Москва–Варшава
Выставка «Warszawa - Moskwa/Москва - Варшава. 1900-2000» продолжает осуществление проектов, начатых в 1979 году экспозицией «Москва - Париж. Париж - Москва». В 1996 году состоялась выставка, посвященная Москве и Берлину. Таким образом «Warszawa - Moskwa» стала третьим звеном этой замечательной европейской серии. Работа над выставкой началась еще в середине 1990-х годов. Ее открытие состоялось в ноябре 2004 года в польской столице, а теперь «Warszawa - Moskwa» переехала в Россию, стала «Москвой - Варшавой» и проходит в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу.
Выставка «Warszawa – Moskwa/Москва – Варшава. 1900–2000»
Дизайнер Геннадий Синев
Идея выставки принадлежит польскому искусствоведу и галеристу Петру Новицкому. Куратором проекта с польской стороны стал Центр международного культурного сотрудничества «Институт Адама Мицкевича» (концепция - Анда Роттенберг).
Главным его участником со стороны России выступила Третьяковская галерея (комиссар выставки - Лидия Иовлева). Основой выставки стало собрание ГТГ. Наряду с ней свои произведения предоставили Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, музеи Тулы, Нижнего Новгорода, Краснодара, Иванова. Проект осуществляется Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО».
Польская часть экспозиции - результат сотрудничества многих польских музеев с Национальной галереей искусств «Захента», где и проходил первый этап проекта. В составе экспозиции произведения из Национальных музеев Варшавы, Кракова, Вроцлава, Познани, Музея современного искусства в Лодзи, музеев Плоцка, Гданьска, Закопане, Катовице и других городов Польши. Работы из своих коллекций предоставили также многие художники, коллекционеры, галереи обеих стран.
Международный выставочный проект «Москва - Варшава/Warszawa - Moskwa. 1900-2000» осуществляется под патронатом Президента Российской Федерации Владимира Путина и Президента Республики Польша Александра Квасьневского.
Залы выставки. Дизайнер Геннадий Синев
Диапазон представленных произведений очень широк - это не только живопись и скульптура, но и графика, плакат, фотография, современное актуальное искусство. Экспозиция включает более 350 работ, созданных 250 русскими и польскими художниками.
Близость России и Польши и одновременно глубокая разделенность не дают возможности для олимпийского созерцания взаимных художественных успехов. Трудности реализации проекта прежде всего коренились в осознании истории наших отношений в XX столетии. Задача заключалась именно в том, чтобы найти точки пересечения, явные или скрытые. Но не менее интересными и показательными представлялись и различия. В любом случае кураторы стремились дать достаточно объективную картину развития искусства в обеих странах.
Одним из первых побудительных мотивов этой выставки был интерес к русским художникам с польскими корнями, и первыми из них по праву названы Михаил Врубель и Казимир Малевич.
В истории русско-польских художественных контактов особое место принадлежит 1890-м годам, когда группа талантливых студентов-поляков образовала в петербургской Академии художеств своего рода колонию. Ее присутствие было весьма заметным в Академии и в художественной жизни Петербурга на рубеже веков. Позже деятельность этих мастеров оживила художественную жизнь Варшавы.
Наиболее близко друг к другу художники двух стран подошли на рубеже XIX-XX веков. Творчество М. Врубеля стало источником вдохновения для многих мастеров польского символизма. Образность символизма, одинаково характерного для русской и польской живописных школ, связывает произведения В. Серова и Ю. Мехоффера, В. Борисова-Мусатова и В. Вейсса, В. Войткевича и К. Стабровского.
Одним из мостиков в русско-польских связях стал «Мир искусства». На первой выставке журнала был показан шедевр польской живописи - картина Ф. Рущица «Земля». С первых номеров в «Мире искусства» как критик сотрудничал С. Ноаковский. С. Дягилев полемизировал на его страницах с К. Стабровским.
Станислав ВЫСПЯНСКИЙ. Полония. 1894
Бумага, пастель. 320 × 193. Национальный музей, Краков
Самым влиятельным центром польской художественной жизни в конце XIX - начале XX века был Краков. И хотя выставка называется «Москва - Варшава», невозможно представить польское искусство этого времени без Кракова, как русское искусство - без Петербурга. В 1891 году в Кракове зародилось художественное движение, известное под названием «Молодая Польша». Здесь работал реформатор польского искусства С. Выспянский. С Краковом связано творчество наиболее последовательного символиста Я. Мальчевского. Объединяющей для польских художников была патриотическая тема, и поэтика символизма дала широкий диапазон возможностей для ее воплощения.
