200 лет Музеям Московского Кремля

Алексей Левыкин

Рубрика: 
НАСЛЕДИЕ
Номер журнала: 
#2 2006 (11)

История старейшего музея России, который носит ныне название Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», насчитывает не одно столетие. Начало формирования основных собраний музея относится к XIV - началу XV века, к годам правления первых московских великих князей: Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Василия I. В своих духовных грамотах они завещали детям золотые шапки, сабли, блюда, драгоценные пояса, которые вскоре стали рассматриваться современниками как священные реликвии, «охранявшие род» и символизировавшие его власть.

В конце XV - начале XVI века в Москве, столице могучей централизованной Русской державы, образовавшейся на месте разрозненных княжеств Северо-Восточной Руси, развернулось грандиозное строительство. Русские и итальянские зодчие возводили могучие крепостные стены и башни Московского Кремля, строили храмы и прекрасные дворцы, которые до сих пор потрясают зрителей своей торжественной красотой. К этому времени относятся первые упоминания о казнохранилищах нового «государева двора»: Казенный двор, Оружейная палата, Конюшенная казна, Постельная казна и др. Здесь были сосредоточены главные богатства страны: казна, великокняжеские, а затем и царские регалии, драгоценная посуда, великолепные одежды, оружие, парадное конское убранство - все то, что удивляло и поражало зрителей во время пышных церемоний, использовалось в повседневном быту и, что самое главное, составляло в глазах людей образ России и ее правителей.

Шапка Мономаха. Восток, конец ХIII – начало XIV в.
Шапка Мономаха. Восток, конец ХIII – начало XIV в.

В начале XVIII века производственная деятельность кремлевских сокровищниц и мастерских сокращается. Сотни лучших мастеров (живописцы, резчики по дереву, ювелиры, оружейники и др.) были переведены в новую столицу - Санкт-Петербург. Сами ведомства неоднократно подвергались структурным изменениям. В 1727 году все они были объединены в одно учреждение - Мастерскую и Оружейную палату в ведении Сената. Она становится местом хранения исторической памяти страны, ее реликвий и древних символов, которые на протяжении XVI11-XIX столетий активно использовались для оформления важнейших государственных церемоний.

Началась новая эпоха жизни древних московских сокровищ - эпоха их превращения в знаменитое музейное собрание. Именно этому периоду времени и посвящен главный юбилейный выставочный проект Музеев Московского Кремля - «Российские императоры и Оружейная палата». Хронологически он охватывает огромный период времени от первых лет XVIII столетия до начала XX века, рассказывая о том, как волей русских самодержцев создавался первый музей национальной истории и культуры России.

Экспозиция состоит из двух частей, размещенных в двух выставочных залах музея. Первый раздел, развернутый в Одностолпной палате Патриаршего дворца, посвящен событиям XVIII столетия.

После перенесения столицы на берега Невы Москва утратила функцию главного политического центра Российского государства. Вместе с тем Москва и ее исторический центр Кремль приобрели новый статус - древней столицы, хранительницы национальных, политических и государственных традиций. Именно Москва была выбрана великим реформатором для проведения главного государственного действа - императорской коронации. Новую традицию Петр утверждал, коронуя 7 мая 1724 года в Успенском соборе Московского Кремля супругу Екатерину «по примеру обычаев, во всех христианских государствах установленных».

Новый титул русских самодержцев потребовал изменения всего комплекса символов власти - государственных регалий. В их число во время первой в России коронации помимо скипетра и державы, обязательных атрибутов церемонии венчания на царство русских государей еще в XVI-XV11 веках, включили корону и мантию. В указе Комиссии по коронации императрицы Елизаветы Петровны от 16 апреля 1742 года наряду с короной, скипетром, державой и мантией были названы меч и «панир» (или государственное знамя). Меч был выбран в Оружейной палате - лучший «из находящихся в оной». Знамя, на котором был изображен государственный герб с «печатями» всех земель, составлявших императорский титул, было выполнено из желтого атласа, украшено золотной бахромой и кистями. Примечательно, что в ходе церемонии честь нести первое русское государственное знамя, которое возглавляло процессию, было доверено генерал-аншефу, кавалеру ордена Св. Александра Невского, главноначальствующему Мастерской и Оружейной палаты Михаилу Яковлевичу Волкову. В отличие от других императорских регалий государственное знамя и меч хранились не в Санкт-Петербурге, а в Мастерской и Оружейной палате. Сюда же на протяжении XVI11-XIX веков по завершению торжественных церемониалов поступали различные коронационные императорские костюмы, платья и аксессуары.

