Коллекция русского искусства в собрании Государственного Музея Изобразительных Искусств Республики Татарстан

Ирина Лобашева

Рубрика: 
МУЗЕИ РОССИИ
Номер журнала: 
#2 2018 (59)

90-летию Галины Аркадьевны Могильниковой, первого директора ГМИИ РТ,
посвящается
Коллекция русского искусства

Коллекция произведений русского искусства XIV - первой трети XX века - одна из наиболее ценных в собрании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ) в Казани. Ее формирование длилось на протяжении более ста лет. Основой коллекции стало частное собрание А.Ф. Лихачева, позже в нее вошли произведения из собраний именитых горожан и крупных деятелей искусства: О.С. Александровой-Гейнс, С.А. Бахрушина, П.М. Дульского, Е.Д. Мясникова и других.

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань. Главное здание музея. Фотография

В 1920-1930-х годах она пополнилась поступлениями из Государственного музейного фонда, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, а также частных собраний. В 1941 году в коллекцию влилось обширное собрание музея Казанской художественной школы (КХШ), ядро которого состояло из даров Императорской Академии художеств и работ, закупленных или подаренных с выставок, устроенных школой. В послевоенный период комплектование фондов велось в основном за счет приобретения из частных собраний, антикварных салонов и комиссионных магазинов. На сегодняшний день коллекция русской живописи ГМИИ РТ насчитывает около 1000 произведений, среди них работы как известных художников Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова, И.К. Айвазовского, И.Е. Репина, В.А. Серова, И.Э. Грабаря, В.В. Кандинского, Р.Р. Фалька, так и самобытных живописцев Казанской губернии Л.Д. и Л.Л. Крюковых, А.Н. Раковича, З.И. Иванова, Ф.П. Травкина, И.И. Журавлева, В.А. Щеголькова.

Особой гордостью музея являются произведения И.И. Шишкина, уроженца Елабуги, и Н.И. Фешина, выпускника и преподавателя Казанской художественной школы.

Коллекция древнерусского искусства представлена в музее редчайшими памятниками живописи, скульптуры и прикладного искусства XIV-XIX веков. В ее основе - экспонаты Археологического музея Императорского Казанского университета. После 1917 года она пополнялась в основном иконами из закрытых церквей и монастырей. Высоким художественным уровнем отличаются икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (начало XVI века) московской школы иконописи и образ Богоматери Знамение (середина XVI века), отличающийся оригинальностью композиции и изысканностью стиля. К числу важных памятников относятся древняя икона «Апостол Павел» (конец XIV века), «Рождество Богородицы» (начало XVI века), «Богоматерь Казанская» (последняя четверть XVI века), «Святитель Николай Чудотворец» и «Святые князья Борис и Глеб» (XVII век (?), а также большая храмовая икона «Благовещение» (XVIII век) и Плащаница «Положение во гроб» (XVIII век, поступила из собрания А.Ф. Лихачева). Поздняя икона XIX века «Минея годовая с чудотворными образами Богоматери» замечательна тем, что свидетельствует о сохранении древних традиций.

Основную часть древнерусского раздела составляют иконостасные комплексы XVI века из Успенского собора и Троицкой церкви Свияжска, первого христианского города на территории нашего края. Уникальность этих комплексов заключается в том, что они дошли до настоящего времени без изменений и потому дают возможность в полной мере оценить их ансамблевый характер и одновременно все многообразие представленных стилей и направлений. В коллекции шедевров русской иконописи необходимо выделить древнюю святыню Свияжска - образ Макария Унженского с житием на 20 клеймах, представляющий редкий памятник агиографической живописи конца XVI века.

Отечественная живопись представлена в музее великолепными образцами творчества знаменитых русских мастеров. Эти произведения позволяют проследить основные этапы становления искусства России, соотношение различных художественных сил и направлений живописи в те или иные периоды развития, взаимодействие столичных и провинциальных школ. Важно отметить, что сегодня акцентируется внимание на творчестве малоизвестных, но весьма своеобразных мастеров так называемого «второго эшелона», куда их определила история искусства советского времени. В коллекциях российских музеев имеются недостаточно изученные, уникальные пласты отечественного искусства, заслуживающие пристального внимания исследователей и достойные более широкого включения в пространство постоянной музейной экспозиции. Поэтому у автора этого обзора, в течение долгого времени изучавшего произведения русской живописи Казанского музея изобразительных искусств, также возникло желание выделить эти имена и произведения наряду с хрестоматийными.

