Дневник академических выставок
В первой половине нынешнего года в залах Российской академии художеств на Пречистенке прошла серия блестящих выставок известных мастеров современного отечественного изобразительного искусства.
В конце 2008 — начале 2009 года состоялся показ работ народного художника СССР Николая Николаевича Жукова (1908—1973), приуроченный к 100-летию со дня рождения этого замечательного рисовальщика, иллюстратора, плакатиста. Его знаменитое произведение «Отстоим Москву!», выполненное в 1941 году, признано классикой советского плаката. Участник Великой Отечественной войны Жуков присутствовал на Нюрнбергском процессе, где родился замысел уникальной графической серии из 250 листов, ставшей бесценным историческим документом. Наряду с блестящими натурными рисунками, иллюстрациями и плакатами на выставке были представлены удивительные по живости цвета, свежести ощущения пейзажи мастера.
Следующей стала экспозиция произведений двух петербургских авторов — народного художника РСФСР, действительного члена Российской академии художеств Владимира Александровича Ветрогонского (1923—2002) и его сына — живописца и графика Андрея Владимировича Ветрогонского.
Владимир Ветрогонский — удивительный виртуозный мастер гравюры, акварели, рисунка. Выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репи на, дипломник мастерской известного художника и педагога А.Ф. Пахомова, он усвоил лучшие традиции питерской школы графики, обогатил их собственными творческими открытиями, новым содержанием. В произведениях художника нашли неповторимое образное воплощение события послевоенной жизни страны. Это относится и к сериям известных линогравюр и литографий «Заводские будни», «Северная Магнитка», «Комсомольские новостройки».
Владимир Александрович всегда работал с натуры, поэтому его произведения отмечены остротой видения окружающей действительности, правдой жизни, особой поэтической интонацией в изображении жанровых сцен и пейзажей. Наиболее ярко проявился незаурядный талант мастера в акварели. Работы художника в этой технике обладают удивительной живописной выразительностью, прозрачностью и глубиной, широтой и многогранностью эмоциональных состояний. Более полувека Ветрогонский преподавал в институте, который окончил в 1951 году: он был профессором, руководителем мастерской и деканом факультета. Один из лидеров поколения шестидесятников, романтик по натуре, человек одержимый искусством, Владимир Александрович передал сыну верность высоким творческим идеалам, бережное отношение к традициям, бескорыстие и трудолюбие, о чем свидетельствовали работы Андрея Ветрогонского, представленные в залах РАХ рядом с произведениями его отца.
В марте нынешнего года, к 75-летию со дня рождения народного художника России, действительного члена Российской академии художеств Юрия Васильевича Копейко открылась выставка «Из истории пилотируемой космонавтики». В 1959 году он окончил Московский полиграфический институт, где учился у выдающегося русского художника и педагога А.Д. Гончарова, у блестящих графиков П.Г. Захарова и Г.Т. Горощенко.
До 1970-х годов Юрий Копейко много и плодотворно работал в книжной графике. Он оформил и проиллюстрировал более 100 произведений отечественной и мировой литературы. Художника увлекали темы и сюжеты, связанные с извечным стремлением человечества к звездам, ко всему новому, фантастическому, что движет научно-техническим прогрессом. Его произведения пронизаны духом «реальной романтики». В этом они перекликаются с творчеством В.А. Ветрогонского и многих других представителей целой плеяды мастеров советского искусства 1960-х — 1970-х годов.
Отменный рисовальщик и акварелист, с 1970-х Копейко переключился на живопись. В последнее время художник создал цикл из 25 полотен, в которых ярко и убедительно воплотил основные вехи в истории освоения космоса. Неоднократно бывая на Байконуре, присутствуя на запусках ракет-носителей, он сделал множество зарисовок и этюдов, которые в дальнейшем легли в основу картин «Поехали», «Полет окончен», «До встречи», «Буран»... Об этих и более ранних произведениях художника московский искусствовед Михаил Лазарев писал: «Его живопись, по сути, это дневник, в котором преобладают лирические и философские интонации». Оценка известного критика в полной мере соответствует профессиональной культуре, содержанию работ Юрия Копейко и их восприятию зрителем. Диапазон творчества мастера простирается от иллюстраций к детским книгам, лирических пейзажей русской природы до тематических станковых полотен.
