На родине Васнецовых
«…Целительный бальзам для души. О, милое Рябово, милое!»[1]
В мемориальном Музее-квартире художника Аполлинария Михайловича Васнецова в Фурманном переулке (дом 6) в Москве к выставке «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век», которая будет проходить в залах Новой Третьяковки с 24 мая по 4 ноября 2024 года, подготовлена небольшая экспозиция «На родине Васнецовых». В одном из залов будут представлены серия графических работ «Моя Родина» (1918-1919, 1924) и мемориальные предметы из собрания семьи художника, связанные с малой родиной - селом Рябово Вятского края.
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Начало мая. Рябово. 1918.
Серия «Моя Родина». Бумага на картоне, акварель, карандаш. Фрагмент
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Братья Аполлинарий Михайлович и Виктор Михайлович принадлежали к старинному вятскому роду священников. Их фамилия была хорошо известна в Вятском крае с первой половины XVII столетия. Многие поколения потомственных священнослужителей служили в церквях и монастырях вятской земли. В доме у Васнецовых всегда находилась икона преподобного Трифона Вятского - покровителя этой земли и, как считали в семье, покровителя рода Васнецовых.
Виктор Михайлович Васнецов о своих предках говорил: «Надо и семью свою хорошую вспомнить, и дедов и прадедов (все попы и преинтересные люди), которых я еще живыми помню»[2]. Глубоко верующие, честные, благородные, всесторонне образованные священники Васнецовы служили в храмах, обучали своих и крестьянских детей в приходских школах, участвовали в росписи и украшении строящихся церквей. Иван Иосифович Васнецов (конец 1733 - начало 1734 - 1812), прапрадед Аполлинария и Виктора, - диакон Спасской церкви села Ошеть.
Занимался строительством каменной церкви, подготовил эскизы для росписи теплого храма и расписал его вместе с Иваном Котлецовым. Принимал участие в оформлении иконостаса, выполнил чертежи каменной ограды церкви и решеток. Козьма Иванович Васнецов (1776-1827), прадед братьев-художников, обучался в духовной семинарии, посещал класс рисования Федора Черепанова и окончил его «с успехом весьма хорошим»[3]. Писал портреты, натюрморты, пейзажи. По его проектам возведены колокольня и каменная церковная ограда в селе Талоключенном (Талые Ключи), где Козьма Иванович служил настоятелем храма. Просторный дом для его семьи, каменные лавки для торговли на ярмарке в селе Талоключенном были построены тоже по его проектам. При церкви он собрал большую по тем временам библиотеку духовного и светского содержания - более 2000 томов. Прихожане под руководством К.И. Васнецова собрали средства на обеспечение вятского ополчения в Отечественной войне 1812 года. Личный энтузиазм Козьмы Ивановича был отмечен именной медалью. Добровольцами в вятское ополчение ушли причетники (служащие в храме) Алексей (20 лет) и Аким (19 лет), двоюродные родственники Козьмы Ивановича. Как и многие русские люди, Васнецовы разделили свою судьбу с судьбой России.
Спустя 100 лет, в 1914 году, в годы Первой мировой войны, два сына Виктора Михайловича - Михаил и Владимир - были призваны в действующую армию, причем Владимир ушел на фронт добровольцем. В годы Второй мировой войны ушли защищать Отечество внуки Виктора Михайловича - Юрий и Андрей, будущий художник, профессор живописи. Андрей участвовал в сражении на Курской дуге, дошел до Кенигсберга (ныне Калининград). Внук Аполлинария Михайловича Владимир также защищал Родину.
Василий Козьмич Васнецов (1801-1827), дед художников, после окончания духовной семинарии был назначен настоятелем храма в село Талоключенное (ныне село Богородское). В сентябре 1822 года женился на дочери потомственного священника Александра Григорьевича Вечтомова. Ольга Александровна, бабушка Аполлинария и Виктора, спустя пять лет после свадьбы осталась вдовой; с детьми она переехала в дом отца, считавшийся одним из самых богатых домов в Курчумском округе Вятской епархии. Уклад вечтомовского дома оказал огромное влияние на формирование взглядов и интересов Михаила (отца будущих художников братьев Васнецовых). Глава семейства священник А.Г. Вечтомов поддерживал увлечение своей дочери рисованием. Ольга Александровна до конца дней не расставалась с красками. Любовь к живописи унаследовал ее сын Михаил. Домашние занятия живописью и искусством стали семейной традицией.
