Римская муза искусства с ароматом горького кофе

Эвелина Григорьева

Рубрика: 
МЕСТО ВСТРЕЧИ
Номер журнала: 
#2 2020 (67)

Прогуливаясь по улицам Рима, этого древнейшего города, мы невольно погружаемся в прошлое. В каждом камне, из которого создавался современный мегаполис - от мощеной улицы до уникальных памятников культуры, - кроется многовековая история, к которой хочется прикоснуться и, возможно, оказаться свидетелем рождения великой империи. В этом неповторимом городе, подлинной находке для каждого любителя искусства, рядом с творениями античного мира соседствуют произведения барокко и классицизма, а также новейших современных течений.

Интерьер зала «Омнибус», Кафе Греко
Интерьер зала «Омнибус», Кафе Греко. Современная фотография

Гуляя по Риму теплым осенним вечером, я оказалась на одной из самых элегантных и изысканных улиц в Европе - Виа Кондотти. Известная туристам своими шикарными магазинами высокой моды - Bulgari, Cartier, Dior, Gucci, Luis Vuitton и многими другими, превратившими ее в место паломничества, - Виа Кондотти является также кладезем истории, хранящим не одну легенду.

Сейчас вряд ли кто вспомнит, почему улица стала излюбленным местом променада. Сегодняшняя многолюдная Виа Кондотти располагается на месте древней улицы Виа Тринита (Via Trinita, от латинского Trinitas - «Троица»), появившейся в первой половине XVI века, во время понтификата Павла III (Фарнезе). Она продолжила развиваться при понтификате Юлия III и первоначальное название получила в честь храма Тринита-деи-Монти, к которому она вела. Свое нынешнее название - Кондотти - она получила лишь во времена понтификата папы Григория XIII, в начале XVII века, когда были проведены подземные трубопроводы, по которым бежала вода из источника Acqua Vergine. Существует легенда, согласно которой солдаты римского полководца Агриппы утоляли жажду после изнурительных боев у этого источника.

На Виа Кондотти находится шедевр XVIII века, созданный португальским архитектором Эмануэлем Родригесом душ Сантушем, - церковь Св. Троицы - Сантиссима-Тринита-дельи-Спаньоли. Испанские тринитарии, члены Ордена Пресвятой Троицы, основанного в 1198 году для освобождения христиан из мусульманского плена, вероятно, в знак уважения к древнему названию улицы захотели построить здесь свою церковь. Ее интерьеры украшены фресками и картинами, среди которых особенно примечательна работа мастера XVIII века Коррадо Джаквинто.

Здесь же, на Виа Кондотти, 86, расположено Кафе Греко, на нем и по сей день находится историческая табличка с надписью: «II Ministero della Pubblica Istruzione. II Caffè Greco è dichiarato di interresse particolarmente importante ai sensi degli articoli №1 e №2 e seguenti della legge - 1 giugno 1939 №1089 - decreto 27 luglio 1953»[1].

Кафе Греко - самая старинная кофейня в Риме - было основано в 1760 году греком Николой Делла Маддалена, посвятившим ему всю жизнь, поэтому и появилось такое название. Марио Ла Стелла в своей книге «Древние ремесла Рима»[2] рассказывает о том, что в старинных документах найдено именно это оригинальное название, которое на удивление дошло до наших дней, и лишь уникальный знак Кафе Греко с нарисованной на нем фигурой его греческого основателя со временем был утерян.

В наши дни привычка посидеть за чашечкой ароматного кофе в любимом местном кафе уже не является диковинкой. Тем не менее, мало кто знаком с историей излюбленных кофеен, и уж точно немногие интересуются основателями первых заведений, где можно было испробовать утонченный напиток, без которого итальянец не мыслит ни одного дня?

Исследуя историю появления первых кофеен, приглашаю вас переместиться в Европу XVII века. Уже в конце XVII - начале XVIII столетия во Франции, Германии и Италии вблизи многолюдных городских центров стали появляться заведения под названиями «caffeaos», «kaffeehaus», «caffe-house». Главной задачей таких заведений было открыть посетителю тайну незнакомого многим кофейного напитка. Первые упоминания о кофе можно почерпнуть из истории Вены: в 1683 году, во время австро-турецкой войны, город захватили турки и принесли с собой часть своей культуры, а вместе с ней арабскую модель кофейни, распространившуюся к тому времени на всем Ближнем Востоке вплоть до Константинополя.

