Антикварный бизнес в России: опыт аукционного дома «Гелос»

Елена Лопатина

Рубрика: 
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Номер журнала: 
#2 2004 (03)

Российский антикварный рынок, корни которого уходят в эпоху дореволюционной России, начал возрождаться не так давно. Всем известен нашумевший аукцион русского искусства, проведенный британской фирмой «Sotheby's» в Москве в 1988 году. После этого события увеличилось число российских предприятий, заявивших о себе в области торговли антиквариатом. К 1993 году в Москве насчитывалось пять аукционных домов и несчетное количество антикварных салонов и галерей. В свободную продажу поступили произведения искусства, долгое время украшавшие квартиры партработников или пылившиеся на чердаках наследников интеллигенции времен Российской империи.

Ваза. Фарфор. Россия, Завод Попова. 1811–1850
Ваза. Фарфор. Россия, Завод Попова. 1811–1850

В 1988 году по принципу знаменитых британских домов «Sotheby's» и «Christie's» был образован Аукционный дом «Гелос». Впрочем, масштабы деятельности «Гепоса» несколько иные. Хотя руководство фирмы старается во всем следовать опыту западных коллег, специфика русского рынка предметов искусства и общая экономическая конъюнктура не позволяют иметь подобный оборот и получать «европейскую» прибыль. К примеру, если на торгах «Sotheby's» каждый день выставляется на аукцион около трех тысяч различных предметов антиквариата, в «Гелосе» примерно такое количество лотов уходит в течение месяца.

Учительное Евангелие, напечатанное в Вильне типографом Василием Михайловичем Гарабурдой. Ок. 1582 г.
Учительное Евангелие, напечатанное в Вильне типографом Василием Михайловичем Гарабурдой. Ок. 1582 г.

Разным представляется и диапазон цен. На русских торгах «Sotheby's» в ноябре 2003 года за картину И.К. Айвазовского «Пейзаж над Золотым Рогом» (1866, х. м., 120х160) был предложен 1 млн. долл., «Пейзаж с колодцем и кипарисами» (1896, х. м., 132х82,5) В.Д. Поленова ушел за 580 тыс. долл., а «Купание в полдень» (1923, х. м., 69х90) П.П. Кончаловского - за 380 тыс. долл. В «Гелосе» Айвазовский выставлялся в последний раз в декабре 2003 года, и его «Встреча на морском берегу» (х. м., 33,8х42,5) была оценена всего в 105 тыс. долл. Работа музейного уровня А.К. Саврасова «Весна» (1880-е, х. м., 90х68,5, экспертиза ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря) была продана в «Гелосе» за 190 тыс. долл., «Портрет девушки с голубой лентой» (1870-е, х.м., 55х47) И.Н. Крамского - за 19 тыс. долл., этюд К.А. Коровина «Бульвар Монмартр» (1901, к. м., 10,7х 16,5, экспертиза ГТГ) - за 6,5 тыс. долл.

К.Е. МАКОВСКИЙ. Поцелуйный обряд (Авторское повторение). Конец XIX – начало XX в.
К.Е. МАКОВСКИЙ. Поцелуйный обряд (Авторское повторение). Конец XIX – начало XX в.
Холст, масло. 144×214,5

Столь существенную разницу в ценах и объемах продаж по сравнению с западными аукционами можно объяснить лишь недавно возродившейся традицией коллекционирования в России и отсутствием большого количества иностранных покупателей, обескураженных невыгодными условиями вывоза предметов искусства. Свою роль сыграла и давность западной традиции антикварного бизнеса, отлаженные механизмы сбыта, мировая известность домов «Sotheby's» и «Christie's».

По мнению специалистов, в последнее время цены на предметы искусства растут в среднем на 30% в год и формируются на лондонских аукционах. Аукционная форма продажи повсеместно применяется и широко распространена за рубежом. Согласно западноевропейской табели о рангах, аукционный дом - это вершина антикварной торговли.

На российском рынке ситуация иная, антиквариат здесь продают несколько десятков салонов и галерей, где цены на произведения искусства формируются на уровне личных связей. Однако, ориентируясь на возрастающую популярность аукционов, их стали проводить московские и питерские фирмы (например, «Крокус Сити», «Антиквариат на Софийской»). Механизм аукциона крайне сложен: он работает, как биржа, определяя цены на ближайший период. Именно такая форма торговли позволяет выявить реальную стоимость товара. Какой бы предмет ни попал в оценочную комиссию, для него есть структура и форма реализации, с помощью которой каждая вещь находит своего покупателя.

В «Гелосе», единственном действующем на данный момент в России аукционном доме, бывают аукционы недели, месяца, сезона и коллекционные, отличающиеся по качественной и ценовой градации. Самые большие аукционы - коллекционные, они устраиваются два раза в год, обычно весной и осенью. На эти торги подбираются лучшие вещи коллекционного и музейного значения. Они сопровождаются специальными иллюстрированными каталогами, которые определяют котировки предметов на российском арт-рынке.

