И.К. Айвазовский. Рисунок в альбом

Валентина Науменко

Рубрика: 
НАСЛЕДИЕ
Номер журнала: 
#2 2011 (31)

16 марта 2011 года в «Кунстфоруме» в Вене открылась выставка “Iwan Konstantinowitsch Aiwasowski. Maler des Meeres” - «Иван Константинович Айвазовский. Художник моря». На ней представлены работы блестящего российского мариниста, академика нескольких европейских Академий художеств. Полотна предоставили Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Государственный музей-заповедник «Петергоф» в Санкт-Петербурге, Центральный военно-морской музей (Санкт-Петербург), Русский музей, Киевский национальный музей русского искусства, Монастырь Св. Лазаря (Венеция, Италия), а также частные коллекционеры.

Из Феодосии в Вену отправились «Неаполитанский залив в лунную ночь», «Берег моря», «Старая Феодосия», «Ледяные горы», «Буря на Северном море», «Корабль “Мария” во время шторма», «Ниагарский водопад».

Не имеет смысла перечислять результаты более чем 60-летней неустанной деятельности Айвазовского - художника, педагога, путешественника, мецената. В статье речь пойдет о еще одной сфере приложения его таланта, а именно, о его рисунках. Один из них удалось обнаружить в альбоме, который хранится в Отделе рукописей Российской Национальной Библиотеки.

Альбом — обложка из зеленого бархата, виньетка с золотыми цветами1 — принадлежал вовсе не Айвазовскому, а Григорию Петровичу Данилевскому. С 1853 по 1873 год (по другим данным, с 1854 по 1890-ый) в нем скопилось целое собрание автографов: стихотворения, письма, афоризмы, нотные записи, рисунки русских писателей, журналистов, художников, композиторов и ученых. Кто только из блестящих людей того времени не оставил в нем след! У кого только не просил «прозаической, пиитической, гармонической и живописной милостыни»2 хозяин Альбома! В письме Данилевского своей матери Екатерине Григорьевне Иванчиной-Писаревой от 22 января 1854 года он сообщает о посещении домашнего театра архитектора Штакеншнейдера, артистических вечеров по средам у графа Толстого, где бывали постоянно Майков, Писемский, Мей, Струговщиков и куда начал ездить Тургенев. «Я завел недавно альбом для артистов, своих знакомых, — сообщал он — Мне уже написали превосходные стихи Каролина Павлова, Щербина, Полонский, Майков, Бенедиктов, Мей, рисуют карикатуры Степанов и граф Толстой и напишут музыкальные строки Глинка и Даргомыжский.. .»3.

Ректор Санкт-Петербургского университета П.А. Плетнёв 25 октября 1852 года писал о 23-летнем бывшем своем «прелюбопытном» студенте, будущем известном писателе, авторе романов «Мирович», «Княжна Тараканова», «Сожженная Москва», своему другу профессору Александровского (Гельсингфорсского) университета Я.К. Гроту: «У него чесотка в пальцах: пишет без устали в прозе и стихах. Знакомство литературное ловит повсюду и с налету: от Петербурга до Одессы объехал всех литераторов и воображает, что все его приятели. Впрочем, он добрый малый и не без дарования.»4.

В Альбоме Данилевского есть малороссийские рисунки самого хозяина альбома с его же пометами чернилами и карандашом. В нем есть и стихотворение «из Пушкина», записанное Плетнёвым, есть стихи А.Н. Майкова о поэте и поэзии (1854), стихотворения Фета, Тютчева, И. Аксакова, А.С. Хомякова, графа Вл. Сологуба, А. Апухтина, Ап. Григорьева, П.А. Вяземского, «Плач Ярославны» К.К. Павловой, отрывки из «Семейной хроники» С.Т. Аксакова о Степи, отрывок из неизданного сочинения «История одного семейства и замечательных его современников» (18.03.1856) И.И. Лажечникова, А. Писемского, Григоровича, А. Дружинина, монолог Липочки А.Н. Островского (22.06.1856), чудные строки Г.Е. Благосветлова о счастье мыслящего человека. Есть нотные записи Глинки, Даргомыжского, А.Г. Контского, карикатуры Н.А. Степанова, рисунки К. Павловой, «Сельская церковь» А.И. Штакеншнейдера и других выдающихся деятелей отечественной культуры. Там же рядышком оказались неизвестные рисунки И.К. Айвазовского и графа Ф.П. Толстого с автографами. Библиограф и историк русской литературы Г.Н. Геннади справедливо считал этот Альбом «любопытным».