Со временем новую версию встреч - за чашечкой кофе - целенаправленно начинает внедрять некий австрийский поляк, имя которого, к сожалению, не дошло до наших дней. Известно лишь то, что он был курьером во времена австро-турецкой войны и, изучив методы приготовления кофе, открыл в 1684 году свое первое заведение.

Полюбившийся европейским гурманам напиток с экзотическим вкусом стал пользоваться невероятным успехом и в течение короткого промежутка времени приобрел популярность.

Но для того чтобы испробовать напиток смогли в первых кофейнях Италии, пришлось дожидаться XVIII века. Распространению кофе препятствовала Церковь: из-за своих возбуждающих свойств черный напиток признавался «произведением дьявола» и, следовательно, оказывался вне закона. Только папе Клименту VIII удалось сломать запреты по отношению к этому напитку. По легенде, при тайной дегустации напитка он был восхищен его приятным вкусом настолько, что решил пойти на риск и отменить ранее наложенный запрет.

Первым городом, принявшим нововведение, оказалась Венеция. В 1720 году в Венеции, возле торгового порта, было открыто знаменитое кафе «Флориан», которое любили посещать турецкие купцы. Затем последовало открытие кофеен «Педроччи» в Падуе (1722), «Джилли» во Флоренции (1733) и только в 1760-м Кафе Греко в Риме.

По прошествии нескольких десятков лет после знаменательного открытия уютного «заповедника» с ароматом горького кофе на смену греческому хозяину кафе пришел итальянец Salvioni. Благодаря ему во время континентальной блокады, введенной Наполеоном (1806), римляне не потеряли возможность наслаждаться подлинным вкусом восточного напитка, в то время как другие кофейни захваченного города предлагали суррогаты кофе за дефицитом настоящего. Несмотря на тягостные дни, Кафе Греко продолжало предлагать своим посетителям все тот же подлинный кофе, при этом уменьшая размер чашки. Возможно, именно с тех лет манящий ароматный напиток подается в миниатюрной чашечке.

Но на этом не закончились все трудности, которые было суждено преодолеть Кафе Греко. Легендарная кофейня с ее основания считалась «патриотичной и республиканской», и во времена захвата Италии Наполеоном ей пришлось пережить многочисленные гонения, кроме того, ходили слухи, что это притон «злых мыслителей», враждебно настроенных по отношению к французской армии маршала Николя Шарля Удино, расквартированной в городе.

Именно в этот период Кафе принимает на себя роль культурного центра, где укрывались единомышленники - интеллектуалы и аристократы. Кафе Греко приобрело имидж своеобразного салона, клуба - места, где можно поговорить о политике, литературе или даже заняться подготовкой революции. С тех пор Кафе - место литературных дискуссий. Традиция встреч известных деятелей культуры, литературы и искусства сохранилась и до наших дней. Так, в зале под названием «Омнибус» до сих пор каждую первую среду месяца проводят свои встречи ученые города Рима. С 1940 года, накануне Рождества, их работы и мысли как результаты этих встреч публикуются в томе «Strenna dei Romanisti».

Кафе Греко, с сохранившейся лепниной и богатым декором, барельефами, живописью и скульптурой, уже много десятков лет привлекает не только туристов и завсегдатаев, но и современных деятелей культуры. Ведь в залах, стены которых обтянуты элегантной бархатной тканью, пропитанной ароматом кофе, можно познакомиться с многочисленными произведениями искусства. Легендарное Кафе Греко предлагает вниманию посетителей около 300 картин - факт, сделавший его одной из самых крупных в мире частных художественных галерей, открытых для свободного посещения.

Стоит преклониться перед местными жителями, сохранившими внешний вид заведения XVIII века, где история запечатлена в каждом предмете его интерьера, что легко подтверждается картиной Марианны Диониджи, написанной ею в 1797 году. Отдыхая за столиком, за которым когда-то сидела художница, можно полюбоваться ее полотном и всмотреться в каждую деталь интерьера Кафе, каким оно было три века назад.

