Природа Урала в творчестве Аполлинария Васнецова
В начале 1890-х годов Аполлинарий Михайлович Васнецов начал работу над одним из своих главных пейзажных циклов, посвященным природе Среднего и Южного Урала. Для сбора натурного материала художник совершил две поездки - в 1890 и 1891 годах. Летом 1890 года по приглашению младшего брата Аркадия Михайловича Васнецова он больше месяца провел в небольшом заводском городе Кушва на Среднем Урале. Здесь он отправлялся в длительные путешествия по склонам близлежащих гор, делал карандашные зарисовки, писал этюды. Природа Урала напоминала художнику родной Вятский край, послужив источником вдохновения на многие годы[1].
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Гора Благодать. Урал. 1890. Этюд
Холст на картоне, масло. 38 х 31. © Государственная Третьяковская галерея, 2024
Свои впечатления от увиденного Аполлинарий Васнецов изложил в кратком путевом очерке «Из поездки на Урал». Он говорит о мощи и необъятности уральской природы: «Если леса, то они здесь выросли страшные, дремучие; и холмы поднялись до облаков; и реки потекли многоводные, до черноты глубокие, могучими извивами теряясь на горизонте; а дали раскинулись на многие десятки верст, далеко уходя в холодную синеву»[2].
О деталях поездки Аполлинарий Васнецов рассказывал в своих письмах друзьям и братьям, однако свидетельства об этом сохранились лишь в ответах художнику: «Твое восторженное описание Урала с великим удовольствием читал и сам тоже восторгался. Это я понимаю. Это не Крыму чета!»[3].
Наиболее интересным местом в окрестностях Кушвы была гора Благодать, с которой открывалась панорама на Кушвинский пруд и Синюю гору вдали. Местные предания связывали историю горы Благодать с именем вогула Степана Чумпина[4], убитого здесь соплеменниками. На месте его гибели, на вершине горы, были установлены памятник и часовня Преображения Господня, неоднократно становившиеся сюжетом для художников и фотографов. Аполлинарий Васнецов также обратился к этой теме в небольшой работе «Гора Благодать. Урал» (1890, ГТГ). Он изобразил часовню с беседкой на вершине горы. Силуэты детально проработанных построек четко выделяются на фоне яркого голубого неба. Массивный каменный утес, уступами поднимающийся вверх, написан обобщенно, широкими свободными мазками. Вытянутую вверх композицию уравновешивают высокие ели, обрамляющие гору. Светлые краски неба и мазки золотистой охры на стволах деревьев и гранях утеса создают радостное настроение. В этюде «Лес на горе Благодать» (1890, ГТГ) через просветы между елями, залитыми солнцем, просматриваются Кушвинский пруд и синие дали гор. Этюд «Гора Благодать» (1890, Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа), отличавшийся детальной проработкой пейзажа, Васнецов подарил Михаилу Васильевичу Нестерову, высоко ценившему уральские пейзажи художника.
В коллекции Третьяковской галереи хранятся также несколько панорамных этюдов с видами на горы и долины в окрестностях Кушвы («Сумерки. Кушва», «Синяя гора и Кушвинский пруд», «Гора Качканар», все - 1890).
Собранный в Кушве материал Васнецов использовал для создания иллюстраций к своему очерку «Из поездки на Урал». Одиннадцать черно-белых рисунков были объединены в две композиции из 5 и 6 рисунков, украшенные дополнительными декоративными элементами, и осенью 1890 года отправлены в журнал «Всемирная иллюстра- ция»5. Иллюстрированные путевые заметки становятся довольно популярными в это время, к тому же художник неоднократно публиковал свои работы в этом журнале, по-этому он рассчитывал на положительный ответ. Сохранилась его переписка с близким другом Николаем Николаевичем Хохряковым, из которой видно, что в течение зимы 1890-1891 годов Аполлинарий Васнецов неоднократно просит узнать, приняты ли его работы[6].
Однако, несмотря на то что художник изначально адаптировал натурные зарисовки и этюды под требования журнала[7], в печать приняли только статью. Потерпев неудачу, он писал Хохрякову: «Наверно, ты получил то письмо, где я говорил, чтобы ты предложил в “Иллюстрацию” хоть некоторые вырезать рисунки из виньеток, а что нельзя - то перерисовать тебе. Если они и на это не согласятся - не передашь ли в “Живописное обозрение”?»[8]. Только в 1892 году статью с рисунками напечатали в московском журнале «Царь-колокол» (№2). Из опубликованных рисунков два являются практически точными повторениями этюдов «Гора Благодать.
