления о желании передать в дар произведение искусства поступают в музей, затем передаются попечителям, за которыми окончательное решение. Они, конечно, полагаются на мнение экспертов, поэтому финальный вердикт является вполне логичным и основывается на следующих положениях. Дополняет ли оно коллекцию и заполняет имеющиеся в ней пробелы? Соответствует ли произведение с учетом его качества профилю коллекции? Галерея Тейт Модерн - это интернациональный музей, но также и галерея современного искусства Великобритании. Это значит, что при формировании колл екции один из приоритетов отдается произведениям британских художников. «Отсюда следует, что галерея Тейт Модерн более избирательна по отношению к интернациональному искусству и предоставляет широкие возможности искусству национальному».

Самое страшное для директора музея

«Как правило, я не беспокоюсь по поводу всяких происшествий, которые обычны для каждого директора: перенос выставки из-за невозможности своевременного привоза экспонатов или отсутствие средств на ее подготовку. Самое страшное для меня как для директора музея - это угроза сохранности произведения или недовольство художника своей выставкой».

По поводу интервью

«Я люблю интерактивность, присущую любому интервью, даже несмотря на то, что иногда в процессе редактирования высказанное мной мнение может трансформироваться. Следует заметить, что подчас происходит сознательная манипуляция, и мне это неприятно, но все же я предпочитаю прямой контакт. В выражении точки зрения важны неожиданность и спонтанность».

Личные предпочтения

«Директор музея не должен предопределять какие-либо определенные произведения музейной коллекции. Свои предпочтения следует оставить при себе. Но в то же время, даже при соблюдении позиции нейтралитета, личный вкус все-таки оказывает влияние на формирование коллекции».

Искусство связано с разными аспектами жизни

«Искусство не должно всегда приводить в состояние эмоциональной приподнятости. Так, например, в кинематографе вы хотите посмотреть комедию, а иногда - трагедию. И это не значит, что одно лучше другого - это лишь две разные стороны жизни».

Недостаточное финансирование

«Если вы начали какой-либо проект, а потом он должен быть урезан из-за нехватки финансирования, это по-настоящему ужасно, потому что публика уже настроена определенным образом, и всякие изменения могут быть неверно истолкованы. В конце концов, могут сказать, что проект оказался не таким уж интересным».

Интерактивное искусство и дилемма куратора

В галерее Тейт была программа, которая называлась «Тейт вместе с жизнью» («Tate acts live»). Она закончилась, но сейчас появился куратор, который ждет благотворителей, чтобы начать новую программу «Ожившее искусство» («Live Art»). Такое название было выбрано потому, что эфемерность и недолговечная природа интерактивного искусства бросает вызов музею. Как его сохранить? Оно может быть зафиксировано с помощью видеозаписи, но иногда художники делают фотографии своих перформансов, а затем выставляют их на рынок. В связи с такими работами возникает вопрос: «Являются ли эти фото и видеоматериалы, полученные после перформанса, только документами события или это параллельные произведения искусства, обладающие своей собственной природой? Должно ли это искусство коллекционироваться в качестве документального архивного материала или оно достойно коллекционирования как произведение искусства? Эта дилемма стоит перед многими современными кураторами».

Почему «Модерн»

Новая галерея Тейт была названа «Модерн», потому что возникла необходимость в определенном «брэнде».

Название «Модерн» увязано с понятием модернизма как основы всего современного искусства. Оно подводит к мысли о том, что взгляд на искусство, представленное в Тейт Модерн, оценивается с современной точки зрения, но не в смысле чего-то модного и быстро проходящего. «Наверное, «Модерн» означает то, что музей идет в ногу со временем».

Мы вместе, но каждый сам по себе

Существует четыре галереи Тейт (Тейт Модерн и Британская Тейт в Лондоне, Тейт в Ливерпуле и Тейт в Сент-Айвсе) плюс Тейт коллекция, которая является отдельным институтом. Все это - части одной организации и работают в тесном контакте. Они объединены общим Советом попечителей, директора обмениваются мнениями и вместе обсуждают насущные проблемы. Каждая галерея имеет своего директора и свою собственную программу и действует автономно от остальных музеев. «Мы вместе, но каждый сам по себе». Тейт Модерн - один из новейших музеев в мире, ему всего четыре года, но это и часть галереи Тейт, которой уже 100 лет. Мы новорожденные, но у нас великое прошлое. С одной стороны, мы связаны с историей, с другой - мы обладаем свободой в формировании образа своего института.

Приз Тернера

Приз Тернера имеет отношение к британским художникам и к Британской Тейт. Существование этой премии основано на принципе разумного маркетинга и популяризации, что полностью себя оправдывает и создает аудиторию любителей современного искусства - ту аудиторию, о существовании которой раньше не подозревали. «Действительно, это привлекает внимание к искусству, порой даже по неожиданным причинам». Как приз по искусству, он был настолько успешным, что послужил образцом для всего мира.

