ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА ИМПЕРАТОРСКОГО ФАРФОРОВОГО ЗАВОДА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Иван Гольский

Рубрика: 
ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
Номер журнала: 
#2 2018 (59)

* Руководитель проекта - директор Фонда ГРАНИ Натэлла Войскунская. Иван Гольский - автор-составитель, научный сотрудник, хранитель, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Москва. Консультанты: Тамара Носович, заместитель генерального директора, хранитель фонда «Фарфор» Государственного музея-заповедника «Петергоф»; Анна Добахова, эксперт-консультант НИНЭ имени П.М. Третьякова.

Весной 2017 года Фондом «ГРАНИ»* был осуществлен масштабный проект - издание альбома «Императорский фарфоровый завод. Пасхальные яйца. Санкт-Петербург. Частная коллекция», подлинный подарок всем знатокам и ревнителям русской культуры. Альбом задокументировал для отечественной истории важное событие: в 2015 году в Россию были возвращены 298 пасхальных яиц, созданных мастерами Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге.

В статье использованы изображения, опубликованные на открытых интернет-ресурсах музейных институций.

Императорский фарфоровый завод. Пасхальные яйца. Санкт-Петербург. Частная коллекция
Императорский фарфоровый завод. Пасхальные яйца. Санкт-Петербург. Частная коллекция
Руководитель проекта Н.И. Войскунская, автор-составитель альбома И.А. Гольский. М.: Фонд ГРАНИ, 2017. 426 с.: ил.

Российским коллекционером было приобретено собрание Харольда Уитбека, описанное и опубликованное в 2001 году хранителем русского фарфора Государственного Эрмитажа Тамарой Кудрявцевой. Зарубежное собрание обогатило уже имеющуюся коллекцию из 71 яйца, ранее приобретенную на аукционах Кристи и Сотбис. Таким образом, альбом представил 298 пасхальных яиц - ценнейшее собрание, имеющее очевидную историко-художественную ценность и несомненную мемориальную значимость. За этими хрупкими произведениями прочитываются и конституции европейской цивилизации, и специфика русской национальной культуры с ярко выраженной религиозно-ортодоксальной окраской.

Научным открытием «китайского секрета» рецептуры фарфора европейцы продемонстрировали Востоку свое превосходство. Начало собственного производства фарфора в России и его блистательный расцвет позволили занять прочную позицию среди передовых государств Европы и внести свой вклад в мировую сокровищницу.

Фарфоровые пасхальные яйца — российский феномен. Они входили в постоянный ассортимент изделий Императорского фарфорового завода с момента его основания. Изобретатель русского фарфора Дмитрий Виноградов, получивший первые удовлетворительные пробы твердого фарфора в конце 1748 года, в своем рабочем дневнике за третью неделю марта 1749 года записывает: «Яйца точили и формовали». Если поначалу русский фарфор ориентировался на эталонные произведения первой европейской Мейсенской фарфоровой мануфактуры в Саксонии, то пасхальные миниатюры были исключительно его собственным изобретением. Именно в России, где Пасха как «праздник праздников» испокон веков почиталась с исключительным пиететом, возникла идея изготавливать символизирующие возрождение и надежду пасхальные яйца из «белого золота». Фарфор как драгоценный материал стал для императорских пасхальных яиц символичным. Однако при всем стилистическом и сюжетном многообразии росписей доминирующим в императорских фарфоровых яйцах оставался христианский символ. Пасхальное яйцо в России уподоблялось дорогой миниатюрной фарфоровой иконе, семейной реликвии для красного угла родного дома.

Яйцо пасхальное. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1860–1870-е (?)Яйцо пасхальное. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1860–1870-е (?)
Яйцо пасхальное. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1860–1870-е (?)
Бисквит, перфорация, рельеф. Высота 8,2 см

