Александр Беггров: рыбацкие лодки в Шевенингене Голландская тема в творчестве русского художника-мариниста

Йерун Ван дер Боон

Рубрика: 
ПОИСКИ И НАХОДКИ
Номер журнала: 
#2 2022 (75)

Александр Карлович Беггров (1841-1914) приобрел известность при жизни как маринист. Несмотря на полученное военно-морское образование, он не стремился к изображению морских боев, художник предпочитал им романтические сцены на палубах военных кораблей. Прославили же его главным образом береговые виды с рыбаками и их судами. Он был мастером прибрежных пейзажей. Свидетельством тому его шевенингенское наследие.

Александр Карлович БЕГГРОВ. Возвращение рыболовных судов. 1913. Фрагмент
Александр Карлович БЕГГРОВ. Возвращение рыболовных судов. 1913
Холст, масло. 44 × 64. © ГТГ. Фрагмент

Александр Беггров (Beggroff, Beggrov, Beggrow) родился 17 декабря (по юлианскому календарю) 1841 года в Санкт-Петербурге, в семье рисовальщика Карла Петровича Беггрова[1] , по происхождению балтийского немца.

Окончив петербургское училище Святой Анны для детей немецких поселенцев, Александр в возрасте 12 лет начал обучаться военному делу сначала в Николаевском инженерном училище, затем в Морском инженерно-артиллерийском училище.

В 22 года Беггров был произведен в ранг офицера (прапорщика) военно-морского флота и зачислен на Балтийский флот. К этому времени он уже несколько лет занимался живописью и рисованием. Во время одного из своих первых плаваний на фрегате «Александр Невский» он попал в кораблекрушение и оказался вместе с другими спасшимися моряками в датской Ютландии, на побережье Северного моря. Командование российского флота поручило художнику Главного морского штаба, маринисту, преподавателю живописи Алексею Петровичу Боголюбову создать полотно, посвященное последствиям этого кораблекрушения. Однако Боголюбов, как человек уже пожилой, не выезжал на место происшествия и использовал в работе подробные натурные зарисовки, сделанные Беггровым. Рисунки так понравились влиятельному Боголюбову, что некоторое время спустя он помог Беггрову поступить вольнослушателем в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Так состоялось знакомство молодого художника с опытным педагогом[2], который в начале 1870-х станет одним из его наставников в Париже.

Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896), так же как и его ученик, прошел курс обучения в Морском кадетском корпусе. Его путь в искусстве начался с композиций на военно-морские темы, но вскоре художник подпал под влияние немецкой и французской школ пейзажной живописи, начал использовать современные художественные приемы, и стиль его изменился. Он стал экспертом по европейской пейзажной живописи и оказал сильное влияние на многих русских живописцев. То же самое произошло с Беггровым, даже стиль его приобрел удивительное сходство с манерой знаменитого учителя.

Преклонение Беггрова перед искусством Боголюбова, особенно в начале творческого пути, было настолько велико, что он стал увлеченно копировать работы учителя. Хотя копирование и имело широкое распространение в XIX веке, Беггров имитировал своего учителя более усердно, чем было принято тогда в кругах академических живописцев. Он запечатлевал те же местности и виды, что и Боголюбов, использовал те же темы и живописные приемы. Современники критиковали его за это. Так, немецкий историк Джулиус Майер написал в своем справочнике о художниках, выпущенном в 1872 году: «Его [Беггрова] работы имеют большое сходство с работами профессора А.П. Боголюбова»[3]. Германн Александр Мюллер и Ганс Вольфганг Зингер в своем справочнике о художниках, изданном в 1920 году, пишут о том же: «...многочисленные морские пейзажи <...>, имеющие большое сходство с картинами его учителя»[4]. Современный историк русского искусства И.А. Ильина пишет о «боголюбовских» композициях Беггрова: «В картинах начинающего живописца можно увидеть “боголюбовские” места, темы, композиционные находки, ракурсы, а также технические и изобразительные приемы признанного мастера»[5]. Разумеется, Боголюбов хорошо относился к своему ученику, повлиял на его живописную манеру, однако близкое сотрудничество привело к параллелизму в стиле двух художников, из-за чего их творчество постоянно сравнивали: это «не всегда нравилось самим художникам и не улучшало их взаимоотношений», - пишет И.А. Ильина[6]. В качестве подтверждения она цитирует Илью Яковлевича Гинцбурга, скульптора и профессора Академии, который описывает в мемуарах, как Боголюбов однажды охарактеризовал своего ученика (возможно, с иронией): «…он, подлец, стал копировать меня и так подделался под мою манеру писать, что его картины принимали за мои»[7].

Здесь стоит вспомнить, что в молодые годы Беггров в Париже работал подмастерьем академического живописца Леона Бонна, что, возможно, усилило его склонность к копированию. Во Франции подмастерья художников были ориентированы на копирование своих наставников даже еще сильнее, чем в Санкт-Петербурге[8].