Приобретения и благотворительность

В галерее не существует фиксированного бюджета на приобретение произведений искусства, есть только общий бюджет для Тейт коллекции, и ежегодно директор и попечители решают, сколько средств выделить на пополнение коллекции. Галерея и ее филиалы обращаются к общему фонду коллекции и берут произведения для показа. Конечно, есть общий договор координации, в составлении которого участвуют их кураторы, но окончательное решение о предоставлении произведений выносится директором Тейт коллекций. Пополнение коллекции происходит за счет благотворительных средств. Существует несколько комитетов, например Латиноамериканский комитет, Американский комитет, которые покупают произведения для галереи Тейт. Расходы музея на приобретения во многом зависят от посторонней помощи и благотворительных средств. В настоящее время ожидается новый закон, который сократит налоговые выплаты для благотворителей, делающих взносы или приобретающих произведения искусства для музеев. Это приведет к увеличению музейного бюджета, формируемого из благотворительных средств.

Спонсорство

Обычно музей ищет спонсоров, существует даже специальная служба, которая этим занимается. В этом смысле у галереи Тейт привилегированное положение. За последний год галерея имела хорошую посещаемость, и большое количество зрителей сделали ее одним из самых популярных музеев современного искусства в мире. По этой причине с нами сотрудничают крупные корпорации. Они обращаются в галерею, спрашивая: «Что бы мы могли сделать вместе с вами?». Надеюсь, что такое сотрудничество будет продолжаться и дальше. Конечно, спонсорство зависит от экономической ситуации: во времена кризиса оно исчезает, а когда в экономике все нормально, оно возвращается. В общем, желание любой компании сотрудничать с нами мы приветствуем, и это поддержано также государственным законодательством. Но есть некоторые ограничения, продиктованные этическими соображениями. Табачные компании, а также компании, занимающиеся вооружением, не могут стать спонсорами галереи Тейт.

Русские художники уже являются частью мировой истории

В галерее Тейт имеется коллекция произведений русских художников, но, к сожалению, она не так велика, как хотелось бы. Русское искусство было чрезвычайно важным для первой трети ХХ столетия, влияние супрематизма и конструктивизма ощутимо и по сей день. «Личности, подобные Лисицкому, Малевичу, Поповой, Розановой, продолжают оставаться очень значимыми фигурами и, без сомнения, составляют часть общего культурного движения, которое выйдет и за границы нашего столетия. На мой взгляд, эти художники уже являются частью мировой истории». По сей день остаются многие аспекты искусства того периода, которые требуют дальнейшего изучения и новой интерпретации. Нельзя сказать, что тема исчерпана, иначе не появлялись бы все новые и новые выставки. Что действительно ясно, так это то, что 1930-е гг., время сталинизма, стали своего рода черной дырой, временем общей депрессии. Художники должны были скрываться в своих мастерских, многие из них пропали в концентрационных лагерях. На протяжении долгого периода сдерживался выход творческой энергии. Мы на Западе были не очень осведомлены о том, что происходило в России на протяжении 19401950-х гг., хотя, как показала недавняя выставка в Берлине, предпринимаются попытки по-новому представить и интерпретировать этот период. В 1970-е гг. снова появилась возможность наладить связи с Россией. Тогда возник соц-арт, стали известны такие художники, как Э. Булатов и И. Кабаков. Снова, хотя и не так, как в начале ХХ века, русское искусство заняло передовые позиции. Сейчас ситуация нормализовалась, границы открылись, наладились культурные связи. В настоящее время наблюдается большой интерес к русскому искусству, и важно, что он не иссякает. До сегодняшнего дня культурный вектор был, скорее, направлен из России, чем в Россию, возможно, в скором времени этот баланс восстановится, и мы сможем сказать, что наконец-то все в норме».

Четыре миллиона посетителей! Подводные камни успеха

В прошлом году Тейт Модерн посетили четыре миллиона человек. Из них три с половиной миллиона посетили постоянную экспозицию и Турбинный зал, в которые вход свободный. Другое дело - платные выставки, их посмотрели немногим более полмиллиона посетителей. Публика, приходящая в Тейт, делится на две части. Одна приходит осмотреть Тейт как достопримечательность. Для них это примерно то же самое, как увидеть Эйфелеву башню, т.е. то, что нужно сделать обязательно, если вы находитесь в Лондоне, потому что это на слуху и вообще модно провести день в Тейт Модерн. Большинство аудитории - туристы, и британские, и иностранные. Но есть и другая часть аудитории - ценители прекрасного, которые приходят ради самого искусства. И совсем незначительная часть публики - посетители выставок, за вход на которые нужно платить. Еще есть так называемое «ядро» посетителей музея, которое состоит из членов общества друзей музея. Членство очень важно для галереи, потому что оно является показателем востребованности музея обществом. В обществе друзей Тейт состоят более чем 50 тысяч членов, которые платят взносы. Это очень хороший показатель, значит, галерею все время поддерживают больше 50 тысяч человек. Какие проблемы возникают в связи с массовым наплывом посетителей? Первая сложность - превратить случайного посетителя в постоянного. Это не легко, так как многие считают музей памятником искусства, который можно увидеть один раз и больше не возвращаться. Перед нами стоит задача донести до зрителя, что экспозиция меняется каждые три месяца, и если вы не посещаете галерею регулярно, то упускаете что-то важное. Вторая сложность - превратить обычных посетителей в посетителей платных выставок. Проблема в том, что два этажа музея плюс Турбинный зал являются бесплатными постоянными экспозициями. Осмотрев два этажа, люди, как правило, задумываются, а стоит ли еще идти и на платную выставку? Третья сложность - количество посетителей. Четыре миллиона - это все-таки много людей, залы переполнены, что очень мешает восприятию произведения наилучшим образом. «Это и есть подводные камни успеха». Должны быть предприняты меры к тому, чтобы число посетителей, приученных к познанию всего нового, не уменьшилось. Поэтому для предстоящих экспозиций планируется переработка оформления интерьеров, что бы люди могли получить максимум удовольствия от посещения музея.