Традиция одаривания пасхальными яйцами закрепилась при Дворе как выражение незыблемости братского христианского союза между императором и народом. Альбом начинает представление частной коллекции со вступительной статьи, проиллюстрированной пасхальными яйцами с вензелевым изображением имен императоров и императриц, великих князей и княгинь. Открывает альбомную часть издания группа пасхальных яиц с религиозной живописью и христианскими сюжетами. Это яйца, представляющие художественное убранство Исаакиевского собора (1818-1858) в Петербурге и произведения из собрания Императорского Эрмитажа. Далее представлена группа пасхальных яиц с религиозной живописью по эскизам Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Осипа Чирикова, Александра Каминского, главным источником живописи которых являлось художественное убранство Владимирского собора (1862-1896) в Киеве. Третья часть альбома демонстрирует пасхальные яйца с пейзажной живописью и памятными образами. Здесь выделены две группы яиц - с росписью по литографиям из серии «Виды Палестины» (1842-1843) Григория Григорьевича (1802-1865) и Никанора Григорьевича (1804-1879) Чернецовых и видами Санкт-Петербурга и пригородных резиденций. Завершает альбом коллекция пасхальных яиц с живописью цветов и орнаментальными композициями.

Императорская Эрмитажная Галерея, литографированная французскими артистами
Императорская Эрмитажная Галерея, литографированная французскими артистами: гг. Дюпрессоаром, Эмилем Робильяром, Ипполитом Робильяром, Гюо и проч. / Печатаемая Полем Пети. Издание, посвященное Ея Величеству Государыне Императрице Всероссийской под особым покровительством Его Императорского Величества: В 2-х т. Т. 1–2. СПб.: Гойе-Дефонтен и Поль Пети, Т. 1, 1845; Т. 2, 1847 (на рус. и фр. языках) Далее: «Императорская Эрмитажная Галерея».

При подготовке коллекции к изданию были выполнены новые атрибуции и сделаны уточнения к ранее описанным и опубликованным произведениям. Данная статья вводит в научный оборот сведения по источникам копийной росписи, указываются прототипы - гравированные репродукции шедевров европейской религиозной живописи, иллюстрированные печатные издания.

Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге относился к ведомству Кабинета Его Императорского Величества, управлявшего личным имуществом венценосной семьи. Подобно известным королевским мануфактурам Западной Европы это предприятие имело статус казенного художественного производства и принадлежало короне. Завод значился среди самых важных и престижных производств России, являлся национальной гордостью. По особому «Положению» здесь изготавливались художественные изделия для представления их к Высочайшему Двору и для пожалования различным лицам и учреждениям от Высочайшего имени из Кабинета Его Императорского Величества, прежде всего к Светлому Воскресению Христову - к Пасхе - празднику праздников.

Яйцо 一 традиционный символ возрождения жизни. В Православном христианстве яйцо являет символический образ смертного Гроба Господня и воскресения Иисуса Христа в самих недрах его. Именно в связи с такой трактовкой символики оно и было избрано в качестве знакового предмета, используемого на Пасху для наглядного объяснения сущности праздника. По вознесении Спасителя на небо святая равноапостольная Мария Магдалина, пришедши в Рим для проповедования Евангелия, предстала пред императором Тиверием и со словами «Христос Воскресе!» преподнесла ему красное яйцо как символ искупительной жертвы Иисуса Христа за весь род человеческий, как символ головы Адама, окрашенной кровью, пролитой на кресте. Таким образом она начала перед ним свою проповедь и положила начало обычаю. Идущий с 30-х годов I века, он фактически имеет более позднее официальное оформление в христианстве - с 1553 года. Обычай освящения в церкви крашеных яиц утверждается с 1682 года и через Польшу приходит в Россию в 1720-е годы. Яйца красили первоначально и до 1850-х годов только в «кровавый» красный цвет. Позднее на территориях Чехии, Польши, России началось разукрашивание пасхальных яиц узорами и орнаментами в знак особой радости Христова Воскресения и божественной красоты мира.

Традиция производства фарфоровых яиц в качестве императорских подарков в России восходит ко времени царствования Екатерины II. Обычно на Пасху такие символичные знаки внимания получали придворные и приближенные к Дому Романовых. Но именно при Николае I традиционные фарфоровые пасхальные яйца стали произведениями искусства - они увеличились в размере и стали прекрасной основой для воспроизведения в миниатюре дорогих сердцу монарха и членов его семьи живописных полотен из собрания Императорского Эрмитажа. Парадные презентации уникальной продукции устраивались в дни тезоименитств, рождений, свадеб членов императорской фамилии и других событий дворцовой жизни. Соответственно, и художественные образы на яйцах не были случайными.