Всего за несколько дней до того, как Айвазовский внесет свой итальянский пейзаж в альбом Данилевского, а именно 18 ноября 1855 года в нем появится запись актера, переводчика, драматурга, поэта и педагога Петра Андреевича Каратыгина:

В Альбоме Вашем смесь идей, умов, наречий; // И проза, и стихи...Чего в нем не сыскать?...5

Накануне 24 ноября 1855 года, т.е. даты, обозначенной в правом углу рисунка рукой Айвазовского, встретились жаждущие обсудить крымские события Тютчев и Толстой. «Встреча их, — пишет биограф Тютчева Г В. Чагин, — произошла, скорее всего, 21 или 22 ноября 1855 года, когда Толстой приехал в Петербург, ибо 23 ноября Лев Николаевич в офицерском мундире с недавно полученным за военные отличия орденом св. Анны 4-ой степени приехал на вечер к Тургеневу, у которого в этот день составлялось письмо-адрес великому русскому актеру М.С. Щепкину по случаю пятидесятилетия его сценической деятельности. У Тургенева собрался весь цвет литературного Петербурга — Тютчев, Гончаров, Писемский, Майков, Дружинин...»6*. А на следующий день Айвазовский, вероятно, встретившийся с Данилевским в писательском сообществе, по его просьбе исполнил рисунок в альбоме.

Как известно, сюжеты приходили к Айвазовскому совершенно внезапно. В этот раз художник вспомнил и нарисовал пером пейзаж с заливом Вико. Знаток жизни и творчества великого мастера Н.С. Барсамов не раз отмечал, что Айвазовский «виртуозно рисовал пером-тушью»7. Можно сравнить этот рисунок с картинами Айвазовского 1855 года «Вико близ Неаполя в лунную ночь» и «Итальянский пейзаж». На этих картинах на первом плане — прибрежная часть, откуда замечательно виден морской залив.

Навсегда вдохновленный красотой южных морей, Айвазовский придал и рисунку, хранящемуся в альбоме Данилевского, романтическую направленность. Рисунок гармоничен по композиции и по законченности деталей. Ничто не нарушает цельности впечатления.

В том, что это рука Айвазовского, не сомневаются увидевшие рисунок Лидия Александровна Торстенсен, научный сотрудник отдела графики XVIII — начала XX века ГТГ, Галина Сергеевна Чурак, историк искусства, заведующая отделом живописи второй половины XIX — начала ХХ века ГТГ и заслуженный работник культуры РФ Александр Егорович Козинин.

Когда-то план путешествия по Италии для Айвазовского составил Н.В. Гоголь. В книге «Жизнь великого мариниста» армянского искусствоведа Минаса Саргсяна, впервые появившейся на русском языке в 2010 году, так описывается первая встреча Айвазовского с Гоголем: «Николай Васильевич блестяще знал эту страну, ее историю, искусство, язык. Находясь здесь с весны 1837 года, он много путешествовал, изучал памятники прошлого, культуру, жизнь народа. Ему нетрудно было подсказать молодому художнику, какие города и достопримечательности обязательно нужно посмотреть»8. Одним из любимых мест мариниста стал Неаполь. Впервые он увидел его 3 октября 1840 года. Что за воспоминание вдохновило Айвазовского через 15 лет вновь нарисовать Неаполитанский залив? Представляется, мы можем ответить на этот вопрос. Там был тогда славный Черноморский Флот! «Айвазовский написал также картины: «Севастопольский флот на якоре в Неаполе», «Вид неаполитанского побережья» (два), «Вид Неаполя» (два), «Неаполитанский флот» (Собко, 1893). Местонахождение этих полотен нам неизвестно»9, — это комментарий Дмитрия Лосева к картине «Неаполитанская ночь». В фундаментальном источнике, каковым является книга Николая Семеновича Барсамова «Иван Константинович Айвазовский» (1941), есть «Севастопольская эскадра в Неаполитанском рейде». Об этом сказано так: «Для того, чтобы представить себе сюжеты картин и круг лиц, приобретавших картины И.К. Айвазовского, написанные в Италии, небезынтересно просмотреть список картин, составленный по годам самим художником (с 1836 по 1846 год), с обозначением владельцев картин.

“1840 г. В Неаполе: Севастопольская эскадра в Неаполитанском рейде” (у брата короля неаполитанского)...»10.