Урал» (ГТГ) и «Гора Благодать» (Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа). Однако в целом иллюстрации носят скорее топографический характер.
Летом 1891 года по приглашению писателя Владимира Людвиговича Кигна[9], служившего чиновником особых поручений Переселенческого управления в Оренбурге, Аполлинарий Васнецов совершил поездку на Южный Урал. Первую ее часть - до Преображенского завода Оренбургской губернии - Кигн описывает в серии очерков «Вокруг России: Польша. - Бессарабия. - Крым. - Урал. - Финляндия. - Нижний. Портреты и пейзажи», изданных в 1895 году. С тонким юмором и наблюдательностью он показывает разницу в мировосприятии художника и человека, не искушенного в изобразительном искусстве. Виды, казавшиеся писателю весьма живописными, оставляют его друга равнодушным, и наоборот, в невзрачном пейзаже художник мог увидеть красоту и показать ее на холсте.
В путевом альбоме Аполлинария Васнецова за 1891 год есть несколько рисунков с видами долин Южного Урала, рек Ики и Сурени, а также окрестностей Преображенского завода (все - 1891, ГТГ). В зарисовке окрестностей завода пейзажиста привлекли эффектные скальные образования и постройки. Это единственные рисунки Южного Урала, где он показывает крупным планом конкретные объекты, а не широкую панораму.
На одном из листов альбома (ГТГ) с изображениями горного хребта Уреньги и видами города Златоуста сохранились записи названий красок палитры, сделанные автором для дальнейшей работы маслом.
В этой же поездке художник написал один из самых интересных уральских этюдов - «Курган» (1891, ГТГ). Сильно вытянутая горизонтальная композиция, высокая линия горизонта и показанный крупным планом курган, покрытый россыпью цветов, создают необычный красочный образ, контрастирующий с более лаконичными и суровыми пейзажами Среднего Урала.
Рисунки и этюды из двух поездок на Урал стали основным материалом при создании Аполлинарием Васнецовым в 1890-х годах монументальных эпических полотен, принесших ему известность и во многом определивших дальнейшее развитие творчества.
Первой крупной работой уральского цикла стала «Тайга на Урале. Синяя гора» (1891, ГТГ). При разработке композиции живописец использовал этюд «Синяя гора и Кушвинский пруд», а также рисунки, подготовленные им для печати в журнале, однако прямых композиционных или сюжетных заимствований из натурных материалов нет ни в первой, ни в последующих картинах цикла.
Уже в первом монументальном пейзаже выявляется набор черт, характерных для большинства работ уральского цикла: панорамность и вид сверху, контраст детально проработанного, приближенного к зрителю первого плана и подернутого туманной дымкой обобщенного второго плана, мотив поваленного дерева. Эти черты в том или ином сочетании прослеживаются в пейзажах Среднего Урала («Северный край», 1899, ГРМ; «Горное озеро. Урал», 1892; Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск).
Пейзажи «Утро в Уральских горах» (1891), «Тайга на Урале. Синяя гора» были выставлены на XIX выставке ТПХВ (Товарищество передвижных художественных выставок) и получили хорошие отзывы. Для самого художника наиболее ценными стали теплые письма братьев, особенно Виктора Михайловича Васнецова, которому его картины «чрезвычайно понравились»[10].
В 1892 году художник написал картину «Горное озеро. Урал» (Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск), экспонировавшуюся на XXI выставке ТПХВ. Эпический образ суровой северной природы произвел огромное впечатление на Василия Михайловича Нестерова: «Картина эта должна перевернуть весь пейзажный мир, она, как событие, встряхнет и обновит этот мир. Это реквием, в нем тихо спят людские страсти, бродят упокоенные души усопших, ожидая, когда величайший творческий гений призовет и укажет им иной мир...»[11]. Вдохновленный высокой оценкой Нестерова, Аполлинарий Васнецов продолжил разрабатывать этот сюжет и создал еще два варианта: «Озеро в горной Башкирии» (1895, ГРМ) и «Баллада. Урал» (1897, Одесский художественный музей, Украина).
На основе воспоминаний о Южном Урале мастер исполнил картину «Оренбургские степи» (1893, Вятский художественный музей имени Васнецовых, Киров).
