«...Искусство умереть не может...»*
* Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 28 т. Т. IV. Письма. М.; Л., 1969. С. 360.
Орловский литературный музей Ивана Сергеевича Тургенева был открыт в ноябре 1918 года в ознаменование 100-летнего юбилея со дня рождения писателя. Ныне в музее, расположившемся в особняке XIX века, в квартале от места, где родился гениальный художник слова, развернута экспозиция «И.С. Тургенев. Жизнь для искусства». Понятно, что заявленная тема потребовала насыщения музейного пространства произведениями изобразительного искусства, имеющими отношение к жизни и творчеству писателя. О них и пойдет речь.
К.Е. МАКОВСКИЙ. Портрет И.С. Тургенева. 1871
Холст, масло
Потрясение от созерцания художественных сокровищ Италии, испытанное Иваном Сергеевичем Тургеневым во время путешествия 1840 года за границу, думается, было подготовлено впечатлениями раннего детства. Тогда мальчика поразили портреты, которые подобно шпалерам покрывали стены «столовой-портретной» в дедовском доме в Спасском. Кажется, они неотразимо запечатлелись в памяти Тургенева-ребенка и остались в ней на всю жизнь. Недаром с них он начинает свой путь писателя-прозаика (рассказ «Три портрета», 1846), ими же он завершает этот путь (рассказ «Старые портреты», 1881). Из воспоминаний Полонских[1] известно, что во время последнего пребывания Тургенева в Спасском, когда со стен стали падать портреты предков, писатель счел это предзнаменованием своей кончины - он будто незримыми нитями был связан с этими безмолвными стражами родного гнезда...
Вот почему экспозиция начинается уже в фойе музея галереей портретов земляков писателя, известных и забытых, здесь же портреты отца и сына Тургеневых, Сергея Николаевича (1793-1834) и Ивана Сергеевича (1818-1883), чьи славные имена навсегда вписаны в историю города Орла.
Портретная галерея продолжается в 1-м зале экспозиции. Ее украшением стали полотна знаменитого Ф.С. Рокотова: портреты Петра Петровича Озерова (1774), Сергея Петровича Озерова (1775), Якова Васильевича Худякова (до 1772). Тургеневеды давно спорят о том, действительно ли эти портреты некогда находились в лутовиновской портретной галерее в Спасском? Ведь они поступили в музей от потомков Тургенева - Галаховых, между тем их нет ни в известной книге Жюля Мурье (1899)[2], ни в «Каталоге выставки в память И.С. Тургенева.» 1909 года[3]. Но что это доказывает? Портреты могли быть изъяты из дома кем-то из родственников писателя еще до того, как там появились биографы Тургенева. И где в конце концов оказались портреты, представленные в упомянутых источниках? Известный биограф И.С. Тургенева Н.М. Чернов верил, что портреты братьев Лутовиновых, супругов Сергеевых, четы Новосильцевых могут отыскаться в одном из провинциальных музеев, стоит приложить усилия для их поисков. Вопрос о принадлежности портретов работы Рокотова тургеневскому собранию в Спасском ученый считал открытым. Как бы то ни было, портреты кисти знаменитого мастера замечательно представляют «столетье безумно и мудро», неизменно вызывавшее интерес и восхищение Тургенева-художника.
Под портретами братьев Озеровых внимание привлекает небольшой акварельный портрет семилетнего Тургенева. При всей парадности изображения приковывает внимание недетская серьезность глаз смуглого большеголового мальчугана. Автор портрета неизвестен. Может, им был крепостной живописец Николай Федосеевич Градов, что учился у Дж.Б. Скотти и в молодости расписывал плафоны Большого театра, а в Спасском выполнял живописные (и малярные) работы по распоряжению матери писателя. Не он ли автор портретных зарисовок на форзацах журнала «Городская и деревенская библиотека»[4], сохранившегося в книжном собрании Тургенева? Стройный всадник верхом, и тот же всадник на вздыбленном коне, и еще импозантный мужчина в статском платье с книгой в руках... Эти рисунки, полагаем, запечатлели отца писателя, великолепного наездника. Копию одного из рисунков можно видеть в экспозиции первого раздела.