Яцек МАЛЬЧЕВСКИЙ. На одной струне (Автопортрет), 1908
Картон, масло. 97 × 99. Национальный музей, Варшава
Первое двадцатилетие ХХ века и в России, и в Польше - это время художественного эксперимента, которому не помешали ни революционные движения, ни Первая мировая война.
Культурная жизнь России, характеризовавшаяся необычайной динамикой преобразований, огромным диапазоном поисков новых художественных средств, втягивала в свой поток и польских мастеров искусства, которых судьба связала в эти годы с Россией; среди них были З. Валишевский, Ф.Щ. Коварский, Б. Цыбис, В. Стшеминский.
В России, и благодаря России, обрел себя выдающийся представитель польской культуры Станислав Игнаци Виткевич (в Польше его называют Виткаци) - художник, философ, теоретик искусства, писатель, фотограф. Работы Виткевича в литературе и изобразительном искусстве родственны поискам русских представителей символизма и авангарда.
«Патриотический символизм» оставался языком польского искусства. Картина Я. Мальчевского «Полония (Аллегория Польши)», написанная в 1918 году, представляет Польшу в виде прекрасной женщины в наброшенной на плечи солдатской шинели. Именно в этом году был аннулирован раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией и восстановлена ее независимость.
После этого на родину уехали из России многие художники-поляки, в их числе С. Ноаковский и С. Жуковский, мастер традиционной русской школы живописи, сын ссыльного поляка, участника восстания 1863 года.
В 1922 году в Польшу уехали Владислав Стшеминский и Катажина Кобро - авангардисты, сподвижники К. Малевича, ставшие родоначальниками польского конструктивизма.
Творчество и личность русского художника К. Малевича, поляка по происхождению, оказавшего революционное воздействие на мировую художественную культуру, явилось стержнем для размышлений о судьбах и связях русского и польского искусства в XX веке и главным звеном выставки «Warszawa - Moskwa/Москва - Варшава. 1900-2000».
«Черный квадрат» Малевича перевернул художественный мир, окунув его в беспредметность, и польское творческое сознание усвоило этот переворот как глобальный. В 1927 году К. Малевич совершил поездку в Польшу и Германию. Варшава увидела работы Малевича, экспонировавшиеся в гостинице «Полония». Эта выставка Малевича стала исключительным культурным событием, оказавшим влияние на судьбу польского авангарда в XX веке.
К этому времени в Польше уже произошло утверждение авангардизма, возникла первая группа конструктивистов «Блок» (1924-1926), созданная В. Стшеминским, К. Кобро, Г. Стажевским, М. Щукой и другими, в которой происходило освоение русского опыта.
Под сенью «Черного квадрата» Малевича соединились работы русских и польских супрематистов и конструктивистов - картины Л. Поповой, О. Розановой, В. Степановой, А. Экстер, К. Медунецкого, Н. Суетина, И. Кудряшова, А. Родченко, И. Клюна, Н. Удальцовой, В. Баранова-Россине; учеников Малевича - А. Лепорской, И. Чашника; «Архитектонические» и «Унистические» композиции В. Стшеминского конца 1920-х - начала 1930-х годов; работы легендарных польских мастеров Г. Стажевского, М. Щуки, А. Пронашко, К. Подсадецкого, М. Нис-Боровяк; «Пространственные композиции» К. Кобро, созданные из раскрашенного металла в 1928-1933 гг.
Диалог польского и русского авангарда, пик которого пришелся на 1927 год (кроме выставки Малевича, в этом году состоялся еще и приезд Владимира Маяковского), закончился на рубеже 1920-1930-х годов.
Современное искусство наших стран постоянно возвращается к искусству К. Малевича, к его теориям, к личности и драматической судьбе художника. «Черный квадрат» остается модулем художественного мышления до наших дней. Работы русских и польских художников 1960-1 990-х годов, представляющих разнообразные аллюзии в отношении Малевича и Стшеминского, вошли в концепцию выставки как тема «Рефлексия по Малевичу».
В 1920-1930-е годы новое искусство в Польше представляла группа «Формисты», возникшая в 1917 году. В организованных ею выставках в 1917-1921 годах принимали участие самые значительные художники того времени, за многими художественными новациями которых несомненно стоял русский опыт. Неоклассические тенденции в творчестве Л. Следзинского, ученика Д. Кардовского по Академии художеств, сближают его с К. Петровым-Водкиным и З. Серебряковой. Заметна живописная связь П. Кончаловского и Р. Фалька с художественными исканиями А. Пронашко, Т. Неселовского, Е. Федковича.
