ДОЛГОЖДАННЫЕ ГОСТИ: ПАНТЕОН РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЛОНДОНЕ

Розалинд П. Блейксли

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#2 2016 (51)

Беспрецедентная выставка «Искусство России. Эпоха Толстого и Чайковского» проходит в Национальной портретной галерее в Лондоне до 26 июня 2016 года. Это действительно пантеон, слава и гордость русской культуры XIX века. Куратор выставки Розалинд П. Блейксли представляет основные моменты англо-российских связей в области культуры, уделяя внимание становлению, тенденциям и перспективам развития подобного сотрудничества.

Если говорить о культурной жизни в Великобритании и в России, то 1856 год был весьма знаменательным. В этот год по инициативе группы политических деятелей, писателей, историков и представителей знатных семей в Лондоне была основана Национальная портретная галерея. Поначалу коллекция много раз переезжала из одного временного помещения в другое; так, одно время она располагалась в Вестминстере, на Грейт Джордж-стрит, потом в зданиях Королевского общества садоводов на Экзибишн-роуд, а также в Музее Бетнал Грин. Только в 1896 году галерея переехала в специально построенное для нее здание на площади Св. Мартина, рядом с Национальной галереей. Автором проекта галереи стал архитектор Эван Кристиан. Парадный вход украшают расположенные над ним барельефные портреты трех основателей галереи, вклад которых считается наиболее значительным: Филип Генри Стэнхоуп (4-й граф Стэнхоуп), Томас Бабингтон Маколей и Томас Карлейль.

В том же 1856 году в Москве, в двух с половиной тысячах километров от Лондона, молодой купец-промышленник Павел Михайлович Третьяков начал собирать произведения русских художников. Шли годы, и его собрание превратилось в крупнейшую в России коллекцию русского искусства, а у дома Третьяковых в Замоскворечье, купеческом районе на берегу Москвы-реки, одна за другой выросли пристройки, где и хранились картины. В 1892 году Павел Третьяков совершил поступок необычайной щедрости и высокой гражданственности: он передал свою коллекцию и коллекцию родного брата Сергея в дар городу. Позднее она будет переименована в Государственную Третьяковскую галерею. Спустя восемь лет художник и архитектор Виктор Васнецов начнет работать над проектом отдельного здания, незабываемый фасад которого и сейчас является визитной карточкой галереи.

Рассказывая о Национальной портретной галерее и Государственной Третьяковской галерее, нельзя обойти различия между этими музеями. Основатели Национальной портретной галереи с самого начала видели свое детище на службе патриотизму и гражданственности.

Вот как 4 марта 1856 года граф Стэнхоуп описал свое видение будущего музея в обращении к Палате лордов: «...коллекция, состоящая, насколько это возможно, из подлинных портретов тех деятелей, вклад которых оставил особый след в истории Великобритании, будь то победы на поле боя, государственная деятельность, искусство, литература или науки».

Совсем другие цели преследовал Павел Третьяков, когда начал коллекционировать произведения русских художников. Будучи человеком скромным и непубличным, Павел Михайлович приобретал те работы, которые нравились ему лично. Именно таким мы видим его на посмертном портрете, написанном И.Е. Репиным: покровитель искусств, окруженный любимыми картинами. Таким образом, начинание это было частного, а не государственного порядка. Тем не менее с течением времени планы Третьякова в отношении собранных им произведений искусства становились все более амбициозными: подобно основателям Национальной портретной галереи, он понимал, что его коллекция призвана сыграть весьма значительную роль для всей России.

Здесь важно отметить, что, продолжая приобретать произведения русских мастеров различных жанров, Павел Третьяков делает заказы известным художникам на портреты «лиц, дорогих нации», в число которых входят врачи, ученые, писатели, художники, музыканты и другие известные люди. Первоначально все портреты висели в одном зале, что выделяло их из основной коллекции. Позднее они были распределены по залам Третьяковской галереи, посвященным творчеству отдельных художников, где находятся и по сей день, окруженные другими произведениями тех же авторов. Тем не менее, в совокупности они являются не только крупнейшей в России коллекцией портретов кисти русских художников, но и одним из самых интересных собраний портретной живописи во всем мире.

Два знаменитых музея, основанных в один и тот же год, две богатейшие коллекции портретной живописи. Не случайно, что в этом году кульминацией их сотрудничества стал обмен выставками: с марта по июнь в Национальной портретной галерее открыта экспозиция прекрасных портретов из коллекции Третьяковской галереи «Искусство России. Эпоха Толстого и Чайковского»; в свою очередь, Национальная портретная галерея представлена в залах Третьяковской галереи выставкой «От Елизаветы до Виктории. Английский портрет из собрания Национальной портретной галереи», которая пройдет с апреля по июль. Идея об обмене выставками зародилась много лет назад, а их организация заняла почти пять лет, и вот сейчас, в год 160-летнего юбилея со дня основания наших музеев, мы рады воздать должное первоклассным произведениям из обеих коллекций.

