Шедевры русской графики из собрания Государственного Исторического музея в Третьяковской галерее
В Третьяковской галерее состоялась выставка «Шедевры русской графики из собрания Исторического музея. Рисунок и акварель XVIII-XIX веков». Столь масштабный и представительный показ оригинальной графики Государственного Исторического музея осуществлен впервые. Специально оборудованные залы дали возможность продемонстрировать зрителю малоизвестные материалы, почувствовать объем и качество коллекции, создать ее цельный и живой образ.
Графическое собрание Исторического музея (ГИМ) обширно и разнообразно. Оно позволяет проследить развитие русской рисовальной школы от ее зарождения в XVIII столетии до конца XIX века. Собрание отличается многообразием, объяснимым стремлением основателей музея отразить не только главные художественные процессы, но и явления придворной культуры, эстетизированного дворянского уклада. Основной принцип комплектования ГИМ — интерес к важным событиям в истории страны, портретам знаковых персон, видовой иконографии двух столиц. При отборе экспонатов выставки кураторы стремились, с одной стороны, отразить структуру и особенности собрания музея, с другой - на примере лучших произведений представить исключительный уровень графической культуры в России конца XVIII-XIX века.
Собрание графики ГИМ формировалось в основном в 1900-1920-е годы. Акварельные рисунки попадали в музей разными путями, прежде всего в составе частных коллекций. Среди них наиболее крупными, содержащими в том числе графические листы, были коллекции знаменитых собирателей - А.П. Бахрушина, П.И. Щукина, П.Я. Дашкова. После революционных событий и национализации художественных ценностей в музей поступило множество произведений, ранее принадлежавших Уваровым, Вяземским, Бобринским, Гагариным, Шаховским и другим известным дворянским родам. Значительные коллекции ГИМ получил после закрытия работавших в 1920-е годы Музея Старой Москвы и Бытового музея сороковых годов XIX века.
Коллекция графики XVIII века была представлена на выставке раритетными произведениями, выполненными в годы царствования Екатерины II и Павла I. Самая ранняя работа - «Аллегория на восшествие императрицы Екатерины II на престол» Г.И. Козлова (1762) - воплощает идею просвещенного правления новой государыни: императрица впервые предстает в образе богини Минервы как воительницы, покровительницы искусств и наук, окруженной фигурами Веры, Правосудия, Надежды и России. Создание листа связано с коронационными торжествами и маскарадом, проходившим в январе 1763 года. Монохромная композиция была заказана Г.И. Козлову Императорской Академией художеств для последующего перевода в гравюру Н.Я. Колпаковым.
На выставке экспонировались редкие графические листы, запечатлевшие исторические события: «Приведение к присяге на подданство Российской империи Новошемахинского хана Касима» Г.С. Сергеева (1796), два листа А.О. Орловского, посвященные освобождению императором Павлом I Т. Костюшко из Петропавловской крепости (1797). Особое место занимал большой многофигурный лист академика М.М. Иванова «Смерть светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического в Бессарабских степях 5 октября 1791 года» (1791). Акварель была заказана доверенным лицом генерал-фельдмаршала В.С. Поповым художнику, состоявшему в армии Г.А. Потемкина, и послужила основой для знаменитой гравюры Г.И. Скородумова. Помимо ранних произведений А.О. Орловского, связанного с польской художественной культурой, «россика» была представлена историческими композициями П.Э. Строли, московскими видами Дж. Хирна и Ф. Гильфердинга, к архитектурной «россике» можно отнести произведения виртуозного рисовальщика Дж. Кваренги.
ГИМ обладает одной из лучших в стране коллекций видовой графики конца XVIII-XIX столетия, включающей в себя как ландшафтные виды, так и перспективные городские изображения. Примечательны акварели родоначальников пейзажного жанра: М.М. Иванова, Г.С. Сергеева, В.П. Петрова и В.П. Причетникова. В этом ряду выделяются любительские акварели известного мемуариста и создателя первого русского пейзажного парка А.Т. Болотова и его сына П.А. Болотова. На листах запечатлен ансамбль Богородицкого имения императрицы Екатерины II, впоследствии ставшего родовой усадьбой графов Бобринских.
