На родине Васнецовых

Елена Ядохина

Рубрика: 
ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Номер журнала: 
#1 2024 (82)

«…Целительный бальзам для души. О, милое Рябово, милое!»[1]

В мемориальном Музее-квартире художника Аполлинария Михайловича Васнецова в Фурманном переулке (дом 6) в Москве к выставке «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век», которая будет проходить в залах Новой Третьяковки с 24 мая по 4 ноября 2024 года, подготовлена небольшая экспозиция «На родине Васнецовых». В одном из залов будут представлены серия графических работ «Моя Родина» (1918-1919, 1924) и мемориальные предметы из собрания семьи художника, связанные с малой родиной - селом Рябово Вятского края.

Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Начало мая. Рябово. 1918
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Начало мая. Рябово. 1918.
Серия «Моя Родина». Бумага на картоне, акварель, карандаш. Фрагмент
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024

Братья Аполлинарий Михайлович и Виктор Михайлович принадлежали к старинному вятскому роду священников. Их фамилия была хорошо известна в Вятском крае с первой половины XVII столетия. Многие поколения потомственных священнослужителей служили в церквях и монастырях вятской земли. В доме у Васнецовых всегда находилась икона преподобного Трифона Вятского - покровителя этой земли и, как считали в семье, покровителя рода Васнецовых.

Виктор Михайлович Васнецов о своих предках говорил: «Надо и семью свою хорошую вспомнить, и дедов и прадедов (все попы и преинтересные люди), которых я еще живыми помню»[2]. Глубоко верующие, честные, благородные, всесторонне образованные священники Васнецовы служили в храмах, обучали своих и крестьянских детей в приходских школах, участвовали в росписи и украшении строящихся церквей. Иван Иосифович Васнецов (конец 1733 - начало 1734 - 1812), прапрадед Аполлинария и Виктора, - диакон Спасской церкви села Ошеть.

Занимался строительством каменной церкви, подготовил эскизы для росписи теплого храма и расписал его вместе с Иваном Котлецовым. Принимал участие в оформлении иконостаса, выполнил чертежи каменной ограды церкви и решеток. Козьма Иванович Васнецов (1776-1827), прадед братьев-художников, обучался в духовной семинарии, посещал класс рисования Федора Черепанова и окончил его «с успехом весьма хорошим»[3]. Писал портреты, натюрморты, пейзажи. По его проектам возведены колокольня и каменная церковная ограда в селе Талоключенном (Талые Ключи), где Козьма Иванович служил настоятелем храма. Просторный дом для его семьи, каменные лавки для торговли на ярмарке в селе Талоключенном были построены тоже по его проектам. При церкви он собрал большую по тем временам библиотеку духовного и светского содержания - более 2000 томов. Прихожане под руководством К.И. Васнецова собрали средства на обеспечение вятского ополчения в Отечественной войне 1812 года. Личный энтузиазм Козьмы Ивановича был отмечен именной медалью. Добровольцами в вятское ополчение ушли причетники (служащие в храме) Алексей (20 лет) и Аким (19 лет), двоюродные родственники Козьмы Ивановича. Как и многие русские люди, Васнецовы разделили свою судьбу с судьбой России.

Спустя 100 лет, в 1914 году, в годы Первой мировой войны, два сына Виктора Михайловича - Михаил и Владимир - были призваны в действующую армию, причем Владимир ушел на фронт добровольцем. В годы Второй мировой войны ушли защищать Отечество внуки Виктора Михайловича - Юрий и Андрей, будущий художник, профессор живописи. Андрей участвовал в сражении на Курской дуге, дошел до Кенигсберга (ныне Калининград). Внук Аполлинария Михайловича Владимир также защищал Родину.

Василий Козьмич Васнецов (1801-1827), дед художников, после окончания духовной семинарии был назначен настоятелем храма в село Талоключенное (ныне село Богородское). В сентябре 1822 года женился на дочери потомственного священника Александра Григорьевича Вечтомова. Ольга Александровна, бабушка Аполлинария и Виктора, спустя пять лет после свадьбы осталась вдовой; с детьми она переехала в дом отца, считавшийся одним из самых богатых домов в Курчумском округе Вятской епархии. Уклад вечтомовского дома оказал огромное влияние на формирование взглядов и интересов Михаила (отца будущих художников братьев Васнецовых). Глава семейства священник А.Г. Вечтомов поддерживал увлечение своей дочери рисованием. Ольга Александровна до конца дней не расставалась с красками. Любовь к живописи унаследовал ее сын Михаил. Домашние занятия живописью и искусством стали семейной традицией.

