Музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Ольга Пиульская

Рубрика: 
ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ
Номер журнала: 
#2 2005 (07)

 

К 1000-летию Казани

Открытие в залах Государственной Третьяковской галереи выставки из Музея изобразительных искусств Республики Татарстан в рамках проекта «Золотая карта России» приобретает особое значение в связи с тем, что в 2005 году Казань отмечает свое 1000-летие.

Казань издавна была одним из старейших культурных центров страны. Значительную роль в становлении и формировании научных и художественных традиций сыграл Казанский университет, открытый в 1804 году. В его стенах преподавали художники, получившие профессиональное образование в санкт-петербургской Академии художеств, в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина и других учебных заведениях. На основе материалов университетских экспедиций были созданы этнографический и археологический музеи, а также Музей древностей и изящных искусств. Кафедра теории и истории искусства вырастила известных исследователей Н.П. Лихачева, Д.В. Айналова, В.К. Мальмберга, научная деятельность которых получила европейское признание.

Заметный след в культурной жизни города оставили выставки художников-передвижников (1874, 1886, 1889), способствовавшие пробуждению интереса широкой публики к изобразительному искусству.

В 1895 году по инициативе общественности и при поддержке Академии художеств открылась Казанская художественная школа, ставшая средоточием культурной и творческой жизни города. В ее стенах устраивались ежегодные выставки с участием известных мастеров России.

Закономерным результатом всех этих событий стало открытие первого в Казани общедоступного музея с художественным отделом.

История его восходит к 1895 году, когда коллекция картин, рисунков и гравюр, собранная казанским ученым- археологом и краеведом А.Ф. Лихачевым (1832-1890), после его смерти была передана в дар городу братом - вице-адмиралом российского флота И.Ф. Лихачевым.

Основатель коллекции Андрей Федорович Лихачев происходил из старинного дворянского рода. Окончив в 1853 году Казанский университет и прослужив пять лет в канцелярии казанского губернатора, он вышел в отставку и полностью отдался своей страсти - коллекционированию, которое стало «смыслом и оправданием всей его жизни».

А.Ф. Лихачев был продолжателем фамильного увлечения. Получив в наследство семейную коллекцию «старинных изящных вещей», Андрей Федорович за тридцать лет собирательства значительно приумножил ее и фактически превратил в частный музей. Собрание насчитывало более сорока тысяч единиц хранения. В него входили предметы археологии, этнографии, уникальная коллекция булгарских древностей, египетских и греческих раритетов, нумизматики и фалеристики из почти 25 000 монет и медалей, научно обработанных и систематизированных, 2500 гравюр. Библиотека А.Ф. Лихачева насчитывала около полутора тысяч книг, брошюр и атласов по истории, археологии и искусству. В домашней картинной галерее было представлено более четырехсот произведений западноевропейских и русских живописцев и любительские работы самого Андрея Федоровича.

Большую часть лихачевского наследия составляли произведения западноевропейских художников различных школ и эпох, приобретенные им во время поездок за границу в 1860-1870-е годы. В «русской» части коллекции, состоявшей из 98 работ, преобладали картины И.И. Шишкина, В.Г. Худякова, В.Г. Перова, Л.Л. Каменева, А.В. Гине, И.И. Журавлева, с которыми Лихачев был лично знаком или связан дружескими отношениями.

В собрании находились произведения и таких известных мастеров, как Д.Г. Левицкий, В.А. Тропинин, И.К. Айвазовский, Л.К. Плахов.

Д.Г. ЛЕВИЦКИЙ. Портрет купца Ивана Ивановича Билибина. 1788
Д.Г. ЛЕВИЦКИЙ. Портрет купца Ивана Ивановича Билибина. 1788
Холст, масло. 80 × 60

В первые годы своего существования художественный фонд музея пополнялся медленно, в основном за счет частных пожертвований и отдельных приобретений из коллекций, которыми располагали именитые казанцы: вице-губернатор города князь Голицын, уездный предводитель дворянства Боратынский, Толстой-Милославский, профессора Казанского университета Миронов, Дубяго.