Виды допожарной Москвы демонстрируют отдельные листы знаменитой графической сюиты Ф.Я. Алексеева: по особому указу Павла I художник с учениками был направлен в Первопрестольную «снять с натуры… все местности, замечательные в отношениях историческом и археологическом, равно как и вообще живописные»[1]. Среди листов серии — рeдкоe подписноe изображeниe Kрeмля из-за Kамeнного моста, послужившее основой для живописного полотна. Этот вид приобрел особую популярность, неоднократно воспроизводился граверами и украшал предметы декоративно-прикладного искусства. Работы Ф.Я. Алексеева, отличающиеся редкими сюжетами с видами древних памятников, свежестью и точностью натурных впечатлений, разработанностью переднего плана, выполнены с виртуозной легкостью, акварель в них дополнена подвижным тушевым контуром.
Древняя столица и ее живописные окрестности также запечатлены в произведениях московских архитекторов А.Н. Бакарева и И.А. Лаврова. Последний изобразил посещение Кремля императором Александром I в 1816 году, впервые после Отечественной войны 1812 года. Виды Москвы и Санкт-Петербурга представлены в работах М.Н. Воробьева - ведущего пейзажиста своего поколения. Он также зарисовал важные исторические события: «Молебен во время парада на Дворцовой площади в память вступления русских и союзных войск в Париж» (1816) и «Церемониальное шествие персидского посольства перед Зимним дворцом» (1815-1816). Полупрозрачность акварельной техники сочеталась в произведениях мастера с многоцветностью и детализацией, необходимыми для городского вида. Образы Северной Пальмиры оставили Б. Патерсен (1800-е), И. Барт (1810-е), а также К.Ф. Сабат и С.П. Шифляр, выполнившие любопытную серию монохромных видов города (1824). Она создавалась для литографированного издания «Виды Санкт-Петербурга и окрестностей» по заказу Общества поощрения художников[2]. Графические виды исполнены творческим союзом двух художников, один из которых воплощал архитектурную часть рисунка, а другой на отдельном листе сочинял занятные стаффажные композиции, оживляя ведуты жанровыми сценками.
На выставке экспонировались двенадцать акварелей с видами Сибири, поволжских городов, Кавказа и Крыма, отобранные из большой коллекции работ художника-путешественника Е.М. Корнеева[3]. В 1802-1804 годах Е.М. Корнеев был прикомандирован к экспедиции Г.М. Спренгпортена и создал натурные виды многих местностей Сибири и центральной части Российской империи: Казани, Черкасска, Балаклавского залива и отдельные этнографические композиции, подобные «Виду калмызяцких учугов» (1803). Изящному полупрозрачному графическому стилю и натурной живости его акварелей вторит изысканная рифмовка планов, соответствующая топографической точности в передаче пространства. Часть композиций создана академиком Е.М. Корнеевым в начале 1810-х годов в Мюнхене по заказу графа К. Рехберга, среди них обращают на себя внимание полуфантастические сцены с китайскими торговцами, отличающиеся красочностью и множеством этнографических деталей.
Емельян Михайлович КОРНЕЕВ (1780–1839). Вид Балаклавского залива. 1804
Бумага, акварель, тушь, перо. 22,2 × 36,2
Расцвет искусства романтизма связан с творчеством К.П. Брюллова, 〇.А. Кипренского, А.О. Орловского и В.А. Тропинина. Среди графических произведений К.П. Брюллова на выставке выделяется карандашный эскиз мифологической картины «Гилас, увлекаемый нимфами в воду» (1823-1827). В ГИМ хранится уникальная по полноте коллекция рисунков В.А. Тропинина, состоящая из 400 листов; она происходит из семьи художника[4]. Бесценный «рисуночный архив» дает примеры работ В.А. Тропинина на протяжении почти 60 лет - от ранних ученических набросков и академических штудий до жанровых сцен и портретов зрелого мастера. Выполненные в основном итальянским карандашом рисунки практически не датированы и не подписаны. В этих работах мастер ищет композицию, выбирает позу модели, определяется с трактовкой образа. Рисунки В.А. Тропинина - лишь вспомогательный этап в создании законченного живописного портрета, они никогда не предназначались для широкого обозрения и не входили в художественный обиход современников. При точности индивидуальных характеристик им присущи незавершенность, простота выразительных приемов, легкость и неподражаемая свобода мягких штрихов.