В конце концов и сам боголюбов- ский стиль обучения, возможно, способствовал возникновению стилистического сходства. Профессор обычно направлял студентов в те же места, где прежде рисовал. Он часто сопровождал учеников во время поездок, писал вместе с ними, раскрывая секреты мастерства. Так, летом 1874 года он и Беггров остановились на идиллическом французском морском курорте Вёль-ле-Роз на западном побережье Атлантики, где в то время находились также Илья Ефимович Репин, Василий Дмитриевич Поленов и Константин Аполлонович Савицкий[9].

Однако на протяжении творческого пути талантливый живописец выработал собственный стиль - художника вела его рука и помогал опыт, накопившийся к зрелому возрасту. Пришли почет и уважение, но, как пишет И.А. Ильина, «навсегда осталась убежденность в слишком очевидной пре- емственности»[10].

В 1876 году Беггров по настоянию Боголюбова поехал в Шевенинген - голландскую рыбацкую деревушку на побережье Северного моря, неподалеку от Гааги, - и занялся живописью на пленэре. Боголюбов очень хорошо знал, куда направил своего студента - он сам несколько раз приезжал на голландское побережье Северного моря, местность была ему знакома11. Эта деревушка влекла к себе пейзажистов на протяжении веков; туда началось настоящее паломничество художников со всего света в XIX веке, особенно во второй его половине, в период расцвета Гаагской школы.

Шевенинген привлекал художников-пейзажистов, так как в этом местечке отсутствовала гавань и было поразительное зрелище вереницы рыболовецких судов - массивных деревянных тупоносых плоскодонных парусников, «bomschuiten», или «bommen» по-голландски. Возвращаясь из плавания, рыбаки сушили лодки на берегу. Сельдь, камбала, пикша - все перегружалось тут же на телеги. После окончания путины рыбаки оставляли лодки в подвешенном состоянии на пляже или в дюнах, чтобы их не снесло приливом. Для местных жителей подвешивание лодок было тяжелой работой с использованием больших упряжек лошадей, а для художников - колоритным зрелищем. Однако в декабре 1894-го с рыбацкой коммуной приключилось несчастье - сильная буря, пришедшая с запада, за одну ночь уничтожила почти все рыбацкие лодки.

На этом месте построили волнолом и бульвар на возвышении. И лишь десять лет спустя оборудовали гавань.

Для живописцев рыбацкая деревня была райским уголком. Так, Краан пишет: «На побережье для них нашлось много интересного: рыбачки, машущие на прощанье рукой мужьям или ожидающие возвращения лодок, рыбный аукцион на пляже, торговцы всякой морской живностью со своими причудливыми деревянными тележками, починщики сетей, расположившиеся среди дюн, кони, выволакивающие на берег “пинки” [парусники - предшественники тупоносых рыбацких лодок, отличавшиеся от них меньшим размером, менее плоским дном и менее острыми углами] и тупоносые рыбацкие»[12].

Пожалуй, первым иностранным живописцем, посетившим Шевенинген (и Дордрехт) в XIX веке, был Уильям Тернер - в 1817 году. За ним последовали многие английские мастера. К ним присоединились художники из других стран: в первой половине XIX века - Луи Габриэль Эжен Изабе из Франции, Карл Фредерик Серенсен из Дании и Андреас Ахен- бах из Германии. В 1850-м сюда начали наведываться любители купаний - Шевенинген стал морским курортом.

Нарождающийся средний класс постепенно открывает Шевенинген как место отдыха и пляжных увеселений. Казино, гостиницы, бани и театры преобразуют облик селения. Увеличивается количество гостей и заведений, и местность, соответственно, утрачивает свое первоначальное уютное обаяние. Чем активнее развивался туризм, тем меньше привлекала местность художников - многие из тех, кто любил живописать сцены из рыбацкой жизни, пере
местились на побережья Южного и Северного морей, в рыбацкие деревушки поменьше, еще не ставшие добычей отдыхающих[13].

Однако в 1870-м деревушка и побережье в Ше- венингене все еще были популярны среди художников, и когда Александр Беггров впервые приехал туда, он успел насладиться колоритными сценами на побережье. Поездка Беггрова совпала по времени с началом расцвета Гаагской школы, к которой принадлежал знаменитый голландский маринист Хендрик Виллем Месдах, «живописец Северного моря». Расцвет Гаагской школы продлился до рубежа XIX- XX веков. Массовое паломничество иностранных художников в эти места начнется позже, в последней четверти XIX века приедут сюда и русские живописцы[14].

Когда Беггров приезжает в Шевенинген, ему 35 лет. Он уже почувствовал себя настоящим художником. Нам известны четыре работы, созданные им в тот период: три рисунка «Шеве- нинген», «Шевенин», «Дордрехт. Голландия» и одна картина маслом «Шевенин».

На рисунке «Шевенинген» (1876, частная коллекция, Амстердам) представлена одна из любимейших тем художника - оживленная толпа на прибрежной полосе летом. Рыбачки в белых ше- венингенских чепцах ждут, когда рыбаки выгрузят улов из лодок. На головах сидящих на досках женщин поверх чепцов соломенные шляпы, защищающие от палящего солнца. В группе ожидающих - рыбак с корзиной и пожилой господин в цилиндре.