Виктор Михайлович Васнецов вспоминал: «...Первыш настоящие картины мы с Аполлинарием увидели в доме нашей бабушки, к которой нас отец возил на “поклон” каждый раз, чуть только приедем из семинарии и немного отдохнем с дороги. Вот у этой бабушки мы увидели впервые развешанные в комнате по стенам не какие-нибудь лубочные картинки, а самые, как нам казалось, настоящие картины. Были это акварели, работы самой бабушки. Все одинакового размера, все под стеклом, в золотых рамках и все чинно в несколько рядов, заполняя стены квадратной гостиной, в которой бабушка торжественно восседала на мягком кресле, принимая гостей. Какие это были картины, я теперь не помню, но из того, что их берегли и показывали гостям, мы заключили, что картины эти настоящие, гордились талантом бабушки и втайне немного завидовали. Отец их тоже хвалил»[4]. Ольга Александровна непосредственно влияла на формирование художественных вкусов маленьких внуков.

Михаил Васильевич Васнецов (1823-1870), отец художников, по семейной традиции окончил Вятскую духовную семинарию. В 1844 году женился на дочери священника Ивана Тимофеевича Кибардина - Аполлинарии, хорошо образованной, имевшей добрый, отзывчивый характер. И.Т. Кибардин в течение многих лет пел в известном в Вятке архиерейском хоре; внуки унаследовали его музыкальные способности. Братья Васнецовы замечательно пели, особенно русские народные песни. Михаил Васильевич получил приход в селе Лопьял и был назначен настоятелем Богоявленской церкви. Семья Васнецовых прожила в этом селе с 1844-го по 1849 год. Здесь родились дети - Николай (1845) и Виктор (1848). В 1850 году Михаила Васильевича перевели в село Рябово Вятского уезда, в церковь Рождества Иоанна Предтечи, единственным священником прихода. В Рябове семья прожила более 20 лет. Тут у Васнецовых родилось еще четверо сыновей: Петр (1852), Аполлинарий (1856), Аркадий (1858) и Александр (1860). Большой и дружной была семья Васнецовых. Шестеро детей, и все мальчики. Духовным восприемником сыновей Николая, Петра, Аполлинария, Аркадия и Александра стал их дед - березенский священник Иван Тимофеевич Кибардин, а Виктора - бабушка Ольга Александровна.

В глухом селе Рябове прошли детские и юношеские годы Аполлинария Васнецова. Отец Михаил Васильевич оказал огромное влияние на воспитание сыновей и формирование их взглядов. Человек хорошо образованный и разносторонний, он не замыкался в кругу своих служебных обязанностей, развивал у мальчиков стремление к знаниям, умение видеть красоту вокруг себя. Всю жизнь Аполлинарий Михайлович хранил благодарную память об отце, в своей автобиографии «Как я сделался художником...» писал о нем: «Любовь к природе <...>, влюбленность в нее, наблюдательность была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Когда наступала весна, он звал меня в лес слушать зябликов, перед окнами мы ставили скворечники, вечерами всей семьей гуляли по полям. Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды, вращение небесного свода и его причины»[5].

В Рябове и его окрестностях, сохранивших старинный уклад жизни, в доме Васнецовых звучали русские народные песни, сказки, предания. Сказки рассказывали дед, Иван Тимофеевич Кибардин, и бабушка. Поэтому в творчестве братьев Васнецовых столь ощутимо влияние народного искусства - они познакомились с ним в раннем детстве и юности. В долгие зимние вечера всей семьей Васнецовы рассматривали и читали иллюстрированные журналы, присланные знакомыми из Вятки. Аполлинарию нравились пейзажные картинки, он их копировал.

Отец привил Аполлинарию любовь к астрономии, научил отличать звезды от планет, показал главные созвездия и Полярную звезду на небесном своде. Уже в детстве Аполлинарий имел представление о движении Земли и Луны, лунных фазах. Всей семьей Васнецовы наблюдали метеориты и кометы, в том числе комету Донати в 1858 году, солнечное затмение 1867 года, прохождение Меркурия через диск Солнца. Любимым чтением в семье была книга французского физика Франсуа Араго «Общепонятная астрономия».