Лики святых, копии картин, пейзажи, цветочные мотивы и орнаменты были искусно представлены в миниатюре яйца в качестве личного сообщения.

В 1840-1860-е годы самыми популярными прототипами для живописных копий на Императорском фарфоровом заводе были картины из коллекции Императорского Эрмитажа, а также находящиеся в интерьерах Зимнего дворца и пригородных резиденций. Заводские художники получали специальный доступ к картинной галерее Эрмитажа. Однако наиболее распространенными источниками сюжетных росписей на яйцах были гравюры. Появление литографии в России в 1816 году во многом способствовало распространению репродукций произведений искусства, скрытых от посторонних глаз в интерьерах дворцов, галерей и церквей. Для обеспечения живописцев прототипами для копирования администрация Императорского фарфорового завода регулярно приобретала иллюстрированные книги и отдельные печатные издания, акварели и оригинальные эскизы известных художников.

Так по изданию серии литографий «Императорская Эрмитажная Галерея» 1845-1847 годов в рассматриваемой частной коллекции были расписаны четыре пасхальных яйца.

По знаменитому изданию «De la Galerie du Palais d’Orleans» (Париж, 1786), представлявшему коллекцию из 500 живописных произведений Филиппа II, герцога Орлеанского, расписано пасхальное яйцо «Отдых Святого Семейства на пути в Египет» и два пасхальных яйца разного времени создания с аналогичными образами святой Марии Магдалины.

С увлечением российского общества и императорского двора в 1840-1860-е годы живописью старых мастеров и академическим реализмом связано частое обращение к копированию на фарфоровых пасхальных яйцах грациозных и эмоциональных образов картин Гвидо Рени.

Живописец и гравер Гвидо Рени при жизни имел большой успех, но гораздо более громкую славу он получил впоследствии, когда его ставили на художественном Олимпе рядом с «божественным» Рафаэлем. Творчество итальянских художников болонской школы на протяжении трех десятилетий служило образцом тщательного письма и создания идеальных типов. По справке 1890-1907 годов «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», в Императорском Эрмитаже находилось одиннадцать картин кисти Гвидо Рени. В исследуемой частной коллекции девять яиц представляют его произведения. Одно из яиц этой группы было атрибутировано уже после издания альбома.

Фарфоровые пасхальные яйца отражают судьбы людей и тепло рук, их создавших, даривших и получавших. Их собирали с любовью и с трепетом хранили. Коллекция радует глаз миниатюрной живописью и будоражит ум смысловым содержанием скрытого или явного послания. Поэтому ее исследование и изучение так ценны для всех нас.

Святое Семейство
Святое Семейство
Гравюра с картины Корреджо (Антонио Аллегри) «Мадонна с Младенцем и ангелом». Номер 1859, 1008. 28. См.: «Императорская Эрмитажная Галерея»
Яйцо пасхальное «Мадонна с Младенцем и ангелом»
Яйцо пасхальное «Мадонна с Младенцем и ангелом»
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1870-е
Фарфор, подглазурное крытьё кобальтом, надглазурная полихромная роспись, золочение, цировка. Высота 10,9 см.

Яйцо с росписью по картине Корреджо (Антонио Аллегри, 1489–1534) «Мадонна с Младенцем и ангелом», приобретенной в собрание Императорского Эрмитажа (название по каталогу ГЭ, инв. № ГЭ–87) у И. Казановы в Дрездене (Германия), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств, Будапешт (Венгрия) (инв. №55).

Мадонна с Младенцем
Мадонна с Младенцем
Гравюра с одноименной картины (1787) Андреа дель Сарто. Номер: 1843,0513.700. Британский музей. См.: «Императорская Эрмитажная Галерея»
Яйцо пасхальное «Мадонна с Младенцем»
Яйцо пасхальное «Мадонна с Младенцем»
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1870-е
Живописец по фарфору: А. С. Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение, имитация цировки. Высота 11,2 см.