Период между войнами стал временем, когда дороги русского и польского искусства расходятся. В России авангардизм постепенно вытесняется на обочину художественной жизни соцреализмом (об этом свидетельствуют работы Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Федора Шурпина и др.), начинается борьба с «формализмом в искусстве». В Польше в 1930-е годы тоже произошел отход от радикальных форм художественного творчества.
Художники-авангардисты, возвратившиеся из России в Польшу, вызывали настороженное отношение как адепты коммунизма. Поэтому в Польше творчество левых оказалось менее ярким и выразительным, чем в России. Однако в 1931 году возникает «Краковская группа», опиравшаяся на традиции европейского авангардизма, опыт которой будет востребован после Второй мировой войны.
В 1920-1930-е годы русские и поляки встречались на международных выставках, где те и другие выступали очень ярко. На Международной выставке декоративного искусства в Париже в 1 925 году польский павильон был признан одним из лучших, а польские художники и мастера получили 172 награды. Успех экспозиции России на этой выставке общеизвестен. На Всемирной выставке 1937 года в Париже, где В. Мухина увенчала советский павильон скульптурной группой «Рабочий и колхозница», К. Дуниковский, один из самых знаменитых польских художников XX века, получил Гран-при.
На общем незначительном фоне польско-русских контактов существенным фактом стал обмен между Варшавой и Москвой выставками современного искусства в 1933 году. Как и теперь, местом их проведения были галерея «Захента» и Третьяковская галерея. Проект «Москва - Варшава» включает произведения некоторых художников, показанных тогда на польской выставке, - Б. Цыбиса, Л. Следзинского, Р. Мальчевского, Р. Витковского, К. Дуниковского. Это был краткий период оживления культурных связей, когда в Варшаве гастролировал Сергей Прокофьев, а в Москве - Кароль Шимановский. Но уже в 1937-1938 годах связи между нашими странами были практически разорваны.
Военная тема составляет еще один важнейший раздел выставки «Москва - Варшава». Война «польская» и война «русская» показаны по отдельности. Причиной тому стало остро ощущаемое различие в тональности отношения к войне. В московской экспозиции это проявилось в блестящем дизайнерском решении Геннадия Синева.
Русскому сердцу картины «Фашист пролетел» А. Пластова и «Письмо с фронта» А. Лактионова, «Окраина Москвы. Ноябрь 1941» А. Дейнеки и «Шинель отца» В. Попкова говорят очень много. Их художественный смысл уже далеко не определяется термином «соцреализм», их эстетические свойства перешли в иную ценностную плоскость, приняв на себя свойства народной памяти о событиях войны, став ее эпосом.
Для поляков же война - это только громадная боль. К наиболее трагическим страницам войны поляки относят и расчленение страны Германией и Советским Союзом в 1939 году, и предательство Европы, и уничтожение польских офицеров в Катыни, и Холокост, и разгром Варшавского восстания 1944 года. Во время войны большая группа польских художников погибла или попала в концлагеря. Однако искусство Польши не сдавалось. Скульптор Ксаверий Дуниковский был заключен в концлагерь в Освенциме, в котором пробыл 5 лет. Картину «Рождество в Освенциме в 1944 году» он написал позже, в 1950, и это страшное изображение елки-виселицы в огнях лагерных прожекторов стало одним из самых сильных образов выставки, одним из символов «польской» войны.
Панорама русско-польских соответствий приобретает особую сложность в послевоенные годы, когда культурная жизнь стран социалистического лагеря еще определялась политикой сталинизма.
В Польше сигналом новой культурной политики стал запрет Первой выставки современного искусства, организованной краковской «Группой молодых художников» во главе с Т. Кантором в 1948 году. Для польской истории искусства она имеет огромное значение - с нее начался отсчет современного искусства Польши.
Эталоны официальной советской культуры оказывали воздействие и на польских художников. Но социалистический реализм в искусстве Польши прожил очень недолго и не слишком активно проявил себя. Его завершением считается выставка «Против войны, против фашизма», устроенная в здании варшавского Арсенала в 1 955 году. «Арсенал» был манифестацией молодых художников за свободное искусство.
Демонстрацией определенной независимости польского искусства от общего социалистического канона явилась польская часть Выставки социалистических государств в Москве, открытая в Манеже в конце 1958 года. Модернизм стал официально провозглашаемой формулой польского искусства. Показ произведений абстрактного искусства явился причиной необычайного интереса публики и представителей художественных кругов России к польской выставке и вообще к польской культуре.
