ДВЕ СТОЛИЦЫ «РУССКОГО КАНАЛЕТТИ»

Светлана Усачева

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#3 2004 (04)

В ноябре 2004 года в Третьяковской галерее откроется выставка, посвященная 250-летию пейзажиста Федора Яковлевича Алексеева. В экспозиции будут представлены живописные и графические произведения из более чем десяти музейных собраний Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, а также из коллекций Волгоградского художественного музея и Национального художественного музея республики Беларусь.

Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794
Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794
Холст, масло. 70х108

Живописные виды городов сродни портретам. Города меняются, но их «портреты» хранят черты прежнего, навек ушедшего облика. Возможно, поэтому городские виды с течением времени становятся все более интересными не только для ценителей живописи, но и для всех любителей истории. «Портреты» Москвы, Петербурга и других российских городов создавал более двухсот лет назад Федор Яковлевич Алексеев (1753 или 1754-1824), один из первых русских пейзажистов. Представитель искусства XVIII века, Алексеев находился у истоков развития пейзажного жанра в отечественной живописи. Последователь венецианских мастеров театральной «перспективы» и станковой «ведуты», он отразил в своем творчестве сложение национальных особенностей русской школы пейзажа. Художник приобрел известность как автор видов российских столиц - Москвы и Петербурга, исполнитель копий с картин западноевропейских пейзажистов, глава мастерской и руководитель перспективного класса Академии художеств. Выставка должна как можно полнее представить тематическое разнообразие творчества Алексеева - сначала ученика, а затем выдающегося мастера и педагога.

Точная дата рождения Ф.Я. Алексеева неизвестна, но сведения, приведенные самим художником в послужном списке, дают основание считать, что он родился в 1754 году. Сын отставного солдата, Алексеев учился в Академии художеств в 1767-1773 годах и за год до ее окончания был определен в класс пейзажной живописи. Долгое время желание художника заниматься станковыми видами не совпадало с намерением Академии, стремившейся сделать из него театрального декоратора. С целью изучения искусства театральной перспективы Алексеев три года провел в Венеции. Однако главной школой для молодого живописца стало копирование городских «ведут» венецианских художников, прежде всего знаменитого А. Каналетто, произведения которого оказали наиболее важное влияние на творческую манеру пейзажиста.

С копий началась карьера Алексеева как художника-станковиста после возвращения из Италии. В 1780-е годы, работая декоратором в дирекции Императорских театров, он повторял картины А. Каналетто и его ученика Б. Беллотто в Эрмитаже по заказам императрицы Екатерины II. Вероятно, в это же время Алексеев копировал пейзажи известного немецкого художника XVIII века - Я.-Ф. Хаккерта.

Уменьшенные повторения огромных полотен характеризуют Алексеева как талантливого живописца, тонко чувствующего декоративные и образные возможности колорита, его самостоятельное значение. Так, суховатая графичность и холодная колористическая гамма картины Беллотто «Вид Цвингера в Дрездене» сменилась у Алексеева мягкостью и теплотой красочных оттенков, благодаря чему копия выглядит романтичной стилизацией трезвой и объективной манеры итальянского пейзажиста. Не случайно его называли «русским Каналетти», а императрица «находила великое удовольствие», рассматривая работы Алексеева, и оценивала их весьма высоко.

В начале 1790-х годов в творчестве Алексеева возникла первая оригинальная пейзажная тема, определившая его дальнейшую творческую судьбу - тема Петербурга. Петербург рос на глазах Алексеева. Передавая облик молодой столицы, пейзажист использовал накопленный опыт театрального декоратора и копииста и сумел создать самобытный художественный образ. Не будучи открывателем темы северной столицы в русском искусстве, он нашел наиболее гармоничное ее решение, не утратившее своего обаяния и поныне. Возвышенность и мягкую лиричность облика города художник передал в видах Петербурга, исполненных в 1790-х годах. За один из них, «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», Алексеев был удостоен звания академика перспективной живописи.

Современники высоко ценили в работах Алексеева умение избрать «счастливую» точку зрения на изображаемый вид. Создавая петербургские пейзажи, художник использовал уникальную особенность архитектурного облика города, красота которого, по выражению одного из историков искусства, была «запроектирована». Единство архитектурного силуэта с воздушным и водным пространством явилось в картинах емким художественным выражением новых градостроительных идей, воплощенных в северной столице России.

Гармония пейзажных образов, созданных Алексеевым, не исчерпывается избранием «счастливых пунктов» обзора. Она рождается также благодаря светоносности мягких, голубовато-серых тонов воды и неба, усиленной контрастом с насыщенной теплой гаммой в изображении земли первого плана. В видах Петербурга угадывается влияние Каналетто, но золотистое сияние венецианских видов сменилось в них серебристым мерцанием, напоминающим «прозрачный сумрак, блеск безлунный» северных летних ночей. Идеальное композиционное равновесие и живописная легкость создают образ города-мечты. Такое впечатление производил реальный Петербург на многих путешественников - современников художника. При всей достоверности изображения лишены обыденности, повседневной суеты. Тихие воды реки, медленно движущиеся по ней суда, малочисленные, почти неподвижные фигурки людей на берегу и плавное движение весла лодочника, похожего на венецианского гондольера, - все подчеркивает волшебную красоту «парадного фасада» города, главным «проспектом» которого стала Нева.