Яйцо с росписью по картине Андреа дель Сарто (1486–1530) «Мадонна с Младенцем» (1787) из собрания Императорского Эрмитажа

Аллегория веры
Аллегория веры
Гравюра с одноименной картины (около 1540) Моретто да Брешиа. Номер 1859,1008.50. Британский музей. См.: «Императорская Эрмитажная Галерея»
Яйцо пасхальное «Аллегория веры»
Яйцо пасхальное «Аллегория веры»
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1845–1855
Фарфор, надглазурное крытьё, надглазурная полихромная роспись, золочение, имитация цировки. Высота 9,1 см.

Яйцо с росписью по картине Моретто да Брешиа (1498–1554) «Аллегория веры» (около 1540), поступившей в коллекцию Императорского Эрмитажа (инв. № ГЭ–20) в 1772 году из парижского собрания Л.-А. Кроза, барона де Тьера (1661–1740).

Несение креста
Несение креста
Гравюра с одноименной картины Лодовико Карраччи. Номер 1859,1008.35. Британский музей. См.: «Императорская Эрмитажная Галерея»
Яйцо пасхальное «Несение креста»
Яйцо пасхальное «Несение креста»
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1845–1855
Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение, имитация цировки. Высота 8,5 см

Яйцо с росписью по картине Лодовико Карраччи (1555–1619) «Несение креста», поступившей в собрание Императорского Эрмитажа (инв. № ГЭ–1613) в 1779 году из собрания Франсуа Троншена (1704–1798) в Женеве (Швейцария). В настоящее время картина определяется как произведение неизвестного художника болонской школы, XVII век.

Отдых Святого Семейства на пути в Египет
Отдых Святого Семейства на пути в Египет
Гравюра с картины «Отдых на пути в Египет» (1630–1635) Пьера Франческо Мола. 1786–1808. Номер: 1855,0609.394. Британский музей
Яйцо пасхальное «Отдых Святого Семейства на пути в Египет»
Яйцо пасхальное «Отдых Святого Семейства на пути в Египет»
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1870-е
Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение, имитация цировки. Высота 9,1 см.

Яйцо с росписью по гравюре с картины Пьера Франческо Мола (1612–1666) «Отдых на пути в Египет» (1630–1635). В настоящее время картина хранится в Лондонской национальной галерее (Великобритания).

Святая Мария Магдалина
Святая Мария Магдалина
Гравюра с одноименной картины (1634–1635) Гвидо Рени. 1786–1808. Номер: 1855,0609.371. Британский музей
Яйцо пасхальное «Святая Мария Магдалина»
Яйцо пасхальное «Святая Мария Магдалина»
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1830–1840-е
Живописец по фарфору: А. П. Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение по пасте, цировка. Высота 8,8 см.

Яйцо с росписью по гравюре с картины Гвидо Рени «Святая Мария Магдалина» (1634–1635). В настоящее время картина хранится в Лондонской национальной галерее (Великобритания).

Христос в пустыне (И ангелы служили Ему)
Христос в пустыне (И ангелы служили Ему)
Гравюра Пьера-Жана Мариетта по одноименной картине Шарля Лебрена. 1675–1742. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Яйцо пасхальное «Христос в пустыне (И ангелы служили Ему)»
Яйцо пасхальное «Христос в пустыне (И ангелы служили Ему)»
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1830-е
Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение. Высота 8,4 см.

Роспись на яйце по фрагменту картины Шарля Лебрена «Христос в пустыне (И ангелы служили Ему)». В 2001 году пасхальное яйцо было опубликовано с ошибочной трактовкой сюжета как явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского.

Иисус Христос и самаритянка
Иисус Христос и самаритянка
Гравюра по одноименной картине Гвидо Рени. Около 1803–1818. Номер: 1853,1008.114. Британский музей
Яйцо пасхальное «Иисус Христос и самаритянка»
Яйцо пасхальное «Иисус Христос и самаритянка»
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1870-е
Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение, имитация цировки. Высота 8,2 см
Благовещение
Благовещение
Гравюра Жана Одрена (1667–1756) по одноименной картине Пьера Дюлена. Номер доступа 62.602.1007. Музей Метрополитен
Яйцо пасхальное «Благовещение»
Яйцо пасхальное «Благовещение»
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1830–1840-е
Фарфор, подглазурное крытьё кобальтом, надглазурная полихромная роспись, платинирование, золочение. Высота 8,9 см.