На рисунке «Шевенин» (1876, местонахождение неизвестно) перед зрителем - тупоносые рыбацкие суда на берегу, далеко от линии отлива. Береговые якоря впиваются в песок. В отдалении - лодки на песке, за линией отлива, и небольшие группы людей между ними.

Композиция «Улица в Дордрехте. Голландия» (1876, Ярославский художественный музей) представляет уличную сценку в голландском городе Дордрехте15. В ее центре - тележка с цветами и две женщины. На заднем плане - домики с магазинами на первом этаже, на которых надписи на голландском языке «Brood Beschuit en Kleingoed» и «Bier en Gedisteleerd» (скорее всего, это булочная и винный магазин). Беггров, вероятно, не случайно выбрал это место: для жителей Дордрехта, которые веками называли его «Moordhoek» («Убийственный угол»), оно было овеяно историей. Нужно сказать, в 1876-м Беггров не мог сделать зарисовку этой улочки с натуры. По сведениям городской адресной книги, здания были уничтожены уже к 1873 году. Как бы то ни было, название рисунка, год его создания и подпись свидетельствуют о привязанности Беггрова к этому старинному голландскому городку, который так манил к себе художников[16].

На картине «Шевенин» (1876, Музейный комплекс имени И.Я. Словцова, Тюмень) изображен береговой пейзаж с тупоносыми рыбацкими лодками, стоящими на якорях посреди прибоя[17]. Слева от центра - два больших рыбацких судна с поднятыми парусами. Волны неистово бьются о корпус корабля. На палубе видны человеческие фигуры. Посреди прибоя, у кормы, рыбак с веревкой, по колени в воде. Еще правее - несколько женщин в белых чепцах и рыбаки на берегу. Справа - рыбацкие суда с приспущенными парусами. Рядом с судами человеческие фигурки. И на заднем плане тоже парусные суда. Почти две трети изображения занимает покрывало из плотных облаков. Слабо пробиваются солнечные лучи. Вся цветовая гамма - свинцово-серые и коричневатые тона - в стиле Гаагской школы.

Годом позже, в 1877-м, Беггров снова посещает Шевенинген. От поездки осталась картина - это береговой вид «Шевенинген. Починка рыбацких судов» (1877). В настоящее время она хранится в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева, который был основан А.П. Боголюбовым как частный музей и открылся для посетителей в 1885 году. Профессору очень нравилась эта работа его ученика, и он включил ее в экспозицию после открытия музея18. На полотне изображен песчаный берег со стоящими рыбацкими судами, которые смолят рабочие. Вот как И.А. Ильина охарактеризовала настроение картины: «Беггров в своем произведении создает поэтический образ морского побережья: солнце пробивается сквозь густой туман и освещает пустынный берег и корабли, которые похожи на выброшенных приливом морских чудовищ»[19]. После 1877-го, насколько известно, художник уже больше не приезжал ни в Шевенинген, ни на голландское побережье.

В картине «Шевенинген. Голландия»[20] (1887, Нижнетагильский музей изобразительных искусств) слышатся мажорные, жизнеутверждающие нотки. Рыбацкие суда, рыбаки и рыбачки на берегу, болтающие друг с другом. Золотовато-желтый прибрежный песок, темно-голубая морская вода с белыми гребешками, ясное голубое небо со стремительно проносящимися облаками. Вид развевающихся парусов рыбацких лодок создает ощущение, что Беггров запечатлел на холсте ветер.

За два года до первой поездки в Шевенинген Александр Беггров начал участвовать в выставках, организуемых Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ). Будучи активным участником объединения, он на протяжении сорока лет демонстрировал на них свои работы.

Точная дата создания работы «Шевенинген» (1877/1888, местонахождение неизвестно) спорна. Исследователи из Нидерландского института истории искусств в Гааге предполагают, что это 1877 год. Репродукция появилась в каталоге аукциона, проведенного в 1979-м голландским аукционным домом Ван Марле & Бигнелл в Гааге[21]: картину продали за 13 500 гульденов - сумму, эквивалентную 32 000 евро в 2018 году[22]. На полях репродукции в аукционном каталоге стоит интригующая надпись: «последователь Месдаха <...> учился у него»[23] - любопытное, но, скорее всего, необоснованное замечание неизвестного лица. Стиль «Шевенингена» слегка похож на манеру Х.В. Месдаха; не исключено даже, что Беггров, когда был в Гааге, взял несколько уроков у него. И все же пластический язык композиции больше напоминает работы дюссельдорфского мастера Андреаса Ахенбаха. В пользу предположения говорит и репродукция работы, помещенная на обложке издававшегося в XIX веке российского иллюстрированного художественно-литературного еженедельника «Всемирная иллюстрация» (№479 от 11 марта 1878 года), хотя она отличается слегка от композиции в голландском аукционном каталоге. Однако на сайте Госкаталога и в издании «Альбом двадцатипятилетия Товарищества передвижных художественных выставок, 1872-XXV-1897» указан 1888 год[24]. Можно предположить, что такая композиция уже существовала в 1877-м. Но возможно, что художник сделал копию в 1888-м.

