«Не хотелось бы убегать от самого себя…»

Сергей Ястржембский

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#2 2004 (03)

В залах Инженерного корпуса кретьяковской галереи прошла фотовыставка «Триалог: Лев Мелихов, Валерий Сировский, Сергей Ястржембский» в рамках проекта «Третьяковские встречи» к 150-летию ГТГ. Известный фотомастер, в активе которого около ста выставок, номинированный на Государственную премию в области литературы и искусства за 2003 год, Лев Мелихов показал снятые с вертолета цветные фотографии, раскрывающие через пространства Сибири бескрайность земли и красоту русской природы. Валерий Сировский, профессиональный переводчик с итальянского, влюбленный в эту страну, в экспозиции был заявлен удивительными фотопейзажами Италии, поражающими своей душевностью, камерностью, трепетностью. Сергей Ястржембский отобрал для выставки уже нашумевшие «Крыши Кремля», а совсем «свежие» работы, сделанные в Европе и России, в основном пейзажи и архитектурные мотивы. При абсолютной непохожести трех авторов, экспозиция выставки – лейтмотивом которой стала тема земли, единой для всех, – была создана столь гармонично, что оказалась поистине завораживающей.

Автор проекта «Третьяковские встречи» и куратор фотовыставки «Триалог» Татьяна Пынина беседует с одним из ее участников Сергеем Ястржембским.

Когда в прошлом году я увидела фотографии Сергея Ястржембского и поняла, что это отнюдь не дежурноеувлече- ние известного политика, то возникла естественная мысль - случайно ли он взял в руки камеру, начал обучаться фотомастерству и стал выставляться. Многолетний журналистский опыт привел меня к убеждению, что случайности бывают редки и, скорее при детальном изучении, оказываются некими закономерностями. Поэтому, понимая, что из ничего не бывает нечто, я и задала первый вопрос Сергею Владимировичу о его семье, среде, его воспитавшей.

- Я думаю, что, действительно, все куда-то переливается, и влияния какие- то существуют внутри семьи. По молодости лет я мало интересовался своими предками, хотя домашние мне говорили, что это мой двоюродный дедушка, чьи картины висят и у нас дома, и у других родственников. Уже много десятилетий спустя я узнал о том, что он один из представителей художественной культуры Серебряного века, что сейчас его работы находятся в собрании Третьяковской галереи. А среда была достаточно интересная - такая комбинация между авиацией и музейным делом. Дед, Андрей Станиславович Ястржембский, известный по тем временам профессор в области теории авиационного дела, доктор наук, возглавлял кафедру термодинамики в Военно-воздушной академии имени Жуковского; второй дед, Иван Николаевич Виноградов, еще во времена царской России стал после гибели Петра Нестерова во главе Российской эскадрильи; мой отец, инженер ВВС, полковник, большую часть своей жизни работал в конструкторском бюро МиГ затем в структуре, которая аналогична сегодняшнему Рособоронэкспорту. Теперь то, что касается музейного дела. Мой дядя, Лев Андреевич Ястржембский, в 60-70-е годы был директором Музея истории и реконструкции Москвы; моя бабушка по материнской линии была директором ЦПКиО имени Горького - правда, это не совсем музей (смеется), но тем не менее, - потом директором одной из круп
ных библиотек Москвы; моя мать, историк, работала в музее Ленина - так что какое-то музейное начало тоже присутствовало. Трудно здесь, конечно, выявить каналы влияния, но, наверное, все воздействует на человека, особенно в детстве.

-      Вы, очевидно, росли среди книг, картин?

-      Дома было много картин и прекрасная библиотека, которую и я очень рано начал пополнять. Вообще, в семье всегда считалось, что лучший подарок на какие-то праздники и на день рождения - книга. С книгами жили все время очень тесно, близко.

-      А с фотокамерой когда познакомились?

-      Фотоаппарат я взял впервые в 27 лет - купил в Праге в 1980 году. Мой папа хорошо фотографировал, делал любительские фильмы, у него был хороший вкус, он замечательно рисовал. А я купил для того, чтобы просто документировать свою жизнь, когда приехал работать в Прагу: новое государство для меня, заграница.

-      А когда это перешло уже в искусство?

-       Ну, а насчет искусства - все это довольно спорно, надо еще обсуждать, что такое искусство в моем исполнении (смеется). Я не воспринимаю это как искусство до сих пор. А интерес, скажем так, к тому, чтобы у меня был более профессиональный взгляд на фотографию, возник гораздо позже. Все началось с желания просто подучиться. И на счастье, в моей жизни появился Лев Мелихов.

-      Как учил Мелихов?

-      Со Львом было несколько полезных занятий. Вначале он выбрал лучшую форму учебы: «Смотри, как делаю я». Он мне показывал свою съемку и объяснял, почему избрал такой ракурс, почему он так фотографирует, и это было любопытно: я увидел, что можно совершенно по-другому смотреть на мир и иначе фотографировать, чем это делал я - по наитию. Потом мы сделали вместе только одну съемку - практическое занятие было во дворе его мастерской, когда он мне доказал, что за интересными снимками не обязательно ездить далеко, они находятся буквально под ногами. Мне было немножко смешно выходить с камерой во двор, почти на помойку, и искать там какие-то ракурсы: облупленная штукатурка, провода, которые змейкой вились по стене. Помню, был великолепный контраст света и тени, что очень помогло. Лев заставил меня посмотреть по-другому на эти предметы, на эти мелочи и снимать то, что он видит. Говорит: «Посмотри, вон там некий узел проводов на стене, как бы ты его снял? Вот я сниму, а затем ты». Потом, когда мы сравнивали наш материал, то энное количество снимков было сделано как бы одним автором, то есть ракурс, масштаб, угол съемки, получившаяся в результате композиция были почти идентичными. Мелихов открыл мне видение деталей, которое у меня раньше отсутствовало.