Около витой лестницы, уводящей в залы, внимание привлекает произведение итальянского живописца и графика XX века Ренато Гуттузо. На нем маэстро изобразил своих неизменных собеседников в Кафе. Близким другом Гуттузо был художник-сюрреалист Джорджо де Кирико, также постоянный клиент Греко; в 1947 году он перебрался на постоянное проживание в Рим, на площадь Испании. В письмах своему товарищу, журналисту и искусствоведу Франко Симонджини, де Кирико писал: «Я прекрасно провожу время в Риме... Мне нравится жить на площади Испании, и знаешь почему? Потому что каждый день после полудня я прогуливаюсь по центральным улицам города, всегда заходя на аперитив в Кафе Греко...». До наших дней дошли рассказы о том, что художник предпочитал платить за кофе не монетами, а своими рисунками. Но, к сожалению, ни один счастливый обладатель этих рисунков не оставил их для нас в стенах заведения.

Здесь, среди многочисленных произведений искусства, можно также найти портреты или записи знаменитых посетителей, о которых Кафе Греко всегда помнит и чтит их память.

Со дня основания гостями Кафе становятся итальянские и иностранные художники, писатели, артисты, политики и интеллектуалы, такие как Мария Анна Ангелика Катарина Кауфман, Антонио Ка- нова, Жан-Огюст-Доминик Энгр, Иоганн Вольфганг Гёте, Джеймс Фенимор Купер, Джоаккино Антонио Россини, Артур Шопенгауэр, Жан-Батист-Камиль Коро, Поль Деларош, Джакомо Леопарди, Гектор Берлиоз, Натаниэль Готорн, Вильгельм Рихард Вагнер, Джордж Гордон Байрон, Иоганнес Брамс, Марк Твен, Александр-Сезар-Леопольд Бизе, Генри Джеймс, Фридрих Вильгельм Ницше, Генрик Сенкевич, Людвиг II (Отто Фридрих Вильгельм) Баварский, Джузеппе Челлини, Карло Леви, Ганс Христиан Андерсен, Альберто Моравиа, Перикле Фаццини и многие другие.

Неподалеку от Кафе Греко, на Виа Кондотти, 43, жил его постоянный посетитель Карло Гольдони, известный драматург, который прибыл в Рим 23 ноября 1758 года по приглашению кардинала Карло Реццонико, племянника римского папы Климента XIII. Прелат мечтал о переезде Гольдони в Вечный город, чтобы тот поставил некоторые из своих пьес в театре Тординона, принадлежавшем Апостольскому дворцу в Кастель-Гандольфо. Кардинал разместил драматурга в прекрасной квартире в центре города и предоставил карету для личного пользования, которая каждое утро подвозила своего господина к дверям Кафе Греко. В комедии «Кофейная» драматург и либреттист увековечил память о знаменитом Кафе, где проводил все дни напролет со своими друзьями.

Как-то раз после просмотра комедии «Слуга двух господ» Карло Гольдони я зашла в Кафе Греко, чтобы ощутить ту творческую атмосферу, которая когда-то окружала великого драматурга, и за чашечкой кофе мне довелось пообщаться с постоянным посетителем Кафе, от него я услышала множество увлекательных историй, передающихся из уст в уста на протяжении уже многих веков.

Одна из них рассказывает о Джакомо Казанове, молодом настоятеле, состоявшем на службе у кардинала Паскуале Аквавива д'Арагона. Впервые он оказался в Кафе Греко по приглашению аббата Гама и его друзей. В непринужденной обстановке кофейни они развлекались, обмениваясь историями и рассказами, далекими от жестких правил, которые диктует сутана священника. Во время беседы взгляд ловеласа Казановы упал на Джузеппе Ричарелли, также известного как Беппино Делла Маммана, которого он принял за женщину и начал кокетничать с ним. Аббат Гама, умирая со смеху, следил за представлением. Лишь только после того, как «прекрасная незнакомка» предложила Казанове провести с ней ночь, обещая ему играть роль как девушки, так и мальчика, аббат представил известного всему обществу кастрата Беппино своему другу Казанове.

Среди известных клиентов клуба был и Мари-Анри Бейль, более известный под псевдонимом Стендаль, он переступил порог Кафе Греко, чтобы найти своего двойника. Ранее французского писателя во время посещения им города Терни встретили с чрезвычайным гостеприимством, приняв за художника Стефана Форби. Стендаль пытался прояснить недоразумение, но ему так и не удалось убедить горожан. После долгих поисков писатель узнал, что его двойник был частым посетителем некоего знаменитого римского кафе, куда он и отправился в надежде встретиться с ним. Однако знакомство его сильно разочаровало, поскольку художник оказался весьма неухоженным и немного уродливым. Оскорбленный писатель в тот же час покинул Кафе, и больше его тут никто не видел.