Вполне вероятно, что тот же художник впервые вложил в руки маленького Ивана Тургенева карандаш. Это будут еще неумелые зарисовки[5] окружающей жизни: домик, гусь, вытянувший шею, большая собака. В экспозиции 2-го зала музея представлены уже более зрелые работы Тургенева времени его пребывания в Берлинском университете. Видно, что рука художника приобрела уверенность, глаз - наблюдательность. Разглядывая рисунки Ивана Сергеевича на листах его студенческих конспектов (многие из них хранятся в фондах музея), отмечаем их поразительное сходство с персонами - профессорами Берлинского университета Карлом Риттером и Августом Бёком, что свидетельствует об умении художника схватывать характерные черты модели. Правда, портреты слегка шаржированы: простоватый, задорный образ знаменитого путешественника и блестящего оратора Риттера, преподававшего географию и умевшего зажечь в сердцах юных слушателей жажду странствий; подчеркнуто скульптурный профиль филолога-эллиниста Бёка, как бы намекающий на принадлежность профессора к культуре древних греков и римлян, чье искусство навсегда останется для Тургенева образцом совершенства и чувства меры. Подобные зарисовки можно видеть на полях многих писем и произведений Тургенева. Кажется, что однажды явившийся писателю образ обретал словесную плоть только после того, как воплощался в рисунке. Такие эскизы, встречающиеся в книгах и рукописях Тургенева, дают ключ к пониманию его особенной творческой манеры.
Следующий раздел экспозиции «Россия и русские. В мастерской художника», посвященный «Запискам охотника», подчеркивает значение знаменитого цикла рассказов, ставшего блистательным взлетом Тургенева - художника и гражданина. В витринах размещены факсимиле рукописей рассказов с «программами» всего цикла и многочисленными рисунками и маргиналиями автора на полях. Зарисовки свидетельствуют о том, что в центре внимания писателя простые русские люди, мир, поражающий своей самобытностью и разнообразием.
Внимательными читателями и интерпретаторами «Записок охотника» выступили в последние десятилетия XIX века иллюстраторы Тургенева: Е.М. Бём, П.П. Соколов, В.К. Заль, К.В. Лебедев, В.В. Пукирев. Коллекция их работ (по большей части литографий) составила основу экспозиции этого раздела. Следует обратить внимание на то, что художники в своих работах сосредоточены на фигурах главных персонажей рассказов, воссоздавая их черты во всех подробностях.
Научный сотрудник музея А.Н. Бабенкова, посвятившая специальную работу изучению иллюстраций «Записок охотника», выполненных Клавдием Васильевичем Лебедевым[6], отмечает стремление художника акцентировать социальную составляющую рассказов, их антикрепостнический пафос: он последовательно противопоставляет помещика-барина и крепостного крестьянина, не скрывая своего сочувствия последнему. Наиболее репрезентативна в этом смысле иллюстрация к рассказу «Бурмистр» (1884). Вышедший из низов художник сам испытал ранящее человеческое достоинство неравенство; ему особенно близки были тургеневские крестьяне. Неизвестно, встречался ли Лебедев с автором «Записок охотника», однако можно предположить, что, работая в конце 70-х годов в Ельце над росписью Успенского храма, он мог посетить Спасское, еще при жизни писателя ставшее местом притяжения почитателей его творчества.
Иллюстраторы «Записок охотника» как будто избегали тургеневских пейзажей, равных которым, по словам Л.Н. Толстого, «нет ни в одной литературе мира». Взлет русского пейзажа, его мастеров, способных принять вызов, брошенный волшебным пером Тургенева, был впереди.
В верхнем ярусе «мастерской художника» размещены полотна неизвестных авторов XIX века - пейзажи серединной России в разное время года. Картина художника А.С. Королькова «Отдых в пути» (вторая половина XIX века) представляет тургеневских персонажей на фоне вечернего леса: крестьянский мальчик, утомленный дорогой, заснул; задумавшийся о чем-то старик охраняет его сон... Картина напомнит посетителю о главной теме «Записок охотника» - теме дороги, объединяющей всех героев Тургенева.