Аукционы месяца имеют свою тематическую направленность, например: в марте - первоапрельский, где выставляются предметы «с изюминкой»; в апреле - пасхальный; в мае - аукцион живописи и нумизматики и т. д. Самой доступной и демократичной формой являются дилерские аукционы, которые проводятся еженедельно. На них выставляются относительно недорогие вещи, изготовленные в XIX-XX вв. Это предметы быта, любопытные антикварные вещицы, среди которых часто попадаются и действительно ценные редкие произведения искусства, предмет интереса коллекционеров. Своеобразие схемы торгов заключается в том, что значительную часть предметов представляют и обычные комитенты (сдатчики), и дилеры - владельцы антикварных магазинов, галерей, профессиональные посредники. Это дает возможность разнообразить круг предметов на аукционе, расширить их географию.

Скульптурная композиция «Суд станового». Фарфор, роспись. Россия, Москва, завод Гарднера. 1870–1890
Скульптурная композиция «Суд станового». Фарфор, роспись. Россия, Москва, завод Гарднера. 1870–1890

В последнее время открылась новая перспектива пополнения рынка антиквариата в России за счет внешних вливаний. Это связано с отменой в январе 2004 года высокого налога на ввоз предметов старины. Дилеры, обладающие чутьем на дефицитные антикварные вещи, обеспечат приток предметов, пользующихся спросом в Москве. Пока этот процесс тормозят запреты на вывоз антиквариата, препятствующие торговому обороту. Специалисты полагают, что, как только налоговые барьеры падут, ситуация уравновесится, часть предметов уйдет на Запад, но такая же часть обретет рынок сбыта в России.

Говорить об истощении рынка антиквариата, на наш взгляд, сегодня преждевременно. Всегда есть новые возможности для развития. Насыщение рынка происходит не только за счет внешних вливаний, но и вследствие внутреннего обновления. Время от времени на торгах появляются предметы, которые многократно сменяли владельца. У каждой вещи свой период бытования в одних руках. С этим связан определенный «круговорот» предметов старины, за счет которого происходит частичное обновление арт-рынка.

Как правило, первоначально предмет попадает на рынок вследствие финансовых затруднений комитента. В случае с коллекционерами это нормальный процесс: можно пожертвовать одной вещью из коллекции ради приобретения других. В случае дилеров мотивацией яляется более выгодное краткосрочное вложение капитала. Предприниматели рассматривают покупку антиквариата как более долгосрочные инвестиции. В основном это касается живописи. К примеру, картина «хорошего» художника XX века может в течение нескольких лет украшать частный интерьер или способствовать престижу корпоративной коллекции, а по истечении этого срока принести прибыль. В среднем доходность вложений в антиквариат и предметы искусства в последние годы не может быть менее, чем 25% годовых. По данным статистики «Гелоса» за 2002-2003 гг. доходы от вложения средств в антиквариат составили 140-145% при средних сроках продажи предметов 7-8 месяцев.

После отмены в 2002 году лицензирования на антикварную торговлю резко возросло число неквалифицированных операторов на рынке. Многие институты сделали своим бизнесом производство экспертиз, и «легализовать» предмет в сфере искусства стало проще, чем найти его. В «Гелосе» к этому вопросу относятся достаточно щепетильно. На аукционе существует особый стринг «предметов до экспертизы».

Сегодня Аукционный дом оказывает полный спектр услуг на арт- рынке: оценка предметов, продажа с аукционов и формирование личных коллекций, обучение антикварному делу и возможность участия в Интернет-аукционах. Среди направлений деятельности «Гелоса» - живопись мастеров XVI - начала XX века, современное искусство, иконопись, нумизматика, ювелирное искусство, фалеристика, филателия, букинистика, декоративно-прикладное искусство, антикварная мебель и коллекционные вина. Таким образом, Аукционный дом собрал под своей крышей группу специалистов разного профиля, среди которых искусствоведы из МГУ, антиквары и оценщики - профессионалы в своей области. Взаимодействие всех этих важных составляющих позволяет активно оперировать на антикварном рынке и выделяет масштабы деятельности «Гелоса» среди предприятий подобного профиля.

«Гелос-Наследие»

Новым направлением антикварного бизнеса можно считать поиск и открытие неизвестных художников XX века. Как считает президент Аукцонного дома «Гелос» О.Н. Стецюра, значительные резервы для торговли имеет перспектива новых категорий предметов - искусства реализма советского периода. Сейчас этой сферой в той или иной степени занимаются многие мелкие дилеры и всего две-три крупные галереи (Леонида Шишкина, «Ковчег»). «Гелос» способен придать этому предприятию иные масштабы, использовав свой потенциал и накопленный опыт.

Редким антикварам доводится каждый день иметь дело с шедеврами русской живописи, работами музейного уровня и прославленными именами. На рынке чаще попадаются вещи второстепенные, малоизвестных мастеров и забытых художников, не получивших признания в советское время. Тем не менее живописное наследие этого периода огромно и до сих пор не исчерпано. При нынешней широте и всеядности арт-рынка процветают художники, работающие по принципу «чего изволите?». В продаже можно найти и живопись в духе передвижников, и «Сезанна», и «Грабаря». В этом смысле подлинная работа неизвестного шестидесятника должна стоить дороже, чем любой псевдо-Грабарь, при условии наличия определенного качества живописи, особого стиля у автора и подтвержденной независимыми экспертами художественной ценности его произведений.

