«Работа устроения жизни». К 195-летию МГХПА имени С.Г. Строганова

Александр Лаврентьев, Кирилл Гаврилин

Рубрика: 
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВУЗЫ РОССИИ
Номер журнала: 
#2 2020 (67)

* В статье использованы фотоматериалы, арт-объекты, книжные издания, проекты, произведения графики и пр., хранящиеся в фондах Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА имени С.Г. Строганова, а также фотографии работ из собраний художников.

В 1901 году российская и московская художественная общественность широко отмечала 75-летие Строгановского училища. Годом ранее на Международной выставке в Париже школа была награждена двумя Grand prix за успехи в специальном художественном образовании, серебряными и бронзовыми медалями за проекты и изделия, за «украшения публичных зданий и жилищ». Училищу был присвоен статус «Императорского».

Преподаватель Московского университета и Строгановского училища историк А.Ф. Гартвиг подготовил фундаментальный труд с уникальными документами об этапах становления и развития школы. Оценивая масштаб личности ее создателя, мецената и просветителя графа Сергея Григорьевича Строганова, значение основанного им направления в художественном образовании, автор писал: «Всякое дело крупного государственного и общественного значения требует как лучшей гарантии правильной его организации, чтобы все участники общей работы не только имели ясное представление об условиях, в каких дело развивается, но и проникнуты были глубоким чувством солидарности, связывающей ряды поколений чувством ответственности как перед современниками, так и перед историей родной страны. Текущая действительность, среди которой мы живем и работаем, менее всего есть продукт нашей деятельности, как и мы сами, она есть создание истории. Вступая на свой жизненный путь, мы находим уже сложившиеся отношения и, определив точку приложения своих сил, продолжаем ту же работу устроения жизни, которая началась задолго до нас и не нами кончится»[1].

Граф Сергей Григорьевич Строганов. 1820-е
Граф Сергей Григорьевич Строганов. 1820-е
Офорт. Опубликован в издании: Гартвиг А. Семидесятипятилетие Строгановского училища. М., 1901

В истории Строгановской школы было несколько важных событий.

Конечно, день рождения школы - 31 октября 1825 года в Москве, на Мясницкой улице, 13, в доме князя С.Н. Салтыкова, здесь Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам размещалась первые лет пять, занимая всего лишь один зал.

Особняк князя С.Н. Салтыкова на Мясницкой, где 31 октября 1825 года открылась Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам графа Сергея Григорьевича Строганова
Особняк князя С.Н. Салтыкова на Мясницкой, где 31 октября 1825 года открылась Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам графа Сергея Григорьевича Строганова
Конец XIX века. Фотография

Задача, поставленная Строгановым перед школой, сохранила свою актуальность почти два века спустя - «доставление ремесленникам и торговым людям возможности улучшать свои изделия при содействии науки и искусства»[2]. Поставив рисунок во главу угла художественно-промышленного образования, Строганов, по сути, закрепил проектный подход в создании произведений декоративного искусства. Рисунок, чертеж стали основой, первым, зачастую решающим этапом в создании мебели, изделий из металла, украшений интерьера, орнаментов для текстильных изделий.

Согласно подсчетам 1842 года из 76 человек, окончивших курс Школы рисования графа С.Г. Строганова в 1836-1842 годах, 32 работали на ситценабивных фабриках, шестеро - на фарфоровых, остальные стали учителями рисования[3].

С 1843 года школа перешла в ведение Министерства финансов под названием Вторая рисовальная школа. Ориентировалась она на подготовку рисовальщиков по ткацкому и набивному делу и «орнаментовщиков» для различных прикладных искусств. Достижения школы в этой области в течение предыдущих и последующих десятилетий подтверждают мануфактурные выставки, проходившие в Российской империи, многочисленные награды и дипломы за рисунки для обоев (выставка 1845 года в Варшаве), за декоративные росписи (мануфактурная выставка 1853 года в Москве).

В 1860 году произошло объединение Первой и Второй рисовальных школ и преобразование их в Строгановское училище технического рисования, был создан музей и после ряда переездов за школой закреплено здание на улице Рождественке. Все это способствовало росту влияния школы, ее престижа. Здесь обучались художники по текстилю, керамисты, мастера художественного металла, графики, декораторы. В здании школы постоянно проходили выставки проектов учащихся, изделий прикладного искусства, международная выставка афиш.

Здание Императорского Строгановского училища на улице Рождественке, ныне Московский архитектурный институт (Академия). Перестроено по проекту С.У. Соловьева из бывших клиник Московского университета в 1890–1892
Здание Императорского Строгановского училища на улице Рождественке, ныне Московский архитектурный институт (Академия). Перестроено по проекту С.У. Соловьева из бывших клиник Московского университета в 1890–1892. 1910-е. Фотооткрытка

Строгановка постоянно участвовала в международных художественно-промышленных выставках. На открытии школы уже в новом здании на Рождественке присутствовала великая княгиня Елизавета Федоровна, систематически поддерживавшая учащихся, выпускников и педагогов.

Имя великой княгини Елизаветы Федоровны прочно ассоциируется с монашеским подвигом, не знавшей границ благотворительностью и трагическими перипетиями в истории нашей страны. Подробности ее пребывания попечительницей Императорского Строгановского училища до недавнего времени были фактически неизвестны. Они открываются благодаря подробному изучению московской прессы той поры, в частности газет «Московский листок», «Новости дня», и некоторых архивных источников, часть которых была до недавнего времени недоступна[4].

Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, покровительница Императорского Строгановского училища, основательница Марфо-Мариинской обители в Москве. 1903
Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, покровительница Императорского Строгановского училища, основательница Марфо-Мариинской обители в Москве
1903. Фотография

Великая княгиня сама писала иконы, занималась настенной росписью, вышивала церковные покровы, расписывала фарфор. Склонность Елизаветы Федоровны к художеству, внимательное отношение к ремеслам, увлеченность традициями древнего иконописания сделали великую княгиню другом Строгановского училища. Она посетила его впервые в 1897 году, вскоре после коронации Николая II. Хорошо известно, что при оформлении праздничных коронационных торжеств в Москве училище заявило о себе в полный голос, использовав художественные традиции историзма, так называемого русского стиля, известный вариант которого родился именно в его стенах.

В 1900 году Строгановское училище отпраздновало свое 75-летие со дня основания, на котором присутствовала великокняжеская чета - Сергей Александрович и Елизавета Федоровна. В следующем 1901 году великая княгиня приняла под свое покровительство Центральное Строгановское училище и Общество вспомоществования нуждающимся учащимся. Училищу было пожаловано наименование «Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище» и передан в собственность участок земли на Мясницкой улице в Москве. На торжественном акте была прочитана телеграмма от Павла Сергеевича Строганова, сына графа С.Г Строганова, на имя великой княгини, в которой он выражал уверенность в процветании училища под ее покровительством. Елизавета Федоровна ответила: «С радостью принимаю Я под свое покровительство училище, основанное Вашим отцом, и с сердечным удовольствием сделаю все возможное для его дальнейшего преуспеяния»[6].

В стенах Строгановского училища постоянно проходили выставки выдающихся художников, в том числе его преподавателей. Под покровительством Елизаветы Федоровны были привлечены к преподаванию лучшие художественные силы страны: архитекторы, творцы стиля модерн, Ф.О. Шехтель и Л.Н. Кекушев, А.В. Щусев - автор Марфо-Мариинской обители и Казанского вокзала в Москве, скульптор Н.А. Андреев, живописцы М.А. Врубель, К.А. Коровин, П.В. Кузнецов, П.С. Уткин и многие другие. В выставочном зале училища на Мясницкой улице была впервые показана «Царевна-Лебедь» Врубеля, прошли первые выставки «Союза русских художников». Однако великую княгиню больше привлекали выставки молодежи, студентов, которым она оказывала большую поддержку, приобретая художественные изделия юных мастеров.

Елизавета Федоровна осознавала важность развития современной художественной промышленности. Особенно заметной была ее деятельность в организации больших художественно-промышленных и кустарных выставок как в России, так и за рубежом: среди них выставки в Турине (1911), Киеве (1913) и Санкт-Петербурге (1908).