На композиции «Спасательный бот» (полное название «К погибающим. Спасательный бот») (1888, Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва) группа спасателей из десяти неутомимых гребцов упрямо пробивается через вздымающиеся волны в бушующем море, видимо, направляясь спасать жертв кораблекрушения. Иллюстрация представляет собой репродукцию страницы издания «Альбом двадцатипятилетия Товарищества передвижных художественных выставок» (М., 1899). Как сообщается в издании, художник создал эту большую композицию (142 х 179) для выставки Товарищества в 1888 году. На картине изображен Шевенинген.

На другой картине живописца «Рыбный канал в Дордрехте (Голландия)» (1891, местонахождение неизвестно) - голландский городской пейзаж с каналом и пришвартованными барками. Справа от пристани виднеются жилые домишки с характерными голландскими фасадами. На заднем плане слева зернодробилка. Эта работа Беггрова экспонировалась на XIX Передвижной выставке 1891 года. Картина была продана в 1999-м на лондонском аукционе «Сотбис» более чем за 22 тысячи евро.

Еще одна графическая работа художника «Разгрузка парусных лодок» (1893, местонахождение неизвестно) - изображение лодки среди беспокойных волн. Рыбацкие лодки вернулись на берег, из них выгружают улов. Жены рыбаков стоят в ожидании на рыбном аукционе.

Интересна живописная композиция «Возвращение рыболовных судов» (1913, ГТГ)25, на которой показан рыбный аукцион на побережье в Шевенингене: лодки-плоскодонки, выгруженная на берег рыба, женщины вокруг, мужчина в цилиндре и с тростью аукционист. Торг шел следующим образом: вначале аукционист запрашивает слишком дорого, затем понижает цену до тех пор, пока кто-нибудь не согласится купить партию рыбы. Рыбачка поднимает руку в знак согласия.

Картина «Возвращение рыболовных судов» из шевенингенской серии, пожалуй, наилучший образец того, как Беггров компонует человеческие фигуры на береговых пейзажах. У них нет отчетливой композиционной функции, это скорее декорация, стаффаж - они усиливают реалистичность атмосферы, придают глубину изображению и буквально вдыхают жизнь в береговой пейзаж, детализируют рыбацкий сюжет картины. Беггров начал экспериментировать с приемом стаффажа примерно в то время, когда приехал в Шевенинген. Позднее он чаще будет использовать этот композиционный прием в городских пейзажах.

В шевенингенских картинах Беггрова поражает внимание к деталям. Его изображения тупоносых рыбацких судов сделаны с профессиональной точностью. По воспоминаниям современников, художник критиковал даже малейшие конструктивные неточности в изображениях судов.

Александр Беггров, насколько известно, дважды посещал Голландию. В 1876-м он работал в Шевенингене и Дордрехте[26], а в 1877-м - в Шевенингене[27]. Нет никаких сведений, во всяком случае задокументированных, о его позднейших приездах. Однако он продолжал использовать голландскую тематику и в последующие годы: в 1887-м («Шевенинген. Голландия»); в 1888-м («Шевенинген» и «Спасательный бот»); в 1891-м («Рыбный канал в Дордрехте (Голландия)»); в 1893-м («Разгрузка парусных лодок»); в 1913-м («Возвращение рыболовных судов»).

Рыбацкие сценки в Шевенингене вдохновляли Беггрова и в поздний период его творчества. Очевидно, живописец использовал наброски, сделанные во время прежних поездок в Шевенинген. Возможно, как и его учитель Боголюбов, он эмоционально прикипел к голландскому взморью. Достоверно известно, что к концу XIX века он уже был известной фигурой в художественных кругах Гааги и Шевенингена - его имя то и дело возникало в тогдашних газетных статьях.

Так, в «Альгемеен Хандельсблат» от 12 апреля 1886 года анонимный обозреватель писал о «неакадемической выставке», которая «все же вызывает большой интерес». Среди приметных работ он называет беггровский «Невский проспект»[28].

В 1902 году Беггров - один из русских участников Международной выставки в Шевенингене, где было представлено более пяти тысяч предметов искусства художников Голландии и разных стран мира. Выставке сопутствовала вещевая лотерея, средства от которой должны были пойти на помощь жертвам Второй англо-бурской войны[29]. Голландская общественность весьма сочувствовала южноафриканским бурам. Организаторы выставки активно привлекали художников из Голландии и других стран к участию в выставке-лотерее[30].

В выставочном каталоге перечисляются предметы живописи и графики, гравюры, офорты, литографии, акварели, пастели, а также медали, скульптуры, керамика и роскошно изданные книги. Среди разыгрываемых произведений искусства были и две картины Александра Беггрова. Художественный критик «Альгемеен Хандельсблат» в выпуске от 14 августа 1902 года так написал про эти две композиции: «Что еще стоит упомянуть - это два прекрасных городских пейзажа Беггрова...». На странице 120 каталога, под заголовком «A. BEGGROV, St.-Petersbourg» («А. Беггров, Санкт-Петербург»), значатся два предмета: под номером 27 - картина «Marche aux poissons a Treport» («Рыбный рынок в Трепоре»), под номером 28 - картина «Vue sur Treport» («Вид на Трепор»)[31].

