Художник на войне

Татьяна Волкова

Рубрика: 
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Номер журнала: 
#2 2015 (47)

КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ МОЛЧАНОВ (1906-1980) - КОРЕННОЙ МОСКВИЧ, ВЫПУСКНИК ЗНАМЕНИТОГО ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА1, ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ ЧЛЕНОВ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СОЮЗА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ (МОССХ), ПЕДАГОГ-ВЕТЕРАН МОСКОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ (МСХШ)2 - ПРОШЕЛ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ДОЛГУЮ, ТРУДНУЮ ДОРОГУ ОТ МОСКВЫ ДО БЕРЛИНА. О ТОМ, КАК ВОЕВАЛ ХУДОЖНИК, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ БЕРЕЖНО ХРАНИМЫЕ ЕГО ДОЧЕРЬЮ СВЕТЛАНОЙ И ВНУКОМ ВАЛЕРИЕМ МОЛЧАНОВЫМ МЕДАЛИ «ЗА ОБОРОНУ МОСКВЫ», «ЗА ОБОРОНУ СТАЛИНГРАДА», «ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ ВАРШАВЫ», «ЗА ВЗЯТИЕ БЕРЛИНА», «ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ.», «ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ.», ОРДЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ II СТЕПЕНИ, НАГРУДНЫЙ ЗНАК «ОТЛИЧНЫЙ САПЕР» И БОЛЕЕ 60 БЛАГОДАРНОСТЕЙ ОТ КОМАНДОВАНИЯ.

Что такое война, какие страдания она приносит людям, Константину Молчанову довелось узнать очень рано. Во время гражданской войны, когда москвичи умирали от голода и болезней, его, 13-летнего, забрал к себе старший брат Михаил - командир роты в железнодорожных войсках Красной Армии. Художественно одаренный подросток писал на бортах бронепоезда революционные лозунги и агитки. В 1920-е была увлекательная и напряженная учеба во Вхутемасе. В 1930-е начался самостоятельный творческий путь с командировками на ударные стройки страны, с активным участием в выставках, преподаванием, с работой в мастерской на верхней Масловке, в первом в Москве доме, построенном специально для художников.

Точкой отсчета нового периода жизни стала для Константина Молчанова работа в героическом коллективе знаменитой мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС» с октября 1941 года вплоть до второго призыва в армию в июле 1942-го. Трудиться приходилось практически круглосуточно. Молчанов в кратчайшие сроки создавал эскизы плакатов, как правило, в соавторстве с поэтами или литераторами. Помогали знания и практика, полученные во Вхутемасе, из которого в 1929 году он был выпущен как художник-технолог полиграфической промышленности, накопленный опыт в качестве графика и плакатиста в Изогизе3. С предельным лаконизмом и изобретательностью, в острой сатирической форме художник показывал сущность каждого вражеского персонажа. Часть его авторских плакатов вошла в состав выставки «Разгром немецко-фашистских войск на подступах к Москве», состоявшейся в 1942 году в Москве, в залах Исторического музея. В газете «Литература и искусство» (март 1942) обозреватель выставки отметил, что с «основными кадрами художников "Окон ТАСС", такими как Радлов, Радаков, Кукрыниксы, Горяев, Черемных, Шухмин, великолепно уживаются новые авторы, в том числе Молчанов, Дейнека».

В июле 1942 года по специальной мобилизации от МОССХ Молчанова направили на фронт под Сталинград. На долгие месяцы он стал рядовым бойцом в орудийном расчете 45-миллиметровой противотанковой пушки. Во время вражеских атак каждый из шести человек практически ничем не защищенного расчета мог быть ранен или убит, поэтому подносчику снарядов Молчанову пришлось научиться заряжать и наводить орудие. В этом деле ему пригодились точный глазомер художника и знание перспективы. Подбить быстро двигавшийся вражеский танк удавалось с расстояния примерно в 200 метров. Недаром солдаты называли пушку «Прощай, Родина!». Окопы для укрытия рыли саперными лопатками, нередко сами перетаскивали орудие. Два карандашных рисунка «Последний из расчета», «Меняют огневую позицию» запечатлели то, что пришлось пережить Константину Михайловичу. Сохранилось его письмо к жене от 28 октября 1942 года из Сталинграда, в котором есть такие строки: «Милая, дорогая Муся, ну как я живу? День и ночь нахожусь на воздухе, ночуем то в поле, то в лесу, с утра до утра с короткими перерывами не прекращается артиллерийский грохот, стрельба, налеты, обстрел. Успешно наступаем. Жалею, что не могу работать художником...».