Р. ЗОЗУЛИН. Плакат выставки Строгановского училища. 1913
Р. ЗОЗУЛИН. Плакат выставки Строгановского училища. 1913

Благодаря инициативе великой княгини в 1907-1911 годах студенты и преподаватели училища участвовали в работах по отделке и убранству Покровского храма основанной ею Марфо-Мариинской обители. В мастерских Строгановского училища выполнялись керамическая облицовка стен, работы над иконостасом (великая княгиня особо отмечала роспись иконостаса, выполненную выпускником Строгановского училища Н.Я. Тамонькиным), декоративные изделия из металла и дерева[7].

Господь Вседержитель (Спас Златые Власы). 1900-е
Господь Вседержитель (Спас Златые Власы). 1900-е
Работа учеников иконописной мастерской Строгановского училища. Цинковая пластина, масло

Важнейшим событием в области образования стало открытие иконописной мастерской в училище, что было необычно для сложившейся системы: как правило, иконописцев обучали в монастырских, церковных или слободских мастерских, они не имели профессионального художественного образования. По сути, произошедшее можно расценивать как образовательную реформу, обратившуюся к истокам национальной культуры. Елизавета Федоровна была одной из первых среди своих современников, кто оценил высокие художественные достоинства древнерусской живописи. Иконописная мастерская училища ориентировалась не только на древнейшие стили иконописания, восходящие к домонгольской эпохе, но и на достижения средневековой живописи русских земель XV-XVII веков. Об этом свидетельствуют сохранившаяся проектная графика и отдельные произведения: иконы и даже целые иконостасы, а также настенные росписи. Особенностью икон этой мастерской стала их очевидная декоративность – использование художественного металла, драгоценных окладов, украшенных жемчугом и полудрагоценными камнями, цветными эмалями, а также узорчатой басмой. Так, например, по воспоминаниям первого послевоенного ректора Строгановского училища З.Н. Быкова (18981987), он, будучи студентом Императорского училища, выполнял драгоценный металлический оклад к образу святителя Николая по заказу одной из ведущих российских ювелирных фирм[8]. Сотрудничество училища и лучших ювелирных фирм России - Овчинникова, Хлебникова, Оловянишникова и Фаберже, поставщиков Императорского двора, - по всей видимости, также объясняется посредничеством Елизаветы Федоровны (неслучайно заказы размещались даже среди студентов, поддержка которых была приоритетом для великой княгини).

Открытие собственной иконописной мастерской в Строгановском училище можно рассматривать как настоящий прорыв в истории отечественного художественного образования: ни в одном другом учебном заведении в Российской империи не изучали и не коллекционировали древнерусское искусство так, как в Строгановке. Почва для этого была подготовлена еще во второй половине XIX века, когда по инициативе директора В.И. Бутовского (1815-1881) училище опубликовало «Строгановский иконописный подлинник» (1869) и издало книгу Э. Виолле-ле-Дюка «Русское искусство. Его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность» (М.: Издание Художественно-промышленного Музеума, 1879), в которой «самостоятельность нашего искусства была впервые систематически доказана и торжественно провозглашена»[9].

Позволим себе предположить, что круг профессиональных интересов великой княгини Елизаветы Федоровны совпадал с увлеченностью средневековым отечественным искусством многих преподавателей и студентов, а также директора училища Н.В. Глобы (1859-1941), приближенного ко двору. Древнерусским зодчеством и настенной живописью были страстно увлечены преподававшие в училище архитекторы Л.М. Браиловский (1867-1937), С.В. Ноаковский (1867-1928) и Ф.Ф. Горностаев (1867-1915). Примечательно, что в Строгановском училище той поры впервые рассматривались вопросы профессиональной реставрации древнерусской архитектуры и живописи, а с 1902 года читались лекции по истории искусства, обязательно включавшие раздел, посвященный отечественному средневековью. Хорошо известно, что одним из самых популярных преподавателей был Ноаковский - его лекции о древнерусском зодчестве и монументальной живописи пользовались невероятной популярностью. В воспоминаниях бывших студентов единодушно отмечалась виртуозность профессора, изображавшего церкви и терема мелом на доске. Декоративное искусство отечественного средневековья систематически изучал Н.Н. Соболев (1874-1966), опубликовавший свою диссертацию «Художественные ткани древней Руси» в 1911 году.

Другие научные публикации Соболева появились в Трудах Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Совершенно очевидно, что целое направление преподавательской, исследовательской и художественной деятельности училища, связанное с древнерусской культурой, поддерживалось августейшей покровительницей и нашло отражение в общегосударственном стилевом направлении времени царствования Николая II.

Изучая средневековое русское искусство, строгановцы не замыкались на пути имитации древних образцов: они анализировали и смело интерпретировали, экспериментировали с художественной техникой, используя разные материалы. Так, например, икона «Господь Вседержитель (Спас Златые Власы)», созданная в иконописной мастерской Императорского Строгановского училища в начале ХХ века, написана на цинковой пластине масляными красками, с тончайшими лессировками, явно имитирующими древние темперные «плави». Пряди волос Христа и его одеяние прописаны золотыми ассистами. Создавший это произведение неизвестный мастер демонстрирует тонкое знание и понимание художественных особенностей древнерусской живописи, используя нетипичные материалы и технические приемы[10].

Деятельность великой княгини Елизаветы Федоровны по возрождению национальных традиций вполне сопоставима с тем, что делали княгиня М.К. Тенишева в Талашкине и С.И. Мамонтов в Абрамцеве. Неслучайно художники-строгановцы оказывались потом в этих центрах новой культуры и подолгу там работали.

Примечательно, что творчество А.В. Щусева, находившегося под патронатом августейшей заказчицы во время работ по проектированию и строительству Марфо-Мариинской обители, развивалось в русле художественных открытий Императорского Строгановского училища (с которым зодчий активно сотрудничал по инициативе Елизаветы Федоровны). По всей видимости, успех великокняжеского заказа способствовал получению других крупных государственных проектов, обращенных к национальным средневековым традициям: Казанского вокзала и павильона русского отдела Международного биеннале в Венеции, выстроенного в формах древнерусского терема.

Среди важных созидательных шагов - строительство Кузнецовского корпуса для мастерских, в основание которого Елизавета Федоровна заложила первый камень в феврале 1913 года. В память об этом событии студенты преподнесли специально написанную для нее икону Спасителя. Момент закладки первого камня зафиксирован в кинохронике тех лет. В выпуск киножурнала ПАТЕ № 276А вошел эпизод с приездом великой княгини на это торжественное мероприятие[11].

В 1914 году началась Первая мировая война. В здании учебных мастерских по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны были открыты госпиталь для раненых воинов и госпиталь Московского городского кредитного общества. Тяготы войны и госпитальной жизни нашли отражение в рисунках студента П.С. Галаджева (1900-1971) - в будущем известного художника кино; об этом свидетельствует рукописный студенческий журнал «Лель» (1917-1918, Музей МГХПА).

После революции, в 1918 году, произошла реформа образования, она упразднила прежние структуры в системе художественно-промышленного и художественного образования. Все художественные учебные заведения были объявлены Свободными государственными художественными мастерскими (СГХМ), объявлялось равноправие всех течений в искусстве. Первые свободные государственные художественные мастерские стали организационной базой для дальнейшего развития системы образования. Здесь вели прием и регистрацию студентов, здесь сохранялись те специализации, которые существовали в дореволюционное время, связанные с декоративным искусством, - обработка дерева и металла, создание рисунков для текстиля, художественная керамика, декорационное искусство, печатная графика.

Согласно реформе в СГХМ обучались «желающие по специальностям: архитектуре, живописи, скульптуре, декоративной живописи, мозаике и гравюре». Все мастерские делились на три типа: с выбранными от учеников руководителями, без руководителей и с руководителями по назначению.

В октябре 1918 года в СГХМ состоялись выборы руководителей. В декабре произошло открытие мастерских. Строгановка стала называться 1-е ГСХМ, а 13 марта 1919 года постановлением Наркомпроса 1-е ГСХМ получили статус высшего учебного заведения.

Осенью был объявлен прием. Важным документом той поры стало отпечатанное полиграфическим способом наборное объявление в формате афиши (54 х 35 см) с информацией от Отдела Изо Наркомпроса с перечислением фамилий педагогов, типов мастерских, направлений подготовки и учебных предметов[12].

К реформе художественного образования в 1918 году Строгановка пришла как полноценная учебно-производственная структура со своей сформированной программой.