Редакция газеты «Ньюс ван ден Дах» 18 августа 1902 года тоже опубликовала материал о «Выставке-лотерее для помощи бурам». Известный голландский художественный критик А.К. Лоффелт писал: «<...> привлекающие внимание работы в <...> иностранных разделах выставки». «Два самых пленительных и талантливых городских пейзажа выставлены на этой международной выставке в русской секции, расположенной в главном зале, где собрана большая часть скульптурных экспонатов. На пейзажах изображены гавань и рынок в Трепоре, Франция, хотя художник - Беггров - русский, ныне живущий в Санкт-Петербурге»32. И наконец, Беггров упоминается в голландской газете «Хэт Вадерланд» в 1908 году: 24 ноября того же года коллекции живописи, принадлежавшие L.G. Brouwer и =J.C.M., распродаются на аукционе в художественном центре «Палькри-студио» в Гааге. Автор статьи в «Хэт Вадерланд» упоминает, что за полотно А. Беггрова «Мост в Санкт-Петербурге» было выручено 500 гульденов. (В 2018 году эта сумма составила бы 6 тыс. евро.)

В 1892-м Александр Карлович Беггров, которому уже за 50, поселился в Гатчине, пригороде Санкт-Петербурга. Он построил дом по адресу: улица Александровская (ныне улица Володарского), 33, осушил участок болотистой местности и устроил на нем огород. Плоды огорода Беггров использовал для кулинарных целей - он отлично готовил[33].

На новом месте Беггров был неутомим: он часто работал на пленэре за городской чертой; по памяти создавал живописные и графические виды Нормандии, Бретани, Голландии, Венеции, Санкт-Петербурга и родной Гатчины. Только в 1899 году пять его полотен демонстрировались на 12-й выставке ТПХВ. Он приобрел популярность в Гатчине - участвовал в музыкальных и театральных начинаниях, помогал организовывать благотворительные художественные выставки. В 1899-м по ходатайству членов Совета Императорской Академии художеств Г.Г. Мясоедова, К.В. Лемоха и А.А. Киселева Беггрову присвоили звание профессора. В 1912-м, в конце творческого пути, отмечая свое 70-летие, он выставляется последний раз - на 40-й выставке ТПХВ[34].

В том же году он передал значительную сумму денег (почти 64 тыс. - сегодня это было бы примерно 1 900 000 евро) в специальный фонд Императорской Академии художеств, предназначенный для помощи «бедным художникам, их детям и сиротам». Вскоре ему присвоили звание почетного члена Академии, затем он получил чин коллежского асессора, в придачу к которому в то время полагалось жалованье.

После смерти жены Людмилы, «Люши», художник в 1904-м переехал в другой дом, по адресу: Соборная, 8. Здесь он жил до самой смерти (деревянный дом все еще цел). Смерть жены подкосила Александра Карловича. Он прекратил художественную деятельность, никуда не выезжал из города. Последние шесть месяцев жизни он во власти тяжелого недуга; в ночь с 14 на 15 апреля 1914 года он покончил жизнь самоубийством в своем гатчинском доме, выстрелив себе в сердце из револьвера. Три дня спустя художника похоронили рядом с женой на лютеранском участке местного кладбища. Попрощаться с ним пришло множество людей. Ко гробу были возложены венки от президента Академии художеств, от великой княгини Марии Павловны, от передвижников, а также от многочисленных друзей и знакомых художника. Александру Беггрову было 72 года.

Работы Александра Карловича Беггрова хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее[35] в Санкт-Петербурге и в Государственной Третьяковской галерее в Москве, а также в музеях других городов страны и ближнего зарубежья - Астрахани, Калуги, Курска, Нижнего Тагила, Омска, Пензы, Перми, Самары, Смоленска, Тулы, Тюмени, Севастополя, а также Баку (Азербайджан). Произведения художника экспонировались на многих персональных выставках в России: в 2001-м - в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого (Санкт-Петербург); в 2008-м - в Новосибирском государственном художественном музее; в 2011-м - в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в Мультимедиа Арт Музее (Москва) и Государственном художественном музее (Ханты-Мансийск); в 2014-м - в Музее-усадьбе И.Е. Репина «Пенаты» (Репино, Ленинградская область) и в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева; в 2016-м - в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого (Санкт-Петербург) и в Екатеринбургском музее изобразительных искусств; в 2019-м - в Государственном музее истории Санкт-Петербурга (особняк Румянцева).