Видоизменяя деятельность кремлевских мастерских и казнохранилищ, русские самодержцы стремились не только сохранить, но и приумножить их собрания, накопленные за многие века. В 1709 году по распоряжению Петра Первого в Московский Кремль поступили трофеи, захваченные русскими войсками в сражениях со шведами при Лесной и под Полтавой. Еще ранее, в 1705 году, из Преображенского дворца в кремлевские сокровищницы были переданы одежды самого монарха. В марте 1723 года сюда поступил маскарадный костюм Екатерины I, использовавшийся во время празднования в Москве годовщины Ништадского мира. Согласно именному указу императрицы Анны Иоанновны от 20 декабря 1737 года, надлежало направлять в палату сабли, украшенные драгоценными камнями, оправленные золотом и серебром, ружья, конские уборы, «алмазные и прочих камней» украшения, так как «...в Мастерской палате пристойно быть таким вещам, которые в диковинку».

Уже в XVIII столетии предприняты и первые шаги к тому, чтобы сделать доступными для обозрения некоторые хранилища. В 1718 году по Указу царя Петра I в Мастерской казенной палаты древние кремлевские ценности (венцы, бармы, державы, скипетры, драгоценные украшения, вышедшие из употребления парадные царские одежды), впервые выставленные в застекленных шкафах, позволяли знатной публике «явственно» их разглядывать. Работы над витринами и украшением помещений казнохранилищ продолжались и во времена императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. По распоряжению Екатерины II для Мастерской и Оружейной палаты были изготовлены новые ольховые шкафы для коронационных платьев, футляры для хранения древних государственных регалий, а кроме того, выполнены деревянные манекены, одетые в древние доспехи. Фигуры изготавливались в «человеческую препорцию», в разных позитурах не менее двух аршин с четвертью ростом, так как «карлы в латы не одеваются». В документах сохранились многочисленные упоминания об осмотрах хранилищ знатными посетителями.

Однако, несмотря на предпринимаемые меры по сохранению и учету сокровищ, перед руководством Мастерской и Оружейной палаты стояло немало проблем. Состояние помещений было весьма неудовлетворительно, что приводило к разрушению вещей. Значительный урон кремлевскому собранию нанес пожар 29 мая 1737 года. Нередко имели место изъятия древних ценностей, отсылка их в Санкт-Петербург и даже употребление их в личном пользовании как самими самодержцами, так и их фаворитами.

Такое состояние дел не могло не беспокоить лучших представителей русского общества, хорошо сознававших огромное государственное и историко-художественное значение памятников, хранившихся в Мастерской и Оружейной палате. Первую попытку изменить создавшееся положение предпринял будущий ректор Московского университета, коллежский советник А.М. Аргамаков, направивший в Сенат донесение о «непорядочном содержании ценностей и архива». Он предложил провести научную систематизацию вещей, издать каталог (в том числе на иностранном языке) с иллюстрациями, а также построить в Кремле специальную галерею для древних собраний и допускать в нее посетителей не реже одного раза в неделю. Другими словами, речь шла о создании в Московском Кремле настоящего музея. Строительство галереи было начато известным русским архитектором Д.В. Ухтомским в конце 1756 года возле Благовещенского собора. Однако едва построенное здание разобрали уже в 1768 году в связи с решением о строительстве нового грандиозного дворца по проекту В.А. Баженова. Лишь в начале XIX столетия были предприняты решительные шаги по сохранению древних кремлевских собраний и превращению их в музей.

Истории создания и развития музея в XIX веке посвящен второй раздел выставки, развернутый в помещении Успенской звонницы.

В 1801 году руководителем Экспедиции Кремлевского строения был назначен деятельный администратор П.С. Валуев. В 1805 году к Экспедиции присоединили Мастерскую и Оружейную палату. Одновременно с одобрения императора П.С. Валуев начинает подготовку реформы палаты, результатом которой стал императорский указ от 10 марта 1806 года «О правилах управления и сохранения в порядке и в целости, находящихся в Мастерской и Оружейной палате древностей». В том же году архитектор И.В. Еготов начал, и в 1810 году закончил, возведение для нее здания вблизи Троицкой башни. Правила 1806 года предписывали без «наималейшего отлагательства» организовать реставрационные работы. Предполагалось составить новую опись предметам и «исторический каталог» за счет средств Кабинета его императорского величества. Эта работа была поручена почетному члену Оружейной палаты, заведующему архивом Министерства иностранных дел А.Ф. Малиновскому. В 1810 году П.С. Валуев представил на утверждение императору Александру I «описание комнат» будущего музея, который ознакомился с эскизами, одобрил и утвердил все предложения.

Вторжение наполеоновской армии прервало работы над созданием музея. Накануне Бородинского сражения все коллекции палаты в спешном порядке упаковали в ящики и вывезли на подводах в Коломну, откуда водным путем направили в Нижний Новгород, а затем перевели во Владимир. В 1813 году собрание было возвращено в Москву.