Не случайно именно здесь был прием документов в открывающиеся Первые и Вторые (Московское Училище живописи, ваяния и зодчества) Свободные художественные мастерские, как это указано в плакате. Неслучаен и текст частушки, которую сочинили студенты, многие из которых - бывшие студенты Строгановского училища, обращаясь к новым, советским структурам управления школы: «Гляди Совупка в оба, не то, пожалуй, Глоба со Строгановки ВХУТЕМАС сотрет». Н.В. Глоба - энергичный, харизматичный последний директор Строгановского училища - не оставил педагогической деятельности даже в послереволюционной эмиграции, создав новую Строгановку в Париже.

Двухлетний период существования на всей территории России Свободных государственных художественных мастерских практически не изучен. А между тем это особый этап в развитии традиций художественно-промышленного образования в России XIX - начала XX века.

Отделу Изо Наркомпроса система учебных дисциплин СГХМ представлялась состоящей, во-первых, из общих направлений и мастерских по живописи и скульптуре (по составу педагогов к таковым относились 2-е СГХМ, сформированные на основе Московского Училища живописи, ваяния и зодчества), во-вторых, из специальных мастерских, то есть специализированных по жанрам и видам искусства: декоративная мастерская (декораторы), театрально-декорационная, графическая, живописи по фарфору, стекла и эмали, текстильная, декоративно-скульптурная, металлической скульптуры, резного дела, декоративно-архитектурная, меблировки сооружений. Судя по специализациям и заявленным педагогам, это направление охватывало мастерские и отделения бывшего Строгановского училища, где существовали текстильное, керамическое, театрально-декорационное, а также мебельное и графическое отделения. В-третьих, учитывалось направление научно-художественных предметов, к которым были отнесены история искусства, философия, пластическая анатомия. Эти предметы заявлены обязательными для всех учащихся, также как и мастерские общей композиции. Кроме перечисленных в этой группе гуманитарных направлений предлагались курсы истории литературы и стихосложения, ритма и музыки, а также истории социальных учений.

Четвертую группу представляли специальные предметы: теория теней и начертательная геометрия. Для чтения лекций по «технике сцены» предполагалось пригласить режиссеров А.Я. Таирова и Ф.Ф. Комиссаржевского, «шаблоны и модели» предполагалось, что будет вести выпускник Строгановки 1910-х годов А.В. Пруссов, художник по дереву, автор издания с рисунками столярной мебели[13].

Среди преподавателей, руководителей общих мастерских живописи, имена известных мастеров: С.В. Малютин и Ф.А. Малявин, П.В. Кузнецов и А.В. Куприн, К.С. Малевич и В.Е. Татлин. Руководителями архитектурных мастерских заявлены А.В. Щусев, И.А. Фомин, лекторами по истории искусства - И.Э. Грабарь и С.В. Ноаковский, В.В. Маяковский и А.В. Луначарский обозначены как потенциальные лекторы.

В объявлении об открытии СГХМ список преподавателей, составленный инициативно-организаторской группой учащихся, выглядел так: Ф.А. Малявин, С.В. Малютин, Ф.Ф. Федоровский (натурализм), Б.Д. Григорьев, Н.П. Ульянов (реализм), К.А. Коровин (импрессионизм), П.В. Кузнецов, П.П. Кончаловский, A.В. Лентулов (неоимпрессионизм), А.В. Куприн, B.В. Рождественский (постимпрессионизм), В.Е. Татлин (кубофутуризм), А.А. Моргунов, К.С. Малевич (супрематизм). Фамилии В.В. Кандинского в этом списке не было. Возможно, Кандинский появился позже, уже в конце 1920 года. В воспоминаниях З.Н. Быкова о ВХУТЕМАСе есть несколько строк о выборе руководителей группой студентов как раз в этот период14. После бесед с рядом художников, среди которых был и Кандинский, группа решила организовать «мастерскую без руководителя», согласно правилам приема и обучения в мастерских такое было возможно еще два года. Студенты вольны выбирать любое направление, прием был свободный от экзаменов - достаточно лишь записаться.

Сергей ЧЕХОНИН. Красная лента. 1919. Агитфарфор
Сергей ЧЕХОНИН. Красная лента. 1919. Агитфарфор

Реально эту ситуацию равноправия и одновременности художественных направлений можно увидеть на фотографии небольшой выставки работ учащихся 1-х СГХМ, размещавшейся, видимо, в помещении Наркомпроса. Под плакатом с надписью «НКП. Отдел изобразительных искусств. 1 Свободные художественные мастерские» на стене развешаны графические работы: композиции на революционные темы, гравюры, иллюстрации. Ниже, на столе, на фоне темного скульптурного рельефа на тему борьбы трудящихся, слева стоит экспрессивная модель фигуры с земным шаром на плечах, а справа - кубистическая композиция из гипса, но уже абстрактная. На скатерти разложен агитфарфор с росписью по рисункам М.М. Адамовича и С.В. Чехонина и революционной символикой. (Эти образцы ныне находятся в собрании Музея МГХПА имени С.Г. Строганова). Реализм, кубофутуризм и агитационно-массовое искусство в одном пространстве.

Кузнецовский корпус Строгановского училища. Здание ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа на улице Рождественке. Вид на здание со стороны галереи ВХУТЕМАС (Московский архитектурный институт (Академия). 2010
Кузнецовский корпус Строгановского училища. Здание ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа на улице Рождественке. Вид на здание со стороны галереи ВХУТЕМАС (Московский архитектурный институт (Академия). 2010. Фотография
В годы Первой мировой войны в этом корпусе находился госпиталь, а в пристройке, где галерея ВХУТЕМАС, – операционная.

Для формирования ВХУТЕМАСа в его зрелой форме этот этап узаконенного равноправия художественных течений - классических и новаторско-экспериментальных - был крайне важен, ведь тогда на уровне композиционных принципов и художественно-выразительных систем авангарда формировались стилевые основы, а также социокультурные установки и тематика будущих концепций архитектуры и дизайна XX века. Сложился не только язык новой архитектуры и принципы композиции высотных зданий, но и новая социальная тематика: дом-коммуна, уличный киоск, здание Совдепа и т.д. Родились и совершенно новые структуры, связанные с художественным образованием: московский Музей живописной культуры (МЖК, 1919-1923/1924) и Институт художественной культуры (ИНХУК, 1920-1926). В состав сотрудников этих организаций в тот короткий промежуток времени входили мастера, художники, архитекторы, дизайнеры, создатели школ архитектуры и дизайна, методических принципов обучения и анализа произведений нового искусства: А.В. Бабичев, А.А. Веснин, А.Д. Древин, В.В. Кандинский, Б.Д. Королев, Н.А. Ладовский, Эль Лисицкий, Л.С. Попова, Н.А. Удальцова, Р.Р. Фальк, А.М. Родченко, В.Ф. Степанова, Д.П. Штеренберг В провинциальные музеи рассылались коллекции, отражавшие весь спектр живописных направлений и исканий начала XX века.

Время СГХМ в Москве, Петрограде и ряде регионов России - это своеобразный передаточный механизм между искусством авангарда и дизайном и архитектурой. Это свобода выбора творческого направления. Свобода в получении художественного образования.

Созданный одновременно в Германии Баухауз[15] (1919-1933) определил направления художественного, архитектурного и дизайнерского образования в ХХ веке в Европе. Однако материалы и документы первой реформы в послереволюционной России свидетельствуют о том, что уже в 1918 году формировались основы новой педагогики искусства, определившие дальнейшие пути образования в сфере дизайна, архитектуры, декоративного искусства ВХУТЕМАСа- ВХУТЕИНа[16].

Реформа 1920 года закрепила этот подход и привела уже к организационному оформлению высшей школы нового типа - ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, ставшей центром художественной жизни Советской России в 1920-е годы. В это время закладывались основы проектной культуры XX века во всех областях предметно-художественного творчества, создавались новаторские произведения архитектуры, дизайна, кинематографа, фотографии, театральной сценографии и графики. Перечень знаковых для отечественного искусства и архитектуры имен мастеров дает представление о художественных приоритетах авторов, о жанрах и формах новых направлений и видов художественного творчества, среди которых «производственное искусство» и конструктивизм были предтечами современного дизайна[17].