Виктор Михайлович Васнецов вспоминал: «...Первыш настоящие картины мы с Аполлинарием увидели в доме нашей бабушки, к которой нас отец возил на “поклон” каждый раз, чуть только приедем из семинарии и немного отдохнем с дороги. Вот у этой бабушки мы увидели впервые развешанные в комнате по стенам не какие-нибудь лубочные картинки, а самые, как нам казалось, настоящие картины. Были это акварели, работы самой бабушки. Все одинакового размера, все под стеклом, в золотых рамках и все чинно в несколько рядов, заполняя стены квадратной гостиной, в которой бабушка торжественно восседала на мягком кресле, принимая гостей. Какие это были картины, я теперь не помню, но из того, что их берегли и показывали гостям, мы заключили, что картины эти настоящие, гордились талантом бабушки и втайне немного завидовали. Отец их тоже хвалил»[4]. Ольга Александровна непосредственно влияла на формирование художественных вкусов маленьких внуков.
Михаил Васильевич Васнецов (1823-1870), отец художников, по семейной традиции окончил Вятскую духовную семинарию. В 1844 году женился на дочери священника Ивана Тимофеевича Кибардина - Аполлинарии, хорошо образованной, имевшей добрый, отзывчивый характер. И.Т. Кибардин в течение многих лет пел в известном в Вятке архиерейском хоре; внуки унаследовали его музыкальные способности. Братья Васнецовы замечательно пели, особенно русские народные песни. Михаил Васильевич получил приход в селе Лопьял и был назначен настоятелем Богоявленской церкви. Семья Васнецовых прожила в этом селе с 1844-го по 1849 год. Здесь родились дети - Николай (1845) и Виктор (1848). В 1850 году Михаила Васильевича перевели в село Рябово Вятского уезда, в церковь Рождества Иоанна Предтечи, единственным священником прихода. В Рябове семья прожила более 20 лет. Тут у Васнецовых родилось еще четверо сыновей: Петр (1852), Аполлинарий (1856), Аркадий (1858) и Александр (1860). Большой и дружной была семья Васнецовых. Шестеро детей, и все мальчики. Духовным восприемником сыновей Николая, Петра, Аполлинария, Аркадия и Александра стал их дед - березенский священник Иван Тимофеевич Кибардин, а Виктора - бабушка Ольга Александровна.
В глухом селе Рябове прошли детские и юношеские годы Аполлинария Васнецова. Отец Михаил Васильевич оказал огромное влияние на воспитание сыновей и формирование их взглядов. Человек хорошо образованный и разносторонний, он не замыкался в кругу своих служебных обязанностей, развивал у мальчиков стремление к знаниям, умение видеть красоту вокруг себя. Всю жизнь Аполлинарий Михайлович хранил благодарную память об отце, в своей автобиографии «Как я сделался художником...» писал о нем: «Любовь к природе <...>, влюбленность в нее, наблюдательность была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Когда наступала весна, он звал меня в лес слушать зябликов, перед окнами мы ставили скворечники, вечерами всей семьей гуляли по полям. Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды, вращение небесного свода и его причины»[5].
В Рябове и его окрестностях, сохранивших старинный уклад жизни, в доме Васнецовых звучали русские народные песни, сказки, предания. Сказки рассказывали дед, Иван Тимофеевич Кибардин, и бабушка. Поэтому в творчестве братьев Васнецовых столь ощутимо влияние народного искусства - они познакомились с ним в раннем детстве и юности. В долгие зимние вечера всей семьей Васнецовы рассматривали и читали иллюстрированные журналы, присланные знакомыми из Вятки. Аполлинарию нравились пейзажные картинки, он их копировал.
Отец привил Аполлинарию любовь к астрономии, научил отличать звезды от планет, показал главные созвездия и Полярную звезду на небесном своде. Уже в детстве Аполлинарий имел представление о движении Земли и Луны, лунных фазах. Всей семьей Васнецовы наблюдали метеориты и кометы, в том числе комету Донати в 1858 году, солнечное затмение 1867 года, прохождение Меркурия через диск Солнца. Любимым чтением в семье была книга французского физика Франсуа Араго «Общепонятная астрономия».
