СВЯТАЯ РУСЬ

Наталия Шередега

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#2 2011 (31)

Выставка «Святая Русь» была составлена на основании фондов русских и зарубежных собраний для показа в Париже, в Лувре, в рамках года России во Франции. Собрав воедино многочисленные памятники древнерусской монументальной живописи и иконописи, книжности, ювелирного дела, шитья и других видов художественной работы, она позволила многочисленным иностранным зрителям увидеть образ немеркнущей красоты христианского искусства Древней Руси. Цель этой выставки, прошедшей под патронатом президентов России и Франции, - новое узнавание России на Западе. «Святая Русь / Sainte Russie» вызвала в Европе определенный культурно-политический резонанс. Теперь она открылась в России. Ее обширный и прекрасно подобранный ряд памятников - подлинных шедевров X-XIX веков из различных собраний - никогда ранее не экспонировался в пределах одного музейного пространства. Представленные вместе, они создают целостный образ, осмысление которого чрезвычайно важно для современной России. В Москве по сравнению с парижской это уже другая выставка: и по измененному и расширенному подбору экспонатов, и по своей концепции.

В состав экспозиции были введены дополнения: это в первую очередь грандиозная фресковая композиция середины 1740-х годов «Битва новгородцев с суздальцами», состоящая из четырех частей и некогда находившаяся на стенах Знаменской церкви в Ярославле; выполненные в 1920—1930-е годы копии древних фресок Софии Киевской, Спасо-Преображенского собора в Чернигове, церкви Святого Георгия в Старой Ладоге и собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря; в Москве дополнительно показаны также несколько икон из собраний Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, Музеев Московского Кремля, Владимиро-Суздальского музея-заповедника и архитектурные макеты из Музея архитектуры им. А.В. Щусева и Музея-заповедника Коломенское. Всего на выставке в Третьяковской галерее представлено более 450 экспонатов из 25 российских музеев, библиотек и архивов, а также один уникальный предмет из коллекции музея Лувр (Париж).

Во Франции экспонируемые произведения представали для зарубежного зрителя, почти не знакомого с Россией и ее историей, скорее в качестве иллюстраций к развернутой истории русской средневековой культуры; иными словами, ее цель была прежде всего просветительской. Для московского варианта выставки важнее было определить и выявить основные грани смысла христианской истории культуры, показать созидательную роль православия и раскрыть, в чем именно она состояла, в каких образах, в каких смыслах, в каких свершениях.

Новая концепция продиктовала иную структуру экспозиции: не историческое развитие, прослеженное последовательно в анфиладной планировке Наполеоновских залов в Лувре, а семь разделов экспозиции, посвященные разным сторонам русской средневековой культуры.

Образ прошлого России для нас самих должен быть развернут отчетливее, подробнее, глубже. Разделы названы так: «Рождение в Духе. Крещение Руси и утверждение христианской веры», «Под Покровом Богородицы», «Заступники и наставники. Почитание святых на Руси и русские святые», «Свет в пустыне. Монастыри на Руси», «Земное царство и Царствие Небесное», «Святое в повседневном» и «Небо на земле. Русский православный храм». Над осуществлением этого грандиозного проекта трудился большой авторский коллектив — это искусствоведы и дизайнеры, хранители и реставраторы, координаторы и специалисты в области создания мультимедийного контента. Специально для этой экспозиции были отсканированы десять рукописных книг, и рядом с подлинными шедеврами древнерусской книжной культуры размещены мониторы, на которых в постоянном режиме «листаются» страницы уникальных манускриптов. Как и во Франции, к открытию выставки был издан каталог, однако его структура и состав главных теоретических статей, написанных ведущими специалистами в области древнерусского искусства, принципиально отличаются от парижского издания. Каждому разделу каталога предшествуют цитаты из различных средневековых источников, метафорически раскрывающие программу и содержание самостоятельных разделов. Здесь Время говорит само за себя.

 

1. РОЖДЕНИЕ В ДУХЕ. КРЕЩЕНИЕ РУСИ И УТВЕРЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ

В первый раздел экспозиции вошли фрагменты росписи древнейших храмов Древней Руси — Киева, Старой Ладоги, Рязани, Смоленска, а также рукописи и иконы, свидетельствующие о высочайшем художественном уровне самого раннего, «домонгольского» периода древнерусской культуры и, несомненно, об активных контактах с Византией. Грандиозные западные Золотые врата из Рождественского собора Суздаля, исполненные в технике «огневого золочения», по сути являются «вратами», открывающими выставку. Созданные в начале XIII столетия, они совершили свое первое путешествие только в прошлом году — на выставку в Лувр, а затем — в Москву. Среди 28 сцен христологического и богородичного циклов, расположенных на створках врат, особого внимания заслуживает изображение Покрова Богородицы — самого раннего из дошедших до нашего времени.