Поиск и выявление талантливых художников и целых творческих групп, работавших в середине ХХ столетия, - задача нового направления в деятельности Аукционного дома. В галерее «Гелос-Наследие» скоро откроется персональная выставка неизвестного шестидесятника - армянского художника Тарона Гарибяна. Его необыкновенно богатые по колориту натюрморты и пейзажи отличаются своеобразной, ни на что не похожей манерой письма: от яркой экспрессии до тонких перемен настроения. С точки зрения профессионалов, Тарон был типичным маргиналом со сложной творческой судьбой шестидесятника, человека не из художественной среды, нигде не обучавшегося самородка. К открытию выставки будет опубликован каталог его работ. Популяризация живописного наследия неизвестных художников требует больших интеллектуальных и материальных ресурсов, поэтому сотрудники галереи «Гелос-Наследие» сознательно идут на риск в надежде, что новые имена рано или поздно обретут свое место в истории русской живописи XX века, а картины привлекут внимание коллекционеров.

Сегодня Аукционный дом «Гелос» не ограничивает свою деятельность только сферой торговли. Намечена широкая выставочная деятельность при поддержке Министерства культуры РФ, Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Союза художников России и многих других организаций, заинтересованных в сохранении наследия отечественного искусства. Для того чтобы зритель мог получить доступ к разнообразным работам из частных собраний отдельных коллекционеров, целых организаций или наследников ярких мастеров, постоянно функционирует некоммерческое культурно-просветительское учреждение - Музей «Гелос».

Иллюстрации
Неизвестный художник. Мужской портрет. Нидерланды, начало XVII в.
Неизвестный художник. Мужской портрет. Нидерланды, начало XVII в.
Дерево, масло. 43×27
Неизвестный художник. Женский портрет. Нидерланды, начало XVII в.
Неизвестный художник. Женский портрет. Нидерланды, начало XVII в.
Дерево, масло. 35×25,3
1 Рубль 1914 г. «На 200-летие морского сражения при мысе Гангут». Серебро, 19,98 гр.
1 Рубль 1914 г. «На 200-летие морского сражения при мысе Гангут». Серебро, 19,98 гр.
Состояние PROOF
5 Рублей 1888 г. Золото, 6,46 гр.
5 Рублей 1888 г. Золото, 6,46 гр.
Состояние PROOF
Вазы парные. Фарфор. Россия. 1811–1850-е
Вазы парные. Фарфор. Россия. 1811–1850-е
Молочник и сахарница «Маки». Серебро, золочение. Россия, Москва, фабрика Г.Клингерта. 1908–1916
Молочник и сахарница «Маки». Серебро, золочение. Россия, Москва, фабрика Г.Клингерта. 1908–1916
А.М. ИМХАНИЦКИЙ. Мост окружной железной дороги. 1966
А.М. ИМХАНИЦКИЙ. Мост окружной железной дороги. 1966
Картон, масло. 52×72
А.К. САВРАСОВ. Весна
А.К. САВРАСОВ. Весна
Холст, масло. 90×68,5
К.С. МАЛЕВИЧ. Автопортрет. Начало 1930-х
К.С. МАЛЕВИЧ. Автопортрет. Начало 1930-х
Холст, масло. 55×45
К.С. МАЛЕВИЧ. Портрет жены. Начало 1930-х
К.С. МАЛЕВИЧ. Портрет жены. Начало 1930-х
Холст, масло. 35,3×27,3
Дуэльный гарнитур с капсюльными пистолетами в коробке. Франция, Париж, мастерская «Гастин-Ренетт», около 1855
Дуэльный гарнитур с капсюльными пистолетами в коробке. Франция, Париж, мастерская «Гастин-Ренетт», около 1855
Ложка десертная в оригинальном футляре. Серебро, эмали. Россия, Москва, фирма К.Фаберже. 1908–1917
Ложка десертная в оригинальном футляре. Серебро, эмали. Россия, Москва, фирма К.Фаберже. 1908–1917
Пасхальный сувенир «Часы-яйцо» в футляре. Санкт-Петербург, фирма К.Фаберже, мастер М.Е.ПЕРХИН. 1896–1903
Пасхальный сувенир «Часы-яйцо» в футляре. Санкт-Петербург, фирма К.Фаберже, мастер М.Е.ПЕРХИН. 1896–1903
А.М. ГЕРАСИМОВ. Портрет дочери в саду. 1951
А.М. ГЕРАСИМОВ. Портрет дочери в саду. 1951
Холст, масло. 120×90
ТАРОН ГАРИБЯН. Натюрморт с розами
ТАРОН ГАРИБЯН. Натюрморт с розами
Картон, см. техника. 49×59

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play