В архиве сохранились лишь отдельные примеры законченных эскизов - портреты И.Л. Лазарева (1822) и Д.П. Воейкова с дочерью и англичанкой мисс Сорокк (1842). На многих листах художник совмещает разные сюжеты, наброски общей композиции и отдельные детали, как в рисунке к портрету князя С.Г. Волконского (1824), где погрудное изображение скомбинировано с нижней частью лица модели и рукой из портрета К.А. Леберехта. Виртуозно выполнены штудии рук, в которых художник ищет выразительный жест портретируемого. Такой поиск запоминающегося акцента характерен для набросков В.А. Тропинина 1820-х годов: этюду рук к картине «Кружевница» (1822) и рисунку рук с альбомом и рейсфедером, выполненному для несохранившегося портрета П.П. Свиньина (1823-1824).
Василий Андреевич ТРОПИНИН (1776–1857). Портрет Д.П. Воейкова с дочерью В.Д. Воейковой и англичанкой мисс Сорокк. Эскиз. 1842
Бумага, итальянский карандаш. 26,8 × 21,8
На выставке был представлен ряд редких ранних рисунков А.О. Орловского, прославившегося жанровыми сценами. В 1810-е годы художник обращается к эффектным изображениям конных башкир и черкесов, казачьих биваков и привалов - темам, связанным с заграничными походами русской армии. Часть рисунков происходит из альбома П.А. Талызина. Импровизационная графическая манера художника соединяется в его творчестве с новаторским многообразием техник: на выставке демонстрировались листы, выполненные тушью, гуашью, акварелью, итальянским карандашом, сангиной, мелом и сепией. Портретный жанр в творчестве А.О. Орловского представлен автопортретом и несколькими карикатурами, исполненными в характерной для мастера заостренной манере, утрирующей портретные черты (щеголь, ксендз, жена художника). Однако в посмертном портрете Наполеона на острове Св. Елены (1823) художник трактует образ великого полководца не столько как комичную фигуру, а скорее как гордого, всеми покинутого императора.
Значимым явлением в искусстве 1810-1820-х годов был станковый карандашный портрет, представленный выразительными образами современников работы О.А. Кипренского и П.Ф. Соколова. ГИМ по праву гордится коллекцией русского акварельного портрета, который во второй четверти XIX столетия переживал невиданный расцвет[5]. На выставке экспонировались работы ведущих мастеров жанра - братьев А.П. и К.П. Брюлловых, П.Ф. Соколова, В.И. Гау. Акварельный портрет получил широкое распространение в эпоху романтизма с его интересом к индивидуальному миру человека и частной жизни. Моду на него во многом обусловили созвучная времени быстрота создания цветового изображения, непосредственность и камерность образа.
Формирование жанра акварельного портрета связано с именем П.Ф. Соколова, получившего звание академика Императорской Академии художеств за исполнение графических портретов. В ранних работах художник осторожно пользуется цветом, показывает модель крупным планом, как бы приближая ее к зрителю. Подобным образом демонстративно свободно и нарочито романтически, в сложном развороте, задрапированный в плащ представлен молодой бретер князь С.В. Трубецкой (1830-е). В экспозиции можно сравнить два портрета императрицы Александры Федоровны, исполненных П.Ф Соколовым и А.П. Брюлловым. Погрудный портрет, где она запечатлена П.Ф. Соколовым великой княгиней, — пример использования мастером излюбленного приема: незакрашенного белого фона бумаги в соединении с прозрачными серо-розовыми оттенками. Подобная манера письма, монохромность красок и маэстрия жемчужных оттенков сообщали естественность и изысканность отстраненному образу высочайшей заказчицы. В портрете же А.П. Брюллова императрица в эффектном голубом платье со сложной прической несколько теряется за множеством ярких деталей - жемчужным ожерельем, шитым золотом поясом, васильками в волосах. В 1840-е годы портреты П.Ф. Соколова, следуя художественной моде, также меняются. Мастер отдает предпочтение поколенным изображениям, появляется стремление к усложнению композиции, декоративности, интенсивности цвета. Так решены портреты внука последнего грузинского царя князя Д.Б. Грузинского и корнета лейб-гвардии Конного полка Г.И. Черткова (оба - 1847).
Младший современник П.Ф. Соколова придворный художник В.И. Гау в камерных произведениях 1830-х годов внимателен к индивидуальности модели и строг в выборе антуража. К середине века он - сложившийся художник, его портретам свойственны яркость, полнозвучность цвета, парадность, обилие деталей обстановки и костюма, сообщающие образам черты салонности. Его портреты соединяли сходство, безупречный внешний вид и соответствие человека месту, занимаемому в общественной иерархии. При характерной для В.И. Гау сдержанности портретных характеристик, типажности образов и умении польстить модели ряду его работ свойственна выразительность. Так, в портрете митрополита Филарета (1854) художнику удается в парадном изображении передать не только статус иерарха, но и черты крупного ученого-богослова и проповедника.