Яйцо с росписью по гравюре с картины Пьера Дюлена (1669–1748) «Благовещение».

Благовещение
Благовещение
Гравюра Легриса. XIX век. ГЭ
Яйцо пасхальное
Яйцо пасхальное
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1750–1760-е
Фарфор, надглазурная монохромная роспись, золочение. Высота 6,7 см.

Яйцо с росписью по одной из сторон по гравюре «Благовещение». Более поздний вариант гравюры принадлежит Легрису (гравер XIX века) (ГЭ) Инв.: ОГ-391883. URL: http://е-expo.hermitage.ru/

Юный Иисус Христос с цветочным венком
Юный Иисус Христос с цветочным венком
Литография Франца Дамена с одноименной картины Карло Дольчи. 1823 Номер: 1854,1020.1457. Британский музей. Собрание Королевской картинной галереи дворца Шляйсхайм (Германия)
Яйцо пасхальное «Юный Иисус Христос с цветочным венком»
Яйцо пасхальное «Юный Иисус Христос с цветочным венком»
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1862–1870-е
Живописец по фарфору: П. Фарфор, надглазурная полихромная роспись, эмаль, золочение, цировка. Высота 9,0 см.

Яйцо с росписью по гравюре с фрагмента картины Карло Дольчи (1616–1686) «Юный Иисус Христос с цветочным венком» (1663).

Дева Мария
Дева Мария
Гравюра Томаса Донея по одноименной картине Лодовико Рубио. 1867. Номер по каталогу музея 2010,7081.7257. Британский музей
Яйцо пасхальное «Дева Мария»
Яйцо пасхальное «Дева Мария»
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1840–1850-е
Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение, имитация цировки. Высота 8,6 см.

В 2001 году пасхальное яйцо было опубликовано с ошибочной трактовкой образа как святой Екатерины.

Мария с Младенцем и святой Франциск из Паолы
Мария с Младенцем и святой Франциск из Паолы
Гравюра с одноименной картины Франческо Солимены. Около 1757 Номер по каталогу музея: 1855,0609.1315. Британский музей. См.: «Коллекция гравюр по наиболее известным картинам Галереи Старых мастеров» (Германия, Дрезден)
Яйцо пасхальное «Мария с Младенцем»
Яйцо пасхальное «Мария с Младенцем»
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1850–1860-е
Живописец по фарфору: К. З. Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение, имитация цировки. Высота 11,2 см.

Яйцо с росписью по фрагменту копии картины Франческо Солимены (1657–1747) «Мария с Младенцем и Святой Франциск из Паолы» (1703– 1705), хранящейся в Галерее Старых мастеров (Германия, Дрезден).

Святое Семейство
Святое Семейство
Гравюра Йозефа Кольшайна по одноименной картине Леопольда Карла Мюллера. 1875. Номер в Госкаталоге: 8293800
Яйцо пасхальное «Мадонна с Младенцем»
Яйцо пасхальное «Мадонна с Младенцем»
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1880–1898
Живописец по фарфору: Федор Дмитриевич Торачков (1834–1898; Θ. Т.) Фарфор, надглазурное крытьё, надглазурная полихромная роспись, золочение по пасте. Высота 10,9 см.

Роспись на яйце по фрагменту картины Леопольда Карла Мюллера «Святое Семейство».

Святая (предположительно царица Александра)
Святая (предположительно царица Александра)
Пласт. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, 1825–1855. ГЭ, Музей Императорского фарфорового завода (инв. Мз-И-674)
Яйцо пасхальное «Святая мученица Александра»
Яйцо пасхальное «Святая мученица Александра»
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1860–1870-е
Живописец по фарфору: Михаил Васильевич Крюков (М. К.) Фарфор, надглазурное крытьё, надглазурная полихромная роспись, эмали, золочение, цировка. Высота 10,8 см.