О первых шагах светского искусства свидетельствуют образцы парсунного письма - предшественники бурного развития портретного жанра в XVIII веке. Условность и плоскостность свойственны изображениям предводителя похода в Сибирь Ермака Тимофеевича (мастер Оружейной палаты (И. Безмолин ? или Д. Ермолин ?), вторая половина XVII века) и инокини Марфы (Марии Федоровны Нагой, седьмой жены Ивана Грозного; неизвестный мастер, XVII век (?).

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК второй половины XVII века (И. Безмолин ? или Д. Ермолин ?). Оружейная палата. Портрет Ермака Тимофеевича
НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК второй половины XVII века
(И. Безмолин ? или Д. Ермолин ?). Оружейная палата.
Портрет Ермака Тимофеевича
Металл, масло
НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК XVII века. Портрет инокини Марфы
НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК XVII века.
Портрет инокини Марфы
Холст, масло
 

Немногочисленная музейная коллекция живописи XVIII века достаточно последовательно отражает развитие портретного жанра, который становится ведущим в искусстве этого времени. Среди лучших произведений: парадные и камерные портреты особ царской фамилии и высокопоставленных сановников кисти иностранных мастеров, работавших в России, - так называемая «россика» (И.-Б. Лампи, Ж.-几 Вуаль, Г.-Х. Гроот, П.-Д. Ротари), а также портреты, исполненные известными русскими живописцами второй половины XVIII века (Ф.С. Рокотовым, Д.Г. Левицким) и провинциальными мастерами (И. Титовым, Г. Островским). В фондах музея хранится ряд вольных копий (свободных авторских интерпретаций) с портретов царственных особ, священнослужителей и чиновников разного ранга, выполненных неизвестными художниками XVIII столетия.

Разнообразно представлено в собрании музея искусство первой половины XIX века, открывшее целый спектр жанров, стилевых и технических приемов в русской живописи, - это портреты В.А. Тропинина, К.П. Брюллова, Е.С. Сорокина, пейзажные и жанровые произведения М.Н. Воробьева, А.П. Боголюбова, А.В. Гине, П.П. Джогина, Л.К. Плахова, И.Т. Дурнова, картины Я.Ф. Капкова и М.И. Скотти на религиозную тему. Романтические тенденции свойственны картинам мариниста И.К. Айвазовского («Гондольер на море ночью», «Крымский вид»), они исполнены с помощью детально разработанных, тонких цветовых градаций. Академическое направление, сыгравшее огромную роль в развитии всей русской художественной школы, представлено высокопрофессиональными произведениями Т.А. Неффа, П.Ф. Плешанова, В.В. Пукирева, Е.Н. Хилковой, В.Г Худякова. В музее хранится значительное количество этюдных и эскизных работ Худякова, а также написанная им по окончании Московского училища живописи и ваяния картина «Косарь» (1847), за которую художник получил большую серебряную медаль.

Е.С. СОРОКИН. Семейный портрет. 1844
Е.С. СОРОКИН. Семейный портрет. 1844
Холст, масло

Живопись первой половины XIX века наполнена патриотическим пафосом победы в войне с наполеоновскими войсками. Художники часто обращались к событиям Отечественной войны 1812 года, к жанру военного портрета героев-офицеров (Дж. Доу, Н.Е. Сверчков). Весьма многочисленны и своеобразны портреты, созданные столичными и провинциальными художниками, имена которых остаются неизвестными исследователям. Среди них можно выделить несколько тематических групп: семейные портреты («Портрет семьи Эннатских», «Портрет семьи Сазоновых»), портретные галереи представителей какого-либо одного рода (изображения членов дворянского рода Молоствовых и других, проживавших в Казанской губернии), портреты представителей казанской интеллигенции (профессоров университета К.Ф. Фукса, К.К. Фойгта и др.), общественных деятелей (попечителя Казанского учебного округа М.Н. Мусина-Пушкина, предводителя дворян Казанского уезда Н.И. Нейкова), офицеров (В.П. Монасеина, И.А. Палицына), служителей церкви. Оригинальна музейная коллекция портретной миниатюры XIX века.

