СТОКГОЛЬМ. РУССКАЯ «ПРОБА»

Иван Самарин

Рубрика: 
АУКЦИОНЫ
Номер журнала: 
#2 2007 (15)

15 марта Стокгольмский аукционный дом провел третий аукцион, полностью посвященный русскому искусству. На продажу были выставлены более четырехсот лотов, половину из которых составляла живопись разных эпох, начиная от творившего в XVIII веке Александра Рослина и вплоть до нонконформистов 1970-х годов, а также несколько икон, предметы мебели, серебряные изделия, произведения Фаберже, значительная и дорогая коллекция фарфора, ранние советские плакаты, ткани и книги. Предварительные цены на лоты варьировались от 250 до 400 тысяч долларов США.

Стоит отметить, что положение составителя каталога аукциона довольно необычно, а в данном случае именно мне довелось выступить в этой роли. Для людей несведущих каталог аукциона ничем не отличается от каталога выставки. А ведь единственное, что объединяет все лоты, представленные в каталоге аукциона, - это случайное совпадение желаний владельцев продать их в одно и то же время, стало быть, на одном и том же аукционе. Естественно, любому составителю хотелось бы включить и лучшего Айвазовского, и более представительного Шишкина или вазу в лучшем состоянии, однако имеются именно те предметы, которые предложены продавцами, так что приходится работать с тем, что есть в наличии. Тем не менее, как это ни странно, каталоги аукционов отражают личность и интересы тех, кто их составляет. Все они отличаются друг от друга по дизайну и оформлению, по стилю примечаний и сносок, а также по манере презентации того или иного предмета.

Я начинал свою деятельность в 1988 году в тогда еще новом русском отделе «Сотбис» в Лондоне, где работал ныне покойный Джон Стюарт, большой поклонник всего русского, обладающий изысканным вкусом специалист, ведущий эксперт по иконописи на Западе.

В то время предметы русского искусства не ценились, русских покупателей не было, иллюстрированной литературы мало, а связи с Россией затруднены. К тому же недавно образованному русскому отделу приходилось все время оправдывать свое существование перед руководителями «Сотбис», которые были склонны скорее продать за миллионы работу Ван Гога, чем морочить себе голову почти неизвестными русскими мастерами с их труднопроизносимыми именами. Многих из них не знали и мы, но Джон Стюарт был убежден, что важно не это. Главным, по его мнению, являлось качество произведений. Рисунок, живопись, вообще всякий результат творческих усилий художника должен свидетельствовать о качестве. Национальное происхождение или авторство - вещи второстепенные. Среди западных клиентов «Сотбис» было много людей, которые разделяли этот взгляд и видели, что картины, представленные нами, даже если имя художника оставалось им неизвестно, отличались высоким профессиональным уровнем, ничуть не ниже европейских картин, которые стоили дороже в десятки раз. И наш отдел выжил, давая ежегодный оборот почти в два миллиона долларов, и это еще до того, как в начале 1990-х годов появились первые русские клиенты.

С тех пор многое изменилось, но я по-прежнему руководствуюсь теми же принципами. Вот почему особенно горжусь тем, что лот, который сам выбрал для обложки каталога, - написанная малоизвестным художником Карлом Пиратским акварель, изображающая придворных и военных в портретной галерее 1812 года в Зимнем дворце, - превысил предварительную стоимость ($135 000) более чем в три раза, и в результате эту работу купили за $500 000. Названная цена оказалась самой высокой для когда-либо проданных на аукционах произведений русских художников XIX века, выполненных на бумаге. Акварель отличается потрясающим качеством: ее автору удалось отразить целый мир с помощью красок. Изображения военной формы имели широкое распространение в Европе XIX века, но нигде не было таких высококачественных акварелей на эту тему, как в России. Для меня высокие аукционные цены свидетельствуют о признании на арт-рынке качества и, вместе с тем, служат отрицанием того факта, что русские покупатели больше заинтересованы в звонких именах, чем в истинном качестве работ.

История с появлением на аукционе картины «Утро вдовца» художника-передвижника Василия Максимова показала, что арт-рынок действительно способствует изучению искусства, привлекая внимание к произведениям, хранящимся в частных коллекциях и потому забытым. Работа «Утро вдовца», находившаяся в собственности пожилых шведских супругов, которые получили ее в наследство от родителей, была сначала приобретена послом Швеции в Советском Союзе в 1930-х годах. О ней знали только историки искусства, поскольку ее демонстрировали на 12-й передвижной выставке в 1884 году, а в монографии о художнике, написанной А. Леоновым в 1951 году, утверждается, что картина была утеряна. Супруги показали «Утро вдовца» шведскому эксперту в 1994 году, который заявил, что она принадлежит кисти Маковского, и оценил ее в $1000. Неудивительно, что владельцы решили не расставаться с ней. Только в последние годы, когда, как об этом свидетельствуют многочисленные публикации, цены на произведения русского искусства значительно поднялись, шведская чета выставила работу Максимова на продажу.