 

  1. Биографические сведения взяты из следующих источников: Ульрих Тим, Феликс Бекер. Всеобщая энциклопедия изобразительных искусств: от античности до наших дней. Т. 3. Лейпциг, 1909. С. 188 (написание: Беггрофф, Александр); Джон Милнер. Словарь русских и советских художников: 1420-1970. Woodbridge, 1993. P. 68; Andreas Beyer, Benedicte Savoy, Wolf Tegethoff, Eberhard Konig [Saur]. Общая энциклопедия изобразительных искусств. Художники всех времен и народов (с информацией о музейной принадлежности многих работ и упоминаниях произведений изобразительного искусства в литературных произведениях). Т. 8. Мюнхен; Лейпциг, 1994. С. 274-275; Мэтью Каллерн Баун. Словарь русских и советских художников XX века: 1900-1980-е (со справочником по объединениям русских художников и библиографией). Лондон, 1998. С. 28; Эммануэль Бенези. Справочник о художниках (с информацией об аукционных продажах за 1984-2001). Т. 2. Париж, 2006. С. 31.
  2. В настоящее время Алексей Петрович Боголюбов (18241896) и его ученик Александр Карлович Беггров (1841-1914), наряду с двумя другими бого- любовскими учениками, Михаилом Степановичем Ткаченко (1860-1916) и Николаем Николаевичем Гриценко (1856-1900), считаются одними из главных представителей русского реалистического морского пейзажа второй половины XIX века.
  3. Джулиус Майер. Общий справочник о художниках. Т. III. Лейпциг: Энгельманн, 1872. С. 309.
  4. Германн Александр Мюллер, Ганс Вольфганг Зингер. Общий справочник о художниках. Т. 1. Франкфурт-на-Майне: Literarische Anstalt Rutten&Loening, 1920. С. 94.
  5. Ильина И.А. Живопись учеников А.П. Боголюбова. Произведения И.П. Похитонова и А.К. Беггрова в собрании Радищевского музея // Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6. Саратов, 2009. С. 211. (Далее: Ильина И.А.).
  6. Там же.
  7. Гинцбург И. Из прошлого (Воспоминания). Л., 1924. С. 74.
  8. Краан Х. Мечты о Голландии. Иностранные художники рисуют Голландию, 1800-1914. Zwolle, Waanders, 2002. С. 103.
  9. Нормандский приморский курорт Вёль на три летних месяца превратился в своеобразный центр культурной жизни России. Здесь русские художники под руководством Боголюбова часами работали на пленэре, изучая природу и новые возможности передачи цвета, света и неба в области живописи.
  10. Ильина И.А. С. 211.
  11. Боголюбов учился в Дюссельдорфе с 1854-го по 1856 год у немецкого художника-мариниста Андреаса Ахенбаха. На последнем году обучения он впервые приехал на побережье Северного моря. Вернулся примерно в 1870 году и в 1885-м посетил Амстердам, Зандвоорт, Харлем, Зандам, Утрехт и Шевенинген. Кроме того, известны работы, свидетельствующие о посещении рыбацких деревень Флиссинген и Катвейк. Один из рисунков был подарен Боголюбовым П.М. Третьякову.
  12. Краан Х. Указ. соч. С. 319.
  13. Ученики Боголюбова - Николай Николаевич Гриценко и Михаил Степанович Ткаченко - выбрали (в 1889, 1892 годах) рыбацкий поселок Катвейк к северу от Шевенингена в качестве места для живописи.
  14. Русские художники-маринисты посещали голландское побережье Северного моря, а точнее, Катвейк, Шевенинген и Флиссинген, в разные периоды времени во второй половине XIX века. Все эти люди были военно-морскими офицерами и художниками, назначенными на Императорский флот России. Среди них были И.К. Айвазовский (1817-1900; в Голландии в 1840-х), А.П. Боголюбов (1824-1896; 1856, 1870, 1885), А.К. Беггров (1841-1914; 1876, 1877), Н.Н. Гриценко (1856-1900; 1889, 1892), М.С. Ткаченко (1866-1916; 1889), А.В. Ганзен (1876-1937; 1910).
  15. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22600298. Обращение 12.02.2022.
  16. Еще в XVII веке Дордрехт был излюбленным местом художников городского пейзажа (Альберта Кейпа, Абрахама ван Калраета, Яна ван Гойена). Этот спокойный город на воде был открыт заново в XIX веке. В период с 1850-го по 1920 год «город Кейпа» (Дордрехт был местом рождения и резиденцией пейзажиста XVII века Альберта Кейпа (1620-1691)) посетило около трехсот иностранных художников.
  17. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=9095005. Обращение 12.02.2022.
  18. Ильина И.А. Примеч. 48.
  19. Ильина И.А. С. 212.
  20. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10190394. Обращение 12.02.2022.
  21. Van Marle & Bignell. Аукционный каталог 1979 года, Гаага. «Значимый аукцион живописных работ и акварели XVII, XVIII и XIX веков известных голландских, бельгийских, немецких и французских мастеров, а также коллекция мастеров XX века». RKD-Нидерландский институт истории искусств, Exemplaarnummer / Копия №201014577.
  22. Личное общение dr. J. F. de Kort, научного преподавателя кафедры экономики Института налоговых и экономических дисциплин. См. также https://iisg.nl/hpw/calculate2-nl.php. Обращение 12.02.2022.