Музей обладает большой коллекцией пейзажной живописи второй половины XIX века. Русская реалистическая школа представлена такими именами, как А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, В.Д. Поленов, В.М. Резанов, Л.Л. Каменев, Е.Е. Волков, А.А. Киселев, В.В. Верещагин. Кроме работ реалистического направления в этот период появляется целый ряд разнообразных по стилю и манере письма произведений (от академизма и романтизма до тенденций импрессионизма и символизма), которые также можно увидеть в залах музея. Это картины выдающихся русских пейзажистов А.П. Боголюбова, И.И. Левитана, А.И. Мещерского, А.А. Писемского, К.Я. Крыжицкого, М.К. Клодта, А.И. Куинджи.

Музею принадлежит богатая коллекция произведений одного из самых популярных пейзажистов - И.И. Шишкина, жизнь которого была тесно связана с Казанским краем. В городе Елабуге, где родился знаменитый мастер, открыт единственный в стране Дом-музей И.И. Шишкина, организацией которого в 1970-е годы занимались сотрудники ГМИИ РТ. Музейная коллекция содержит 42 живописных полотна и свыше 400 графических листов, включающих 25 оригинальных рисунков мастера. Среди музеев России казанская коллекция произведений Шишкина занимает третье место после Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. Она дает возможность проследить развитие творчества Шишкина от первых художественных проб, его ученических и отчетных работ в Императорской Академии художеств до великолепных полотен последних лет жизни художника, где мастер неожиданно предстает в совершенно новом качестве. В картине «Полянка» (1897) живописец, увлекаясь импрессионистическими приемами, отходит от созданного им типа эпического реалистического пейзажа и дает волю непосредственности впечатления, свежим краскам, изображая сочную, набравшую силу зелень, голубое небо, ликующий солнечный свет.

И.И. ШИШКИН. Полянка (Лесная поляна). 1897
И.И. ШИШКИН. Полянка (Лесная поляна). 1897
Холст, масло

По сравнению с пейзажной коллекция жанровой и исторической живописи в музее невелика. Идеи активной гражданской позиции и передвижничества лежат в основе работ многих художников второй половины XIX века. В музее хранятся эскизы В.Г. Перова «Радости зимы» (1864) и «Продавец песенников в Париже» (1863-1864), картина А.Н. Шурыгина «Арест» (1867), эскизы и этюды В.А. Якоби, работы художественной династии Маковских, К.А. Савицкого, И.П. Батюкова, В.А. Голынского, жанровая серия малороссийских сюжетов К.А. Трутовского. К полотнам исторического жанра относятся «Мессалина» П.А. Сведомского (1900) и «Последние минуты митрополита Филиппа» Н.В. Неврева (1898).

Портретное искусство этого периода представлено в музее многообразием имен. Глубиной психологической характеристики и высокой техникой исполнения отмечены «Портрет С.М. Драгомировой» В.А. Серова (1889), портреты И.Н. Крамского, «В парке. Портрет С.Р. Левицкой» Н.А. Ярошенко (1883), парные портреты супругов Харитоненко Н.В. Неврева (1892) и другие. Шесть портретных работ кисти И.Е. Репина - от ранней «Читающая девушка» (1870) до большеформатного «Портрета актрисы Беллы Горской» (1910), написанного на пленэре Широким открытым мазком, в свободной импрессионистической манере, 一 существенно дополняют представление о развитии творчества знаменитого русского живописца. Среди музейных работ Репина стоит отметить исполненные в реалистической манере два варианта «Портрета О.С. Александровой-Гейнс» (1890), жены казанского генерал-губернатора А.К. Гейнса, благотворительницы и меценатки, занимавшейся наряду с многочисленными общественными делами коллекционированием картин и гравюр русских и иностранных художников.

В собрание ГМИИ РТ вошла коллекция бывшего музея КХШ, в комплектовании которого в дореволюционный период принимала деятельное участие Императорская Академия художеств. Среди произведений, переданных Академией, программные работы выпускников: В.Н. Пирогова, Г.П. Светлицкого, А.К. Горбунова, А.Д. Столярова, а также картины таких известных живописцев конца XIX - начала XX века, как М.И. Латри, И.С. Горюшкин-Сорокопудов, Е.И. Столица, А.И. Кандауров, А.Р. Эберлинг, Ф.Э. Рущиц, Л.В. Туржанский.

