Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Алла Гуменюк, Наталья Толстая

Рубрика: 
ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ
Номер журнала: 
#2 2004 (03)

Датой основания музея принято считать 21 декабря 1924 года, когда в парадном зале западно-иибирского краевого музея открылась для широкой публики картинная галерея. В числе ее первых экспонатов были работы И.А. Айвазовского, И.И. Левитана, К.А. Коровина, В.Д. Поленова, И.И. Шишкина, В.Э. Борисова-Мусатова, В.М. Васнецова, А.Н. Бенуа, а также других известных художников. А моменту открытия коллекция насчитывала всего сто живописных полотен; эти произведения и поныне составляют ее гордость.

Н.С. ГОНЧАРОВА. Жатва. Фрагмент 9-частной композиции. 1911
Н.С. ГОНЧАРОВА. Жатва. Фрагмент 9-частной композиции. 1911

В 1923-1929 годах краевой музей возглавлял Федор Васильевич Мелехин (1882-?), которому картинная галерея обязана своим рождением.

Благодаря его энергии и целеустремленности стала решаться задача организации в Сибири крупного художественного центра, казавшаяся невыполнимой в годы гражданской войны. С 1924 года в Омск стали поступать первоклассные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства из Москвы и Ленинграда. Н.К. Рерих, побывавший в Омске в 1926 году во время своей знаменитой Транс-Гималайской экспедиции (1923-1928), сделал запись в путевом дневнике о городском музее как о «богатом собрании картин, умело подобранных, характеризующих течение русской школы».

К концу 1920-х годов здесь сложилось хорошее собрание, включающее живопись русских мастеров - М.А. Врубеля, И.Е. Репина, Н.К. Рериха, Г.Г. Мясоедова, К.Е. Маковского, И.И. Машкова, произведения западноевропейских художников, среди которых Адриан ван Остаде, Давид Тенирс Младший, Симон Вуэ, Жозеф Верне, мраморную и бронзовую скульптуру, художественную мебель и фарфор.

В 1932 году собрание пополнилось шедеврами авангарда – полотнами В.В. Кандинского, Д.Д. Бурлюка, А.Г. Явленского. Из запасников Государственной Третьяковской галереи поступили живописные и графические работы русских художников XIX-ХХ веков - В.Е. Маковского, Ф.А. Бруни, А.А. Экстер, Н.С. Гончаровой и М.Ф. Ларионова. В это же время увеличился раздел западноевропейского искусства, сформировалась коллекция художественных изделий Китая и Японии.

В 1940 году картинная галерея выделилась из состава Западно-Сибирского краевого музея, ее преобразовали в Омский государственный музей изобразительных искусств.

Ценной частью его фондов является коллекция иконописи, своеобразие которой придают памятники Урала и Сибири. В их числе образ «Богоматерь Абалацкая. Знамение»- список XIX века с древней сибирской иконы, написанной в 1637 году протодиаконом отцом Матфеем для храма в селе Абалак близ Тобольска. На протяжении веков «Богоматерь Абалацкая» являлась символом православия в Сибири.

Собрание живописи XVIII- XIX веков отличается высокими художественными достоинствами, разнообразием жанров и стилей. Цельно и широко представлено творчество художников-передвижников, что позволяет проследить всю историю этого движения. Не менее интересна экспозиция произведений неоакадемистов, продолжавших традиции классицизма и романтизма.

И.И. МАШКОВ. Три сестры на диване. Н., Л. и Е. Самойловы. 1911
И.И. МАШКОВ. Три сестры на диване. Н., Л. и Е. Самойловы. 1911

Ядро интереснейшей коллекции русской живописи рубежа XIX-XX веков составляют работы В.А. Серова, А.Н. Бенуа, Н.К. Рериха, Б.М. Кустодиева, К.А. Коровина, М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой, И.И. Машкова, А.В. Лентулова, П.П. Кончаловского, А.В. Куприна, Р.Р. Фалька.

С 1996 года музей носит имя уроженца Омска, великого русского художника Михаила Александровича Врубеля. В парадном зале музея экспонируется его композиция «Цветы», состоящая из трех декоративных панно, созданных в 1894 году для московского особняка четы Дункер. Это единственные монументальные произведения Врубеля в музейных собраниях Сибири.

М.А. ВРУБЕЛЬ. Розы и лилии. Плафон из композиции «Цветы». 1894
М.А. ВРУБЕЛЬ. Розы и лилии. Плафон из композиции «Цветы». 1894

Омский музей хранит несколько редких коллекций, увеличивающих художественную, историческую и научную ценность всего собрания. К ним относятся археологические древности Западной Сибири, в том числе уникальные памятники, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры.

Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля размещен в двух зданиях - бывшем дворце генерал-губернаторов Западной Сибири и Степного края, построенном в стиле неоренессанс в середине XIX столетия архитектором Ф.Ф. Вагнером, и в бывшем Городском торговом корпусе, возведенном в начале XX века в традициях московского ампира сибирским зодчим А.Д. Крячковым. Оба здания являются архитектурными памятниками и достопримечательностями старинного сибирского города.

Иллюстрации
Поясная бляха с изображением грифонов и кошачьего хищника. II век до н.э. – II век н.э.
Поясная бляха с изображением грифонов и кошачьего хищника. II век до н.э. – II век н.э.
Сидоровка, Курганный комплекс
Г.И. СЕМИРАДСКИЙ. За водой. 1880-е. Фрагмент
Г.И. СЕМИРАДСКИЙ. За водой. 1880-е. Фрагмент
И.И. ЛЕВИТАН. Осень. Усадьба. 1894
И.И. ЛЕВИТАН. Осень. Усадьба. 1894
В.А. СЕРОВ. Портрет неизвестной. 1895
В.А. СЕРОВ. Портрет неизвестной. 1895
Поясная пластина со сценой терзания и бляшки нашивные. II век до н.э. – II век н.э.
Поясная пластина со сценой терзания и бляшки нашивные. II век до н.э. – II век н.э.
Сидоровка, Курганный комплекс
М.Ф. ЛАРИОНОВ. Павлин. 1907
М.Ф. ЛАРИОНОВ. Павлин. 1907
В.В. КАНДИНСКИЙ. Церковь в Мурнау. Около 1908
В.В. КАНДИНСКИЙ. Церковь в Мурнау. Около 1908
А.Г. ЯВЛЕНСКИЙ. Натюрморт с пестрой скатертью. 1909
А.Г. ЯВЛЕНСКИЙ. Натюрморт с пестрой скатертью. 1909
А.В. ЛЕНТУЛОВ. Общество за столом. 1916
А.В. ЛЕНТУЛОВ. Общество за столом. 1916

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play