В более поздних изображениях северной столицы художник обратил особое внимание на монументальные сооружения, украсившие город в начале XIX века, такие, как новые здания Биржи и Адмиралтейства. Гораздо насыщеннее и разнообразнее стал стаффаж: выразительно показаны повседневные и праздничные события в жизни горожан. В «Виде на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» точка зрения, избранная художником, объединила пространство стрелки Васильевского острова и панораму набережных. Город полон движения: фигурки людей уже не статичны, перед Биржей движутся экипажи, а около Невы собралась толпа - вероятно, в гавани перед зданием Адмиралтейства, где над стоящим на стапелях кораблем развеваются флаги, происходит какое-то торжественное событие.

Петербургские виды Алексеев «снимал» на протяжении почти трех десятилетий. Практически каждый из них известен в нескольких живописных вариантах. Исполняя картины по заказам Двора и частных коллекционеров, художник, возможно, прибегал к помощи учеников Академии художеств, где с 1803 года он возглавлял класс перспективной живописи. Однако деятельность Алексеева как руководителя собственной мастерской, скорее, связана со второй важнейшей темой его творчества - темой Москвы.

В Москве Алексеев находился в 1801-1802 годах в сопровождении воспитанников Академии И.В. Мошкова и А.М. Кунавина. За этот краткий срок с их помощью художник создал уникальную серию акварельных рисунков, которая составила так называемый портфель московских видов. После смерти Алексеева его вдова передала портфель, содержавший 58 видов Москвы и ее окрестностей, в Эрмитаж. Впоследствии серия разошлась по нескольким музейным собраниям Москвы и Петербурга. Впервые, как единое целое, она будет собрана на юбилейной выставке художника.

Связанные цельностью замысла, эскизы воссоздают образ старой, допожарной Москвы. Многие архитектурные сооружения и виды, запечатленные на московских акварелях, погибли во время нашествия Наполеона в 1812 году. Поэтому московские пейзажи очень скоро приобрели ценность исторических свидетельств. Акварели послужили основой для картин, написанных Алексеевым и его мастерской на протяжении 1800-1810-х годов. Большинство полотен представляют виды внутри Кремля и вокруг него. Благодаря Алексееву и его ученикам, современные зрители могут полюбоваться «перспективой» Красной площади с собором Василия Блаженного, увидеть древние стены и башни Кремля, Воскресенские ворота, давно исчезнувшие Старые торговые ряды, здание Главной аптеки, в котором размещался Московский университет, заглянуть на Соборную и Ивановскую площади, «погулять» по Боярской площадке старого Кремлевского дворца.

Древняя русская столица поразила Алексеева средневековыми «готическими» сооружениями, непривычными для художника, воспитанного на архитектуре современной ему эпохи классицизма. Причудливые формы, яркие краски давали простор его воображению декоратора. Особенности архитектуры определили характер пространства московских видов, в нем ощущается явное родство с театральной сценой, которую обрамляют великолепные соборы, терема и дворцы. Театрализованными выглядят сами сооружения, в изображении их деталей художник иногда пренебрегал документальной точностью, чтобы добиться праздничного декоративного эффекта.

«Разнообразной и живой, // Она пленяет пестротой...», - писал о первопрестольной столице А.С. Пушкин. Алексееву удалось передать эту неповторимую особенность города. Москва, оплот патриархальных обычаев и нравов, привлекает в картинах Алексеева не только колоритом седой старины, но и выразительными приметами современной ему эпохи. Картина «Красная площадь в Москве», исполненная Алексеевым еще во время пребывания в древней столице, полна впечатлений о повседневных занятиях москвичей. Разнообразные костюмы, шумная торговля в лавках около древних кремлевских стен, движущиеся экипажи - каждая сценка заслуживает пристального внимания. «Какие воспоминания для московского жителя!» - писал о видах Москвы поэт К.Н. Батюшков.

Умение наполнить архитектурный пейзаж подлинной жизнью, передать ощущение своего времени и связь с отечественной историей - благодаря этим свойствам произведения Алексеева пользуются неизменным признанием. Одновременный показ на выставке графических эскизов и живописных картин предоставит ее посетителям уникальную возможность проследить этапы работы мастера и его учеников от первоначальных натурных впечатлений до создания законченных видов. В экспозиции также будут показаны акварельные копии с картин Алексеева, исполненные учениками пейзажного класса Академии художеств, и воспроизведения наиболее известных видов мастера в печатной графике и на предметах декоративно-прикладного искусства.

Иллюстрации
Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. Фрагмент
Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. Фрагмент
Красная площадь в Москве. Фрагмент
Красная площадь в Москве. Фрагмент
Красная площадь в Москве. 1801
Красная площадь в Москве. 1801
Холст, масло. 81,3х110,5
Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве. 1811
Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве. 1811
Холст, масло. 78х110,5
Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве. Фрагмент
Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве. Фрагмент
Копия с картины А. Каналетто «Внутренность двора с садом. Лоджия в Венеции»
Копия с картины А. Каналетто «Внутренность двора с садом. Лоджия в Венеции»
Холст, масло. 74,5х46,4
Копия с картины Я.-Ф. Хаккерта «Вид Катании и Этны»
Копия с картины Я.-Ф. Хаккерта «Вид Катании и Этны»
Холст, масло. 59,8х85,5
Копия с картины Б. Беллотто «Вид Цвингера в Дрездене»
Копия с картины Б. Беллотто «Вид Цвингера в Дрездене»
Холст, масло. 48,4х64,8
Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости. 1810
Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости. 1810
Холст, масло. 62х101
Соборная площадь в Московском Кремле. Фрагмент
Соборная площадь в Московском Кремле. Фрагмент
Соборная площадь в Московском Кремле
Соборная площадь в Московском Кремле
Холст, масло. 81,7х112

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play