Обстановка в доме в Рябове способствовала развитию художественных способностей у братьев Васнецовых и понимания красоты мира. Стены дома украшали картины и гравюры, литографии с работы испанского живописца Барталоме Мурильо «Иоанн Креститель в детстве с ягненком», «Ночь» работы В.Ф. Тимма, портрет архиерея неизвестного живописца, мозаичная картина Урала, присланная из Екатеринбурга.
Многие детские увлечения сохранились на всю жизнь, а любовь к природе, по словам Ап.М. Васнецова, воспитала в нем пейзажиста. Здесь, в Рябове, начинался и путь к познанию мира. В семье рисовали отец и брат Виктор. Аполлинарий старательно и увлеченно мелом выводил на бревенчатых стенах мезонина свои первые рисунки. Вспоминая детские годы, Аполлинарий Михайлович отмечал, что за порчу стен ему порядком доставалось от отца, но, увидев его настойчивость в продолжающихся «художествах», уже мылом, отец наконец-то выдал сыну серую бумагу и кусок карандаша. Теперь он мог беспрепятственно упражняться в любимом занятии.
В музее сохранились альбомы карандашных рисунков Аполлинария Васнецова за 1869-1872 годы, большинство рисунков выполнены «при руководстве» Виктора Михайловича, который следил за выбором и правильной передачей натуры, за формой и техникой. Почти все рисунки пейзажного характера. Он бережно хранил их в течение жизни как память о «милом Рябове».
Село и его окрестности показаны в рисунках «Село Рябово» (1871, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых), «Мельница Батариха» (1871, ГТГ), «Карпушин лес» (1871, ГТГ), «Деревня Вахруши» (1871, ГТГ), «Деревянный мост» (1872, ГТГ), «Баня» (1871, частное собрание, Москва) и других работах. Васнецов тщательно прорабатывает все детали пейзажа, применяет растушевку, пытается передать световые контрасты дня и ночи, оттенки первого снега, изображает движение облаков. Его внимание привлекают деревья, форма ветвей и стволов, листьев: «Сосна» (1871, частное собрание, Москва), «Липа» (1872-1874, ГТГ), «Лиственные деревья» (1869-1872, ГТГ). Юный художник стремится показать настроение, состояние природы, свои впечатления: «Пейзаж с луной» (1870, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых), «Северная природа. Туча» (1869-1872, РГАЛИ).
Живописные окрестности села, леса, дали, холмы, протекающая речка Рябовка, впадающая в реку Кордягу, Батариха - все становилось предметом исследования и изучения юного Аполлинария. Любимое место прогулок и путешествий - Батариха. Сохранилась трогательная запись об этом месте в юношеском дневнике, который Аполлинарий вел в начале 1870-х годов: «На западе в полверсты от нашего села лежит местность под названием Батариха. Эта местность не только одна мельница, но и ее окрестности. <...> ...Местность <...> я считаю самой живописной. Особенного внимания заслуживают обрыв и мыс, окаймляющий пруд. Обрыв почти отвесно висит над быстро текущей речкой, русло которой и берега усыпаны камнями и камешками, упавшими от утеса <...> и эта гора замечательна еще в геологическом отношении: здесь много я нахожу окаменелых костей, разных отпечатков и прочее <...>. Когда я это пишу, у меня в моем боку такое сделалось колотье, хоть реви»[6].
Не случайно за любовь к исследованиям и классификациям знаний братья прозвали Аполлинария «ученым». В витрине зала представлены несколько окаменелых предметов, собранных юным Аполлинарием в местечке Батариха. Здесь же вещи, которые он хранил до конца своих дней: обтянутая кожей чернильница, ручка и магнит.
Большинство рисунков в юношеском альбоме за 1872 год созданы под сильным впечатлением от поездок на каникулы домой в Рябово и обратно в Вятку, куда Аполлинарий был определен для учебы в Вятском духовном училище.
Ездить приходилось на лошадях: летом останавливались где-нибудь у реки, наблюдали рассвет, туман над рекой и восход солнца, а во время зимних переездов - лунные ночи в лесу, вьюги и непогоду. Увиденное и запомнившееся в дороге позднее «по представлению» воплощалось в рисунках.
