Академия художеств СССР. 5 августа 1947 года – 25 мая 1992 года
Императорская Академия художеств была упразднена по декрету Совнаркома от 12 апреля 1918 года за подписью И.В. Сталина. Академическое сообщество было распущено, но показательно то, что Россию покинуло лишь несколько академиков, закончивших свои годы в Париже и Риме, Польше и Латвии. Среди продолживших трудиться на пользу русского искусства на родине можно назвать таких художников, как А.Е. Архипов, Л.Н. Бенуа, Н.П. Богданов-Бельский, И.И. Бродский, В.К. Бялыницкий-Бируля, А.М. Васнецов, А.Я. Головин, И.Э. Грабарь, И.В. Жолтовский, Д.Н. Кардовский, Н.А. Касаткин, С.Т. Коненков, И.С. Куликов, Б.М. Кустодиев, С.В. Малютин, М.В. Нестеров, И.С. Остроухов, М.Т. Преображенский, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих, Н.С. Самокиш, В.А. Щуко, А.В. Щусев, И.А. Фомин и другие. Многие из них за творческие успехи получили звания народных или заслуженных художников, архитекторов, звания заслуженных деятелей искусства, стали лауреатами Сталинских премий, были награждены орденами. Однако, несмотря на эти почести, они всегда гордились званиями академиков, полученными от Императорской Академии художеств, ставя их выше многих заслуженных наград.
Виктор Иванович ИВАНОВ. В кафе «Греко»
(Г. Коржев, П. Оссовский, Е. Зверьков, Д. Жилинский, В. Иванов в Риме в 1973 году). 1974
Холст, масло. 185 × 205
© Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Полностью структура Академии художеств была воссоздана постановлением Совета министров СССР от 5 августа 1947 года за подписью его председателя И.В. Сталина.
Для Президиума было предоставлено в Москве здание по адресу Кропоткинская улица (ныне Пречистенка), 21, имевшее богатую историю1. Оно включено в Городской реестр недвижимого культурного наследия города Москвы постановлением Совета министров РСФСР от 22 мая 1948 года за №513 как памятник государственного федерального значения.
В принятом «Уставе Ордена Ленина Академии Художеств Союза Советских Социалистических Республик» были определены ее основные задачи.
По Уставу в академическое собрание вошли 45 действительных членов и 25 членов-корреспондентов, распределенных в соответствии со своей творческой специальностью по отделениям искусства.
Первым президентом Академии художеств СССР был избран (назначен) Александр Михайлович Герасимов (с 1947 по 1957). Затем пост президента занимали Борис Владимирович Иогансон (с 1957 по 1962), Владимир Александрович Серов (с 1962 по 1968), Николай Васильевич Томский (с 1968 по 1983), Борис Сергеевич Угаров (с 1983 по 1991), Николай Афанасьевич Пономарев (с 1991 по 1997).
А.М. Герасимов (1881–1963) обучался живописи в 1903–1915 годах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К.А. Коровина, А.Е. Архипова, В.А. Серова, Н.А. Касаткина.
Сергей Васильевич ГЕРАСИМОВ. Колхозный праздник. 1937
Холст, масло. 234 × 372. © ГТГ
Талантливый художник создал ряд значительных живописных работ в разных жанрах: портреты, пейзажи и натюрморты. Благодаря многофигурным парадным композициям, картинам на историко-революционные темы и портретам вождей он приобрел статус официального государственного живописца, сделался любимым портретистом Сталина. Портреты вождя еще при его жизни считались каноническими, а картина «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов на прогулке в Кремле» (1938, ГТГ) широко тиражировалась.
Творчество А.М. Герасимова явилось зримым воплощением требований, предъявляемых большевистской идеологией к искусству, наглядным образцом социалистического реализма в живописи, притом что с профессиональной точки зрения он обладал высокими качествами и портретиста, и колориста; Герасимов получил звание народного художника СССР и был лауреатом четырех Государственных премий СССР.