Из собрания музея КХШ ведут свое происхождение некоторые произведения основателей школы И.А. Денисова, Г.А. Медведева, Х.Н. Скорнякова, значительная коллекция работ учеников школы дореволюционного периода и более 20 произведений художника П.А. Радимова, ученика Н.И. Фешина, одного из организаторов АХРР (Ассоциации художников революционной России).

С КХШ неразрывно связано имя Николая Ивановича Фешина (1881-1955), ее ученика, а позже педагога, чья деятельность сыграла огромную роль в развитии школы. В ГМИИ РТ собрана самая большая в России коллекция произведений этого выдающегося художника XX века (более 180 работ, в том числе 90 живописных), среди них имеются дары дочери художника Ии Николаевны Фешиной, дающие представление об американском периоде творчества мастера (уехал в США в 1923 году).

Произведения Н.И. Фешина - вклад в художественную культуру двух великих держав: России и США. Талантливый портретист, мастер натурного рисунка, многофигурной композиции, Фешин ярко и оригинально проявил себя в декоративно-прикладном искусстве, скульптуре и архитектуре (построенный им дом в Таосе включен в Национальный регистр исторических мест США).

Н.И. ФЕШИН. Программа бала художников. Между 1901–1905 (?)
Н.И. ФЕШИН. Программа бала художников. Между 1901–1905 (?)
Эскиз обложки. Картон, тушь, перо, кисть, акварель, бронзовая и серебряная краска

Особую гордость казанцев вызывает тот факт, что российский период жизни художника неразрывно связан с их городом - здесь было создано большинство его произведений. В постоянной экспозиции филиала музея - Национальной художественной галерее «Хазинэ» - имеется отдельный зал Фешина, где экспонируются наиболее известные его работы, дающие представление о развитии его творчества российского периода и отчасти американского.

Н.И. ФЕШИН. Портрет Вари Адоратской. 1914
Н.И. ФЕШИН. Портрет Вари Адоратской. 1914
Холст, масло

Стилевое многообразие живописи конца XIX — начала XX века также отражено в музейном собрании - от эстетики символизма (В.Э. Борисов-Мусатов, М.А. Врубель, П.В. Кузнецов), модерна (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа) до беспредметности одного из основоположников абстракционизма 一 В.В. Кандинского. Крупные художественные объединения этого периода - «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет» — представлены произведениями В.А. Серова, К.А. Коровина, Б.М. Кустодиева, И.Э. Браза, К.А. Сомова, С.Ю. Жуковского, К.Ф. Богаевского, Н.П. Крымова, С.А. Виноградова, И.И. Машкова, В.В. Рождественского, М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой, А.А. Осмеркина, П.П. Кончаловского. Смелость решений, поиск новых художественных форм, индивидуальная интерпретация окружающей действительности характерны для творений этих известных мастеров. Эта первоклассная часть музейной коллекции по праву занимает одно из видных мест среди художественных собраний России и нередко экспонируется на самых крупных выставках нашей страны и за рубежом.

М.А. ВРУБЕЛЬ. Полет Фауста и Мефистофеля. 1896
М.А. ВРУБЕЛЬ. Полет Фауста и Мефистофеля. 1896
Декоративное панно. Холст, масло

Музейный фонд русской графики - один из многочисленных в собрании ГМИИ РТ, он насчитывает несколько тысяч единиц хранения, большинство из которых - образцы печатной графики. Оригинальных произведений рисунка и акварели около 600, и они с исчерпывающей полнотой отражают развитие отечественной станковой графики. Среди раритетов графической коллекции - произведения А.А. Агина и И.А. Угрюмова, И.К. Айвазовского и М.И. Лебедева, Л.И. Соломаткина и А.К. Саврасова, М.В. Нестерова и Ф.А. Малявина. Наиболее полно представлена в музейном фонде графика рубежа XIX-XX веков. Это и самостоятельные авторские графические листы (Б.И. Анисфельд, И.Я. Билибин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, А.П. Остроумова-Лебедева, К.А. Сомов, А.Ф. Гауш, Д.Д. Бушен), и образцы книжной графики (П.М. Боклевский, Г.И. Нарбут, Д.И. Митрохин). Коллекция графики дает возможность детально ознакомиться с творчеством многих известных художников, работавших в Казани и за ее пределами (Р.А. Ступин, И.М. Белоногов, К.-В. Барду, В.С. Турин, Э.П.Турнерелли, В.Г. Худяков), а также преподавателей живописи и рисунка Казанского университета (Л.Д. Крюков, А.Н. Ракович).