Создание первой постоянной музейной экспозиции в Оружейной палате, равно как и устранение разрушений, причиненных французами Кремлю, осуществлялось под руководством князя Н.Б. Юсупова, которого назначили в 1814 году главноначальствующим Кремлевской экспедицией и Мастерской и Оружейной палатой. Именно при нем заложены традиции организации работы музея, экспозиционной деятельности и приема посетителей.

Осмотр музея, который был открыт в октябре 1814 года, начинался с Коронного зала, где через демонстрацию древних наследственных регалий развивалась идея исконности самодержавной власти, ее политическая и духовная преемственность от византийских императоров. Здесь же хранился подлинник Соборного Уложения 1649 года. Показ регалий продолжал комплекс «корон побежденных царств», представлявший историю развития России и расширения ее владений. Ее высокое положение в мире отражал следующий зал, где были представлены посольские дары, скомплектованные по персонам, которым они присланы, и по принадлежности отдельным дарителям. Военное могущество олицетворяла «оружейная» часть музея. Здесь находились главные воинские регалии России - государственные меч, щит и знамя. Особые тематические группы составляли трофеи знаменитых сражений. Таким образом, Мастерская и Оружейная палата в первой четверти XIX столетия стала первым национальным историческим музеем России, каждый экспонат которого утверждал мысль «о неизменной славе и могуществе» Отечества.

В 1831 году высочайшим указом приняты новые Правила деятельности музея, в соответствии с которыми за ним окончательно закрепилось название - Оружейная палата. Для его руководства была введена должность директора, предусматривающая наличие если не специального образования, то, по крайней мере, «осведомленности» в исторической науке. В 40-80-х годах XIX века ее директорами поочередно становились видные деятели русской науки и культуры - писатели М.Н. Загоскин, А.Ф. Вельтман, историк С.М. Соловьев. В 1837 году разбором документов дворцовых приказов, хранившихся в палате, начал заниматься И.Е.Забелин, ставший позднее одним из самых видных исследователей придворного быта русских царей, создателем Государственного Исторического музея.

В 1851 году архитектором К.А. Тоном было возведено новое музейное здание в юго-западной части Кремля у Боровицких ворот. В нем музей располагается и поныне. Здание является составной частью Большого Кремлевского дворца. Высокие крестовые своды парадных залов, стройные колонны с красивыми капителями, огромные двусветные окна придают музейному интерьеру праздничность и величавость. При создании новой экспозиции Оружейной палаты в середине XIX века основные традиции, заложенные ранее, были сохранены и соответственно сформировано девять тематических залов. На втором этаже распологались Бронный, Оружейный, Трофейный, Коронный и Серебряный залы, на первом этаже - Модельный, Портретный, Каретный и Бытовой (или Образная). Главным смысловым центром экспозиции являлся Коронный зал, представляющий собой синтетический образ Российской монархии, где изображения правителей Руси, самодержцев и императоров соединялись с «древними принадлежностями наследственного царского сана и священного коронования Государей Российских». По мнению современных исследователей, строго выстроенное и символически насыщенное пространство зала выполняло функцию сакрализации русской истории. Не случайно именно здесь, начиная с 1855 года, накануне коронаций русских императоров проходила церемония освещения государственного знамени.

Во второй половине XIX века музей становится одним из главных научных и методических центров страны. В его стенах работали крупный археолог и искусствовед Г.Д. Филимонов, блестящий знаток оружия Л.П. Яковлев, археограф А.Е. Викторов. В начале XX века музей возглавляли два хранителя - известный искусствовед, археолог и нумизмат В.К. Трутовский и историк Ю.В. Арсеньев. Силами научных сотрудников музея в 60-80-е годы XIX столетия был осуществлен беспрецедентный для того времени проект по подготовке и публикации Описи Московской Оружейной палаты, не потерявшей своей научной актуальности до настоящего времени.

Интерес москвичей и гостей города к музею был огромен. Посетителей было разрешено принимать три раза в неделю по будням и один раз в месяц на два часа в воскресенье. В залах часто бывали студенты Строгановского училища. В дни, когда палата не посещалась публикой, в ее залах работали художники. Многие экспонаты запечатлены в работах К.Е. Маковского, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, И.Е. Репина, скульптора М.М. Антокольского. В Книге почетных посетителей Оружейной палаты сохранились автографы великих русских писателей И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.