  23. Каталог 617-го аукциона Van Marle & Bignell, важный аукцион картин 10, 11 и 12 сентября 1979 года, страница 39, номер 064. «Александр Беггрофф (1841—). Русская школа. “Бомбы” на пляже Шевенингена с рыбаками». Подписано и датировано - «Шевенинген 1877». Холст: 75 x 58 см. RKD-Нидерландский институт истории искусств, Exemplaarnummer / Копия №201014576.
  24. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003646261?page=1&rotate=0&theme=white. Обращение 12.02.2022. На странице 9 находится Указатель произведений. Упомянуты год изготовления, местонахождение и размеры (см) конкретной работы. «Scheveningen (Шевенингенъ); 1888; В. К. Алексей Александровичу 71 x 58» и «Cannot de sauvetage (Спасательный ботъ); 1888; За границей, у неизвъстнаго лица; 142 x 179». Изображения этих произведений Беггрова («Шевенингенъ» и «Спасательный ботъ») можно найти на странице 20 альбома.
  25. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4311461. Обращение 12.02.2022.
  26. Ильина И.А. С. 211.
  27. Ильина И.А. Примеч. 41.
  28. Этот рецензент пишет: «Исторические сцены здесь тоже на переднем плане. Они напоминают нам о событиях прошлого, можно сказать, царской России. <...> Так, есть картина Беггрова, озаглавленная “Невский проспект”, название главной улицы Петербурга, которая по длине и ширине, великолепию и оживленному движению почти не имеет себе равных в других столицах Европы. Но каким бы великолепным ни было зрелище, которое эта улица представляет в 4 часа дня, такой мрачной и пугающей она выглядит весенним утром в сырую и холодную погоду; и художник с максимальной достоверностью изобразил нашу любимую улицу».
  29. Буры были белыми поселенцами преимущественно голландского происхождения. Они покинули Британскую Капскую колонию и основали свои собственные, независимые бурские республики, Трансвааль и Оранжевую Республику, потому что они больше не хотели жить под британским колониальным правлением. Вторая англо-бурская война против Британской империи 1899-1902 годов закончилась потерями для буров несколькими месяцами ранее. Бурские республики прекратили свое существование и вошли в состав Британской империи.
  30. Почему эту благотворительность поддержали во многих странах? «Я думаю, что ключ к этому лежит в просьбе о помощи, с которой обратились буры (безуспешно) в 1901 году в девять разных стран, что, вероятно, встревожило общественное мнение, но не правительства этих стран». (Личное общение с dr. Adrienne Quarles van Ufford, искусствоведом, куратором, руководителем отдела музейного дела, и. о. в музее «Панорама Месдаха» в Гааге.)
  31. Другие русские художники, представившие работы и упомянутые в газетной статье, - Андрей Петрович Рябушкин (1861-1904), Елизавета Меркурьевна Бём (1843-1914), Николай Алексеевич Касаткин (1859-1930), Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927), Александр Алексеевич Борисов (1866-1934). (См.: www.delpher.nl - бесплатный веб-сайт, разработанный и управляемый Королевской библиотекой (Koninklijke bibliotheek), с оцифрованными историческими голландскими газетами, книгами, журналами и радиосюжетами из библиотек, музеев и других учреждений, занимающихся наследием.)
  32. Антони Корнелис Лоффелт (1841-1906) был литературоведом, преподавателем английского языка в Дордрехте, а с 1879 года - художественным критиком. В последнем качестве он писал, среди прочего, о Гаагской школе.
  33. Русский и советский художник Яков Данилович Минченков (1871-1938), активный член ТПХВ, писал об этом месте и о кулинарии Беггрова (см.: Яков Данилович Минченков. Воспоминания о передвижниках. Л., 1965).
  34. Автор статьи в журнале «Нива», посвященной 70-летию художника, восторженно формулирует художественные пристрастия юбиляра: «Свежее лазурное море, гордые морские мастодонты, белые облака дыма от салютов - вот любимые сюжеты этого патриарха-мариниста».
  35. В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге хранится большая коллекция Беггрова - сорок офортов, картин и рисунков / акварелей. Картины: «Петербург Вид на Неву» (1912, холст, масло, 85 x 120,5); «Набережная Невы», (1876, холст, масло, 53,5 x 93); «Венеция. Рыбачьи шхуны» (1876, холст, масло, 34,5 x 25); «Гавр. Вход в порт во время прилива» (1876, холст, масло, 53 x 89); «Вид на Неву от Зимнего дворца» (1881, холст, масло, 53 x 93); «Вид на Неву и Адмиралтейскую набережную в лунную ночь» (не позднее 1882, холст, масло, 68 x 104,5); «Палуба. Фрегат “Светлана”» (1883); этюд для картины «Палуба. Фрегат “Светлана”», ГЦ ВММ (дерево, масло. 17,7 x 27); «Мина йокки (Финляндия)» (1884, холст, масло, 29 x 46).
Иллюстрации