Несмотря на то, что в последние годы политические отношения между Россией и Великобританией складываются непросто, наш опыт культурного сотрудничества получил всемерную поддержку в обеих странах. Так, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец и министр культуры, СМИ и спорта Великобритании Джон Уиттингдейл участвовали в открытии выставки «Искусство России» в Лондоне 14 марта 2016 года. Также на открытии присутствовали посол Великобритании в Российской Федерации доктор Лори Бристоу и посол России в Великобритании, доктор юридических наук Александр Яковенко. Выставка «Искусство России» пользуется огромной популярностью среди публики: количество посетителей колеблется от 700 до 900 человек в день, что раза в два превзошло наши ожидания; в течение нескольких недель после открытия каталог выставки был почти весь распродан, и организаторам пришлось заказать дополнительный тираж. Огромный интерес к экспозиции еще раз доказывает важность сотрудничества в области искусства, особенно когда отношения между странами обостряются, так как именно культурные связи помогают находить новые пути общения, взаимодействия и взаимопонимания в непростые для дипломатов времена.

Экспозиция шедевров Национальной портретной галереи в Третьяковской галерее охватывает более трехсот лет в истории искусства Великобритании. Среди портретов, включенных в эту выставку, есть изображения британских монархов, художников, писателей и ученых. Следует упомянуть, к примеру, портреты Чарльза Диккенса, лорда Байрона, Джошуа Рейнольдса или Чарльза Дарвина.

Совсем по другому принципу построена проходящая в Лондоне выставка «Искусство России»: целью организаторов стала не всеобъемлющая картина русского изобразительного искусства, а глубокое проникновение в короткий период его истории, насчитывающий пятьдесят лет необычайного расцвета. Экспозиция повествует о выдающихся русских художниках, писателях, актерах и музыкантах, а также об интереснейших взаимоотношениях между ними в период с 60-х годов девятнадцатого века до Первой мировой войны.

Это было необыкновенно насыщенное время всплеска русской литературы, изобразительного искусства, музыки и театра. На выставке представлены также портреты тех дальновидных и щедрых покровителей искусства, без поддержки которых многие из этих картин просто не были бы написаны. Посетившие лондонскую выставку россияне были в восторге от возможности увидеть любимые портреты так близко. В Лондоне картины висят на уровне глаз, а не так, как принято в Третьяковской галерее, и это позволяет посетителям по-новому увидеть привычные образы; многие рады возможности получше рассмотреть манеру письма каждого живописца. Можно, к примеру, сравнить, как разные художники изображали музыкантов, или оценить различие подходов Николая Ярошенко и Валентина Серова к созданию портретов актрис - соответственно Пелагеи Стрепетовой и Марии Ермоловой.

Посетителей выставки «Искусство России» привлекает перспектива видеть портреты хорошо известных и почитаемых на Западе представителей русской культуры: писателей Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева, драматурга А.П. Чехова, композиторов П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова, оперного певца Ф.И. Шаляпина. Кроме того, на выставке представлены портреты людей, менее известных за пределами России, например, литератора и знатока русского языка В.И. Даля, критика В.В. Стасова, писателя А.Ф. Писемского, драматурга А.Н. Островского, влиятельного покровителя искусств и импресарио Саввы Мамонтова. Целью устроителей выставки было стремление удовлетворить желание британской публики не только увидеть образы хорошо известных им представителей русской культуры, но и познакомиться с другими личностями, вклад которых в развитие русской мысли и искусства безусловно заслуживает большего внимания, чем это имеет место за пределами России. Сказанное в особенности справедливо по отношению к великим русским художникам конца XIX - начала XX века, менее известным в Западной Европе, чем русские писатели, музыканты или художники-авангардисты, затмившие своих предшественников. В этом плане работа над экспозицией «Искусство России» принесла подлинное удовлетворение - ведь мы получили возможность предложить вниманию британской публики произведения таких необычайно одаренных художников, как Илья Репин, Василий Перов, Николай Ге, Михаил Врубель и Валентин Серов.