Частым гостем здесь был Шопенгауэр вместе с белым пуделем по кличке Атма («душа мира»). В Кафе его не раз атаковала группа немецких художников-назарейцев за оскорбление Германии: ведь философ считал немцев самым глупым народом на Земле; единственное превосходство, которое он признавал за ними, - это то, что «немцы могли обойтись без религии».

Постоянным гостем Кафе Греко являлся и Ференц Лист, часто приезжавший в Рим. Как-то он рассказал в Кафе о случае с принцессой, пригласившей его к себе на обед. Аристократка попросила Листа сыграть что-нибудь из его репертуара, однако композитору это показалось весьма нескромным и неуместным, но он все же сел за рояль, взял несколько аккордов, затем, сказав «madame, le dîner est payé»[3], встал и не оглядываясь покинул дворец.

Именно в этом Кафе с Ференцем Листом познакомился Папа Римский Лев XIII. В мемуарах Льва XIII упоминается, что в студенческие годы он часто бывал в Кафе Греко. Среди автографов, картин, рисунков, фотографий и писем, хранящихся в Кафе, есть анонимное письмо, датированное 1910 годом, написанное, как потом выяснилось, графом Людовико Печчи, племянником Льва XIII, где говорится о том, что последний в молодости был частым гостем Кафе. Так родилась легенда о том, что если кардинал сядет за столик Кафе Греко, то обязательно станет Папой. Однажды менеджеры Кафе попросили и получили редкую фотографию Льва XIII, когда тот еще не был священником, а был апостольским делегатом в Беневенто. Фото и письмо, связанные с Папой, находятся рядом с фотографией и письмом о Листе.

Старинное Кафе Греко связано и с русской культурой. Здесь часто бывали Карл Брюллов, Александр Иванов, Орест Кипренский, Николай Бенуа, Иван Тургенев, Николай Гоголь. Даже российский цесаревич Павел Петрович (будущий император Павел I), путешествовавший по Италии и Франции с женой под именем графа и графини Северных (дю Нор), удостоил своим вниманием Кафе Греко и отведал в нем ароматный напиток.

Но ничто не делает Кафе столь популярным среди русских туристов, как тот факт, что здесь Николаем Гоголем были написаны главы из поэмы «Мертвые души». Николай Васильевич жил на параллельной Виа Кондотти улочке и, конечно же, был завсегдатаем Кафе Греко. Тут же под стеклом можно увидеть лист бумаги со строками из его письма к П.А. Плетневу от 17 марта 1842 года: «О России я могу писать только в Риме, только там она предстает мне вся во всей своей громаде...». В Кафе Греко Гоголь встречался со своими товарищами-художника- ми Александром Ивановым, Орестом Кипренским, Карлом Брюлловым, и муза кофейни, возможно, вдохновляла их на многие шедевры.

По воспоминаниям очевидцев, дошедшим до нас, Гоголь часами проводил время за своим любимым столиком в центре Кафе, иногда не замечая, как день переходил в вечер. Напротив приглянувшегося писателю уголка висит его миниатюрный портрет, созданный Павлом Сведомским.

В 1960-1970-е годы в Кафе Греко собирался высший свет, приходили выдающиеся деятели культуры. Это место продолжает притягивать звезд современности. Еще совсем недавно здесь можно было переброситься парой слов с Федерико Феллини или Марчелло Мастрояни. Кафе посещали и представители королевских семей: принц Монако, леди Диана. Однажды мне довелось встретиться с восхитительной Софи Лорен, беседовавшей с Карлой Фенди.

Сегодня в Италии насчитывается около 150 000 кафе, но ни одно из них не имеет такой богатой истории и притягательности, как Кафе Греко, которое продолжает оставаться местом встречи богемы, деятелей науки и культуры. В память о его создателе Николе Делла Маддалена кофе здесь делают по старинным рецептам и с улыбкой подают приветливые официанты в традиционных фраках.