Архитектура 1920-х годов ассоциируется с именами профессоров архитектурного факультета: с одной стороны, И.В. Жолтовского и А.В. Щусева (неоклассика), а с другой - А.А. Веснина, М.Я. Гинзбурга, Н.А. Ладовского и К.С. Мельникова (конструктивизм, рационализм). Дизайнерские школы дерево- и металлообрабатывающего факультета создали Эль Лисицкий, В.Е. Татлин и А.М. Родченко. На текстильном факультете оставили свой след в формировании основ профессии А.В. Куприн (композиция), Л.В. Маяковская (мастерская аэрографии), В.Ф. Степанова (структурно-геометрические и функциональные основы построения текстильного рисунка). Керамическим факультетом руководил художник, ученый и педагог А.В. Филиппов. Полиграфический факультет возглавлял график П.Я. Павлинов; художественным лидером был график, художник-монументалист, ученый В.А. Фаворский, руководивший также вузом в 1923-1926 годах, создатель уникальной школы искусства книги и ксилографии. Здесь же развивал свою концепцию искусства графики и Н.Н. Купреянов.

Живописный факультет был вторым самым популярным факультетом вуза благодаря звездному составу педагогов - это Д.П. Штеренберг, Ф.Ф. Федоровский, А.В. Шевченко, Р.Р. Фальк, П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов.

Мастерская живописного факультета ВХУТЕМАСа. Начало 1920-х
Мастерская живописного факультета ВХУТЕМАСа. Начало 1920-х. Фотография

Скульптурный факультет представлен известными именами: С.М. Волнухин, А.С. Голубкина, С.Т. Коненков, В.И. Мухина.

ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН трудно представить себе без имен многих мастеров, среди них живописцы А.Е. Архипов, И.И. Машков и П.В. Кузнецов, вернувший воссозданной в 1945 году Строгановке культуру живописи начала XX века. Среди создателей первых аналитических дисциплин общеживописного отделения в 1920 году были А.Д. Древин, И.С. Клюн, Л.С. Попова, Н.А. Удальцова. В дальнейшем свое понимание цветовых гармоний Н.А. Удальцова передавала студентам текстильного факультета, где планировала преподавать и Л.С. Попова. ГГ Клуцис вел занятия на основном отделении по дисциплине «цвет». Оригинальные графические курсы вели Л.И. Бруни и П.В. Митурич. Среди выпускников необходимо упомянуть карикатуристов Кукрыниксов[18], живописца А.А. Дейнеку, художника и актера С.В. Образцова, оператора и кинорежиссера С.П. Урусевского.

Нынешний год юбилейный для Строгановки вдвойне и даже втройне. Помимо 195-летия основания школы, академия отмечает и 100-летие универсальной авангардной проектно-художественной школы нового типа - ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа (1920-1930).

Александр ЛАВРЕНТЬЕВ. Плакат к Международной научной конференции. 2019
Александр ЛАВРЕНТЬЕВ. Плакат к Международной научной конференции. 2019

Третий юбилей связан с воссозданием школы в 1945 году[19], незадолго до окончания Великой Отечественной войны.

Руководство страны понимало, что лежавшие в руинах города требовали скорейшего восстановления. Стране был необходим новый большой архитектурно-художественный стиль - он проявился при строительстве высоток, его нередко называют «стилем Победы». Создание мемориальных ансамблей, станций метро, грандиозных общественных зданий, памятников и площадей - это требовало больших творческих усилий, целой армии художников декоративного искусства, живописцев и скульпторов, которых должно было подготовить в том числе и послевоенное училище.

В преддверии празднования 75-летия Победы в выставочном зале МГХПА имени С.Г. Строганова открылась выставка произведений педагогов и выпускников академии, посвященных теме войны, испытаний и подвига. Это работы представителей нескольких поколений, прежде всего участников и очевидцев, знавших о войне не понаслышке. Выставка - эпическое повествование о войне, Победе в творчестве С.В. Герасимова, Л.М. Холмянского, Ф.Ф. Волошко, Н.А. Ковальчука, З.Н. Быкова, В.А. Сидура, ГМ. Коржева, А.Д. Щербакова, П.Г Редечкина, И.П. Обросова, А.Н. Ковальчука, П.П. Козорезенко и многих других.

Документальной средой выставки по замыслу ректора Академии С.В. Курасова стали фотографии военных фотокорреспондентов из архивов МГХПА и педагогов, воспроизведенные с использованием цифровых технологий. При подготовке экспозиции среди документов ректора Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского) в 1955-1967 годах Захара Николаевича Быкова[20] был обнаружен документ - приказ комитета по делам архитектуры при Совете Народных Комиссаров СССР от 23 февраля 1945 года о воссоздании Строгановского училища: «В целях подготовки высококвалифицированных кадров для художественной промышленности, декоративно-прикладного искусства и для выполнения художественно-отделочных работ при новом строительстве и восстановления разрушенных немецкими захватчиками городов и памятников искусства - Совет Народных Комиссаров Союза ССР 5.11-1945 г. в постановлении №256 постановил воссоздать во втором полугодии в Москве - Московское центральное художественно-промышленное училище (бывш. Строгановское) с учебно-производственными мастерскими, подчинив его Комитету по делам архитектуры при СНК СССР и в гор. Ленинграде - Ленинградское художественно-промышленное училище (бывш. Школа Штиглица) с учебно-производственными мастерскими, подчинив его Управлению по Делам Архитектуры при СНК РСФСР»[21]. Реализация постановления возлагалась на Главное управление по художественной промышленности и на З.Н. Быкова.

В документе содержится список членов инициативной группы, ответственных за разработку учебных программ. Под начало Быкова перешел из Главного управления учебных заведений А.А. Галактионов, также выпускник ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, инженер-художник, ученик А.М. Родченко.

Натюрморт
Натюрморт
Ксилография. Курс В.А. Фаворского

В состав группы вошли также архитектор ГБ. Бархин; художник театра, преподававший еще в Императорском Строгановском училище и позднее во ВХУТЕМАСе, Ф.Ф. Федоровский; выпускник Строгановки, художник прикладного искусства П.П. Пашков; академик, художник С.В. Герасимов; выпускник Строгановки, основатель целой области кинодекорационного искусства в России, художник театра и кино В.Е. Егоров; архитектор Д.П. Сухов; скульптор С.С. Алешин; художник прикладного искусства, выпускник Строгановки и ВХУТЕМАСа, Главный художник ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставки) в течение ряда лет Н.В. Филиппов; художник театра, график и плакатист, ученик Строгановского училища и ВХУТЕМАСа Н.П. Прусаков; художник прикладного искусства, выпускник и педагог Строгановского училища С.Н. Маркелов; основатель нового направления в искусствознании по декоративному искусству, выпускник и педагог Строгановского училища, профессор ВХУТЕМАСа- ВХУТЕИНа текстильного факультета Н.Н. Соболев. Все перечисленные художники и педагоги включились в педагогическую деятельность.

Каждый из ректоров воссозданной Строгановки внес уникальный вклад в развитие школы. При З.Н. Быкове сложилась система художественно-конструкторского образования не только в Москве, но и во всей стране. Поскольку Строгановка стала головным вузом, был основан диссертационный совет, сформированы структуры факультетов и кафедр. При архитекторе ГА. Захарове спроектирован новый корпус и начато его строительство, получил развитие факультет интерьера. Ученый, историк А.А. Дубровин развивал научную и искусствоведческую составляющую художественно-промышленного образования. Была создана новая выпускающая кафедра теории и истории декоративного искусства и дизайна, началось издание научно-аналитического журнала «Вестник МГХПА». Художник, дизайнер А.Н. Стасюк заложил основу издательско-выставочной деятельности вуза. Усилиями художника, дизайнера и исследователя С.В. Курасова Строгановка успешно завершила в 2011-2015 годах Программу стратегического развития вуза по созданию современной образовательной среды, обрела международный статус благодаря участию в программах «Tempus» и «Erazmus», а также в международных и всероссийских выставочных проектах, конкурсах, смотрах, совместных образовательных программах с вузами Италии, Словакии, Китая, Южной Кореи и других стран. Сложилась система непрерывного художественного и профессионального образования - от детской школы «Строгановские традиции» и «Детской академии дизайна», через бакалавриат и магистратуру, до аспирантуры. В 2016-2019 годах появились новые направления: очно-заочные курсы в области искусствоведения и выставочного кураторства, магистерские программы мультимедиа и цифрового искусства.