Обстановка в доме в Рябове способствовала развитию художественных способностей у братьев Васнецовых и понимания красоты мира. Стены дома украшали картины и гравюры, литографии с работы испанского живописца Барталоме Мурильо «Иоанн Креститель в детстве с ягненком», «Ночь» работы В.Ф. Тимма, портрет архиерея неизвестного живописца, мозаичная картина Урала, присланная из Екатеринбурга.

Многие детские увлечения сохранились на всю жизнь, а любовь к природе, по словам Ап.М. Васнецова, воспитала в нем пейзажиста. Здесь, в Рябове, начинался и путь к познанию мира. В семье рисовали отец и брат Виктор. Аполлинарий старательно и увлеченно мелом выводил на бревенчатых стенах мезонина свои первые рисунки. Вспоминая детские годы, Аполлинарий Михайлович отмечал, что за порчу стен ему порядком доставалось от отца, но, увидев его настойчивость в продолжающихся «художествах», уже мылом, отец наконец-то выдал сыну серую бумагу и кусок карандаша. Теперь он мог беспрепятственно упражняться в любимом занятии.

В музее сохранились альбомы карандашных рисунков Аполлинария Васнецова за 1869-1872 годы, большинство рисунков выполнены «при руководстве» Виктора Михайловича, который следил за выбором и правильной передачей натуры, за формой и техникой. Почти все рисунки пейзажного характера. Он бережно хранил их в течение жизни как память о «милом Рябове».

Село и его окрестности показаны в рисунках «Село Рябово» (1871, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых), «Мельница Батариха» (1871, ГТГ), «Карпушин лес» (1871, ГТГ), «Деревня Вахруши» (1871, ГТГ), «Деревянный мост» (1872, ГТГ), «Баня» (1871, частное собрание, Москва) и других работах. Васнецов тщательно прорабатывает все детали пейзажа, применяет растушевку, пытается передать световые контрасты дня и ночи, оттенки первого снега, изображает движение облаков. Его внимание привлекают деревья, форма ветвей и стволов, листьев: «Сосна» (1871, частное собрание, Москва), «Липа» (1872-1874, ГТГ), «Лиственные деревья» (1869-1872, ГТГ). Юный художник стремится показать настроение, состояние природы, свои впечатления: «Пейзаж с луной» (1870, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых), «Северная природа. Туча» (1869-1872, РГАЛИ).

Живописные окрестности села, леса, дали, холмы, протекающая речка Рябовка, впадающая в реку Кордягу, Батариха - все становилось предметом исследования и изучения юного Аполлинария. Любимое место прогулок и путешествий - Батариха. Сохранилась трогательная запись об этом месте в юношеском дневнике, который Аполлинарий вел в начале 1870-х годов: «На западе в полверсты от нашего села лежит местность под названием Батариха. Эта местность не только одна мельница, но и ее окрестности. <...> ...Местность <...> я считаю самой живописной. Особенного внимания заслуживают обрыв и мыс, окаймляющий пруд. Обрыв почти отвесно висит над быстро текущей речкой, русло которой и берега усыпаны камнями и камешками, упавшими от утеса <...> и эта гора замечательна еще в геологическом отношении: здесь много я нахожу окаменелых костей, разных отпечатков и прочее <...>. Когда я это пишу, у меня в моем боку такое сделалось колотье, хоть реви»[6].

Не случайно за любовь к исследованиям и классификациям знаний братья прозвали Аполлинария «ученым». В витрине зала представлены несколько окаменелых предметов, собранных юным Аполлинарием в местечке Батариха. Здесь же вещи, которые он хранил до конца своих дней: обтянутая кожей чернильница, ручка и магнит.

Большинство рисунков в юношеском альбоме за 1872 год созданы под сильным впечатлением от поездок на каникулы домой в Рябово и обратно в Вятку, куда Аполлинарий был определен для учебы в Вятском духовном училище.

Ездить приходилось на лошадях: летом останавливались где-нибудь у реки, наблюдали рассвет, туман над рекой и восход солнца, а во время зимних переездов - лунные ночи в лесу, вьюги и непогоду. Увиденное и запомнившееся в дороге позднее «по представлению» воплощалось в рисунках.

Жизнь в Рябове протекала окруженная любовью, лаской и заботами родителей, поэтому так
радостны были приезды из Вятки домой на каникулы. Виктор Михайлович вспоминал: «...Когда мы приезжали домой на летние каникулы, ну конечно, была радостная встреча. Мать спешила хорошенько нас накормить, а отец после этого начинал проверять, как и чему мы учились, какие получили отметки. Потом требовал показать все наши рисунки, очень серьезно их рассматривал и строго критиковал, указывая на все подмеченные им ошибки. Кончив это дело, как-то немножко конфузясь и стесняясь перед нами, детьми, показывал свои работы - рисунки и этюды, выполненные масляными красками все виды окружающих село красивых мест»[7].