Как президент Академии художеств А.М. Герасимов активно проводил политику коммунистической партии, направленную на утверждение соцреализма. Тем не менее в состав Академии в это время входили выдающиеся мастера, чье творчество порой отклонялось от пропагандируемых истин: достаточно назвать живописцев А.А. Пластова и С.А. Чуйкова, А.А. Дейнеку и Ю.И. Пименова, П.Д. Корина и М. Сарьяна, графиков Д.А. Шмаринова, Е.А. Кибрика, В.А. Фаворского, скульпторов В.И. Мухину, Я.И. Николадзе, театрального художника Ф.Ф. Федоровского и других.
Александр Александрович ДЕЙНЕКА. Улица в Риме. 1935
Холст, масло. 186,5 × 196,5. © ГТГ
В этот начальный период определились основы структуры Академии художеств, сохраняющиеся до сих пор, хотя и в несколько реформированном виде: Президиум с подчиненными ему отделениями по видам изобразительного искусства, академический Научно-исследовательский институт.
Развернулась педагогическая, научная, издательская, выставочная, международная деятельность. Наступившая во второй половине 1950-х годов оттепель, то есть период относительной либерализации художественной жизни СССР, привела к критике консервативных тенденций Академии художеств и к переменам в ее деятельности и позиции по многим вопросам развития отечественного искусства.
Особенно остро эти противоречия проявились в 1957 году на Первом съезде Союза художников СССР, после чего президентом Академии стал Борис Владимирович Иогансон (1893–1973), известный живописец, автор популярных картин на историко-революционные темы и полотен с сюжетами из современной жизни. Б.В. Иогансон, народный художник СССР, лауреат двух Государственных премий СССР, удостоенный звания Героя Социалистического Труда, придерживался более широких представлений о развитии советского искусства, чем его предшественник. Он устранил крайности художественной политики, но многих изменений произвести не мог, так как пробыл на посту президента недолго, до 1962 года.
При нем в 1961 году в Академии художеств было создано новое отделение – декоративно-прикладного искусства.
После посещения в 1962 году Первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым выставки «30 лет МОСХа» в Манеже и последовавшей затем критики художников, отступивших от партийных догм, веяния оттепели значительно ослабели. Президентом Академии художеств был назначен живописец Владимир Александрович Серов (1910–1968), убежденный сторонник концепции соцреализма. Его живописное творчество развивалось в русле официального искусства, основные картины иллюстрировали историю КПСС. В.А. Серов получил звание народного художника СССР и стал лауреатом двух Государственных премий СССР.
Если в первые годы существования Академии художеств СССР на должность президента выдвигались художники, обладавшие (при всей их верности коммунистическим идеалам) высоким профессионализмом и талантом, то постепенно при выборе в первую очередь учитывались имеющиеся заслуги в области общественной и политической жизни.
В 1950–1960-х годах во всех видах художественного творчества активную позицию заняла талантливая молодежь, сознание которой сформировалось в период оттепели. Это новое поколение во многом определило не только новый этап, но и будущее отечественного искусства.
В изобразительном искусстве появились новые имена: живописцы Г.М. Коржев, В.И. Иванов, П.П. Оссовский, братья С.П. и А.П. Ткачевы, Д.Д. Жилинский, Т.Т. Салахов, И. Заринь, М.А. Савицкий, И.П. Обросов, В.Ф. Стожаров, А.В. Васнецов, П.Ф. Никонов, Н.И. Андронов, братья А.А. и П.А. Смолины; графики И.В. Голицын, Г.П. Захаров, Ф.Д. Константинов; скульпторы Э.И. Неизвестный, А.Г. Пологова, А.Н. Бурганов и другие – они пополнили ряды академического сообщества.
В.А. Серов, не разделяя новых взглядов, тем не менее стремился укрепить систему художественного образования, расширить влияние Академии. Больше внимания стало уделяться художественной деятельности в союзных республиках.
Партия большевиков уделяла особое внимание развитию национальных кадров во всех областях народного хозяйства. Президиум Академии художеств СССР, следуя политике партии, постоянно проводил различные мероприятия в поддержку деятелей искусства союзных республик, устраивая выставки и конференции, выезжая на места.
Хотя деления по национальному признаку не было и большая часть академиков проживала в РСФСР, многие являлись представителями других союзных республик, к примеру, Азербайджана – 5, Армении – 7, Белоруссии – 4, Грузии – 9, Казахстана – 3, Киргизии – 2, Латвии – 6, Литвы – 6, Молдавии – 3, Туркмении – 2, Узбекистана – 4, Украины – 14, Эстонии – 2. Некоторые из них стали президентами академий художеств своих республик. Однако главенствующая роль Академии художеств СССР всегда сохранялась как со стороны методологической организации учебного процесса, так и с точки зрения идеологического подхода к художественному творчеству в целом.