Коллекция русской скульптуры XVIII - начала XX века немногочисленна. Она содержит более 40 произведений: станковая скульптура (портретный, анималистический и бытовой жанр), мелкая пластика, барельефы, медальерное искусство. В музее представлены работы выдающихся русских скульпторов П.К. Клодта, Ф.П. Толстого, И.С. Ефимова, Е.А. Лансере, М.М. Антокольского, Н.А. Лаверецкого, М.А. Чижова, И.Я. Гинцбурга, П.П. Трубецкого, С.Т. Коненкова и других.

Научный отдел русского искусства - один из старейших в музее. Он был образован после переезда музея в специально выделенное для него здание особняка А.Г. Сандецкого, в отделе работали научные сотрудники музея В.А. Ястребова, Д.К. Валеева, А.Д. Сысоев. В разное время здесь трудились: заведующие 一 В.К. Чернышова (1969-1992), А.И. Новицкий (1992-2006), И.Ф. Лобашева (старший научный сотрудник - 1997-2006; заведующая отделом - 2006-2009), а также старшие научные сотрудники Г.А. Рамазанова, И.Н. Нейдерова.

На протяжении более двадцати лет коллекцию русской живописи глубоко и планомерно изучала Галина Аркадьевна Могильникова (1928-2001), первый директор музея, затем заместитель директора по научной работе, заведующая научным архивом музея. Результатом этой поистине титанической научно-исследовательской деятельности стал выход в свет полного каталога русской живописи из собрания музея[1]. Кроме того, Г.А. Могильникова стала инициатором и организатором многих выставок, посвященных творчеству Н.И. Фешина (1958, Казань; 1963, Казань, Москва, Ленинград, Киров; 1975-1976, Сиэтл, Санта Фе, Оклахома (США), Казань, Москва, Ленинград; 1981, Казань). Совместно с А.И. Новицким, старейшим музейным деятелем Казани, крупным искусствоведом республики, она была одним из главных собирателей музейной коллекции произведений Фешина. Г.А. Могильникова — автор и составитель сборника «Н. Фешин. Документы. Письма. Воспоминания о художнике» (1975). В 2018 году исполняется 90 лет со дня рождения этой поистине легендарной музейной личности - профессионала, подвижника, хранителя и учителя многих поколений искусствоведов Казани.

Коллекция русского искусства ГМИИ РТ имеет свой собственный неповторимый облик. Как уже было отмечено, в представленном обзоре мы стремились обозначить как признанные шедевры отечественного искусства, так и мало исследованные и, соответственно, менее известные широкой публике произведения, но заслуживающие внимательного изучения и вызывающие пристальный интерес в современном искусствознании.

 

  1. Русское искусство XVII - начала XX века. Живопись: Каталог/ Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан; авт.-сост. и авт. вступ. ст. Г.А. Могильникова. Казань, 2005.