Новый этап формирования музея начался после революции 1917 года. Собрание пополнилось произведениями, переданными из особняков, церквей, монастырей, национализированных усадеб и поступившими из Государственного музейного фонда, столичных музеев, Казанского университета от частных владельцев и коллекционеров.

Ценные пожертвования были сделаны казанским ученым-медиком В.С. Груздевым и московским собирателем Е.Д. Мясниковым, уроженцем города Чистополя Казанской губернии. Первый преподнес в дар музею раннюю работу И.Е. Репина «Читающая девушка», другой - передал картины художников К.Ф. Богаевского, Н.В. Мещерского, П.П. Кончаловского, И.Э. Грабаря, А.И. Мильмана.

В это же время музей пополнился большой коллекцией картин, при надлежавших О.С. Александровой-Гейнс, богатой наследнице казанского чаеторговца. В ее собрании было более 50 работ художников отечественной реалистической школы второй половины XIX века: жанровые картины П.О. Ковалевского, К.А. Трутовского, В.Е. Маковского, пейзажи А.В. Гине, Л.Ф. Лагорио, И.И. Шишкина. Кроме того, портреты самой Ольги Сергеевны и ее супруга - генерал- губернатора Казани А.К. Гейнса, созданные И.Е. Репиным.

В 1920 году музей отпраздновал свое двадцатипятилетие и получил статус Центрального музея Татарской республики. В честь юбилейной даты Государственный музейный фонд передал в Казань большое количество работ художников конца XIX - начала XX века. Полотна К.Ф. Богаевского, И.Э. Грабаря, С.В. Иванова, натюрморты, пейзажи, композиции Н.С. Гончаровой, М.Ф. Ларионова, П.П. Кончаловского, И.И. Машкова, В.В. Рождественского, А.В. Лентулова, Р.Р. Фалька, П.С. Уткина, скульптуры С.Т. Коненкова, Н.В. Крандиевской, И.С. Ефимова были показаны на большой выставке искусства и науки, открывшейся в Казани. Это было не только самое многочисленное, но и, безусловно, наиболее значимое по художественному качеству поступление в музей за все годы его существования.

Государственная Третьяковская галерея также внесла свой вклад в пополнение коллекции музея. В числе переданных произведений - работы М.Н. Воробьева, В.А. Тропинина, Г.Г. Чернецова, И.М. Прянишникова, В.В. Верещагина, М.В. Нестерова, А.В. Куприна и многих других прославленных мастеров.

Традицию даров продолжил Государственный Русский музей, пополнив фонды работами И.Е. Репина, В.А. Серова, Н.К. Рериха, Н.П. Крымова.

И.Е. РЕПИН. Портрет Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс. 1890
И.Е. РЕПИН. Портрет Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс. 1890
Холст, масло. 124 × 106

Увеличение коллекции потребовало энергичной исследовательской работы. Организаторами перестройки и обновления работы стали известные казанские музейные деятели - художник и искусствовед П.М. Дульский (1 879-1956) и его коллеги П.Е. Корнилов (1896-1981), В.В. Егерев (1886-1956), П.А. Радимов (18871967). Их стараниями художественный отдел был превращен в картинную галерею музея.

Большой заслугой П.М. Дульского стало формирование фонда произведений местных художников: Н.И. Фешина, П.П. Бенькова, Г.А. Медведева, В.К. Тимофеева, К.К. Чеботарева и многих других. Благодаря его подвижнической деятельности музей издавал в трудные 1920-е годы каталоги почти каждой выставки и выпускал журнал «Казанский музейный вестник».

П.М. Дульский был первопроходцем в изучении татарской национальной культуры. Одним из первых он обратил внимание на характерные виды творческой деятельности татарского народа: на высокие художественные достоинства ювелирного искусства и татарской каллиграфии, своеобразие деревянного зодчества, уникальность кожаной мозаики, национального костюма. Организуя экспедиции, он начал собирать коллекции татарского народного искусства.

В начале 1940-х годов в собрание галереи влилась коллекция работ из учебного музея Казанского художественного училища, состоявшая из даров Академии художеств Казанской школе и произведений педагогов и учеников. Значительную часть коллекции составили произведения графики П.А. Шиллинговского, А.П. Остроумовой-Лебедевой, П.В. Кузнецова, Д.Д. Штеренберга и других. По инициативе сотрудника П.Е. Корнилова при галерее был создан кабинет гравюр.