К ведущим мастерам портретного жанра примыкает творчество художника Н.А. Бестужева, создавшего трогательные образы ссыльных декабристов и их жен, изображения острогов и камер заключенных.
Важнейшая для ГИМ декабристская тема находит отражение в известной акварели К.И. Кольмана «Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года» (1830-е). Перед художником стояла сложная задача - показать продолжительное действо, в котором принимало участие множество лиц. Он выбрал последний этап противостояния - залп артиллерийских орудий по нестройным рядам восставших. При этом в заказной, комплиментарной по отношению к власти работе на первом плане представлены император Николай I, великий князь Михаил Павлович в окружении свиты и четко построенные преданные войска. Усиливая достоверность, К.И. Кольман, как талантливый жанрист, воспроизвел в сцене множество стаффажных фигур зевак, занявших площадь и крыши соседних построек.
Значимой темой остаются изображения двух столиц и происходящих на фоне их величественных декораций важных исторических событий. Так, в листе «Закладка Москворецкого моста» (1830) К.К. Гампельн, более известный как портретист, реализовал талант видописца и мастера жанровых композиций. В середине XIX века в моду входит яркая многослойная техника акварели. Наносимая слой за слоем акварель усиливала цветовую насыщенность и приобретала более плотную фактуру. На выставке демонстрировались редкие виды Первопрестольной, созданные художниками московской школы К.П. Бодри, И.И. Вивьеном, Н.Е. Маковским, В.П. Рыбинским и другими, обучавшимися в Кремлевском архитектурном училище и Училище живописи и ваяния[6]. Они зафиксировали впечатлявшие современников классические панорамы Кремля, живописные набережные Москвы-реки, старинные церкви. Центральные улицы и площади города середины XIX века запечатлел в любопытной серии работ И.И. Шарлемань (1853), показавший примечательные постройки с высокой точки зрения.
Примерами русской видовой графики, выполненными в Европе, служат акварельные листы пенсионеров Императорской Академии художеств М.И. Лебедева, С.М. Воробьева, а также Л.О. Премацци и М.Я. Виллие.
Во второй половине XIX века меняется характер акварельных видов - в них ценятся репрезентативность и нарядность. Такие листы с 1850-х годов создает плеяда прославленных придворных художников: В.С. Садовников, А.И. Шарлемань, М.А. Зичи. Их парадные изображения отличают виртуозное владение техникой акварели, эффектность представления события, подробность и точность в передаче деталей. Стоит отметить виды Москвы и Санкт-Петербурга, выполненные блестящим придворным рисовальщиком В.С. Садовниковым. В ряду видовых акварелей его произведения выделяют особое изящество и живописность манеры, нюансированное цветовое решение. Особый интерес представляют три листа, выполненных художником в 1856 году по случаю коронации императора Александра II.
Акварели второй половины века, воссоздавая на бумаге пеструю красочность вкусов эпохи Александра II и Александра III, акцентируют декоративность, в них усилена цветовая палитра. Это хорошо заметно в парадных портретах цесаревича Александра Александровича (1866) и князя А.И. Барятинского (1870-е) работы С.Ф. Александровского, в интерьерных видах А.А. Редковского (1864-1865) и В.С. Садовникова (1872). Альбом интерьеров дачи княгини З.И. Юсуповой в Царском Селе стал одним из последних пополнений фонда оригинальной графики ГИМ[7].
Изобразительную летопись последних царствований создал М.А. Зичи: «Охота императора Александра II на медведя у деревни Головино» (1862), «Прием в Зимнем дворце после покушения на императора Александра II» (1866), «Пребывание императора Александра III с семьей в Киеве» (1889). Отличительная черта его работ - детализация, соответствующая стилю времени. Художник усиливает иллюзионистический эффект и компилирует на листе разновременные этапы одного события, стремясь передать все подробности придворной жизни. Завершающим аккордом выставки стали большие акварельные листы, изображающие центральные эпизоды коронации последнего российского императора Николая II, выполненные придворными художниками А.И. Шарлеманем и Н.Н. Каразиным в 1896 году.