С именем владимирского князя Андрея Боголюбского, при котором было установлено празднование Покрова Богородицы, связывают уникальный экспонат, прибывший на выставку в Москву из Лувра. История его бытования необычна и поучительна. Наплечник (armilla) являлся частью парадного княжеского облачения. По мнению исследователей, он был создан во второй половине XII столетия мастерами Мозельской школы в сложнейшей технике выемчатой и перегородчатой эмали на золоченой меди и, предположительно, подарен императором Фридрихом Барбароссой Андрею Боголюбскому. Документально известно, что с XVII века наплечник находился в Успенском соборе Владимира, в 1919 году был передан в музей, а в 1933 году в период распродаж произведений искусства он попал за границу. Осенью 1934 драгоценный предмет был выкуплен Обществом друзей Лувра и подарен музею.

Большинство экспонатов выставки, как и луврская армилла, — не только блестящие образцы средневекового искусства, но вместе с тем участники и свидетели великих исторических событий самых разных периодов. В 1805 году при разборе личных вещей Екатерины II была найдена самая ранняя датированная древнерусская рукописная книга — знаменитое Остромирово Евангелие, созданное в 1056—1057 годах. Текст напрестольного Евангелия написан полууставом, украшен драгоценными инициалами, а миниатюры, вероятно, выполнены константинопольскими мастерами.

Реликвии Византии и Святой Земли свидетельствуют о том, откуда и как приходило на Русь вероучение, а сокровища древних кладов и курганов, в которых находились исключительные по мастерству исполнения произведения декоративно-прикладного искусства, византийские и западноевропейские монеты и ювелирные изделия — о широких связях Киевской Руси с различными странами.

Особое место в экспозиции уделено образам начальной истории русского христианства: Святого князя Владимира — крестителя Руси и Святых Бориса и Глеба — первых русских канонизированных святых, а также чтимому списку прославленной иконы Богоматери Владимирской (XII век), созданному на рубеже XIV и XV веков, возможно, при участии Андрея Рублева.

 

2. ПОД ПОКРОВОМ БОГОРОДИЦЫ

Образ Богоматери как защитницы, заступницы и особой покровительницы страны постоянно присутствует в литературе и искусстве Древней Руси. Именно на Руси в XII веке был установлен праздник Покрова Божией Матери и в 1165 году воздвигнут первый Покровский храм — знаменитая церковь Покрова на Нерли. Фрагмент ее белокаменного декора соседствует с белокаменными деталями убранства древнейших соборов Владимиро-Суздальской Руси, посвященных Богоматери — храма Рождества Богородицы в Боголюбове 1165 года, Успенского собора во Владимире 1160 года, Рождественского собора во Владимире 1196 года.

Многочисленные свидетельства исключительного почитания Богоматери на Руси — ее чудотворные иконы и списки с них, среди которых Богоматерь Максимовская (около 1299— 1305), написанная по заказу митрополита Максима, Богоматерь Толгская (конец XIII в.), Богоматерь Пименовская (80-е годы XIV в.), привезенная из Константинополя митрополитом Пименом, Богоматерь Казанская (1606), Богоматерь Великая Панагия (Оранта Мирожская) XVI века, являющаяся списком с древней святыни Мирожского монастыря в Пскове. В иконе «Богоматерь Нечаянная радость с иконами Богоматери» (XIX в.) вокруг центрального образа расположены изображения 120 чтимых Богородичных икон. Эта икона по сути является своеобразной энциклопедией богородичной иконографии, однако этим ее значение не исчерпывается. Догматический смысл выражен в центральном, выделяющемся большим размером образе иконы «Богоматерь Нечаянная радость». Сюжет почерпнут из сочинения святителя Дмитрия Ростовского «Руно орошенное» (Чернигов, 1683), в котором повествуется о грешнике, задумавшем совершить злодеяние и молившемся перед иконой Богоматери, отчего на теле младенца Христа открылись раны и потекла кровь. Богоматерь же умоляет Христа быть милостивым и простить даже таких грешников.