Жизнь в Рябове протекала окруженная любовью, лаской и заботами родителей, поэтому так
радостны были приезды из Вятки домой на каникулы. Виктор Михайлович вспоминал: «...Когда мы приезжали домой на летние каникулы, ну конечно, была радостная встреча. Мать спешила хорошенько нас накормить, а отец после этого начинал проверять, как и чему мы учились, какие получили отметки. Потом требовал показать все наши рисунки, очень серьезно их рассматривал и строго критиковал, указывая на все подмеченные им ошибки. Кончив это дело, как-то немножко конфузясь и стесняясь перед нами, детьми, показывал свои работы - рисунки и этюды, выполненные масляными красками все виды окружающих село красивых мест»[7].
Рано осиротела семья Васнецовых. Когда Аполлинарию было 9 лет, умерла Аполлинария Ивановна (1866), в честь которой он был назван, смерть матери потрясла детскую душу. И как впоследствии вспоминал Ап.М. Васнецов, «я как бы проснулся, “прозрел”, стал видеть то, чего прежде не видел. С этого момента у меня как бы открылись глаза на природу»[8]. В 14 лет он потерял отца Михаила Васильевича (1870).
С сердечной болью вспоминал о родителях Аполлинарий в своем дневнике: «.Служили панихиду на могиле мамаши. О! Если бы живы были отец, мать и дедушка, тогда потекла другая жизнь, жизнь светлая и милая»[9].
В дальнейшем младших братьев опекали старшие, Николай и Виктор. Летом 1870 года в Вятку приехал Виктор Васнецов, учившийся тогда в Академии художеств в Петербурге. Увидев рисунки Аполлинария, он решил, что ему необходимо серьезно учиться, и договорился с художником Михалом Эльвиро Андриолли, отбывавшим ссылку в Вятке, о занятиях рисованием с Аполлинарием.
Каждое воскресенье Аполлинарий приходил к Андриолли со своими рисунками, выслушивал его замечания; под руководством учителя рисовал виды из окна, отдельно стоящие деревья, копировал литографии с работ популярного в то время швейцарского пейзажиста Александра Калама. Но главным учителем и наставником Аполлинария Васнецова на художественном пути стал старший брат Виктор. «Я и художником-то стал потому, что в детстве видел его рисунки и работы»[10], - вспоминал Ап.М. Васнецов.
Одним из самых сильных впечатлений детства, по воспоминаниям художника, была церковная живопись. Спустя годы старший брат Виктор напишет Аполлинарию: «Церковь закоптили как-то внутри, и наш любимый иконостас в холодной церкви линяет, и даже живопись лупится - так жалко и грустно. Самое живое впечатление все-таки от иконостаса и этой линяющей живописи - она та же и такое же живое художественное впечатление и воспоминание»[11].
Тема Родины прошла через все творчество Ап.М. Васнецова. На картине «Родина» (ГТГ, 1886) изображена затерявшаяся среди бескрайних полей и лугов убогая деревушка. За полоской леса, сливающегося с горизонтом, виднеется белая церковь, природа погружена в состояние тишины и покоя. Ощущение движения вносят лишь бегущие по небу кучевые облака и солнечный луч, скользящий по крышам крестьянских домов. Картина при малых размерах дает панорамный охват пространства. Едва ли не впервые в творчестве художника возникает элегическое настроение, философское раздумье о судьбе России, смысле жизни человека. Картина была приобретена П.М. Третьяковым.
«Родина» предшествует циклу эпических пейзажей Ап.М. Васнецова, создающих монументальный образ природы России - с бескрайними горизонтами, мощью лесов, полноводных рек, равнинными полями и необъятными просторами.
Аполлинарий Михайлович неоднократно в течение жизни навещал родные места, приезжал к братьям Аркадию и Александру в Вятку. В 1900 году, после 28-летнего отсутствия, он посетил родное село Рябово, родительский дом, могилы родителей. Он написал несколько этюдов родных мест, в экспозиции представлены некоторые из них: «Село Мухино. 12 верст от села Рябово», «Рябовский дом» (оба - 1900, ГТГ). Рядом с домом Васнецовых в селе Рябове сохранилась старинная липа, которую Аполлинарий Михайлович помнил с детства. На память он срезал веточку липы, которую приложил к этюду «Рябовский дом», ее также можно увидеть в экспозиции. Последний раз на родину в Вятку художник приезжал в гости к брату Аркадию Михайловичу в 1916 году.