Наступил ХХ век. Начиналась эпоха мировых войн и революционных бурь. В начале XX столетия музею Кремля довелось сыграть выдающуюся роль. Во время Первой мировой войны сюда, в Оружейную палату, носительницу вековых традиций хранения царских сокровищ, из императорских дворцов и музеев Петербурга были эвакуированы десятки тысяч уникальных предметов и коллекций. В первую очередь сюда были перевезены государственные регалии и коронные драгоценности Российского императорского дома. После Октябрьской революции здесь же оказались реликвии и памятники русского православного искусства из монастырей и соборов Московского Кремля, Патриаршей ризницы, церковного и монастырского имущества упраздненных или уничтоженных храмов. В стране царили голод и разруха. Молодой Советской республике нужны были деньги. Произведения искусства изымались в фонд помощи голодающим, коронные и другие драгоценности - в Народный комиссариат финансов для переплавки или продажи на аукционах. Угроза уничтожения нависла над многими уникальными памятниками архитектуры Московского Кремля. В эти сложные годы оказалось, что настоящей ценностью Кремля стали работавшие в музее люди. Небольшой коллектив во главе с первыми директорами - Михаилом Сергеевым и Дмитрием Ивановым - боролся за спасение всего того, что было доверено ему на хранение. В 1920 году коллектив Оружейной палаты осуществил огромную работу по возвращению принадлежавших Эрмитажу и Русскому музею коллекций, эвакуированных в Москву с началом Первой мировой войны. Особенно больших усилий потребовала осуществлявшаяся в стенах палаты разборка коронных ценностей, в состав которых входили государственные регалии, ювелирные украшения, исторические драгоценные камни, ордена. Подвигу сотрудников Музеев Московского Кремля по спасению императорских коронных ценностей посвящен последний раздел выставки.

При советской власти в жизни музея начался новый этап. Оружейная палата уже не могла существовать как музей, связанный с историей государственной власти Российской империи, была создана иная концепция показа коллекций. С этого времени он стал представлять историю русского и зарубежного декоративно-прикладного искусства, акцентируя внимание не на исторической значимости предметов, а на мастерстве их исполнения.

За годы советской власти Музеи Московского Кремля пережили многое, даже период, когда они были практически недоступны для посетителей. В 60-90-е годы XX века, наоборот, началось бурное развитие всех сторон музейной деятельности.

Сегодня тысячи москвичей и гостей столицы приходят в Московский Кремль, чтобы прикоснуться к лучшим образцам русской и мировой культуры, которые тесно связаны с историей России и которые наши предки свято берегли в самые сложные годы жизни.

Иллюстрации
Государственное знамя. Россия, 1896
Государственное знамя. Россия, 1896
Сабля в ножнах.
Сабля в ножнах.
Подарок Императрицы Екатерины II великому князю Александру Павловичу. Россия, Санкт-Петербург, конец ХVIII в.
Шлем царя Михаила Федоровича
Шлем царя Михаила Федоровича
Оружейная палата Московского Кремля, 1621. Мастер Никита Давыдов
Корона императрицы Анны Иоанновны. Санкт-Петербург, 1730
Корона императрицы Анны Иоанновны. Санкт-Петербург, 1730
Мастер Готлиб Вильгельм Дункель (?)
Бармы из рязанского клада. Рязань, конец XII–XIII в.
Бармы из рязанского клада. Рязань, конец XII–XIII в.
Переданы в Оружейную палату по распоряжению Императора Николая I
Жезл Карла ХII с монограммой Густава II Адольфа. Швеция, начало XVII в.
Жезл Карла ХII с монограммой Густава II Адольфа. Швеция, начало XVII в.
Филофеевская ставротека. Константинополь, ХII в.
Филофеевская ставротека. Константинополь, ХII в.
Барс – декоративный сосуд. Лондон. 1600–1601
Барс – декоративный сосуд. Лондон. 1600–1601
Платье коронационное императрицы Екатерины I. Россия, 1724
Платье коронационное императрицы Екатерины I. Россия, 1724
Д.М. СТРУКОВ. Экспозиция Коронного зала Оружейной палаты Акварель. Вторая половина ХIХ в.
Д.М. СТРУКОВ. Экспозиция Коронного зала Оружейной палаты Акварель. Вторая половина ХIХ в.
Табакерка. Париж, 1773–1774
Табакерка. Париж, 1773–1774
Из состава личного кабинета императора Николая II
Яйцо «Клевер». Санкт-Петербург, 1902
Яйцо «Клевер». Санкт-Петербург, 1902
Фирма Фаберже. Мастер Н.Перхип
Блюдо «Коронация Екатерины I». Москва, 1724–1727
Блюдо «Коронация Екатерины I». Москва, 1724–1727
П.А. ГЕРАСИМОВ. Вид на старое здание Оружейной палаты в Московском Кремле
П.А. ГЕРАСИМОВ. Вид на старое здание Оружейной палаты в Московском Кремле
Акварель. Первая половина ХIХ в.
Портрет П.С.Валуева Из книги: Ровинский Д.А.
Портрет П.С.Валуева Из книги: Ровинский Д.А.
Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886. Т. 1. С. 47
Неизвестный художник. Портрет императора Александра I. Россия, вторая четверть ХIХ в. Фрагмент
Неизвестный художник. Портрет императора Александра I. Россия, вторая четверть ХIХ в. Фрагмент

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play