Коллекция русской живописи сформировалась в основном в довоенные годы. В последующие десятилетия отдельные произведения русской школы поступали от Министерства культуры России и Татарстана.

В 1959 году картинная галерея Государственного музея ТАССР по приказу Министерства культуры России была преобразована в самостоятельный музей изобразительных искусств. Первым его директором стала Г.А. Могильникова (1928-2001). Творчество русских мастеров и искусство художников Казанской губернии, история культурной жизни города и наследие казанских коллекционеров - далеко не полный перечень ее научных изысканий. Собирая произведения выдающегося казанского художника Н.И. Фешина и организуя выставки, она фактически заново «открыла» его миру.

В 1967 году коллекции музея были переведены в двухэтажный особняк в центре города, построенный в начале ХХ века архитектором Ф.Р. Амлонгом для командующего Казанским военным округом генерала А.Г. Сандецкого.

Начиная с 1950-х годов музей приступил к интенсивному комплектованию отделов живописи, графики, скульптуры работами современных художников Казани и республики. Сегодня коллекция национального искусства, самая значительная в собрании музея, наиболее полно отражает традиции и современное состояние изобразительного искусства республики.

В настоящее время собрание Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан насчитывает более 25000 экспонатов. К 1000-летию города музей покажет в главном здании и в новом филиале - художественной галерее в Казанском кремле - свои сокровища: богатое творческое наследие выдающихся мастеров прошедших столетий, исторические реликвии, уникальные художественные коллекции и обширное собрание произведений современных художников.

Иллюстрации
И. ТИТОВ. Портрет Алексея Петровича Бестужева-Рюмина. 1759
И. ТИТОВ. Портрет Алексея Петровича Бестужева-Рюмина. 1759
Холст, масло. 59 × 44
Г. ОСТРОВСКИЙ. Портрет девочки. 1785
Г. ОСТРОВСКИЙ. Портрет девочки. 1785
Холст, масло. 63,5 × 51,5
А.П. БОГОЛЮБОВ. Казань. 1862
А.П. БОГОЛЮБОВ. Казань. 1862
Холст, масло. 124 × 188
Е.С. СОРОКИН. Семейный портрет. 1844
Е.С. СОРОКИН. Семейный портрет. 1844
Холст, масло. 71,5 × 105,6
Неизвестный художник первой половины XIX века. Портрет семьи Энатских. 1839
Неизвестный художник первой половины XIX века. Портрет семьи Энатских. 1839
Холст на картоне, масло. 71 × 67
И.И. ШИШКИН. Полянка (Лесная поляна). 1897
И.И. ШИШКИН. Полянка (Лесная поляна). 1897
Холст, масло. 81,5 × 109
В.А. СЕРОВ. Ифигения в Тавриде. 1893 (?)
В.А. СЕРОВ. Ифигения в Тавриде. 1893 (?)
Холст, масло. 94 × 134
Н.С. ГОНЧАРОВА. Аэроплан над поездом. 1913
Н.С. ГОНЧАРОВА. Аэроплан над поездом. 1913
Холст, масло. 55,7 × 83,8
В.В. КАНДИНСКИЙ. Импровизация. 1913. Фрагмент
В.В. КАНДИНСКИЙ. Импровизация. 1913
Холст, масло. 120 × 139. Фрагмент
Н.П. КРЫМОВ. Зимний вечер. 1919
Н.П. КРЫМОВ. Зимний вечер. 1919
Картон, масло. 40 × 59,5
С.А. ВИНОГРАДОВ. Алупка. Крым. 1917
С.А. ВИНОГРАДОВ. Алупка. Крым. 1917
Холст, масло. 80 × 105
С.Ю. ЖУКОВСКИЙ. Интерьер библиотеки в помещичьем доме. 1916 (?)
С.Ю. ЖУКОВСКИЙ. Интерьер библиотеки в помещичьем доме. 1916 (?)
Холст, масло. 80 × 106
В.В. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Пейзаж. 1918
В.В. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Пейзаж. 1918
Холст, масло. 122 × 82

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play