К детским светлым воспоминаниям о Рябове Аполлинарий Васнецов возвратился на склоне лет, в один из самых тяжелых периодов своей жизни - в голодной замерзающей Москве, когда его тревожили неустройство и неопределенность жизни после революции, беспокойство за судьбу России и свою собственную.
В первые годы после Октябрьской революции произошли серьезные изменения в мире искусства. Московское училище живописи, ваяния и зодчества реорганизовали в Свободные художественные мастерские, от преподавания были отстранены старейшие педагоги, профессора-реалисты А.М. Корин, В.Н. Бакшеев, А.С. Степанов, Ап.М. Васнецов. У Васнецова отобрали и личную мастерскую в здании училища. Когда он был болен и отсутствовал в мастерской, картины погрузили на подводы и привезли ему на квартиру. Прекратилась возможность общения с учениками - все это стало тяжелейшим испытанием для художника. Аполлинария Михайловича, глубоко уязвленного незаслуженным отношением к себе, поддержал сын Всеволод. Стремясь отвлечь отца от тяжелых мыслей, сын подсказал ему тему: «Ты так задушевно рассказывал мне о Рябове, об его окрестностях <...>. Пройдись в своих воспоминаниях по дорогим тебе местам, полови рыбу на речке Батарихе, в пруду у мельницы, взгляни с пригорка на родное село, церковь, отчий дом. И вдруг отец как-то стазу ухватился за эту идею»[12]. Была оборудована мастерская в одной из комнат квартиры - бывшей столовой, и Аполлинарий Михайлович приступил к работе. Так начала создаваться серия акварелей «Моя Родина» (1918-1919, 1924), посвященная миру вятской глубинки и родительскому дому.
Художник погрузился в дорогие для него воспоминания детства и юности, пересматривал альбомы рисунков за 1869-1872 годы.
Работа над серией «Моя Родина» восстановила Аполлинарию Михайловичу душевное равновесие, вернула к деятельности, подарила утешение и радость творчества. «Рябовские акварели лежат под прессом, - сообщал Васнецов своему вятскому другу Н.Н. Хохрякову. - Вспомнить давно прошедшее милое детство - целительный бальзам для души. О, милое Рябово, милое!»[13].
Серия состоит из девяти акварелей (все - в собрании Музея Аполлинария Васнецова, филиал ГТГ). Работы выполнены в оригинальной смешанной технике - акварель поверх карандашного фиксированного рисунка, что придает картинам некоторую графичность.
Они поражают художественным мастерством и глубоким и проникновенным чувством любви к родному краю, дому, русской природе. Васнецов с большой точностью изобразил виды села Рябова и его окрестностей в разные времена года. В музейной экспозиции можно увидеть «Начало мая. Рябово» (1918), «Осень. Вид из окна столовой» (1919), «Наш дом. Рябово» (1918-1919, 1924), «Зимний вечер. Вид из окна гостиной на запад» (1924), «Мельница. Батариха» (1919), «Приготовление к Новогодней ярмарке» (1919), «Баня зимой (Баня и липа)» (1919).
На акварели «Наш дом» - зимний закат. Удивительно тонко показаны игра различных оттенков снега в тихий морозный вечер - от нежно-розовых до лилово-голубых, золотые отблески солнца на окошках деревянного дома с мезонином, окрашивающие в желто-оранжевые тона палисадник и колодец под заиндевевшим деревом. Раннее зимнее утро в акварели «Приготовление к Новогодней ярмарке»: над бескрайними заснеженными холмами и перелесками родного села небо затянуто снежными, синевато-серыми облаками. На переднем плане разворачивается сценка из жизни, знакомая художнику с детства. Крестьяне, приехавшие на торжище, строят прилавки и раскладывают нехитрый товар.
Лучезарным, теплым воспоминанием сохранилось Рябово в душе Аполлинария Михайловича Васнецова. После смерти братьев Виктора (1926) и Александра (1927) художник в письме к другу Н.Н. Хохрякову с горечью и болью писал: «Не с кем уж мне теперь вспомнить наше милое далекое Рябово - все кануло в вечность. Бывало, частенько мы в письмах трясли старину, далекую и сладостную, как отдаленные аккорды далекой прекрасной музыки <...>. О, милое детство! Милое Рябово! Вы, пихтовые и еловые, тихо шумящие лесочки и перелески, поля, волнующиеся нивой и жаворонками, ранняя весна со скворцами, и вы, журчащие по двору вешние ручейки-снежницы!.. Теперь только слезами так течь об утрате минувших счастливых дней, поистине счастливых.»[14].