Праздникам в честь Богоматери посвящены иконы «Успение Богоматери» и «Покров Богоматери»; разнообразные гимнографические тексты, изобилующие развернутыми поэтическими и символическими эпитетами, стали основой для таких образов, как «О тебе радуется», «Неувядаемый цвет», «Богоматерь Вертоград Заключенный» и других. Сюжет иконы «Чудо от иконы Богоматерь Знамение», известной также под названием «Битва новгородцев с суздальцами», основан на предании об иконе «Богоматери Знамение», чудесным образом оказавшей помощь Новгороду при его осаде суздальскими войсками в 1170 году. Своеобразная интерпретация этого редкого иконографического типа, связанного в основном с культурой Новгорода, предстает в грандиозной фресковой композиции середины XVIII века из Знаменской церкви Ярославля.

 

3. ЗАСТУПНИКИ И НАСТАВНИКИ. ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ НА РУСИ И РУССКИЕ СВЯТЫЕ

Христианство явлено как в своих текстах, так и в ликах. Образы русской святости — глубочайшие, сокровенные и самые теплые в нашей истории.

Житие первых русских канонизированных святых Бориса и Глеба вошло в состав знаменитого Сильвестровского сборника (XIV век), который сопровождается сорока миниатюрами, повествующими об их духовном подвиге. Герои этого повествования предстают и в иконах, в которых, согласно канону, они изображались или как всадники, или стоящими прямолично.

Пантеон русских святых, начало которому положила канонизация Бориса и Глеба, постоянно расширялся. Идеал русской святости во многом опирался на идеал византийского подвижничества и был зримо явлен не только в иконах, но и во фресках, миниатюрах и даже в деревянной скульптуре. На выставке представлены два деревянных рельефа XVI—XVII веков, происходящие из Софийского собора Новгорода, которые являются крышками гробниц святого Иоанна, архиепископа Новгородского, и святого Антония Римлянина. Интересно, что они приобрели музейный статус еще в XVIII веке, когда после синодального Указа 1722 года о запрете скульптуры в храмах они были сняты с гробниц и заменены на живописные изображения, а впоследствии попали в музей Императорской Академии художеств.

К числу редких произведений деревянной резьбы относится и «Чудо Георгия о змие» (вторая половина XVI в.). Почитаемый на Руси наряду со святыми Николаем Мирликийским, Дмитрием Солунским, святителями Власием Севастийским и Спиридоном Тримифунтским, святой Георгий изображался не только поражающим змия, но и в житийных иконах.

Среди святых жен наряду с Параскевой и Анастасией особо почиталась святая Варвара, мощи которой еще в XII веке были перевезены из Византии в Киев.

 

4. СВЕТ В ПУСТЫНЕ. МОНАСТЫРИ НА РУСИ

Монастыри в необъятной и все расширяющейся христианской стране были центрами духовного просвещения, ее обороной, форпостом и знаменем, малыми образами Града Божия на земле. Такими они строились, так они украшались, так стремились жить.

В составе этого раздела можно видеть образы основателей прославленных русских обителей — преподобных Сергия Радонежского, Дмитрия Прилуцкого, Зосимы и Савватия Соловецких, Кирилла Белозерского, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, рукописи с текстами их житий.

В иконе «Видение Иоанна Лествичника» (конец XVI — начало XVII веков) изображены 30 ступеней духовного восхождения, как монашеский путь достижения святости. Помимо икон, этот раздел экспозиции демонстрирует рукописные иллюминированные книги и золотное шитье, созданные в стенах монастырей.

 

5. ЗЕМНОЕ ЦАРСТВО И ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ

Как бы ни расходились в истории Руси пути власти и пути святости, образ святой власти был необходим и как высшая цель, и как зримая реальность. Важнейшая тема отношений русской церкви и русской государственности от княжеского периода до времени правления Алексея Михайловича и Петра I, история соборов и Раскола осмыслены через документы, рукописи, иконы и предметы декоративно-прикладного искусства, богослужебные предметы. Многочисленные царские вклады в монастыри и церкви свидетельствовали о личном благочестии русских государей, об особом почитании ими святынь. Драгоценный убор самой почитаемой на Руси иконы «Святая Троица», написанной в начале XV века Андреем Рублевым, создавался на протяжении столетий по заказу нескольких поколений русских правителей от Бориса Годунова до Михаила Романова, а завершен был в XVIII веке на средства Троице-Сергиева монастыря. Архангельский собор Московского Кремля служил усыпальницей русских государей вплоть до Петра I. Именно оттуда происходят все самые знаменитые надгробные иконы царской семьи, в том числе драгоценная крышка раки младшего сына Ивана Грозного царевича Димитрия, в убийстве которого обвиняли Бориса Годунова, и надгробный образ великого князя Василия III — отца Ивана Грозного. В иконе «Поклонение Кресту» из Теремного дворца Московского Кремля предстают царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична. По заказу царевны Софьи в 1686 году мастером Оружейной палаты Иваном Салтановым был написан надгробный портрет рано умершего царя Федора Алексеевича.