Уже при жизни Ивана Сергеевича появились художники, способные передать на полотне красоту его литературных пейзажей, к которым поистине применимы слова Н.А. Бердяева, что они являются «отблеском рая на земле». Эстетические взгляды В.Д. Поленова, как отметил Ю.П. Пищулин[7], формировались под влиянием Тургенева. Думается, одним из близких Тургеневу пейзажистов был Алексей Болеславович Скиргелло (1860-?). Это имя удалось, без преувеличения, вырвать из забвения Е.Г. Мельник[8]. Живописные полотна художника второй половины XIX века А.Б. Скиргелло «Утро» и «Уголок парка» погружают посетителя в атмосферу 4-го раздела экспозиции - «В дворянском гнезде. Театр Тургенева».
В центре зала - сцена с инсталляцией: персонажи пьесы Тургенева «Месяц в деревне» в интерьере дворянского дома. На безмятежном фоне среднерусского пейзажа разыгрывается любовная драма тургеневских героев и... самого автора.
Следующий содержательно насыщенный раздел экспозиции связан с романом Тургенева «Отцы и дети». В самой организации экспозиционного пространства этого зала выражена попытка представить нарастание борьбы, охватившей российское общество в эпоху реформ, кризис традиционных ценностей и противостояние поколений. Своего рода эмблемой темы стали два портрета, расположенные vis-a-vis: знаменитый портрет Тургенева работы К.Е. Маковского (1871) и превосходный двойной портрет юных братьев А. и В. Жемчужниковых (конец 1830-х) кисти неизвестного художника.
Означенная тема «прописана» в других подразделах зала: в шарже из сатирического журнала «Оса»[9] с изображением яростной атаки «отцов» и «детей» на автора злополучного романа; в рисунке из «орловского альбома»[10], запечатлевшем сражение орловских «прогрессистов» и консерваторов; в портретах прообразов героев романов «Отцы и дети», «Дым» и «Новь». Очевидно символичны и предметы, отразившие ценности поколений: рядом с портретом Тургенева - книги его библиотеки, слепок головы Афродиты (IV века до н.э.); на стороне «детей» - препарат лягушки, микроскоп, хирургические инструменты, энтомологическая коллекция. Так, вслед за автором эпохальных романов музейными средствами в экспозиции воссоздан «сам пульс и давление времени» великих реформ в России.
В центре обозрения следующего зала («Жизнь для искусства») - парижские мемории: письменный стол и кресло Тургенева из его парижской квартиры на улице Дуэ. За этим столом писатель работал до последних дней, писал «Стихотворения в прозе», в том числе знаменитый «Русский язык», повесть «Клара Милич» - о любви, которая сильнее смерти.
На столе латунная чернильница из Спасского в виде головки египетской девушки. Рядом старинная шкатулка, по преданию принадлежавшая матери писателя. Тургенев привозил в свою парижскую квартиру из Спасского семейные реликвии. Упоминание о них находим в недавно опубликованной описи парижской квартиры писателя[11].
В этом разделе сделан акцент на художественных интересах Тургенева, окружавшего себя произведениями искусства, считавшего искусство естественной потребностью человека.
Как известно, в Париже у него сложилась превосходная коллекция живописи: его любимых голландцев, художников Барбизонской школы, русских художников, работавших в Париже. Свое увлечение Тургенев называл «картиноманией». Семейство г-жи Полины Виардо, знаменитой певицы и вдохновительницы русского писателя, разделяло его интересы. Без претензии на воссоздание коллекции писателя экспозиция этого зала наполнена произведениями живописи и графики близких Тургеневу художников: Н.Д. Дмитриева-Оренбургского, В.Ф. Аммона, П.В. Жуковского. Над всем царит прекрасный лик Тургенева: бюст писателя работы М.М. Антокольского (1880) - образ, исполненный благородной красоты и благоволения... Он как бы приглашает посетителей войти в следующую «парадную залу», где в центре задрапированной стены выделяются оксфордские реликвии - мантия и шапочка писателя - почетного доктора гражданского права Оксфордского университета. Тургенев был первым писателем в мире, удостоенным этого звания в 1879 году за литературные труды, что сегодня соответствует Нобелевской премии.