После того как братья Васнецовы покинули Рябово в 1870-е годы, старший брат Николай выставил дом на продажу в 1873 году, и в начале 1877-го он был продан. Впоследствии в доме располагалось земское училище, а в советское время - Рябовская восьмилетняя школа. В 1978 году было принято решение открыть в селе Рябове, в доме, где прошли детские годы Виктора Михайловича и Аполлинария Михайловича Васнецовых, мемориальный дом-музей художников.
Благодаря совместным усилиям Всеволода Аполлинариевича Васнецова, сына художника, и его жены Екатерины Константиновны в Москве и Риммы Ивановны Фоминых и Анатолия Степановича Козлова на месте, в Кировской области стало возможным открытие Историко-мемориального и ландшафтного музея художников В.М. и Ап.М. Васнецовых «Рябово». Когда в Рябове восстанавливали усадьбу и реставрировали родной дом художника, карандашные рисунки и серия акварелей «Моя Родина» стали незаменимым документальным материалом.
- Из письма Ап.М. Васнецова Н.Н. Хохрякову от 25 мая 1919 г. // ОР ГТГ Ф. 11. Ед. хр. 314. Л. 2-3.
- Письмо В.М. Васнецова В.В. Стасову от 7 октября 1898 г. // Виктор Михайлович Васнецов. Мир художника. Письма. Дневники. Воспоминания. Документы. Суждения современников. М., 1987. С. 155. (Далее: В.М. Васнецов. Мир художника...)
- Цит. по: Виноградов О.Н. Вятский род Васнецовых. Киров, 1998. С. 15, 17-18.
- Там же. С. 15, 17-18.
- Аполлинарий Васнецов. К столетию со дня рождения: Труды Музея истории и реконструкции Москвы. Вып. VII. М., 1957. С. 125. (Далее: Аполлинарий Васнецов. К столетию со дня рождения.)
- Дневник Ап.М. Васнецова. 1870-1872 гг. // ОР ГТГ. Ф. 11. Ед. хр. 1. Л. 41. (Далее: Дневник Ап.М. Васнецова.)
- Цит. по: Виноградов О.Н. Вятский род Васнецовых. С. 19.
- Аполлинарий Васнецов. К столетию со дня рождения. С. 113.
- Дневник Ап.М. Васнецова // ОР ГТГ Ф. 11. Ед. хр. 1. Л. 61.
- Письмо Ап.М. Васнецова Н.Н. Хохрякову от 28 января 1928 г. // Архив Вс.Ап. Васнецова.
- Письмо В.М. Васнецова Ап.М. Васнецову от 17 июня 1914 г. // В.М. Васнецов. Мир художника... С. 237.
- Васнецов Вс. Страницы прошлого. Воспоминания о художниках братьях Васнецовых. Л., 1976. С. 115.
- Письмо Ап.М. Васнецова Н.Н. Хохрякову от 25 мая 1919 г. // ОР ГТГ Ф. 11. Ед. хр. 314. Л. 2-3.
- Письмо Ап.М. Васнецова Н.Н. Хохрякову от 9 мая 1927 г. // Архив Вс.Ап. Васнецова.
Серия «Моя Родина». Бумага на картоне, акварель, карандаш.
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Бумага, гравюра. 14,4 х 20,7
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Бумага, карандаш. 19,2 х 30,5
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Бумага, графитный карандаш, растушевка. 29,2 х 22,7
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Этюд. Дерево, масло. 11,8 х 18,6
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Этюд. Дерево, масло. 11,9 х 18,5
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Холст, масло. 49,2 * 72
© Государственная Третьяковская галерея, 2024
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Серия «Моя Родина». Бумага, акварель, карандаш. 49,7 х 69,8
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Серия «Моя Родина». Бумага на картоне, акварель, карандаш. 49,7 х 88,5
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Серия «Моя Родина». Бумага на картоне, акварель, карандаш. 60,9 х 89,4
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Серия «Моя Родина». Бумага, акварель, карандаш. 60,9 х 89,3
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Фотография
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024