И все же при любой возможности Молчанов зарисовывал на попадавшихся в руки листах бумаги, картонках то, что ему хотелось запомнить: прежде всего людей, мужественно переносящих тяготы и ужасы войны. Мастерски выполненные карандашом, углем портреты солдат и офицеров очень тонко передают душевное состояние молодых и пожилых людей, усталых, сосредоточенных, иногда во время сеанса улыбающихся от каких-то дорогих сердцу воспоминаний. Каждый из этих портретов хочется подолгу рассматривать, каждый - своего рода рассказ о жизни человека на войне. В Белоруссии, Польше, Г ермании Молчанов выполнил целую серию небольших живописных этюдов с видами европейских полуразрушенных старинных городов с их безлюдными площадями и улочками. То, что удалось создать и сохранить, он впервые показал зрителям на двух выставках в 1945 году.

Одна из них, «Боевой путь I-го Белорусского фронта», была организована по инициативе маршала Г.К. Жукова и члена Военного совета генерала К.Ф. Телегина в старинном польском городке Миньск-Мазовецки. Экспонентами стали художники-фронтовики, солдаты и командиры частей и соединений, входивших в состав этого фронта. Другая выставка, «Боевой путь 16-й Воздушной армии. От Волги до Эльбы», где разместили даже советскую и вражескую боевую технику, состоялась недалеко от Берлина, в Вольтерсдорфе, на территории бывшего курорта. Подготовка и сбор материалов для этой грандиозной экспозиции осуществлялись по указанию Военного совета, инициатором создания художественной части был Константин Молчанов. Уцелела фотография зала, на стенах которого размещено около двух десятков его живописных этюдов.

В семье Молчановых очень трепетно относятся ко всему, что связано с творчеством художника, берегут каждый ветхий листочек с его рисунками и записями, фотографии и документы. Сохранился пожелтевший от времени наградной лист от 25 июля 1945 года для представления Константина Михайловича, «участника Отечественной войны с 1942 года на Донском, Центральном и I Белорусском фронтах», к награждению орденом Отечественной войны II степени. В кратком изложении личного боевого подвига и заслуг красноармейца отмечается, что он «проделал большую работу по созданию художественных материалов для истории армии... выпустил десятки плакатов, создал множество журналов, оформлял клубы и летные столовые - весь наглядный материал по воспитанию летного состава и отражению их боевых подвигов». Перечисляются живописные произведения: масштабное полотно «Разработка Генералитетом Берлинской операции», «Портрет дважды Героя Советского Союза майора Кожедуба», «Встреча после воздушного боя», «В конце боевого дня», упоминаются также «40 этюдов и зарисовок из жизни армии и боевой действительности».

В мирные послевоенные годы фронтовая художественная летопись Молчанова неоднократно экспонировалась в его любимом родном городе Москве на персональных и совместных с другими его соратниками по войне выставках. Настоящий русский интеллигент, доброжелательно относившийся к людям, к окружающему его миру, он терпеливо, с полной отдачей до конца своих дней увлеченно занимался творчеством, более 30 лет обучал сотни талантливых детей в МСХШ. Уже взрослые, профессионально состоявшиеся художники, они, вспоминая учителя, всегда отмечали его удивительную доброту и скромность. Многие только благодаря работам К.М. Молчанова на выставках узнали, что он один из тех, кто своим одухотворенным искусством, тяжелым солдатским трудом, не щадя себя, сражался за Великую Победу.

 

  1. Вхутемас - Высшие художественно-технические мастерские; Вхутеин - Высший художественно-технический институт.
  2. МСХШ - Московская средняя художественная школа.
  3. Изогиз - Объединение государственных книжно-журнальных издательств.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play