На яйце в рамке над живописью ошибочная надпись: «Св. Ольга». С пальмовой ветвью и мечом в руках изображается святая мученица Александра. Уточнить имя позволил хранящийся в Музее Императорского фарфорового завода пласт с изображением святой в рост со всеми атрибутами. Александра Римская – христианская святая, почитаемая как мученица. Об Александре известно из жития святого великомученика Георгия Победоносца, в нем она названа царицей и женой императора Диоклетиана. Александра, видя страдания Георгия и неоднократную чудесную помощь ему от Бога, уверовала во Христа и открыто исповедовала свою веру. За это она была приговорена мужем к усечению мечом.

Архангел Михаил
Архангел Михаил
Пласт. Роспись по фарфору Александра Нестерова по картине Т.А. Неффа (?) «Борьба Архангела Михаила с сатаной» Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1844. ГЭ, Музей Императорского фарфорового завода. В инвентаре ГЭ (Мз-И-687) имеет ошибочное название «Георгий Победоносец»
Яйцо пасхальное с надписью «Архангел Михаил»
Яйцо пасхальное с надписью «Архангел Михаил»
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1860–1870-е
Живописец по фарфору: Александр Иванович Тычагин (А. Т.) Фарфор, надглазурное крытьё, надглазурная полихромная роспись, золочение, цировка; шелковая лента. Высота 11,0 см.

Яйцо расписано по фрагменту картины «Борьба Архангела Михаила с сатаной», предположительно приписываемой кисти Тимофея Андреевича Неффа (1805–1876). Уточнить сюжет позволил хранящийся в Музее Императорского фарфорового завода пласт с изображением полной оригинальной композиции.

Федор Павлович БРЮЛЛОВ. Святой Алексей, митрополит Московский и всея Руси. 1847–1848
Федор Павлович БРЮЛЛОВ. Святой Алексей, митрополит Московский и всея Руси. 1847–1848
Икона. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», Санкт-Петербург. Номер в Госкаталоге: 4179560
Яйцо пасхальное «Святой Алексей, митрополит Московский и всея Руси»
Яйцо пасхальное «Святой Алексей, митрополит Московский и всея Руси»
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1850–1860-е
Живописец по фарфору: Н. Воронин (Н. В.) Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение, цировка. Высота 10,6 см.

Яйцо с росписью по иконе Федора Павловича Брюллова (1793–1869) «Святой Алексей, митрополит Московский и всея Руси» (1847–1848), созданной для Исаакиевского собора в Петербурге. На яйце в рамке над изображением ошибочная надпись «Св. Григорий Богослов». В 2001 году пасхальное яйцо было опубликовано с ошибочной атрибуцией образа, соответствующего живописному прототипу кисти Тимофея Андреевича Неффа (1805–1876).

Детский остров в Царскосельском саду
Детский остров в Царскосельском саду
Гравюра из собрания Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского, Санкт-Петербург
Яйцо пасхальное «Вид на Детский остров в Александровском парке Царского Села»
Яйцо пасхальное «Вид на Детский остров в Александровском парке Царского Села»
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1870-е
Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение, имитация цировки. Высота 8,8 см

Яйцо с росписью по литографии Карла Ивановича Кольмана (1786–1846) «Вид на Детский остров в Александровском парке Царского Села» (1830). При Николае I в Царскосельском парке на пруду, недалеко от Александровского дворца, был обустроен остров для игр и занятий его сына Александра (будущего императора Александра II). Здесь в 1830 году под руководством архитектора Алексея Максимовича Горностаева (1808–1862) по проекту архитектора Василия Петровича Стасова (1769–1848) был построен небольшой детский домик. В 1830 году воспитатель цесаревича Карл Карлович Мердер (1787–1834) предложил детям придумать девиз для ставшего родным острова. В результате совместного творчества родился рисунок с изображениями .промытой скалы, муравья и якоря., что символизировало .постоянство, деятельность и надежду.. Видимо, муравей как символ Детского острова дал впоследствии название рукописному журналу .Муравей., который начал «издавать» цесаревич с друзьями в 1831 году. Когда у Александра II и его братьев подросли собственные дети, они также продолжили освоение территории, которую ранее «занимали» их родители. Любовь к Детскому острову перешла и к внукам и правнукам Александра II. Дети Николая II – цесаревич Алексей, а до его рождения великие княгини Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия – тоже играли здесь, плавали вокруг на лодках, сажали цветы, убирали зимой снег, отец нередко присоединялся к ним.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play