Пришедший после В.А. Серова к руководству Академией скульптор Николай Васильевич Томский (1900–1984) был убежденным реалистом, но человеком талантливым и обладавшим широким взглядом на искусство. Н.В. Томский, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии и шести Государственных премий СССР, Герой Социалистического Труда, прославился памятниками С.М. Кирову, В.И. Ленину и историческим деятелям России – П.С. Нахимову, М.И. Кутузову и другим.
При нем Академия пополнилась талантливыми мастерами, в том числе из молодого поколения и из союзных республик. Систематически устраивались выставки дипломных работ подведомственных Академии художественных вузов. В 1979 году создается отделение архитектуры, и в ее состав вошли ведущие архитекторы страны.
Расширилась международная деятельность Академии. Были заключены соглашения о сотрудничестве с зарубежными академиями художеств – Франции, Италии, ГДР; налажен обмен студентами для летней практики с Академией искусств ГДР. Почетными членами впервые были избраны выдающиеся деятели зарубежного искусства, среди них Х. Бидструп, Ж. Эффель, В. Клемке, Р. Гуттузо, Р. Кент, Дж. Манцу, Ф. Кремер, М. Тосико, О. Нимейер, С. Рерих, А. Текле, Э. Уайес, Д. Узунов, А. д’Отрив, К. Бернар, К. Баба и другие. Художники-академики, в том числе и иностранные, неоднократно дарили свои произведения Академии художеств. Вице-президент В.С. Кеменов передавал работы в музеи, причем не на временное хранение, а как дары. Так ГМИИ имени А.С. Пушкина получил работы Ренато Гуттузо, Джакомо Манцу, Вернера Клемке, Государственный музей Востока – картины китайских мастеров.
По приглашению Академии почетные ее члены (так же как и другие выдающиеся художники из стран социалистического лагеря) приезжали в СССР, посещали Москву, Ленинград, другие города Советского Союза. Тонкие знатоки искусства, люди, много повидавшие в жизни, они увлеченно рассматривали достопримечательности, особенно восхищаясь архитектурой в русском стиле, и музеи, прежде всего знаменитое собрание произведений импрессионистов в ГМИИ имени А.С. Пушкина. С большим почетом был принят в Академии русский и индийский художник Святослав Рерих, сын знаменитого Николая Константиновича Рериха, академика еще Императорской Академии художеств.
Среди известных зарубежных мастеров, приглашенных Академией, был эфиопский художник Афеворк Текле, создавший герб и флаг своей страны, любимец императора Хайле Селассие I.
В 1982 году в России торжественно отмечалось 225-летие Академии художеств. Состоялась большая ретроспективная выставка и был выпущен двухтомный каталог, в котором впервые декларировалась преемственность Академии художеств СССР и Императорской Академии художеств.
В 1983 году президентом Академии художеств СССР был избран петербургский живописец Борис Сергеевич Угаров (1922–1991), ректор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР, Б.С. Угаров писал в основном картины на темы революции и Великой Отечественной войны, а также портреты и пейзажи.
На период его президентства пришлись большие изменения в общественной жизни нашей страны – начало перестройки. Б.С. Угаров принял перестройку и пытался
ответить на нее утверждением более широких художественных позиций Академии.
В 1988 году было создано новое отделение – искусствоведения и художественной критики, объединившее искусствоведов, входивших в Академию, и пополненное новыми силами. Б.С. Угаров стремился повысить их роль в творческой жизни Академии. В том же году открылось отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока; стало уделяться больше внимания регионам России; в 1990 году было сформировано также отделение дизайна.
В 1991 году президентом Академии избрали известного графика Николая Афанасьевича Пономарева (1918–1997), народного художника СССР, председателя Правления Союза художников СССР (1973–1988), лауреата Государственной премии СССР.