Лаконичный умиротворенный образ открытого пространства поэтично описан Владимиром Кигном: «Простор, безлюдье, молчание, подавляющее молчание; безграничные равнины, среди которых большие реки кажутся не больше дождевой струи; громадные холмы, на которых города лежат точно брызги; горы, неощутимо переходящие в равнины; равнины, незаметно подымающиеся на огромную высоту; раскаленное белое солнце; изредка синяя тучка, крылья которой покрывают тенью необозримое пространство, - вот она, русская центральная Азия, монотонная, как покорность, бесконечная, как небытие!»[12].
Благодаря уральским пейзажам имя Аполлинария Васнецова приобрело известность. Им начинают интересоваться, его картины все чаще покупают. Особенно важной стала XXIII выставка ТПХВ, на которой экспонировались два пейзажа из уральского цикла: «Кама» (1895, ГТГ) и «Сибирь» (1894, ГРМ). Обе картины получили прекрасные отзывы в прессе. Игорь Эммануилович Грабарь в своей статье о выставке отмечает «Сибирь»: «Васнецов стоит как-то в стороне, почти особняком от всех других пейзажистов. Он пошел дальше других, его полет выше, размах шире, натура оригинальнее, своеобразнее. <...> "Сибирь" также таинственна. Как-будто страшное что-то гнездится за темным лесом, синеющим вдали, ветер ревет по лощине, а всадник что есть духу мчится, боясь оглянуться назад»[13]. Обе картины были приобретены с выставки. «Каму» купил для своего собрания Павел Михайлович Третьяков, «Сибирь» - Николай Карлович фон Мекк.
После XXIII ТПХВ Аполлинария Васнецова активно приглашают к участию в других выставках, появляются новые заказы; так, в 1896 году Александр Николаевич Бенуа предложил принять участие в акварельной выставке, причем желательно с «уральскими видами»[14]. В 1897-м редактор журнала «Детский отдых» обратился с предложением проиллюстрировать рассказ Дмитрия Наркисо- вича Мамина-Сибиряка «В глуши» и добавил в письме: «.Кто еще способен иллюстрировать уральские рассказы, кроме Вас?»[15].
В картинах уральского цикла нашли воплощение многие темы, являвшиеся знаковыми в творческих и философских исканиях Аполлинария Васнецова: одиночество человека в мире и странничество («Сумеречный ветер», 1910-е, Вятский художественный музей, Киров), мистическое состояние природы («Сумрачный день. Урал», 1919, ГТГ; «Уральский пейзаж», 1891-1897, Нижнетагильский музей изобразительных искусств). В процессе работы над циклом были найдены стилевые приемы, воплощенные в картине «Озеро» (1902, ГТГ), проникнутой настроениями символизма.
На протяжении 1900-1910-х годов Аполлинарий Васнецов регулярно показывал уральские пейзажи на выставках, в том числе за рубежом. Так, картина «Сибирь» участвует во Всемирной выставке в Париже в 1900 году, а в 1907-м экспонируется в Мюнхене. Создаются и новые картины, которые, впрочем, уже не привлекают к себе такого внимания («Из уральских воспоминаний», 1907, местонахождение неизвестно).
Многие работы уральской серии репродуцировались в открытках в 1910-х годах. В семейном архиве Васнецовых сохранились черновые списки художника с предлагаемыми к печати сюжетами: «Гора Б[ольшой] Тага- най», «Синяя гора и Кушвинский пруд», «Дора] Качканар», «Южные предгорья Урала», «Дорога на г[ору] Благодать», «Лес на г[оре] Благодать»[16].
В 1920-х Аполлинарий Васнецов создает автолитографии по мотивам своих картин. Обращается он и к уральским материалам, однако в этот раз использует жанровые сюжеты, не нашедшие воплощения в живописных произведениях. В 1929 году ГИЗ[17] заказало художнику «четыре народные картины для последующего тиражирования»[18]. В эту серию вошли «Починок в Южном Урале», «Зимовка звероловов», «Сбор грибов» и «Лесопилка». Также в 1930-м была напечатана цветная автолитография «Переселенцы на Южном Урале». Эти произведения в стиле народных картинок стали последним обращением художника к теме Урала.
Начиная с 1890 года образы Урала занимали воображение художника на протяжении сорока лет, позволив выразить ему свои размышления о сути искусства и роли художника.
- Васнецов Ап. М. Как я сделался художником и как и что работал. Отрывок из автобиографии. 1929 // Отзвуки минувшего. М., 2006. С. 41.
- Васнецов Ап. М. Из поездки на Урал. 1892 // Отзвуки минувшего. М., 2006. С. 110.
- Н.Н. Хохряков - Ап. М. Васнецову. 4 ноября 1890 г. // ОР ГТГ. Ф. 11. Ед. хр. 87. Л. 1.