Художественные движения и группа «Молодые британские художники»

Группа «Молодые британские художники» (YBA), которая включает таких мастеров, как Дамиан Херст, Сара Лукас, Трейси Эмин, появившихся в Лондоне в конце 1980-х гг., может считаться движением. Хотя появление этого объединения было тесно связано с позиционированием Британии как законодательницы мод, оно обуславливалось общей атмосферой разочарованности и изолированности от внешнего мира, царившей в творческой среде. «Можно много рассуждать на эту тему, но интересно, если бы Маргарет Тэтчер не существовало, объединились ли бы эти художники и действовали бы они подобным образом? Я также задаю себе вопрос, существовали бы они без панковского движения, которое также тесно связано со временем Тэтчер?». Более того, ясно ощущается гнев, которым проникнуто это движение, он выразился в британской культуре в послевоенное время, когда «рассерженные молодые люди» формировали театр и литературу того времени. Это второй или третий раз, когда в Британии происходит такого рода объединение, которое впоследствии занимает сильные позиции и агрессивно врывается в мир, говоря: «Мы здесь, мы существуем!». Но сейчас то, чего они достигли, уже не ново, и они больше не молоды. «Молодые британские художники» больше не заинтересованы, чтобы их воспринимали как группу, теперь они хотят быть увиденными как индивидуальности. Именно поэтому некоторым из них не понравилось, что Саатчи хотел выставить их в своей новой галерее в качестве хрестоматийного образца группы «Молодые британские художники». Конечно, между ними и до сих пор сохраняется самая тесная дружба и сотрудничество, доказательством чему является недавно открывшаяся выставка «In Da Garda da Vida» в Британской Тейт. И все сказали, что Лондон не был бы тем, чем он есть сейчас, без «Молодых британских художников».

Интервью взяла Франческа Пиовано

Иллюстрации
Галерея Тейт Модерн
Галерея Тейт Модерн
Висенте Тодоли
Висенте Тодоли
Висенте Тодоли
Висенте Тодоли
Турбинный зал
Турбинный зал
БИЛЛ ВИОЛА. Пять ангелов нового тысячелетия. Триптих: Рождение. Вознесение. Огонь. 2001
БИЛЛ ВИОЛА. Пять ангелов нового тысячелетия. Триптих: Рождение. Вознесение. Огонь. 2001
Видеоинсталляция
ЭНДРИАС ГУРСКИ. Чикаго, Торговый совет II. 1999
ЭНДРИАС ГУРСКИ. Чикаго, Торговый совет II. 1999
Компьютерная печать. 207×336
ДЕННИС ОППЕНХЕЙМ. Параллельный стресс. 1970
ДЕННИС ОППЕНХЕЙМ. Параллельный стресс. 1970
Фотография, коллаж, картон. 101×151,5. Изображение 102,3×152,4
ФРЭНК АУЭРБАХ. Рембо. 1975–1976
ФРЭНК АУЭРБАХ. Рембо. 1975–1976
Доска, масло. 107,9×107,9
ЛЮСИАН ФРЁЙД. Ли Баури. 1991
ЛЮСИАН ФРЁЙД. Ли Баури. 1991
Холст, масло. 200×251
ФРЭНК АУЭРБАХ. Происхождение Большой медведицы. 1967–1968
ФРЭНК АУЭРБАХ. Происхождение Большой медведицы. 1967–1968
Доска, масло. 114,6×140,2
2 СТЕНБЕРГ 2. Афиша к кинофильму Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». 1929
2 СТЕНБЕРГ 2. Афиша к кинофильму Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». 1929
ЭНДИ УОРХОЛ. Мэрилин Диптих. 1962
ЭНДИ УОРХОЛ. Мэрилин Диптих. 1962
Холст, акрил. 205,4×144,8
МАРК РОТКО. Черное на коричневом. 1958
МАРК РОТКО. Черное на коричневом. 1958
Холст, масло. 266,7×381,2
МАРК РОТКО. Светло-красный на черном. 1957
МАРК РОТКО. Светло-красный на черном. 1957
Холст, масло. 232,7×152,7

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play