Касаясь событий 1855 года, необходимо назвать главное: крымскую катастрофу. О ней говорили на встрече у Тургенева не только Тютчев и Толстой. Приехавший на выставку своих картин в Петербург Айвазовский, художник Главного Морского Штаба с 1844 года, переживший бомбардировку Севастополя, не мог забыть последнего акта трагедии в родном Крыму: затопления кораблей в городской бухте. Он, никогда не изменявший любви своей к морякам и кораблям, прекрасно знавший корабли Черноморского Флота, нарисовал в Альбоме молодого Данилевского корабль, который мчится «мимо острова крутого». Италия, где «день стоил года» и где он впервые ощутил уверенность в себе и в своем мастерстве, продиктовала ему дать совет Данилевскому, страстному путешественнику: поспешить в страну прекрасной природы, могучих талантов и великого прошлого. Очевидно, ему захотелось, чтобы этот малороссиянин, у которого была общая с ним «ученическая гавань» — Петербург, увидел Италию и, почувствовав ее благотворное влияние, воздал ей по заслугам. Нет, не случайно во время и после войны, даже и в последние дни жизни писал Айвазовский морские виды близ Неаполя и собирался в Неаполь. Не с его ли картин и рисунка создаст в 1883 году Данилевский итальянские страницы «Княжны Таракановой»?!

Открытие картин и рисунков Айвазовского подстерегает зрителя не только на антикварных аукционах. Давайте раскроем «Альбом для артистов» Г.П. Данилевского. Например, Петербургско-итальянский фрагмент на 112-м листе — назовем его «Приморские итальянские развалины» — не первое и не последнее его воспоминание об Италии, в котором угадывается главное: память сердца.

Но возвратимся в родной город Айвазовского. Вспоминается друг нашей семьи, уроженец восточного Крыма моряк Леонид Иосифович Гацаев, до конца своих дней живший после возвращения с северных морей в доме, где родился Айвазовский и не пожелавший продать его бесчисленным покупателям из Армении. Как хорошо, что и сегодня лучшие в мире морские пейзажи встречают нас в доме № 2 на Галерейной, где звучит музыка во время фестиваля искусств «В гостях у Айвазовского», а в нескольких десятках метров от Галереи «море Черное шумит, не умолкая» и ждет не дождется всех, кто любит его великого певца.

 

  1. Альбом // ОР РНБ. Ф. 236. Данилевский. 1853-1873. Ед. хр. 174. Л. 112.
  2. Альбомы // Русский пустынник, или Наблюдатель отечественных нравов. СПб., 1817. - Ч. 1. № 2. С.37-38.
  3. Письмо Данилевского от 22.01.1854 г. // Трубачев С.С. Г.П. Данилевский. Биографический очерк. СПб., 1893. С.49-50.
  4. Плетнёв П.А. Гроту Я.К. 25.10.1852 // Переписка ЯК. Грота с П.А. Плетнёвым: В 3-х тг. / Под ред. проф. КЯ. Грота. СПб., 1896. Т. 3. С. 616.
  5. Каратыгин П.А. Стихи 18.11.1855 // Альбом. ОР РНБ. Ф. 236. Данилевский. Ед. хр. 174. Л. 135.
  6. Чагин Г.В. Федор Иванович Тютчев. М., 1990. С. 95.
  7. Иван Константинович Айвазовский. Текст Н.С. Барсамова. М., 1963. С. 15.
  8. Саргсян М. Жизнь великого мариниста. Иван Константинович Айвазовский / Пер. с армянского Ерванда Барашьяна. Подготовка текста и комментарии Дмитрия Лосева. Феодосия - Москва, 2010. С. 45
  9. Там же. С. 306
  10. Барсамов Н. Иван Константинович Айвазовский. М.-Л., 1941. С. 25.

* Приведем строки, во-первых, из Дневника А.В. Дружинина от 15 декабря 1855 г.: «... Прошли к Ивану Сергеевичу [Тургеневу]. Там были Айвазовский, Каменский, Маркевич, Фредро, Огарев, Долгорукий.» // Дружинин А.В. Повести. Дневник. [Литпамятники]. М., 1986. С. 363 Во-вторых, обратимся к материалам для биографии М.С. Щепкина, которые свидетельствуют, что 23 ноября 1855 г. все названные Чагиным и многие другие, включая Григория Данилевского, лица подписались под Приветствием Петербургских литераторов, прочитанным С.П. Шевыревым на юбилее Щепкина. См.: Михаил Семенович Щепкин. Записки, письма, рассказы, материалы для библиографии и родословной. Собрано М.А. Щепкиным. СПб., 1914. С. 300.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play