- Степан (Стефан) Анисимович Чумпин открыл месторождение железной руды на правом берегу реки Кушвы около впадения ее в реку Туру; позднее гору, где Чумпин нашел выходы руды на поверхность, назвали Благодать. Он указал это место представителю Уральской горнозаводской администрации. Чумпин по происхождению был вогулом (устаревшее, народность манси), согласно неподтвержденной легенде, был сожжен соплеменниками за то, что раскрыл русским местонахождение руды.
- Еженедельный иллюстрированный художественно-литературный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в книгоиздательстве Германа Гоппе с 1869-го по 1898 год.
- Ап. М. Васнецов - Н.Н. Хохрякову. 4 декабря 1890 г. // ОР ГТГ. Ф. 11. Ед. хр. 244. Л. 1. Ап. М. Васнецов - Н.Н. Хохрякову. 22 декабря 1890 г. // ОР ГТГ. Ф. 11. Ед. хр. 245. Л. 1.
- Ап. М. Васнецов - Н.Н. Хохрякову. 4 декабря 1890 г. // ОР ГТГ Ф 11. Ед. хр. 244. Л. 2.
- ОР ГТГ. Ф 11. Ед. хр. 246. Л. 1. «Живописное обозрение» - еженедельный иллюстрированный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге с 1872-го по 1905 год с перерывом в 1900-1902 годах.
- В.Л. Кигн - Ап. М. Васнецову. 16 мая 1891. ОР ГТГ. Ф. 11. Ед. хр. 593.
- В.М. Васнецов - Ап. М. Васнецову. 28 апреля 1891 г. // ОР ГТГ Ф. 11. Ед. хр. 458.
- М.В. Нестеров - Ап. М. Васнецову. 8 ноября 1982 г. // М.В. Нестеров. Письма. Л., 1988. С. 97.
- Кигн В.Л. Вокруг России: Польша. - Бессарабия. - Крым. - Урал. - Финляндия. - Нижний. Портреты и пейзажи. СПб., 1895. С. 338-339.
- Нива. №9. 1895. С. 220.
- А.Н. Бенуа - Ап. М. Васнецову. 20 июля 1896 г. // ОР ГТГ Ф. 11. Ед. хр. 9. Л. 1.
- Я. Барский - Ап. М. Васнецову. 14 января 1897 г. // ОР ГТГ. Ф. 11. Ед. хр. 349. Л. 1.
- ГТГ. Архив Музея Аполлинария Васнецова, МКВ МФ-АРХ-272.
- ГИЗ - Государственное издательство РСФСР (1919-1930).
- ОР ГТГ. Ф. 11. Ед. хр. 338. Л. 1.
Холст на картоне, масло. 22 х 17,5
© Государственная Третьяковская галерея, 2024
Холст на картоне, масло. 14,9 х 19
© Государственная Третьяковская галерея, 2024
Холст на картоне, масло. 13,8 х 18,4
© Государственная Третьяковская галерея, 2024
Бумага, карандаш. 14,5 х 24
© Государственная Третьяковская галерея, 2024
Бумага, карандаш. 14,5 х 24
© Государственная Третьяковская галерея, 2024
Бумага, карандаш. 14,5 х 24
© Государственная Третьяковская галерея, 2024
Бумага, карандаш. 14,5 х 24
© Государственная Третьяковская галерея, 2024
Холст на картоне, масло. 15,3 х 20,2
© Государственная Третьяковская галерея, 2024
Холст на картоне, масло. 29,1 х 35,5
© Государственная Третьяковская галерея, 2024
Дерево, масло. 8,5 х 28,7
© Государственная Третьяковская галерея, 2024
Холст, масло . 71 х 141
© Вятский художественный музей, Киров
Холст, масло. 107 х 178
© Русский музей, Санкт-Петербург, 2024
Холст на картоне, масло. 20,5 х 33,3
© Государственная Третьяковская галерея, 2024
Холст, масло. 143 * 250
© Государственная Третьяковская галерея, 2024
Холст, масло. 178 х 250
© Русский музей, Санкт-Петербург, 2024
Холст, маслою 106,5 х 111,5
© Государственная Третьяковская галерея, 2024
Автолитография. 35,7 х 50,8
© Государственная Третьяковская галерея, 2024
Автолитография. 38,5 х 43,7
© Государственная Третьяковская галерея, 2024
Автолитография. 30 х 46
© Государственная Третьяковская галерея, 2024