Современная Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова продолжает традиции универсальной художественной школы. В 2019 году ее педагоги получили высшие награды в области дизайна Red Dot - Дмитрий Мордвинцев (доцент кафедры «Коммуникативный дизайн») за работу в области графического дизайна и Рейхане Нури вместе с супругом Дмитрием Назаровым (кафедра «Дизайн средств транспорта») за разработку интерьера плацкартного вагона по заданию РЖД. В Екатеринбурге открылся новый областной перинатальный центр, мебель и оборудование для которого были изготовлены на основе дипломных проектов выпускников кафедры «Дизайн мебели».

По-прежнему велик вклад академии в развитие международного инновационного дизайна. В качестве примера можно привести дипломные проекты кафедры «Дизайн средств транспорта». Одной из икон дизайна XX века стал скутер Vespa Malaguti (проект Л. Кайзер), выставленный в Музее современного искусства в Чикаго. Выпускники кафедры работают в дизайн-бюро престижных марок ведущих автомобильных держав - Италии, Франции и Германии. К числу достижений вуза относится постоянное участие студентов кафедры «Дизайн текстиля» в крупнейших международных конкурсах, например Heimtextil (Франкфурт, 2019), где были выставлены работы победительницы конкурса Марии Мамай.

Павел и Анастасия ЧЕРНЫШЕВЫ. Проект кроссовера Renault Diamond премиум-класса
Павел и Анастасия ЧЕРНЫШЕВЫ. Проект кроссовера Renault Diamond премиум-класса
Дипломный проект кафедры «Дизайн средств траспорта». Руководители Дмитрий Назаров и Энтони Грейд (со стороны заказчика). 2014

Строгановская академия принимает активное участие в инновационных выставочных проектах Государственной Третьяковской галереи и других художественных музеев России. Важное направление учебной и творческой деятельности вуза - концептуальное оформление выставок. Так, к ретроспективной выставке Михаила Ларионова (ГТГ, 2018-2019) дизайн каталога был выполнен студией «ABCdesign» (руководитель Дмитрий Мордвинцев), а видеоматериалы для раздела «Театр и футуристическая книга» - дипломниками кафедры «Коммуникативный дизайн» (заведующий кафедрой В.А. Музыченко). В проекте К. Скворцовой зрители могли увидеть процесс строительства знаменитых Проунов «проектов утверждения нового» Эль Лисицкого в трехмерных моделях (консультант - сотрудник ГТГ Т. Горячева).

Павильон России на 57-й Биеннале современного искусства в Венеции, представивший проект Гриши Брускина Theatrum Orbis, оформляла выпускница Строгановки дизайнер Алла Белоусова. В этом событии - своеобразное «рукопожатие поколений», ведь павильон построен профессором Императорского Строгановского училища А.В. Щусевым. Здесь же в 1962 году с триумфом выставили полотно Гелия Коржева «Поднимающий знамя», ставшее иконой искусства XX века, - современники увидели в нем универсальный образ неповиновения и борьбы с несправедливостью.

Выставки в России впервые стали проводить в художественных учебных заведениях уже с конца XVIII века. В настоящее время выставочный кураторский проект имеет прямое отношение к образовательной деятельности: Строгановская академия - одна из первых среди вузов, принявшая участие в IV, V, VI Московских биеннале современного искусства. На нескольких выставочных площадках, в том числе в залах академии, выставляли свои работы и молодежь, и мэтры: Е. Кошелев, Р. Сакин, А. Соколов, А. Дьяков, Ф. Инфанте, Н. Горюнова и многие другие. Один из самых ярких проектов - выставка «Однокурсники», посвященная начальному периоду творчества А. Волкова, Д. Пригова, Б. Орлова, учившихся когда-то вместе на кафедре «Академическая скульптура». Участие Строгановской академии в биеннале с самостоятельными авторскими кураторскими проектами продемонстрировало творческий феномен, породивший целую генерацию мэтров современного искусства: В. Космачев, Ф. Инфанте и Н. Горюнова, В. Комар и А. Меламид, Л. Соков, К. Латышев, А. Косолапов...

Проекты, подготовленные и реализованные МГХПА имени С.Г. Строганова, стали явлениями современной отечественной культуры (выставка «Конструктивный мир. Мечты о пространстве. Александр Родченко и его круг» в Норильске; арктический проект академии «Таймыр: гений места» во Всероссийском музее декоративного искусства в Москве; «Киноглаз» (плакаты, фотографии и печатная графика, посвященные киноавангарду) во Владивостоке, а также в Сорренто и Неаполе).

Одна из самых ярких выставок в стенах Строгановской академии - юбилейная экспозиция произведений Вячеслава Колейчука, на которой присутствовал сам мастер. Франциско Инфанте и Нонна Горюнова сделали специально для академии выставку «Круговорот воды» в рамках V биеннале в 2013 году. Кроме того, необходимо отметить два крупных международных проекта, воплощенных совместно с партнерами Строгановской академии из венецианского университета Ка'Фоскари (кураторы С. Бурини, Д. Барбьери, А. Лаврентьев, М. Бертеле, К. Гаврилин): «Профессор Родченко: Фотографии из ВХУТЕМАСа» и «Франциско Инфанте, Нонна Горюнова: Артефакты» (Венеция, 2012).

Третьяковская галерея постоянно обращается к наследию Строгановки, создавая масштабные персональные выставки мастеров отечественного искусства: Ф.Ф. Федоровского, Н.А. Андреева, В.А. Ватагина, ГМ. Коржева, Н.Б. Никогосяна, Б.К. Орлова, Л.П. Сокова, Д.А. Пригова, Н.П. Турновой, В.И. Космачева и многих других. Эти проекты - живое свидетельство вклада Строгановской школы в развитие национальной художественной культуры.

По трем основным направлениям - образование, художественное творчество и научно-исследовательская работа - развивалось взаимодействие и тесное сотрудничество Российской академии художеств и Строгановской академии. В XIX веке, в период становления и развития Строгановского училища, Академия художеств оказала существенное влияние и поддержку в деле формирования учебного процесса: в организации занятий, методики преподавания рисунка и живописи - об этом свидетельствует большой фонд эталонных учебных рисунков с печатью Российской Императорской академии художеств, переданных училищу в качестве образцов.

Российская академия художеств и ее президент Зураб Константинович Церетели оказывают исключительное внимание одному из старейших художественно-промышленных вузов России. Примером блестящего сотрудничества двух институций стала история кафедры «Монументально-декоративная живопись», подарившей России выдающихся мастеров, академиков, руководителей кафедры, создавших неповторимый и узнаваемый стиль монументальной живописи строгановской школы. Речь идет об академиках Сергее Герасимове (1885-1964), Гелии Коржеве (1925-2012), Олеге Филатчеве (19371997) и Игоре Обросове (1930-2010).

Все сказанное подтверждает мысль о том, что любая школа в науке или в искусстве существует и развивается благодаря вовлеченности педагогов, учеников, выпускников в общекультурный и мировой художественный процесс, благодаря постоянным пробам и экспериментам при сохранении чувства истории и причастности к судьбе своей аlmа mater.