В 2012 году представители Национальной портретной галереи (делегация включала в себя директора, заместителя директора, начальника отдела по организации выставок и куратора экспозиции «Искусство России») приехали в Москву, чтобы представить особое предложение на рассмотрение руководства Третьяковской галереи. Члены делегации прекрасно понимали, что они просят предоставить одни из лучших произведений из постоянной экспозиции Третьяковской галереи, в частности, портрет писателя Федора Михайловича Достоевского кисти Василия Перова - единственный написанный с натуры. Необходимо отметить, что с самого начала Третьяковская галерея отнеслась к предложению Национальной портретной галереи с исключительным энтузиазмом и пониманием. Директор и кураторы музея сразу оценили и амбициозный замысел выставки, и возможность познакомить широкую британскую публику с масштабными коллекциями Третьяковской галереи. Кроме того, экспозиция должна была рассказать много нового о взаимоотношениях между выдающимися деятелями культуры России. В конечном итоге руководство Третьяковской галереи согласилось предоставить для выставки в Национальной портретной галерее все ключевые для выставки работы, за исключением «Портрета Н.Я. Дервиз с ребенком» кисти Валентина Серова. Написанная на металлическом листе и потому хрупкая, эта работа не подлежит перевозке.

В свою очередь, для выставки «От Елизаветы до Виктории. Английский портрет из собрания Национальной портретной галереи» Третьяковская галерея запросила не менее значительные произведения. Мы гордимся тем, что наша галерея имеет возможность предоставить для экспонирования в Москве столь знаменитые картины: так называемый «Портрет Дитчли», на котором королева Елизавета I изображена стоящей на земном шаре, портрет Уильяма Шекспира, известный как «Чандосовский портрет», - первая картина, поступившая в 1856 году в Национальную портретную галерею.

Небезынтересно узнать, какие именно из шедевров Третьяковской галереи оказались наиболее привлекательными для лондонской публики. Как мы и предполагали, особый отклик вызывают такие картины, как, например, портрет Федора Достоевского кисти Василия Перова. При этом, что необыкновенно приятно, посетители уделяют внимание портретам менее известных людей; примером может служить «Портрет Александра Герцена» работы Николая Ге. Написанный художником в 1867 году во Флоренции, он является самым ранним произведением, представленным на выставке. Чтобы провезти портрет в Россию, Николай Ге представил его как изображение пророка Моисея; Павел Третьяков настолько сильно хотел приобрести эту работу, что в течение нескольких лет уговаривал автора расстаться с ней. Александр Герцен, годами живший в изгнании в Западной Европе, поселился в Лондоне в 1852 году, всего за четыре года до основания Национальной портретной галереи. Можно предположить, что такой образованный и любознательный человек, как Герцен, всегда с увлечением следивший за событиями в общественной жизни, литературе и искусстве, должен был заинтересоваться появлением в Лондоне новой портретной галереи и даже посетить в первые годы ее существования.

Немаловажен тот факт, что Павел Третьяков посещал Англию не менее девяти раз: его первая поездка датирована 1860-м годом, а в последний раз он приезжал туда в 1897 году, всего за полтора года до своей смерти. Он посвятил немало времени осмотру отдельных произведений искусства и выставок, включая международные выставки в Лондоне 1862 и 1872 годов, на которых были представлены картины из его коллекции. Частый гость Национальной галереи на Трафальгарской площади, Третьяков не мог обойти вниманием Национальную портретную галерею, расположенную по соседству, чтобы почерпнуть вдохновение для дальнейшего развития своей собственной коллекции [1].

Особый интерес у посетителей вызвал «Портрет Модеста Мусоргского» кисти Ильи Репина. История этой картины - прекрасный пример тех тесных связей между «первопроходцами» русской культурной жизни, о которых повествует наша экспозиция, и удивительной настойчивости, которую проявлял Павел Третьяков, заказывая художникам портреты для своей галереи. Узнав, что тяжело больной композитор Мусоргский, многие годы страдавший от алкоголизма, находится в одной из больниц Санкт-Петербурга, Третьяков без промедления посадил Репина в поезд Москва - Санкт-Петербург, чтобы тот успел написать портрет умирающего. Великий художник застал великого композитора в больничной палате, и со 2 по 5 марта 1881 года за разговорами о потрясшем всех убийстве Александра II на набережной Санкт-Петербурга Репин лихорадочно писал портрет одетого в больничный халат Мусоргского. Художник надеялся успеть провести еще один, последний сеанс, но Мусоргский умер всего через несколько дней, и сеанс так и не состоялся. Трудно себе представить, что еще можно было бы привнести в образ композитора, столь точно передающий его блистательную неординарность, стоявшую за склонностью к саморазрушению, и взывающий к зрителю взгляд обреченного.