Михаил Александрович ЗИЧИ (1827–1906). Прием в Зимнем дворце 5 апреля 1866 года после покушения на императора Александра II. 1866
Бумага, акварель, белила, тушь, перо. 69,5 × 92
В рамках подготовки выставки специалистами ГИМ было атрибутировано и отреставрировано значительное количество графических листов. Целый ряд рисунков и акварелей экспонировался впервые - это аллегория Г.И. Козлова, архитектурные фантазии Дж. Кваренги, петербургские виды М.Н. Воробьева, этюд К.П. Брюллова, отдельные эскизы В.А. Тропинина, редчайший «рембрандеск» А.О. Орловского, волжские рисунки Н.Г. Чернецова, охотничий сюжет М.А. Зичи.
- Русский биографический словарь. Т.Н. СПб, 1900. С. 16. Подробнее о рисунках Ф.Я. Алексеева из собрания ГИМ см.: Скорнякова Н.Н. Графическая серия московских видов Федора Алексеева // Федор Алексеев и его школа. К 250-летию со дня рождения художника: Альбом. М., 2004. С. 17-25.
- Серия состоит из 64 листов. Подробнее см.: Ерохина И.П., Миролюбова Г.А. Рисунки К.Ф. Сабата и С.П. Шифляра с видами Петербурга 1820-х годов. Из собрания Государственного Исторического музея // Панорама искусств. Вып. 13. М., 1990. С. 54-70.
- В ГИМ хранятся 62 рисунка Е.М. Корнеева. Коллекция поступила в 1919 году от Е.Е. Якушкина, внука декабриста И.Д. Якушкина. Ранее этот комплекс принадлежал А.Х. Бенкендорфу, принимавшему участие в экспедиции Г.М. Спренгпортена. Подробнее о творчестве Е.М. Корнеева см.: Гончарова Н.Н. Е.М. Корнеев. Из истории русской графики начала XIX века. М., 1987.
- Рисунки поступили в музей в 1905 году в составе коллекции А.П. Бахрушина, который приобрел их в 1886 году у внука В.А. Тропинина - Ф.О. Чернецкого. Подробнее см.: Гончарова Н.Н. Рисунки Тропинина // Василий Андреевич Тропинин: Исследования, материалы. М., 1982. С. 155-190; Василий Андреевич Тропинин (1776-1857). Живопись. Графика. Выставка из фондов Государственного Исторического музея: Каталог. [Рязань], 1986.
- Подробнее см.: Гончарова Н.Н. Русский дворянский портрет в графике первой половины XIX века. Из собрания Государственного Исторического музея. М., 2001.
- Подробнее см.: Скорнякова Н.Н. Виды Москвы. Акварель и рисунок XVIII - начала XX века из собрания Исторического музея. М., 2017.
- О коллекции интерьерной графики Исторического музея см.: Интерьер в русской графике XIX - начала XX века. Из собрания Государственного Исторического музея / Сост. Е.А. Лукьянов. М., 2016; Васильченко А.О. «Доля поэзии и хорошего вкуса». Интерьер в русской графике XIX - начала XX века из собрания Государственного Исторического музея // Наше наследие. 2017. №123. С. 94-111.
Бумага, акварель, белила. Фрагмент
Бумага, акварель, тушь, перо. Фрагмент
Бумага, черная акварель, тушь, перо. 42,3 × 33,3
Бумага, акварель, тушь, перо. 62 × 98,5
Бумага, акварель, тушь, перо. 18,5 × 26,5
Бумага на бумаге, сепия, тушь, кисть, перо. 26,5 × 41,3
Бумага на бумаге, итальянский карандаш. 46,5 × 33
Бумага, акварель, гуашь. 42,5 × 31,8
Бумага, итальянский карандаш. 23 × 36,5
Бумага, графитный карандаш, акварель. 20 × 16,3
Бристольский картон, графитный карандаш, акварель, лак. 24 × 16,5 (в свету)
Бристольский картон, графитный карандаш, акварель, лак. 21,5 × 17,5 (в свету)
Бристольский картон, акварель, белила, лак. 35,5 × 27,5 (в свету)
Бумага, акварель, белила. 33 × 47
Бумага, акварель, белила, лак. 24 × 24
Бумага, акварель, тушь, перо. 21 × 27 (в свету)
Бумага, акварель, белила. 40 × 60,5
Картон, графитный карандаш, акварель, гуашь, белила, лак. 48 × 63,5
Бумага, акварель, белила. 44,8 × 63,2