Общительный и доброжелательный, Н.А. Пономарев лично знал многих художников и приходил им на помощь как в творческих, так и в других вопросах, пользовался большим авторитетом и в художественной среде. В мае 1945 года он в числе группы художников был командирован в Берлин, после чего создал серию графических работ. Президентство Н.А. Пономарева пришлось на кризисные 1990-е годы, когда Академия испытывала большие трудности с финансированием, что ограничивало возможности ее деятельности, которые президенту удавалось преодолевать, сохраняя Академию.
При Н.А. Пономареве впервые возникли связи с Русской православной церковью. Академия также принимала активное участие в возведении мемориального комплекса памяти Победы народа СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов на Поклонной горе в Москве.
В 1992 году после распада Советского Союза Академия художеств СССР была преобразована в Российскую академию художеств и по Указу Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина отнесена к числу особо ценных объектов национального наследия.
Н.А. Пономарев обратился в Президиум Академии с официальным письмом, в котором указал, что считает наиболее целесообразным избрать после его смерти президентом Зураба Константиновича Церетели, который при нем был вице-президентом и уже играл большую роль в деятельности Академии.
По Уставу руководство деятельностью Академии осуществлялось Общим собранием академиков (сессией), а в течение года – Президиумом, состоящим из президента, вице-президентов, главного ученого секретаря, академиков-секретарей отделений и других членов, избираемых Общим собранием.
Практически все художественное образование в СССР, куда входили 17 вузов, свыше 600 училищ и сотни общеобразовательных школ, где преподавалось изобразительное искусство, курировалось в методическом плане Советом Академии художеств СССР по художественному образованию.
Преподавание художественных дисциплин в вузах шло в основном по методикам, разработанным Академией художеств СССР. Так, по этой причине на выездной сессии Президиума Академии в Академии художеств Грузии президент В.А. Серов снял с защиты диплом З.К. Церетели «Песнь о Тбилиси» с безобидным сюжетом: на фоне города изображены две сидящие девочки, поющие песню. Главе комиссии картина показалась отступлением от соцреализма, чересчур яркой и безыдейной – что за праздник, когда нет ни лозунгов, ни красных знамен, ни портретов вождей? Случай беспрецедентный, но никто не осмелился возразить, кроме М. Сарьяна, хотя его голос не смог изменить волевое решение московского начальника. Молодому художнику пришлось срочно, днями и ночами, писать взамен другую работу – портрет скульптора Алика Ратиани.
Пройдут годы – и пост президента Академии художеств займет тот самый дипломник, чью картину Серов счел недостойной выпускника художественного вуза…
Зураб Константинович ЦЕРЕТЕЛИ. Война 1812 года. 1984
Панно. Перегородчатая эмаль. Установлено в 2003 году на станции «Парк Победы» Московского метрополитена
Академия художеств в рабочем порядке следила за ходом образовательного процесса; Президиум 2–3 раза в год проводил просмотры учебных работ, выезжая в другие города. После просмотров состояние дел обсуждалось сразу непосредственно в кабинете ректора, а затем на Президиуме в Академии. Наблюдения за уровнем преподавания, успехами учащихся, итогами летних практик, защитой дипломов постоянно были в повестке еженедельных заседаний Президиума. Как правило, выступали академики, занимавшиеся преподаванием, такие как А.М. Грицай, Е.А. Кибрик, А.А. Мыльников, В.Э. Горевой, А.К. Быстров, М.М. Курилко-Рюмин, Д.К. Мочальский и другие. Но и те, кто не преподавал, активно включались в обсуждение.
Академия постоянно, начиная с Венецианского биеннале в 1957 году, направляла за границу произведения академиков. Самой крупной общей выставкой была выставка произведений членов Академии в Париже в 1980 году, в Люксембургском дворце, проведенная в рамках Соглашения о сотрудничестве с Французской академией художеств. На открытие выезжала представительная делегация академиков, в которую входили, помимо президента Н.В. Томского, Д.С. Бисти, Т.Т. Салахов, О.К. Комов, З.К. Церетели и другие.
Таир Тимурович САЛАХОВ. Айдан. 1967
Холст, масло. 110 × 80. © ГТГ
В порядке обмена АХ СССР устроила в своих залах выставку произведений французских академиков, на открытие которой приезжала большая представительная делегация. Регулярно приглашались в СССР президенты Французской академии художеств А. д’Отрив, К. Бернар и другие. (По регламенту Французской академии художеств, президенты менялись каждый год.)