 

  1. Гартвиг А. Семидесятипятилетие Строгановского училища. М., 1901. С. VII.
  2. Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище. 1912-1913 гг. [Проспект]. М., [1913]. С. 14.
  3. Гартвиг А. Семидесятипятилетие Строгановского училища. М., 1901. С. 162.
  4. См.: Аристова С.Л. Высшая художественноиконописная мастерская Императорского Строгановского училища (страницы истории попечительства в русской иконописи) / Академик Императорской Академии художеств Николай Васильевич Глоба и Строгановское училище. М., 2012. С. 317-328.
  5. Супруг Елизаветы Федоровны, великий князь Сергей Александрович Романов, принял под свое покровительство Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а сама Елизавета Федоровна стала покровительницей Императорского Строгановского училища, что было зафиксировано на официальном бланке училища. Московский период жизни четы подробнейшим образом раскрыт в книге Д.Б. Гришина «Сергей и Елизавета» (М., 2017).
  6. Московский листок. 1901. № 83. С. 2.
  7. Отчет состоящего под покровительством Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны Императорского Строгановского Центрального художестеенно-промышленного училища за 1910-1911 гг. М., 1912.
  8. Вихарева Н.И. Рождение новой профессии (по воспоминаниям З.Н. Быкова). Люди, события, факты. М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2006. С. 38.
  9. Бутовский В.И. Русское искусство и мнения о нем Е. Виолле-ле-Дюка, французского ученого архитектора, и Ф.И. Буслаева, русского ученого археолога. М., 1879. Предисловие. С. II.
  10. Третий фестиваль частных коллекций: Каталог / Гл. ред. П.С. Уханова; Министерство культуры Российской Федерации; Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. М., 2013. С. 36-63. Ил. 15.
  11. Архив кинохроники. URL: http://kinochronik.wixsite.com/archive/-1896-1917 (дата обращения: 05.04.2018).
  12. Объявление об открытии государственных свободных художественных мастерских. Плакатафиша. М., 1918.
  13. Исаев П. Строгановка 1825-1918: Биографический словарь. Т. 2. М., 2007. С. 282.
  14. Вихарева Н.И. Рождение новой профессии. М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2006. С. 56.
  15. Баухауз и художественные школы эпохи авангарда: Материалы международной научной конференции 17-19 апреля 2019 г. М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, МАРХИ, 2019.
  16. ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) - учебные заведения, созданные после революции 1917 года в Москве, Петрограде и других российских городах. Московский ВХУТЕМАС образован в 1920 году путем объединения Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских (созданных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества). В 1927-м ВХУТЕМАС переименовали в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН в Москве). В 1930-м ленинградский и московский ВХУТЕИН были закрыты. На базе московского ВХУТЕИНа образованы Московский архитектурный институт (МАРХИ), Московский государственный художественный институт (которому в 1948-м присвоено имя В.И. Сурикова) и Московский полиграфический институт (с 1949-го - Московский государственный университет печати). На базе ленинградского ВХУТЕИНа-ЛВХТИ (Ленинградский высший художественно-технический институт) в апреле 1930-го был организован Институт пролетарских изобразительных искусств (ИНПИИ), в 1932-м преобразованный в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры (с 1944-го имени И.Е. Репина).
  17. Хан-Магомедов СО. ВХУТЕМАС: В 2 кн. М., 1995; Адаскина Н.Л. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН // Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. Т. 3, Кн. 1. М., 2014. С.102-111.
  18. Кукрыниксы - творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-2000).
  19. 1945-1948 - Московское центральное художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское); 1948-1992 - Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское); 1992-1996 - Московский государственный художественно-промышленный институт имени С.Г. Строганова (МХПИ имени С.Г. Строганова); 1996-2009 - Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова; с 2009 года - Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова (МГХПА имени С.Г. Строганова).
  20. Захар Николаевич Быков (1898-1984) - ученик Строгановского училища в 1910-е годы, выпускник мастерской А.М. Родченко ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа (1929), один из первых дипломированных дизайнеров, «инженеров-художников», преподаватель МВХПУ (бывш. Строгановское) с 1945-го, основатель кафедры «Художественное конструирование», ректор - в 1955-1967.
  21. Приказ комитета по делам архитектуры при Совете народных комиссаров СССР от 23 февраля 1945 года. Машинопись. Музей МГХПА им. С.Г. Строганова.

 

Работы преподавателей и выпускников
МГХПА имени С.Г. Строганова
1945—2020

Гелий КОРЖЕВ. Автопортрет. 1980
Гелий КОРЖЕВ. Автопортрет. 1980
Холст, масло
Гелий КОРЖЕВ. Гомер. Из триптиха «Коммунисты». 1960
Гелий КОРЖЕВ. Гомер. Из триптиха «Коммунисты». 1960
Холст, масло
Александр БЕЛАШОВ. Древо жизни. 1985
Александр БЕЛАШОВ. Древо жизни. 1985
Керамическое панно. Палеонтологический музей РАН имени А.Ю. Орлова, Москва
Валерий МАЛОЛЕТКОВ. Дорога в никуда. 2014
Валерий МАЛОЛЕТКОВ. Дорога в никуда. 2014