В парсуне «Патриах Никон с братией Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря» (1660—1665 гг.) — суровый облик одного из главных творцов трагической истории русского церковного Раскола. Драгоценную Панагию, изображенную в этой парсуне на груди Патриарха, можно видеть среди экспонатов выставки. Величественная и драматическая история русской православной церкви отражена в документальных свидетельствах — от грамоты 1590 года Константинопольского собора об основании Московского патриархата до Духовного регламента Петра I.

 

6. СВЯТОЕ В ПОВСЕДНЕВНОМ

Жизнь состоит из лет, месяцев и дней, и они в православном сознании освящены циклической последовательностью праздников, церковным календарем, молитвой праздничной, ежедневной и даже — в идеале святости — непрерывной. Жизнь православного христианина от рождения до смерти сопровождали вошедшие в обиход нательные кресты, мощевики-реликварии, домашние и походные иконостасы-складни, книги для домашнего чтения, намогильные кресты, символизирующие надежду на грядущее Воскресение. Искусство Древней Руси сохранило множество предметов частной жизни христианина: от берестяных грамот XII века, где говорится о заказе икон для храма, до комплекса икон из надгробного иконостаса царевны Софьи в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. В состав подобных входили иконы, сопутствовавшие христианину всю жизнь — начиная от «мерной» иконы, высота которой соответствовала росту новорожденного, до «гробовой», сопровождавшей гроб усопшего. Ряд из них мог быть получен как подарок по случаю именин или написан по специальному заказу. Большинство икон из надгробного иконостаса царевны Софьи было исполнено мастерами Оружейной палаты и украшено драгоценными окладами.

 

7. НЕБО НА ЗЕМЛЕ. РУССКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

Самый высший образ православия — это храм. Здесь средоточие всех стремлений земной жизни и преображение их на пороге мира горнего; здесь немеркнущая радость света Христова и неиссякаемая истина Литургии.

Предметы, входящие в комплекс убранства православного храма и участвующие в богослужениях, обладают сложным символическим смыслом, раскрывающимся во время службы: это иконостас, отделяющий алтарь от остального пространства храма и иконы, расположенные на столбах и стенах, литургические предметы, богослужебные одежды и книги.

Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, исполненный в 1497 году, представлен 13 иконами, некогда входившими в состав Деисусного, праздничного и пророческого рядов. Среди литургической посуды и сосудов — яшмовый потир, сделанный в 1329 году по заказу архиепископа Моисея, тарель, вложенная в Архангельский Собор Московского Кремля в память о царе Федоре Ивановиче, водосвятные чаши. Рядом с ними поручи с изображением Деисуса (XII в.), принадлежавшие, по преданию, Святому Варлааму Хутынскому, являются самыми древними из дошедших до нашего времени. Высочайшим совершенством отмечены торжественные одеяния митрополита Ионы Сысоевича, созданные в Строгановских мастерских в 1665 году, Евангелия, Псалтири и другие уникальные богослужебные рукописные книги XIV—XV веков, украшенные миниатюрами.

Так составляется наглядный и зримый, вещественный образ Святой Руси — Руси православной, хранящей себя в благочестии и чистоте, Руси подвижников и молитвенников, Руси боголюбивых государей, мысливших свое царство как прообраз и преддверие Царствия Небесного.

В своей летописной, хронологической истории Святая Русь предстает государством с резкими гранями трагического прошлого, омраченного преследованием святых и разорением городов, братоубийственными войнами и государственными преступлениями, повседневным человеческим несовершенством и неустройством.

Однако при взгляде на собранные на выставке воедино памятники истории и культуры становится очевидным, что была и есть Святая Русь, Россия православной традиции, Россия церкви и святости, Россия монастырей, подвижников и молитвенников, Россия, любимая Божией матерью и прославленная светом Истины.

Каждая страна имеет свой идеал и идеальный образ, часто далекий от ее исторической действительности, но благодаря этому — незамутненный и возвышенный. Выставка дает возможность увидеть торжественный, глубокий и величавый образ не в отвлеченной дали, но в живых деяниях, в творчестве и нетленной красоте.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play