Но, к сожалению, ничто не бывает вечным, и в настоящие дни историческое римское Кафе Греко рискует прекратить свое существование. Недвижимость Кафе в последние годы принадлежит Израильской больнице в Риме, и с нынешними менеджерами никак не может разрешиться спор, возникший после заключения договора аренды в сентябре 2017 года. Руководство больницы познакомило меня с документом, в котором говорится, что «уже два года как идет процесс об освобождении помещения вследствие разногласий с нынешним менеджером по поводу экономического соглашения в соответствии с рыночной стоимостью». Однако руководство Израильской больницы уверяет жителей Рима в том, что исторически ценные предметы искусства и старины находятся под ее защитой и в ее интересах отстоять этот островок культуры, сохранить историю Кафе и неповторимую атмосферу, в которой, кажется, навсегда поселились призрачные души его завсегдатаев.

 

  1. «Министерство образования / Греческое Кафе имеет особую важность и представляет особый интерес в соответствии со статьями №1 и №2 и законом, принятым 1 июня 1939 №1089 - декрет 27 июля 1953».
  2. La Stella Mario. Antichi Mestieri di Roma. Newton & Compton. 2005. 431 стр.
  3. «Мадам, ужин оплачен».
Иллюстрации
Вход в Кафе Греко, Виа Кондотти, Рим, 2019
Вход в Кафе Греко, Виа Кондотти, Рим, 2019. Фотография
Виктор ИВАНОВ. В Кафе «Греко». 1974
Виктор ИВАНОВ. В Кафе «Греко». 1974
Холст, масло. 184,5 × 204
Карл БРЮЛЛОВ. Автопортрет. 1831
Карл БРЮЛЛОВ. Автопортрет. 1831
Картон, акварель, тушь, графитный карандаш. 15 × 14,5
© ГМИИ имени А.С. Пушкина
Мемориальная доска, Кафе Греко, Виа Кондотти, Рим
Мемориальная доска, Кафе Греко, Виа Кондотти, Рим. Современная фотография
Александр ИВАНОВ. Мастерская А.А. Иванова в Риме. Ок. 1840
Александр ИВАНОВ. Мастерская А.А. Иванова в Риме. Ок. 1840
Бумага, тушь, акварель, кисть, перо. 24,6 × 35
© ГТГ
Александр ИВАНОВ. Вид моста Милвио в Риме. Конец 1830-х – начало 1840-х
Александр ИВАНОВ. Вид моста Милвио в Риме. Конец 1830-х – начало 1840-х
Бумага, акварель. 12,6 × 41,8
Интерьер Кафе Греко
Интерьер Кафе Греко. Современная фотография
Исторические традиционные кофейные чашки. Кафе Греко.
Исторические традиционные кофейные чашки. Кафе Греко. Современная фотография
Ренато ГУТТУЗО. Кафе Греко. 1976
Ренато ГУТТУЗО. Кафе Греко. 1976
186 × 243
© Музей Тиссена Борнемисы, Мадрид
Таир САЛАХОВ. Рим. Кафе Греко. 2002
Таир САЛАХОВ. Рим. Кафе Греко. 2002
Xолст, масло. 120 × 160. Собрание А.В. Шандалова
Портретная галерея Кафе Греко
Портретная галерея Кафе Греко. Современная фотография
Фотография интерьера Кафе Греко. Слева – Эльза Моранто и Альберто Моравия. XIX век
Фотография интерьера Кафе Греко. Слева – Эльза Моранто и Альберто Моравия. XIX век
Картина из интерьера Кафе Греко с изображением Н.В. Гоголя
Картина из интерьера Кафе Греко с изображением Н.В. Гоголя
Любимый столик Н.В. Гоголя в Кафе Греко
Любимый столик Н.В. Гоголя в Кафе Греко. Современная фотография
Мемориальная доска, посвященная Н.В. Гоголю, Кафе Греко
Мемориальная доска, посвященная Н.В. Гоголю, Кафе Греко. Современная фотография
Александр ИВАНОВ. Портрет Н.В.Гоголя. 1841
Александр ИВАНОВ. Портрет Н.В.Гоголя. 1841
Холст, масло. 14 × 12,5 (овал)
© ГРМ
Александр ДЕЙНЕКА. Улица в Риме. 1935
Александр ДЕЙНЕКА. Улица в Риме. 1935
Холст, масло. 186,5 × 196,5
© ГТГ
Джорджо ДЕ КИРИКО. Манекен. 1964
Джорджо ДЕ КИРИКО. Манекен. 1964
Литография. Частная коллекция

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play