-       Мелихов обратил внимание на детали, на что еще он обратил Ваше внимание?

-       Ой, очень на многое. Он, в принципе, структурировал мое фотозрение: была некая расплывчатая масса, поток фотографического сознания, а он придал ему определенную стройность, направленность, заостренность. Показал различные технические приемы, много дал с точки зрения композиции, обратил мое внимание на наличие соотношений - массу всяких вещей подсказал, которым я не придавал особого значения. Главное, что Лев, листая свои фотографии, тем самым меня обучал. Единственное, что он не может в вас вложить, - это внутреннее чувство натуры, оно должно быть своим.

-      Насколько я понимаю, Вас в основном привлекает пейзаж, городской пейзаж как объект фотографирования?

-      Безусловно. Мне интересно снимать одни и те же объекты в различные периоды их освещения и смотреть, как меняется свечение архитектуры, каких-то отдельных ее элементов в зависимости от игры света и тени, интересен эффект отражения - будь то вода, стекло, пластмасса, - интересны тени.

-      А человек не интересен в принципе? Или есть усталость от людей, они мешают?

-      Подспудно это присутствует, наверное, в подсознании. Вернее, не они мне мешают, а я им мешаю. Тем, что для них человек с экрана находится рядом, да он тут еще и фотографирует! Люди останавливаются, удивленно начинают на тебя таращиться, подходят, спрашивают. Я не говорю, что это плохо. Напротив - нормально, естественная реакция человека - любопытство. Наверное, надо делать классные портреты, чтобы потом где-то выставляться. Думаю, сначала надо просто руку набить на тех сюжетах, которые я сейчас снимаю. Возможно, начну и людей фотографировать. Я не говорю, что это такая для меня запретная территория, может, со временем проникну и туда.

-      А животные?

-      Для того чтобы снимать животных, надо обладать колоссальным ресурсом времени, терпения. А еще надо обустроить съемку - что всегда огромный труд. Тот, кто снимает мир дикой природы, должен быть абсолютно свободным человеком, посвятить себя целиком именно этому. Такой возможности у меня просто нет.

-      Как фотограф, Вы - амбициозный человек?

-      В принципе, все, что я делаю, так или иначе связано с моими амбициями. Если я начинаю что-то делать, то мне хочется добиться если не оптимального, то хорошего результата.

-      То есть Вы намерены продолжать выставляться, делать книги?

-      Пока намерен заниматься своей основной работой - это главное для меня.

-      Но фотография - не хобби?

-      Да, наверное, уже не хобби.

-      Это способ самовыражения?

-      Безусловно, фотография - способ самовыражения. Потому что ты получаешь импульс от увиденного, этот импульс в тебе преобразуется, возникает такая обратная связь, и ты хочешь сразу же запечатлеть то, что возбудило некие эмоции. У меня отношение к фотографированию сродни отношению к охоте. Когда я вижу, что у меня есть возможность сфотографировать что-то новое, что никто еще не снимал, понимаю, что в результате съемки может появиться нечто действительно примечательное, и у меня возникает азарт, адреналин начинает работать.

-      А почему, если Вы предполагаете ангажированное отношение к себе как к фотографу в силу существования фамилии-бренда, Вы не выставляетесь под псевдонимом?

-      Я не думал представляться под псевдонимом, потому что не предполагал активно выставляться. Так получилось. Но совсем не значит, что я не буду фотографировать, - мне не хотелось бы убегать от самого себя. В любом случае я всегда знаю: есть искреннее отношение к тебе и есть отношение, скажем, потребительское, ангажированное взглядами человека на политику, на то, что ты делаешь. Если я буду выставляться, то все равно буду делать это под своей фамилией. Другое дело участвовать в конкурсах анонимно, на общих основаниях - это интересно, вот как сейчас получилось на конкурсе «Серебряной камеры».

Очень важно, что меня на старте поддержали безусловные авторитеты в фотографической среде. И возможность, которую предоставила Третьяковская галерея, в том числе для моих фотографий, - конечно, огромный стимул. Уверен, что Третьяковка, независимо от политических имен, не стала бы подставлять свой высочайший авторитет и предоставлять абы кому свои выставочные площади.

Иллюстрации
Фото Сергея Ястржембского
Фото Сергея Ястржембского
Фото Валерия Сировского
Фото Валерия Сировского
Фото Льва Мелихова
Фото Льва Мелихова
Фото Сергея Ястржембского
Фото Сергея Ястржембского
На вернисаже: ген. директор ГТГ В.А.Родионов, советник ген. директора по связям с общественностью Т.Ю.Пынина, С.В.Ястржембский, В.Б.Сировский, Л.Б.Мелихов
На вернисаже: ген. директор ГТГ В.А.Родионов, советник ген. директора по связям с общественностью Т.Ю.Пынина, С.В.Ястржембский, В.Б.Сировский, Л.Б.Мелихов

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play