Фаянс, роспись
Наталия ХЛЕБЦЕВИЧ. Белое на светлом. 2009
Наталия ХЛЕБЦЕВИЧ. Белое на светлом. 2009
Бисквитный фарфор, лайтбокс
Анастасия ШЕНЦЕВА. Плакат к выставке Вячеслава Колейчука. 2012
Анастасия ШЕНЦЕВА. Плакат к выставке Вячеслава Колейчука. 2012
Вячеслав КОЛЕЙЧУК. Фрагмент экспозиции в галерее «Тоннель» МГХПА имени С.Г. Строганова. 2012
Вячеслав КОЛЕЙЧУК. Фрагмент экспозиции в галерее «Тоннель» МГХПА имени С.Г. Строганова. 2012
Вадим КОСМАЧЕВ. Метатель ядра. 1988–1990
Вадим КОСМАЧЕВ. Метатель ядра. 1988–1990
Пространственная композиция Германия, Майнц. Полированная нержавеющая сталь
Александр БУРГАНОВ. Письмо. 1991
Александр БУРГАНОВ. Письмо. 1991
Мрамор
Александр БУРГАНОВ. Фонтан «Принцесса Турандот». 2000
Александр БУРГАНОВ. Фонтан «Принцесса Турандот». 2000
Москва, Арбат. Бронза, позолота
Андрей ОРЛОВСКИЙ. В соавторстве с П.А. Орловским и Ж.В. Орловской. Объемно-пространственная композиция портала. 1982
Андрей ОРЛОВСКИЙ. В соавторстве с П.А. Орловским и Ж.В. Орловской. Объемно-пространственная композиция портала. 1982
Дом культуры, поселок Шатура
Илларион ГОЛИЦЫН. Портрет Владимира Фаворского. 1962
Илларион ГОЛИЦЫН. Портрет Владимира Фаворского. 1962
Графитный карандаш
Мария ФАВОРСКАЯ-ШАХОВСКАЯ. Ранняя весна. Блюдо. 1978
Мария ФАВОРСКАЯ-ШАХОВСКАЯ. Ранняя весна. Блюдо. 1978
Глина, ангобы
Илларион ГОЛИЦЫН. Мастерская. 1967
Илларион ГОЛИЦЫН. Мастерская. 1967
Холст, масло
Герман ЧЕРЕМУШКИН. Площадь Революции. 1960-е
Герман ЧЕРЕМУШКИН. Площадь Революции. 1960-е
Гравюра на гипсе
Александр СТАСЮК. Дом рыбака. 2018
Александр СТАСЮК. Дом рыбака. 2018
44 × 64
Игорь ОБРОСОВ. Солдатские сны. 1989
Игорь ОБРОСОВ. Солдатские сны. 1989
Холст, темпера
Анатолий МОСИЙЧУК. Подношение облаку. 2009
Анатолий МОСИЙЧУК. Подношение облаку. 2009
Холст, масло. 145 × 164,5
Олег ФИЛАТЧЕВ. Автопортрет в сванской шапочке. 1980
Олег ФИЛАТЧЕВ. Автопортрет в сванской шапочке. 1980
Дсп (древесно-стружечная плита), левкас, темпера
Олег ФИЛАТЧЕВ. Шашлычная. 1992
Олег ФИЛАТЧЕВ. Шашлычная. 1992
Холст, темпера, акрил
Олег ФИЛАТЧЕВ. Портрет летчика-истребителя первого класса подполковника П. Филатчева (Портрет отца). 1972
Олег ФИЛАТЧЕВ. Портрет летчика-истребителя первого класса подполковника П. Филатчева (Портрет отца). 1972
Холст, масло
Cергей ГЕРАСИМОВ. Вечер. 1950
Cергей ГЕРАСИМОВ. Вечер. 1950
Холст, масло. 79 × 99
© Музей русского искусства, Москва
Лев ШЕПЕЛЕВ. Смотря из окон Эрмитажа. 2006
Лев ШЕПЕЛЕВ. Смотря из окон Эрмитажа. 2006
Тонированная бумага, угольный карандаш, гуашь
Михаил ВЕРХОЛАНЦЕВ. Сила музыки. 2004
Михаил ВЕРХОЛАНЦЕВ. Сила музыки. 2004
Холст, масло
Виктор КАЛИНИН. Рисовальщик. 2011
Виктор КАЛИНИН. Рисовальщик. 2011
Холст, темпера
Виктор КАЛИНИН. Отец. 2010
Виктор КАЛИНИН. Отец. 2010
Холст, темпера
Сергей КУРАСОВ. Лес мачт в ожидании регаты. 1998
Сергей КУРАСОВ. Лес мачт в ожидании регаты. 1998
Холст, акрил, смешанная техника
Сергей КУРАСОВ. Тибет. 2012
Сергей КУРАСОВ. Тибет. 2012
Холст, акрил, смешанная техника
Евгений РОМАШКО. Морозный день. Благодатный свет (Переславль-Залесский). 2020
Евгений РОМАШКО. Морозный день. Благодатный свет (Переславль-Залесский). 2020
Холст, масло
Евгений РОМАШКО. Теплый август. Переславль-Залесский. 2017
Евгений РОМАШКО. Теплый август. Переславль-Залесский. 2017
Холст, масло
Константин ПЕТРОВ. «Салон красоты». 2019
Константин ПЕТРОВ. «Салон красоты». 2019
Оргалит, масло
Константин ПЕТРОВ. Храм Преподобного Сергия Радонежского. 2018–2019
Константин ПЕТРОВ. Храм Преподобного Сергия Радонежского. 2018–2019
Холст, масло
Андрей КОВАЛЬЧУК. Памятник Александру III. 2017
Андрей КОВАЛЬЧУК. Памятник Александру III. 2017
Крым, Ялта
Анастасия СОКОЛОВА, Валерий ЧЕРНОРИЦКИЙ. Грюнвальдская битва. 1991
Анастасия СОКОЛОВА, Валерий ЧЕРНОРИЦКИЙ. Грюнвальдская битва. 1991
Фрагмент настенной росписи. Энкаустика
Павел НИКИФОРОВ. Без названия. 1991
Павел НИКИФОРОВ. Без названия. 1991
Оргалит, темпера, левкас, смешанная техника. 82 × 67
© ГТГ
Павел НИКИФОРОВ. Коррида. 1987
Павел НИКИФОРОВ. Коррида. 1987
Оргалит, темпера, левкас, смешанная техника. 45 × 33
Частная коллекция, США
Вадим СИДУР. Памятник погибшим от любви. 1965
Вадим СИДУР. Памятник погибшим от любви. 1965. Установлен в г. Оффен- бурге, ФРГ, 1984 Алюминий
Рейхане НУРИ, Дмитрий НАЗАРОВ – лауреаты международной премии в области дизайна Red Dot. Вагон РЖД (Российских железных дорог). 2019
Рейхане НУРИ, Дмитрий НАЗАРОВ – лауреаты международной премии в области дизайна Red Dot. Вагон РЖД (Российских железных дорог). 2019
Промышленный образец и проект
Рейхане НУРИ, Дмитрий НАЗАРОВ – лауреаты международной премии в области дизайна Red Dot. Вагон РЖД (Российских железных дорог). 2019
Рейхане НУРИ, Дмитрий НАЗАРОВ – лауреаты международной премии в области дизайна Red Dot. Вагон РЖД (Российских железных дорог). 2019
Промышленный образец и проект
Экспозиция выставки в рамках программы III Московской международной биеннале молодого искусства. Галерея «Тоннель» МГХПА имени С.Г. Строганова. 2012
Экспозиция выставки в рамках программы III Московской международной биеннале молодого искусства. Галерея «Тоннель» МГХПА имени С.Г. Строганова. 2012. Фотография
Олег и Ольга ТАТАРИНЦЕВЫ. Сравнение температур. 2011–2012
Олег и Ольга ТАТАРИНЦЕВЫ. Сравнение температур. 2011–2012
Шамот, глазури