Выставка в московском Манеже в 1962 году была родственна «Арсеналу». В работах русских художников можно увидеть явный диалог с польским искусством. Изолированные друг от друга мастера России и Польши говорили на одном языке. В залах выставки «Москва - Варшава/Warszawa - Moskwa» этот символический диалог реализуется в сопоставлении произведений таких художников, как Тадеуш Кантор и Борис Турецкий, Юрий Злотников и Войцех Фангор, Николай Вечтомов и Станислав Фиалковски, Элий Белютин и Генрик Стажевский, Лев Кропивницкий и Стефан Геровски.
Однако и реалистическая концепция в творчестве молодых художников России претерпевала эволюцию. Прежде всего это поиски нового пластического языка в «суровом стиле» 1960-х годов, выдающимися вехами которого стали «Геологи» П. Никонова, «Плотогоны» Н. Андронова, «Строители Братска» В. Попкова. Так же как без картин Т. Назаренко и Н. Нестеровой нельзя представить себе живопись 1970-х годов.
Но для польской художественной реальности фигуративность, реализм, а тем более тематическая живопись оказались скомпрометированы конформизмом. Пафос польского искусства заключался в беспредметности, а затем в концептуальных поисках. Это обстоятельство стало основой существенного непонимания особенностей развития русского искусства во второй половине XX века. Преимущественный интерес к андеграунду обусловил специфическое прочтение истории нашего искусства в представлении поляков. «Другое искусство» стало основным объектом внимания.
В 1965-1966 годах в Зеленой Гуре, Сопоте и Познани прошли первые выставки русского неофициального искусства, вызвавшие огромный интерес. Участники «лианозовской» группы воспринимались как продолжатели дела русского авангарда. К этим художникам примыкает большая группа представителей советского андеграунда: Дмитрий Краснопевцев, Эдуард Штейнберг, Франциско Инфантэ, Лев Нусберг, Виктор Пивоваров, Михаил Рогинский, Вячеслав Колейчук и Владимир Вейсберг.
Зофья КУЛИК. Великолепие себя самой, версия IIIb. 2002
Фотокомпозиция. 180 × 150. Институт польского искусства ING, Варшава
Появление коллекций новой русской живописи в Польше тоже можно считать существенным фактом наших отношений (примером тому обширная коллекция П. Новицкого, участвующая в выставке).
Русские увлечения Польшей и всем польским совпадают с периодами освобожденного взгляда на мир. Этот интерес постоянно рос и подпитывался польскими кинофильмами, книгами, журналами и дисками. Поляки стали тогда для многих своеобразным «окном в мир».
Выставка «Москва - Варшава» включает инсталляцию, которая условно воспроизводит «интерьер интеллектуалов» 1960-1970-х годов в России и Польше. В «русском» интерьере звучат песни Марыли Родович и Анны Герман, висят польские плакаты, в шкафу - стопки зачитанных номеров журнала «Польша». В «польском» интерьере - песни Б. Окуджавы и В. Высоцкого, коллекция русского «самиздата», переведенного на польский, - В. Буковский, Е. Замятин, В. Войнович, Н. Мандельштам, Л. Чуковская, Н. Бердяев, «Реквием» А. Ахматовой, И. Бродский и В. Набоков, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына. Русская культура привлекала поляков образцами несгибаемого мужества и высокого человеческого достоинства.
На протяжении 1960-1970 годов жизнь в Польше постоянно демонстрировала противостояние власти и гражданского общества. В 1981-1983 годах.
Дизайнер Геннадий Синев
Холст, масло. 191,2 × 83
Национальный музей, Краков
Холст, масло. 152 × 103
ГТГ
Холст, масло. 75,3 × 121
ГТГ
Холст, масло. 114 × 75
ГТГ
Дерево. 130 × 126 × 97
Музей К.Дуниковского во дворце Круликарня, Варшава
Холст, масло. 99,5 × 129,5
Нижегородский государственный художественный музей
Холст, масло. 46 х55
Национальный музей, Познань
Холст, масло. 72 × 59
Национальный музей, Варшава
Дерево тонированное и раскрашенное, крашеная жесть, целлулоид, тонировка полихромная. 96,5 × 53,5 × 19
ГТГ
Картон, масло. 42 × 32
Национальный музей, Варшава
Холст, масло. 22 × 22,5
Cобственность Петра Новицкого, Варшава
Холст, масло. 52,5 × 43
ГТГ
Холст, масло. 134,5 × 91
Национальный музей, Варшава
Холст, масло. 120 × 90
Музей Войска Польского, Варшава
Холст, масло. 140 × 170
ГТГ
Холст, масло. 99,5 × 105,5
ГТГ
Холст, масло. 83 × 63,5
ГТГ
Картон для мозаики. Оргалит, коллаж, масло. 214 × 153
ГТГ
Инсталляция. Собственность автора
Холст, масло. 136 × 190
Cобственность автора