Иллюстрации

И.Е. РЕПИН. Читающая девушка. 1870
И.Е. РЕПИН. Читающая девушка. 1870
Холст, масло
Д.Г. ЛЕВИЦКИЙ. Портрет купца Андрея Ивановича Борисова. 1788
Д.Г. ЛЕВИЦКИЙ. Портрет купца Андрея Ивановича Борисова. 1788
Холст, масло
Богоматерь Одигитрия Смоленская. Начало XVI века
Богоматерь Одигитрия Смоленская. Начало XVI века
Москва. Щит из липовых досок, темпера
Рождество Богоматери. Начало XVI века
Рождество Богоматери. Начало XVI века
Щит из липовых досок, темпера
Благовещение. XVIII век
Благовещение. XVIII век
Щит из липовых досок, темпера
Святые князья Борис и Глеб. XVII век (?)
Святые князья Борис и Глеб. XVII век (?)
Щит из липовых досок, темпера. Оклад – серебро, басма, золочение
Г.-Х. ГРООТ. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1740-е (?)
Г.-Х. ГРООТ. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1740-е (?)
Холст, масло
Г. ОСТРОВСКИЙ. Портрет Анфисы Петровны Черевиной (?). 1785
Г. ОСТРОВСКИЙ. Портрет Анфисы Петровны Черевиной (?). 1785
Холст, масло
В.А. ТРОПИНИН. Портрет танцовщицы Т.С. Карпаковой. 1828
В.А. ТРОПИНИН. Портрет танцовщицы Т.С. Карпаковой. 1828
Холст, масло
НЕИЗВЕСТНЫЙ СКУЛЬПТОР. Бюст А.В. Суворова. 1804
НЕИЗВЕСТНЫЙ СКУЛЬПТОР. Бюст А.В. Суворова. 1804
Бронза, мрамор
А.П. БОГОЛЮБОВ. Казань. 1862
А.П. БОГОЛЮБОВ. Казань. 1862
Холст, масло
И.К. АЙВАЗОВСКИЙ. Гондольер на море ночью. 1843
И.К. АЙВАЗОВСКИЙ. Гондольер на море ночью. 1843
Холст, масло
Е. СЕМЕНОВ. Портрет Андрея Федоровича Лихачева (С оригинала П.А. Ремера). Вторая половина XIX века
Е. СЕМЕНОВ. Портрет Андрея Федоровича Лихачева (С оригинала П.А. Ремера). Вторая половина XIX века
Холст, масло
Ф.С. ЖУРАВЛЕВ. Боярышня. 1896 (?)
Ф.С. ЖУРАВЛЕВ. Боярышня. 1896 (?)
Холст, масло
К.Е. МАКОВСКИЙ. Старик-крестьянин. Этюд
К.Е. МАКОВСКИЙ. Старик-крестьянин. Этюд
Холст на картоне, масло
Г.А. МЕДВЕДЕВ. Баян. 1894
Г.А. МЕДВЕДЕВ. Баян. 1894
Холст, масло
К.А. КОРОВИН. Натюрморт. Розы. 1916
К.А. КОРОВИН. Натюрморт. Розы. 1916
Холст, масло
Б.М. КУСТОДИЕВ. Дама в голубом. П.М. Судковская. 1906
Б.М. КУСТОДИЕВ. Дама в голубом. П.М. Судковская. 1906
Холст, масло
И.И. ШИШКИН. В лесу. 1860-е
И.И. ШИШКИН. В лесу. 1860-е
Неоконченный рисунок. Бумага, тушь, перо
И.Я. БИЛИБИН. Райская птица Сирин. 1905
И.Я. БИЛИБИН. Райская птица Сирин. 1905
Рисунок для открытого письма, изданного Общиной Св. Евгении в 1907 году. Бумага на картоне, тушь, акварель
П.И. КОТОВ. Портрет девушки. 1900-е
П.И. КОТОВ. Портрет девушки. 1900-е
Этюд. Холст, масло
С.Ю. ЖУКОВСКИЙ. Интерьер библиотеки в помещичьем доме. 1916 (?)
С.Ю. ЖУКОВСКИЙ. Интерьер библиотеки в помещичьем доме. 1916 (?)
Холст, масло
А.Я. ГОЛОВИН. Маркиза. 1908
А.Я. ГОЛОВИН. Маркиза. 1908
Бумага, пастель
Н.С. ГОНЧАРОВА. Евреи (Шабат). 1911
Н.С. ГОНЧАРОВА. Евреи (Шабат). 1911
Холст, масло
В.В. КАНДИНСКИЙ. Импровизация. 1913
В.В. КАНДИНСКИЙ. Импровизация. 1913
Холст, масло
П.П. КОНЧАЛОВСКИЙ. Площадь Синьории в Сиене. 1912
П.П. КОНЧАЛОВСКИЙ. Площадь Синьории в Сиене. 1912
Холст, масло
А.В. ЛЕНТУЛОВ. Портрет (Женщина с гитарой). 1913 (?)
А.В. ЛЕНТУЛОВ. Портрет (Женщина с гитарой). 1913 (?)
Холст, масло

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play