Событием в выставочной жизни Москвы стала ретроспективная экспозиция произведений народного художника России, лауреата Государственных премий СССР и Российской Федерации, члена-корреспондента Российской академии художеств и действительного члена Российской академии образования профессора Бориса Михайловича Неменского. В ее состав вошло более 100 живописных и графических работ из собрания Третьяковской галереи, частных коллекций, из мастерской живописца. Неменский родился в Москве в 1922 году, в 1942-м окончил Саратовское художественное училище, а в 1951-м — Московский художественный институт имени В.И. Сурикова. В творчестве мастера всегда сочетаются драматическое и лирическое начала, взаимодополняющие друг друга и обогащающие образную палитру живописца. Широко известны его картины «Машенька», «Дыхание весны», «Безымянная высота», «Земля опаленная». В них запечатлены боль потерь, страдания, героизм и мужество народа-победителя, судьбы простых людей, прошедших через все испытания и сохранивших в себе духовную чистоту, великодушие и нравственную красоту.
Борис Михайлович Неменский был призван в Красную армию в 1942 году и прикомандирован к студии военных художников имени Б.М. Грекова, воевал на фронтах Великой Отечественной войны, участвовал в боях на Одере и в штурме Берлина. Об этом времени свидетельствовали натурные зарисовки и этюды, сделанные мастером во время коротких передышек между боями, и его картины — содержательная, образная летопись борьбы и побед, войны и мира. Об одной из самых значительных своих работ Неменский говорит: «Мне хотелось, чтобы в картине “Земля опаленная” зритель увидел среди этого ада на дне окопа солдат. А увидев, почувствовал бы всю меру усталости и всю меру стойкости этих обожженных, как сама земля, людей». И действительно, ему удается поднять звучание отдельного факта, конкретного события до уровня высокого художественного обобщения. Патриотическое творчество Бориса Михайловича Неменского отмечено подлинной профессиональной культурой, индивидуальностью и философской глубиной мировосприятия.
В иной художественно-пластической системе формировалось и развивалось искусство народного художника России, действительного члена Российской академии художеств Вадима Алексеевича Кулакова. В персональную экспозицию его работ в академических залах наряду с живописью и графикой впервые была включена и скульптура.
В Московском художественном институте имени В.И. Сурикова учителями Вадима Алексеевича были прославленные мастера отечественного изобразительного искусства: М.И. Курилко, П.П. Соколов-Скаля, А.А. Дейнека, М.М. Курилко-Рюмин. Вскоре после окончания института Кулаков заявил о себе как о незаурядном монументалисте. Уже в первой настенной росписи «Театр» для павильона СССР на Всемирной выставке в Монреале молодой автор продемонстрировал эти качества в яркой, выразительной образно-пространственной форме. С тех пор художник создал около 20 крупных произведений монументально-декоративного искусства, в числе которых — мозаики в Рязанском театре кукол, росписи, рельефы и флорентийские мозаики московской гостиницы «Президент-отель», мозаики церкви Вознесения Господня («Малого Вознесения») на Большой Никитской в Москве, росписи в Саратовском театре оперы и балета. В последнее время художник много трудится в станковой живописи, графике и скульптуре. Для его работ характерны полифония колористических решений, декоративная яркость, органичное сочетание жизненных реалий, фантазии и гротеска; это калейдоскоп красок и в то же время целостный, гармоничный художественный мир, полный ассоциаций.
Наряду с выставками, упомянутыми в данном кратком обзоре, хотелось бы особо отметить экспозиции произведений народных художников, академиков, лауреатов национальных и международных премий профессоров Олега Михайловича Савостюка и Анатолия Андреевича Бичукова (материалы об их творчестве опубликованы в предыдущем номере журнала), а также выставку работ народного художника РСФСР, действительного члена РАХ Олега Александровича Вуколова, чья метафорическая живопись стала знаковым явлением современного изобразительного искусства. На выставке, открывшейся в июне 2009 года, он заявил о себе как тонкий колорист и блестящий рисовальщик, вновь продемонстрировал высокую профессиональную культуру, сложное философское видение мира в простых на первый взгляд объектах окружающего бытия. По словам критика Виталия Пацюкова, «в самой структуре творчества Олега Вуколова, в драматургии его пластических размышлений, в настойчивом опрощении реализуется великий круговорот истории и культуры».
Регулярные академические выставки демонстрируют преемственность великих традиций и многообразие индивидуальностей авторов, чьи произведения представляют достижения многонационального искусства нашей страны и являются достойным примером для новых поколений художников России.
Бумага, акварель
Цветная линогравюра
Холст, масло
Оргалит, масло
Холст, масло
Холст, масло
Холст, масло
Холст, масло
Холст, масло
Холст, масло
Холст, масло
Холст, уголь, акрил
Картон, акрил, лак