Советские делегации тоже приезжали в Париж. Они посещали курируемые Академией Эколь де Бозар и Музей Мармоттан-Моне, Дом-музей Клода Моне в Живерни, Замок Шантийи.
При Академии художеств в 1947 году был создан Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств (НИИ изобразительных искусств АХ) как ее структурное подразделение. В разное время здесь работали выдающиеся теоретики и историки искусства: М.В. Алпатов, Ю.Д. Колпинский, А.А. Федоров-Давыдов, Б.В. Веймарн, В.П. Толстой, В.В. Ванслов и другие. До сих пор в их память ежегодно проводятся искусствоведческие «Алпатовские чтения», а в Московском университете – «Федорово-Давыдовские чтения».
Академия художеств СССР имела свое издательство, в котором печатались научные исследования сотрудников института. Публикации имели разные формы – от участия в текущей художественной критике (ни один художественный журнал, ни одна газета, освещающая вопросы культуры, не обходились без статей искусствоведов, оказавших заметное влияние на анализ и оценку новых художественных произведений, на формирование общественного мнения) до создания целой библиотеки капитальных трудов. С первых лет существования института был заложен научный фундамент – подготовка и выпуск многотомных изданий, осуществленных впоследствии, таких как «Художники народов СССР. Био-библиографический словарь», «Всеобщая история искусств», антология «Памятники мировой эстетической мысли», «История советского искусства» и другие. Они важны прежде всего в информационном плане, так как собранные в них факты и материалы не могут быть почерпнуты из других источников. Кроме того, впервые была сформирована (при всех идеологических особенностях) единая целостная картина развития всего советского искусства в совокупности всех союзных и автономных республик. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что творческие портреты крупных мастеров, созданные при непосредственном общении искусствоведов с художниками, в основном точны и потому служат популяризации достойных представителей советского искусства.
Согласно Уставу Академия художеств СССР присуждала «ежегодно, в порядке конкурса, за лучшие дипломные работы выпускникам художественных вузов страны золотые, серебряные и бронзовые медали Академии художеств СССР в целях стимулирования идейного и профессионального роста творческой молодежи». Этим в определенной степени была продолжена традиция Императорской Академии. Однако в скором времени принцип изменился – медали стали присуждать не только выпускникам, но вообще за выдающиеся достижения в области изобразитель- ного искусства и искусствоведения. Президентским Указом Российской Федерации от 25 мая 1992 года Академия художеств СССР была преобразована в Российскую академию художеств.
Холст, масло. 178 × 142,5
© ГТГ
Бумага, литография. 40 × 59,5 (изображение); 56,5 × 61,5 (лист)
© ГРМ
Бумага, ксилография. 12,8 × 11,5
© ГТГ
Бронзa. 116 × 50 × 32
© ГТГ
Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Бумага, черная акварель, уголь. 35 × 28,5
© ГТГ
Бумага, карандаш
Частная коллекция
Холст, масло. 120 × 90
Частная коллекция
Эскиз. Холст, масло. 41 × 60
© ГТГ
Холст, масло. 104,5 × 107
© ГТГ
Холст, масло. 210 × 123
© ГТГ
Холст, масло. 142 × 154,5
© ГТГ
Холст, масло. 183 × 260
© ГТГ
Холст, масло. 214 × 248
© ГРМ
Левая часть триптиха «Коммунисты». Холст, масло. 290 × 140
© ГРМ
Из цикла «Годы боевые». Холст, масло. 200 × 150
© ГРМ
Бумага, акварель. 44 × 34,5
© ГТГ
Оргалит, масло. 41 × 32
Частная коллекция
Холст, масло. 140 × 180
© ГТГ
Оргалит, темпера. 270 × 215
© ГРМ
Бронза. Высота – 82,5
© Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Авторское повторение работы 1965 года (фаянс, роспись подглазурная, ГТГ). Известняк, роспись; постамент – дерево, роспись. 47,5 × 127 × 33
© ГТГ
Мрамор. 110 × 38 × 18
© ГТГ
Бронза. 100 × 65 × 68
Частная коллекция
Холст, темпера. 200 × 250
© ГРМ