Картина является неординарной для этого недооцененного художника, поэтому ее стоимость увеличилась с 70 до 545 тысяч долларов США (здесь и далее без учета комиссионных).

Аукцион продемонстрировал большой рост цен, что свидетельствует о расширении и углублении русского рынка. За все наиболее интересные лоты шла большая борьба. Зимний пейзаж Алексея Саврасова купили за 1,43 миллиона долларов - новый мировой рекорд для работ этого живописца. Потрясающая картина Константина Сомова «Любовники» (1922) превысила оценку более чем вдвое и ушла за 1,2 миллиона долларов. Вид Санкт-Петербурга 1850 года малоизвестного художника Владимира Федоровича Аммона был продан почти в десять раз дороже оценочной стоимости - за $316 000. Картины Василия Поленова, Алексея Боголюбова, Константина Коровина, Исаака Левитана, Роберта Фалька, Юлия Клевера, Леонида Пастернака и Юрия Пименова намного превысили предварительную стоимость. Другие произведения искусства также были проданы по значительно более высоким ценам: это относится к изделиям Императорского фарфорового завода, советскому агитационному фарфору, изделиям из бронзы и эмалям.

Почти все покупатели были русскими, как это обычно происходит в последнее время, хотя предложения поступали и из Швеции, Италии, Великобритании, США.

Следующие торги произведений русского искусства пройдут в Стокгольмском аукционном доме 28 сентября 2007 года.

Иллюстрации

И.К. АЙВАЗОВСКИЙ. Спасающиеся на скале
И.К. АЙВАЗОВСКИЙ. Спасающиеся на скале
Холст, масло. 32x26
А.К. САВРАСОВ. Дом в лесу
А.К. САВРАСОВ. Дом в лесу
Холст, масло. 84x61
К.К. ПИРАТСКИЙ. Придворные и военные в порmреmной галерее 1812 года в Зимнем дворце. 1861
К.К. ПИРАТСКИЙ. Придворные и военные в порmреmной галерее 1812 года в Зимнем дворце. 1861
Бумага, акварель, карандаш. 43x35,5
В.Ф. АММОН. Набережная Невы у здания Академии наук. 1850
В.Ф. АММОН. Набережная Невы у здания Академии наук. 1850
Холст, масло. 54×81,5
А.П. БОГОЛЮБОВ. Аллея. 1867
А.П. БОГОЛЮБОВ. Аллея. 1867
Холст, масло. 29x22
И.И. ЛЕВИТАН. Пейзаж с рекой
И.И. ЛЕВИТАН. Пейзаж с рекой
Холст, масло. 66×98
В.М. МАКСИМОВ. Уmро вдовца. 1883
В.М. МАКСИМОВ. Уmро вдовца. 1883
Холст, масло. 48x70,5
В.Д. ПОЛЕНОВ. Резиденция царевича Александра Александровича в Бресmовце с казаком-охранником в период русско-mурецкой войны на Балканах. 1877
В.Д. ПОЛЕНОВ. Резиденция царевича Александра Александровича в Бресmовце с казаком-охранником в период русско-mурецкой войны на Балканах. 1877
Холст на доске, масло. 24×31,5
Ю.Ю. КЛЕВЕР. Избушка на берегу озера зимой. 1891
Ю.Ю. КЛЕВЕР. Избушка на берегу озера зимой. 1891
Холст, масло. 28,5×23,5
К.А. КОРОВИН. Вечер на французском побережье
К.А. КОРОВИН. Вечер на французском побережье
Холст, масло. 46×64,5
Л.О. ПАСТЕРНАК. Пейзаж с радугой. 1928
Л.О. ПАСТЕРНАК. Пейзаж с радугой. 1928
Холст, масло. 60×80
К.А. СОМОВ. Любовники. 1920
К.А. СОМОВ. Любовники. 1920
Доска, масло. 27,5×39
Р.Р. ФАЛЬК. Пейзаж. 1946
Р.Р. ФАЛЬК. Пейзаж. 1946
Холст на доске, масло. 54х77

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play