Иллюстрации

Станция «Аэропорт» Московского метрополитена
Станция «Аэропорт» Московского метрополитена
Архитектор – В.А. Ершов, выпускник архитектурного факультета ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа; автор дизайна скамеек с указателями и ажурной решетки при входе на перрон – инженер-художник З.Н. Быков, выпускник ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа, ректор Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского) в 1955–1967 годах
1938. Фотография
Проект чайного трактирного сервиза. Автор проекта – А.М. Родченко. Выполнен по заказу керамического факультета ВХУТЕМАСа, 1922
Проект чайного трактирного сервиза. Автор проекта – А.М. Родченко. Выполнен по заказу керамического факультета ВХУТЕМАСа, 1922
Реконструкция завода «Фарфор Вербилок» по заказу галереи «Манеж». 1994. Натурный образец
Строгановское училище. Керамическая мастерская, основана в 1865. 1900-е
Строгановское училище. Керамическая мастерская, основана в 1865. 1900-е. Фотография
Строгановское училище. Графическая мастерская, созданная С.С. Голоушевым в 1907. Около 1908
Строгановское училище. Графическая мастерская, созданная С.С. Голоушевым в 1907. Около 1908. Фотография
«Русские древности». Иллюстрированный выпуск Строгановского училища. Обложка. 1900-е
«Русские древности»
Иллюстрированный выпуск Строгановского училища. Обложка. 1900-е
Николай ПАШКОВ. Киот. 1897
Николай ПАШКОВ. Киот. 1897
Проект. Иллюстрация из альбома «Ежегодник композиций Строгановского училища»
В. КУБОВ, ученик Строгановского училища. Эскизный проект кафе для столичного парка. 1918
В. КУБОВ, ученик Строгановского училища. Эскизный проект кафе для столичного парка. 1918
АНТОНОВ, ученик Строгановского училища. Рисунок гипсовой копии статуи «Дискобол» (Мирон, середина V века до н.э.). Конец XIX – начало ХХ века
АНТОНОВ, ученик Строгановского училища. Рисунок гипсовой копии статуи «Дискобол» (Мирон, середина V века до н.э.). Конец XIX – начало ХХ века
Бумага, угольный карандаш
Николай Васильевич Глоба – директор Императорского Строгановского училища и Музея имени императора Александра II (1896–1917). 1900-е
Николай Васильевич Глоба – директор Императорского Строгановского училища и Музея имени императора Александра II (1896–1917). 1900-е
Фотография. Создал в Париже, в эмиграции, в 1920-е Русский художественно-промышленный институт.
Федор Осипович Шехтель. 1900-е
Федор Осипович Шехтель. 1900-е
Фотография. Преподавал композицию в Строгановском училище вместе с архитекторами Д.П. Суховым и И.В. Жолтовским с 1900.
М.А. ВРУБЕЛЬ. Ваза. Эскиз. Начало 1890-х
М.А. ВРУБЕЛЬ. Ваза. Эскиз. Начало 1890-х
Бумага, тушь, акварель, белила
М.А. ВРУБЕЛЬ. «Египтянка». Керамико-художественная мастерская «Абрамцево». Около 1900
М.А. ВРУБЕЛЬ. «Египтянка». Керамико-художественная мастерская «Абрамцево». Около 1900
Майолика, глазурь, восстановительный обжиг
Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова в костюме боярыни XVII века. 1903
Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова в костюме боярыни XVII века. 1903
Фотография. «Боассона и Эглер», Санкт-Петербург
В. КОНДРАТЬЕВ, А. КОРОТКОВА. Рисунок ларца
В. КОНДРАТЬЕВ, А. КОРОТКОВА. Рисунок ларца
Работа, представленная на Всероссийском конкурсе 1911 года при Императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище в Москве. Опубликована в издании «Ежегодник Московского Архитектурного Общества», 1910–1911
Владимир ЕГОРОВ. Обложка издания «Ежегодник композиций Строгановского училища». 1900
Владимир ЕГОРОВ. Обложка издания «Ежегодник композиций Строгановского училища». 1900
Работы учеников Строгановского училища на Международной строительно-художественной выставке в Санкт-Петербурге. 1908
Работы учеников Строгановского училища на Международной строительно-художественной выставке в Санкт-Петербурге. 1908
Фотография
Экспозиция работ Строгановского училища на Международной выставке в Турине. 1911
Экспозиция работ Строгановского училища на Международной выставке в Турине. 1911
Фотография
«Дом ВХУТЕМАСа». 1926. Фото: А.М. Родченко
«Дом ВХУТЕМАСа». 1926. Фото: А.М. Родченко
В этом здании размещались многие производственные факультеты ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа, в том числе металлообрабатывающий факультет
Выявление объемной формы и фронтальной композиции
Выявление объемной формы и фронтальной композиции
Упражнение по дисциплине «Пространство» Н.А. Ладовского, ВХУТЕМАС. Реконструкция Кафедра «Средовой дизайн» МГХПА имени С.Г. Строганова. 2016
Илья КУЛЕШОВ. Вода. Пар. Дождь. Снег. Обложка
Илья КУЛЕШОВ. Вода. Пар. Дождь. Снег. Обложка
Курсовой проект студента полиграфического факультета ВХУТЕМАСа. Руководитель Н.Н. Купреянов. 1928
Изба-читальня
Изба-читальня
Макет студентов деревообделочного факультета ВХУТЕМАСа Михаила Олешева и Владимира Тимофеева для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности в Париже. 1925. Руководители Антон Лавинский и Сергей Чернышев
Поильники
Поильники
Курсовой проект студента керамического факультета Владимира Сотникова. Руководитель В.Е. Татлин. 1930
Выявление объемной формы (перевернутый конус), используя дополнительные элементы и подчеркивая движение по спирали
Выявление объемной формы (перевернутый конус), используя дополнительные элементы и подчеркивая движение по спирали
Упражнение по дисциплине «Пространство» Н.А. Ладовского, ВХУТЕМАС. Реконструкция. Кафедра «Средовой дизайн» МГХПА имени С.Г. Строганова. 2016
Анастасия АХТЫРКО. Расположение форм друг за другом в пространстве. 1921–1922
Анастасия АХТЫРКО. Расположение форм друг за другом в пространстве. 1921–1922
Упражнение по цвету в рамках курса «Графическая конструкция на плоскости»
Анастасия АХТЫРКО. Композиция из взаимно пересекающихся форм. 1921–1922
Анастасия АХТЫРКО. Композиция из взаимно пересекающихся форм. 1921–1922
Упражнение по курсу «Графическая конструкция на плоскости»
Захар БЫКОВ. Добролет. 1924
Захар БЫКОВ. Добролет. 1924
Проект обложки рекламного проспекта Российского акционерного общества добровольного воздушного флота
Анастасия АХТЫРКО. Рисунок фигуры. 1921–1922 учебный год
Анастасия АХТЫРКО. Рисунок фигуры. 1921–1922 учебный год
Александр ВЕСНИН. Оформление здания  ВХУТЕМАСа на улице Мясницкой (бывшее здание Училища живописи, ваяния и зодчества) к 10-летию Октября. 1927
Александр ВЕСНИН. Оформление здания ВХУТЕМАСа на улице Мясницкой (бывшее здание Училища живописи, ваяния и зодчества) к 10-летию Октября. 1927
Фаик ТАГИРОВ. Обложка проспекта ВХУТЕИНа. 1929
Фаик ТАГИРОВ. Обложка проспекта ВХУТЕИНа. 1929
Студенты металлообрабатывающего факультета в монтировочной мастерской ВХУТЕМАСа на улице Рождественке
Студенты металлообрабатывающего факультета в монтировочной мастерской ВХУТЕМАСа на улице Рождественке
слева направо: П. Жигунов, И. Морозов, В. Павлов, З. Быков. 1924. Фото: А.М. Родченко
Страница из журнала «Современная архитектура» (№2, 1926) с публикацией проектов студентов металлообрабатывающего факультета ВХУТЕМАСа
Страница из журнала «Современная архитектура» (№2, 1926) с публикацией проектов студентов металлообрабатывающего факультета ВХУТЕМАСа
Борис ЗЕМЛЯНИЦЫН. Складной стул
Борис ЗЕМЛЯНИЦЫН. Складной стул
Фрагмент дипломного проекта оборудования каюты капитана рефрижераторного судна. Руководитель Эль Лисицкий. 1929
Стандарт оборудования передвижных выставок. Александр Галактионов у макета дипломного проекта.
Стандарт оборудования передвижных выставок. Александр Галактионов у макета дипломного проекта. Дерево- и металлообрабатывающий факультет ВХУТЕИНа. Руководитель А.М. Родченко. 1929
Георгий КРУТИКОВ. Летающий город
Георгий КРУТИКОВ. Летающий город
Дипломный проект архитектурного факультета ВХУТЕИНа. Руководитель Н.А. Ладовский. 1928
Сочетание промышленных материалов и форм. 1929
Сочетание промышленных материалов и форм. 1929
Объемная композиция. Дисциплина «Культура материала» В.Е. Татлина. Реконструкция А. Берне. Кафедра «Средовой дизайн» МГХПА имени С.Г. Строганова. 2013
Агитфарфор на выставке 1-х Государственных свободных художественных мастерских. 1919
Агитфарфор на выставке 1-х Государственных свободных художественных мастерских. 1919
Фотография
Реорганизация ВХУТЕИНа. Карикатура из журнала «Бригада художников». 1931
Реорганизация ВХУТЕИНа. Карикатура из журнала «Бригада художников». 1931
Решение о приближении образования к промышленности привело к тому, что часть специальностей перестала существовать, а другие были присоединены к отраслевым техническим вузам. Живописный и скульптурный факультеты переведены в Ленинград, в Институт пролетарских изобразительных искусств (ИНПИИ).
Евгений ЩЕГЛОВ. Шарж на преподавателей Центрального художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского). 1945
Евгений ЩЕГЛОВ. Шарж на преподавателей Центрального художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского). 1945
А. ТЮРИН. Проект кузова малолитражного автомобиля. Начало 1960-х
А. ТЮРИН. Проект кузова малолитражного автомобиля. Начало 1960-х
Макеты дорожных машин
Макеты дорожных машин
Дипломные проекты кафедры художественного конструирования Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского). 1960-е
Илларион ГОЛИЦЫН. Проект кают-компании для прогулочного теплохода. 1954
Илларион ГОЛИЦЫН. Проект кают-компании для прогулочного теплохода. 1954
Ирина ПРЕСНЕЦОВА. Универсальное оборудование для игры-театра
Ирина ПРЕСНЕЦОВА. Универсальное оборудование для игры-театра
Фрагмент дипломного проекта. Руководители Александр Короткевич, Анатолий Крылов, Лев Федоровский. 1976
А. ШАБАНОВ. Коллективная детская игрушка. Дипломная работа. 1960-е
А. ШАБАНОВ. Коллективная детская игрушка. Дипломная работа. 1960-е
Татьяна РЕПИНА. Проект трансформирующегося шезлонга Rosya для жилых и общественных помещений
Татьяна РЕПИНА. Проект трансформирующегося шезлонга Rosya для жилых и общественных помещений
Кафедра «Дизайн мебели». Руководители Евгений Матвиенко и Елена Чебурашкина. 2016
Выставка «Просвет», организованная кафедрой «Художественное стекло» в галерее «Тоннель» МГХПА имени С.Г. Строганова. 2013
Выставка «Просвет», организованная кафедрой «Художественное стекло» в галерее «Тоннель» МГХПА имени С.Г. Строганова. 2013
Фотография
Дмитрий ДОБРОВОЛЬСКИЙ. Музей обороны Севастополя с интерактивной экспозицией
Дмитрий ДОБРОВОЛЬСКИЙ. Музей обороны Севастополя с интерактивной экспозицией
Дипломный проект кафедры «Средовой дизайн». Руководители Елена Заева-Бурдонская и Елена Рузова. 2018
Вадим ТАРАСОВ. Стул «PLY»
Вадим ТАРАСОВ. Стул «PLY»
Дипломный проект. Руководители профессор Л.М. Золотухин и преподаватель В.Н. Буров. 2014
Андрей ЛИВШИН, Сергей ЦАРЬКОВ, Ольга КАВУН – выпускники кафедры «Коммуникативный дизайн» МГХПА имени С.Г. Строганова. Айдентика для зимней Олимпиады в Сочи. 2014
Андрей ЛИВШИН, Сергей ЦАРЬКОВ, Ольга КАВУН – выпускники кафедры «Коммуникативный дизайн» МГХПА имени С.Г. Строганова. Айдентика для зимней Олимпиады в Сочи. 2014. Фрагмент
Владимир АРСЕНТЬЕВ – студент МВХПУ. Эмблема Московской Олимпиады-1980
Владимир АРСЕНТЬЕВ – студент МВХПУ. Эмблема Московской Олимпиады-1980
На основе данного эскизного предложения эмблема была доработана студией промграфики

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play