И наконец, многим посетителям доставили неподдельное удовольствие пронзительные, полные жизни образы русских женщин, в частности, незабываемый «Портрет баронессы В.И. Икскуль фон Гильденбандт» работы Ильи Репина, а также портрет знаменитой оперной певицы Надежды Забелы-Врубель, написанный ее мужем Михаилом Врубелем в 1898 году. Самый известный русский художник-символист, Врубель был бескомпромиссен в вопросах творчества и не шел на уступки: за два года до того, как был написан данный портрет, организаторы Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде вызвали сенсацию своим отказом использовать массивные панно, созданные Врубелем для выставки. Что касается портрета жены, тут Врубель не оставляет места разногласиям: сиреневые, голубые и серые мазки объединены желто-зелеными оттенками первоцвета на широком поясе платья. В лице модели нет и следа актерства или вычурности, оно - трогательный островок покоя в этой насыщенной многоцветьем и одновременно интимной картине.

Вопреки утверждениям ряда советских специалистов по истории искусства нельзя сказать, что русские художники работали в изоляции от европейских живописных тенденций; наоборот, они были тесно с ними связаны. Посмотрите на один из наиболее поздних портретов, представленных на выставке: Валентин Серов, самый утонченный художник-портретист своего поколения, создает портрет мецената Ивана Абрамовича Морозова на фоне картины Анри Матисса, одной из многих работ непревзойденного французского мастера в обширной коллекции импрессионистов и постимпрессионистов, принадлежавшей Морозову. Что касается самого Серова, то знакомство с морозовской коллекцией столь ярких произведений современного искусства оказало большое влияние на его творчество. Портрет Морозова является отражением захватывающего диалога между русским и западноевропейским изобразительным искусством. Сегодня этот диалог продолжается благодаря искреннему и устремленному в будущее сотрудничеству Национальной портретной галереи и Государственной Третьяковской галереи.

  1. Андреева Г. Павел Михайлович побывал как обычно в Англии... // Третьяковская галерея. № 1 (2004). С. 29-35.
Иллюстрации
Н.Н. Ге. Портрет писателя Л.Н. Толстого. 1884
Н.Н. Ге. Портрет писателя Л.Н. Толстого. 1884
Холст, масло. 96,2 × 71,7. ГТГ
И.Е. Репин. Портрет композитора М.П. Мусоргского. 1881
И.Е. Репин. Портрет композитора М.П. Мусоргского. 1881
Холст, масло. 71,8 × 58,5. ГТГ
И.Е. Репин. Портрет П.М.Третьякова. 1901
И.Е. Репин. Портрет П.М.Третьякова. 1901
Холст, масло. 111 × 134. ГТГ. Фрагмент
Н.Д. Кузнецов. Портрет композитора П.И. Чайковского. 1893
Н.Д. Кузнецов. Портрет композитора П.И. Чайковского. 1893
Холст, масло. 96 × 74. ГТГ
И.Е. Репин. Портрет писателя И.С. Тургенева. 1874
И.Е. Репин. Портрет писателя И.С. Тургенева. 1874
Холст, масло. 116,5 × 89. ГТГ
И.Э. Браз. Портрет писателя А.П. Чехова. 1898
И.Э. Браз. Портрет писателя А.П. Чехова. 1898
Холст, масло. 102 × 80. ГТГ
О.Л. Делла-Вос-Кардовская. Портрет А.А. Ахматовой. 1914
О.Л. Делла-Вос-Кардовская. Портрет А.А. Ахматовой. 1914
Холст, масло. 86 × 82,5. ГТГ
В.А. Серов. Портрет М.Н. Ермоловой. 1905
В.А. Серов. Портрет М.Н. Ермоловой. 1905
Холст, масло. 224 × 120. ГТГ
М.А. Врубель. Портрет С.И. Мамонтова. 1897
М.А. Врубель. Портрет С.И. Мамонтова. 1897
Холст, масло. 189 × 143,5. ГТГ
В.Г. Перов. Портрет Ф.М. Достоевского. 1872
В.Г. Перов. Портрет Ф.М. Достоевского. 1872
Холст, масло. 99,6 × 81. ГТГ
Н.Н. Ге. Портрет А.И. Герцена. 1867
Н.Н. Ге. Портрет А.И. Герцена. 1867
Холст, масло. 78,8 × 62,6 (овал) ГТГ
В.Г. Перов. Портрет А.Н. Островского. 1871
В.Г. Перов. Портрет А.Н. Островского. 1871
Холст, масло. 103,5 × 80,7. ГТГ
В.А. Серов. Летом. 1895
В.А. Серов. Летом. 1895
Холст, масло. 74 × 94. ГТГ
К.А. Коровин. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1905
К.А. Коровин. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1905
Холст, масло. 65 × 46,1. ГТГ
В.А. Серов. Портрет И.А. Морозова. 1910
В.А. Серов. Портрет И.А. Морозова. 1910
Картон, темпера. 63,5 × 77. ГТГ
М.А. Врубель. Портрет Н.И. Забелы-Врубель. 1898
М.А. Врубель. Портрет Н.И. Забелы-Врубель. 1898
Холст, масло. 125,3 × 76,5. ГТГ

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play