Александр Карлович БЕГГРОВ. Шевенинген. Починка рыбацких судов. 1877
Александр Карлович БЕГГРОВ. Шевенинген. Починка рыбацких судов. 1877
Холст, масло. 33 × 46
© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Фрагмент
Александр Карлович Беггров (1841–1914) за работой в своей мастерской, в Гатчине
Александр Карлович Беггров (1841–1914) за работой в своей мастерской, в Гатчине. Фотография
Александр Карлович БЕГГРОВ. Шевенинген. 1876
Александр Карлович БЕГГРОВ. Шевенинген. 1876
Карандаш, акварель, картон. 11,5 × 15,3
Частное собрание, Амстердам
Рыболовные суда на пляже Шевенингена в ожидании выхода в море. 1860
Рыболовные суда на пляже Шевенингена в ожидании выхода в море. 1860
Опубликовано: фотоальбом «Гаага и Схевенинген». 1860: Издание М.М. Куве, Гаага. Фотограф М. Хилле, собрание Муниципальных архивов Гааги
А.К. Беггров в кругу друзе в Париже. 1870-е
А.К. Беггров в кругу друзе в Париже.
Верхний ряд слева: К.А. Савицкий, А.П. Боголюбов, И.Е. Репин, М.Г. Ге, А.К. Беггров.
Сидят слева направо: В.Д. Поленов, З.Г. Ге, Г.Г. Ге, жена художника Н.Д. Дмитриева, В.А. Репина
1870-е. Фотография
Шевенинген. Около 1900
Шевенинген. Около 1900
Фотография
Собрание Муниципальных архивов Гааги
Алексей Петрович БОГОЛЮБОВ. Катвек в Голландии. 1870-е
Алексей Петрович БОГОЛЮБОВ. Катвек в Голландии. 1870-е
Картон, сепия, перо. 17,7 × 28,4
© ГТГ
Александр Карлович БЕГГРОВ. Улица в Дордрехте. Голландия. 1876
Александр Карлович БЕГГРОВ. Улица в Дордрехте. Голландия. 1876
Картон, акварель, белила, графитный карандаш. 17,7 × 24,2
© Ярославский художественный музей
Портрет Хендрика Виллема Месдаха (1831-1915). 1913
Портрет Хендрика Виллема Месдаха (1831–1915). 1913
Фотография
Источник: gallica.bnf.fr/
© Национальная библиотека Франции
Александр Карлович БЕГГРОВ. Шевенин. 1876
Александр Карлович БЕГГРОВ. Шевенин. 1876
Картон, акварель. 24,5 × 34,5. Местонахождение неизвестно
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок. Крайний справа – А.К. Беггров. 1886
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок. Крайний справа – А.К. Беггров. 1886
Фотография. Опубликована: Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. М.: Просвещение, 1976
Александр Карлович БЕГГРОВ. Спасательный бот. 1888
Александр Карлович БЕГГРОВ. Спасательный бот. 1888
Бумага, печать, фототипия. Оригинал: 142 × 179. Опубликовано: Альбом двадцатипятилетия Товарищества передвижных художественных выставок. М., 1899
© Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва
Альбом двадцатипятилетия Товарищества передвижных художественных выставок. М., 1899. С. 20
Альбом двадцатипятилетия Товарищества передвижных художественных выставок. М., 1899. С. 20
© Государственный музей Л. Н. Толстого. Москва
Александр Карлович БЕГГРОВ. Шевенин. 1876
Александр Карлович БЕГГРОВ. Шевенин. 1876
Холст, масло. 90 × 131
© Музейный комплекс имени И.Я. Словцова, Тюмень
Александр Карлович БЕГГРОВ. Шевенинген. Починка рыбацких судов. 1877
Александр Карлович БЕГГРОВ. Шевенинген. Починка рыбацких судов. 1877
Холст, масло. 33 × 46
© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Александр Карлович БЕГГРОВ. Шевенинген. 1877/1888
Александр Карлович БЕГГРОВ. Шевенинген. 1877/1888
Бумага, печать, фототипия. Оригинал: 75 × 58. Опубликовано: Аукционный каталог 1979 года, Гаага. RKD-Нидерландский институт истории искусств
Александр Карлович БЕГГРОВ. Рыбный канал в Дордрехте (Голландия). 1891
Александр Карлович БЕГГРОВ. Рыбный канал в Дордрехте (Голландия). 1891
Холст, масло. 62 × 85,5
Любезно предоставлено Sotheby’s, London
Александр Карлович БЕГГРОВ. Шевенинген. Голландия. 1887
Александр Карлович БЕГГРОВ. Шевенинген. Голландия. 1887
Холст, масло. 55 × 74
© Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Александр Карлович БЕГГРОВ. Возвращение рыболовных судов. 1913
Александр Карлович БЕГГРОВ. Возвращение рыболовных судов. 1913
Холст, масло. 44 × 64
© ГТГ
Александр Карлович БЕГГРОВ. Разгрузка парусных лодок. 1893
Александр Карлович БЕГГРОВ. Разгрузка парусных лодок. 1893
Картон, бумага, чернила. 25 × 33
Любезно предоставлено artprice.com
Международная выставка в Шевенингене в помощь жертвам Второй англобурской войны, август 1902 года
Международная выставка в Шевенингене в помощь жертвам Второй англобурской войны, август 1902 года
Сидят (слева направо) три бурских командира: Коос де ла Рей, Кристиан де Вет и Луи Бота;
стоят (слева направо): Хендрик Виллем Месдах, Йозеф Исраэлс (глава реалистической Гаагской школы живописи и соорганизатор)
Фотография
© Коллекция Городского архива Гааги
Дом, где жил А.К. Беггров
Дом, где жил А.К. Беггров, по адресу: Ленинградская область, Гатчина, улица Соборная, дом 8
Современная фотография

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play