Всемирная слава пришла к Тургеневу, когда он был в расцвете творческих сил: он был «читан на всех <...> языках, как Байрон, Шиллер, Гете, как Дант, как Шекспир и Диккенс», - писал художник А.П. Боголюбов[12]. Неутомимый пропагандист отечественной классики, он снискал титул «посланника от русской литературы в Европе». Собеседник Мериме и Флобера, Диккенса и Дж. Элиота, он пленил европейцев своим даром художника. Его именовали «королем новеллы», «романистом романистов», «величайшим поэтом со времен Гомера». Он был новатором, чутким к художественным исканиям времени. В своем творчестве он тяготел к некому синтезу искусств. Возможно, поначалу повергшие его в недоумение полотна прерафаэлитов побудили его к созданию фантастической «Песни торжествующей любви» - «итальянского пастиччо» рукописи XVI века. В экспозиции 7-го зала представлены несколько литографий с полотен Д.Г. Россетти, виднейшего представителя прерафаэлитов, на сюжеты «Божественной комедии» Данте и трагедии Шекспира «Гамлет».
«Душа его не была душой отдельной личности <. >, то была некоторым образом совесть целого народа»,[13] - писал о Тургеневе Э. Ренан. Уход писателя из жизни был актом мужества - среди смертных страданий он оставался на своем посту. Он продолжал работать даже тогда, когда рука уже не могла держать перо, пока сознание не оставило его. Скульптурный ряд экспозиции в последнем, 8-м ее разделе завершают бюсты атлета и страдающего героя (слепки с работ античных скульпторов IV века до н.э.). Представленные рядом со скорбными мемориями (посмертная маска и слепок с руки почившего) свидетельства благодарной любви к писателю его современников и поколений потомков говорят о преодолении смерти, о чем Тургенев писал еще в начале 1860-х годов: «.Искусство умереть не может - и посильное служение ему будет всегда тесно соединять людей»[14]. Этому завету музей Тургенева стремится следовать на протяжении всей своей столетней истории.
- Никифоров К.А. Страница из эпилога // Орловский вестник. 24 октября 1918. №247.
- Мурье Ж. Тургенев в Спасском. СПб., 1899. С. 117-118.
- Каталог выставки в память И.С. Тургенева в Императорской Академии Наук. СПб., 1909. 2-е изд. С. VII, 88.
- Городская и деревенская библиотека. М., 1783. Ч. VI.
- С кратким обзором этих рисунков, встречающихся на форзацах книг детского чтения будущего писателя, можно познакомиться в сборнике «Тургеневские чтения» (2022), изданном Тульским литературно-мемориальным и природным заповедником «Бежин Луг».
- Бабенкова А.Н. Клавдий Васильевич Лебедев - иллюстратор «Записок охотника» И.С. Тургенева // Тургеневский ежегодник. 2018-2019 гг. Орел, 2019. С. 65-71.
- Пищулин Ю.П. Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. М., 1988. С. 120.
- МельникЕ.Г. Работы А. Скиргелло в собрании музея И.С. Тургенева // Открываем коллекции. Саратов, 2017. С. 12-16.
- «Отцы и дети»: шарж Н.В. Иевлева // «Оса». 1863. №7. С. 4.
- Мельник Е.Г. Загадка одного вензеля // Тургеневский ежегодник 2004 года. Орел, 2006. С. 155-167.
- Опись, составленная после смерти г-на Ивана Тургенева, 28 сентября 1883 г // Париж-Москва. Столетие сотрудничества (1819-1925). Париж, [б. д.] С. 38-46.
- Цит. по: И.С. Тургенев в воспоминаниях современников. М., 1988. С. 5.
- См.: Иностранная критика о Тургеневе. СПб., [1908]. 2-е изд. С. 9.
- Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 28 т. Т. IV. Письма. М.; Л., 1969. С. 360.
Холст, масло
Холст, масло
Холст, масло
Бумага, акварель
Холст, масло
Бумага, карандаш
Бумага, карандаш
Литография
Холст, масло
Холст, масло
Бюст. Терракота
Холст, масло
Памятник установлен в 1968 году на «Тургеневском бережке» в городе Орле.
Фото: А. Бабенкова, 2023