ПРЕРАФАЭЛИТЫ в Государственной Третьяковской галерее
Проведение в мае 2008 года второй выставки аукционного дома Christie’s в Третьяковской галерее - в сокровищнице русского искусства и одном из ведущих музеев мира - большая честь и безусловная привилегия. Год назад Christie’s впервые экспонировал в ГТГ одну из работ, предназначенных для русских торгов, - «Стену плача» Василия Верещагина. Нынешняя выставка предоставила российским зрителям возможность познакомиться с тщательно отобранными шедеврами английского искусства Викторианской эпохи. Наряду с работами прерафаэлитов демонстрировались и картины русских художников. Следует отметить, что в таком составе эти произведения были показаны только в России и за ее пределами представлены не будут. Christie’s стал первым аукционным домом, который привез в Россию искусство прерафаэлитов, что явилось результатом долгосрочного сотрудничества с Третьяковской галереей. Christie’s благодарен ГТГ за поддержку в проведении уже ставших историей совместных мероприятий и надеется на осуществление новых общих проектов.
Московская выставка Christie’s объединила в одной экспозиции живопись русских и английских художников, охватив почти столетний период истории искусства. Представленные работы прерафаэлитов относятся к периоду правления королевы Виктории, которая взошла на престол 20 июня 1837 года в восемнадцатилетнем возрасте. Включенные в экспозицию произведения русских мастеров были созданы уже в поствикторианский период - с 1901-го (год смерти королевы Виктории) до конца 1920-х годов.
Основанное Джоном Эвереттом Миллесом, Данте Габриэлем Россетти и Уильямом Холманом Хантом в 1848 году «Братство прерафаэлитов» объединило группу английских художников, поэтов и критиков. Известно, что Александра Федоровна - супруга последнего российского императора Николая II и внучка королевы Виктории - увлекалась искусством прерафаэлитов. Две работы сэра Лоуренса Альма-Тадемы находились в ее любимой резиденции - в Александровском дворце Царского Села.
Экспонировавшиеся в Третьяковской галерее 13 полотен прерафаэлитов и их последователей принадлежат кисти таких широко известных викторианских живописцев, как Джон Уильям Уотерхаус, сэр Фредерик Лейтон, Джеймс (Жак-Джозеф) Тиссо, Альберт Джозеф Мур, сэр Фрэнсис Бернард Дикси, сэр Джон Эверетт Миллес и сэр Лоуренс Альма-Тадема. Исторические, религиозные, мифологические и рыцарские сюжеты, саги и сказки - таковы наиболее характерные мотивы, неизменно привлекавшие прерафаэлитов.
Безусловным хитом выставки стала «Святая Цецилия» Джона Уильяма Уотерхауса, который трудился над картиной на протяжении двух лет в период расцвета своей карьеры и завершил ее в 1894 году. Джордж МакКулок приобрел полотно прямо из мастерской художника. Впервые оно экспонировалось в 1895 году в Королевской академии искусств в Лондоне.
В 2000 году Фонд Эндрю Ллойд Уэббера, купивший произведение, установил новый ценовой рекорд для работ Уотерхауса. Таким образом, эта картина стала самым дорогостоящим произведением британского искусства XIX века. Фонд Эндрю Ллойд Уэббера любезно предоставил полотно для участия в показе, состоявшемся в Третьяковской галерее. Сейчас «Святая Цецилия» благополучно вернулась к своему владельцу, и вскоре ее можно будет увидеть на выставках в других музеях.
Редакция журнала «Третьяковская галерея» выражает свою признательность аукционному дому Christie’s за предоставленные материалы.
Иллюстрации
Холст, масло. 66,6 × 50,1
© Christie’s Images Limited 2016
Дерево, масло. 22,7×17,4
© Christie’s Images Limited 2016
Холст, масло. 92,5 × 57,5
© Christie’s Images Limited 2016
Холст, масло. 53,3 × 43,1
© Christie’s Images Limited 2016
Холст, масло. 116,5 × 74,3
© Christie’s Images Limited 2016
Холст, масло. 123,2 × 200,7
© Christie’s Images Limited 2016