Рано осиротела семья Васнецовых. Когда Аполлинарию было 9 лет, умерла Аполлинария Ивановна (1866), в честь которой он был назван, смерть матери потрясла детскую душу. И как впоследствии вспоминал Ап.М. Васнецов, «я как бы проснулся, “прозрел”, стал видеть то, чего прежде не видел. С этого момента у меня как бы открылись глаза на природу»[8]. В 14 лет он потерял отца Михаила Васильевича (1870).

С сердечной болью вспоминал о родителях Аполлинарий в своем дневнике: «.Служили панихиду на могиле мамаши. О! Если бы живы были отец, мать и дедушка, тогда потекла другая жизнь, жизнь светлая и милая»[9].

В дальнейшем младших братьев опекали старшие, Николай и Виктор. Летом 1870 года в Вятку приехал Виктор Васнецов, учившийся тогда в Академии художеств в Петербурге. Увидев рисунки Аполлинария, он решил, что ему необходимо серьезно учиться, и договорился с художником Михалом Эльвиро Андриолли, отбывавшим ссылку в Вятке, о занятиях рисованием с Аполлинарием.

Каждое воскресенье Аполлинарий приходил к Андриолли со своими рисунками, выслушивал его замечания; под руководством учителя рисовал виды из окна, отдельно стоящие деревья, копировал литографии с работ популярного в то время швейцарского пейзажиста Александра Калама. Но главным учителем и наставником Аполлинария Васнецова на художественном пути стал старший брат Виктор. «Я и художником-то стал потому, что в детстве видел его рисунки и работы»[10], - вспоминал Ап.М. Васнецов.

Одним из самых сильных впечатлений детства, по воспоминаниям художника, была церковная живопись. Спустя годы старший брат Виктор напишет Аполлинарию: «Церковь закоптили как-то внутри, и наш любимый иконостас в холодной церкви линяет, и даже живопись лупится - так жалко и грустно. Самое живое впечатление все-таки от иконостаса и этой линяющей живописи - она та же и такое же живое художественное впечатление и воспоминание»[11].

Тема Родины прошла через все творчество Ап.М. Васнецова. На картине «Родина» (ГТГ, 1886) изображена затерявшаяся среди бескрайних полей и лугов убогая деревушка. За полоской леса, сливающегося с горизонтом, виднеется белая церковь, природа погружена в состояние тишины и покоя. Ощущение движения вносят лишь бегущие по небу кучевые облака и солнечный луч, скользящий по крышам крестьянских домов. Картина при малых размерах дает панорамный охват пространства. Едва ли не впервые в творчестве художника возникает элегическое настроение, философское раздумье о судьбе России, смысле жизни человека. Картина была приобретена П.М. Третьяковым.

«Родина» предшествует циклу эпических пейзажей Ап.М. Васнецова, создающих монументальный образ природы России - с бескрайними горизонтами, мощью лесов, полноводных рек, равнинными полями и необъятными просторами.

Аполлинарий Михайлович неоднократно в течение жизни навещал родные места, приезжал к братьям Аркадию и Александру в Вятку. В 1900 году, после 28-летнего отсутствия, он посетил родное село Рябово, родительский дом, могилы родителей. Он написал несколько этюдов родных мест, в экспозиции представлены некоторые из них: «Село Мухино. 12 верст от села Рябово», «Рябовский дом» (оба - 1900, ГТГ). Рядом с домом Васнецовых в селе Рябове сохранилась старинная липа, которую Аполлинарий Михайлович помнил с детства. На память он срезал веточку липы, которую приложил к этюду «Рябовский дом», ее также можно увидеть в экспозиции. Последний раз на родину в Вятку художник приезжал в гости к брату Аркадию Михайловичу в 1916 году.

К детским светлым воспоминаниям о Рябове Аполлинарий Васнецов возвратился на склоне лет, в один из самых тяжелых периодов своей жизни - в голодной замерзающей Москве, когда его тревожили неустройство и неопределенность жизни после революции, беспокойство за судьбу России и свою собственную.

В первые годы после Октябрьской революции произошли серьезные изменения в мире искусства. Московское училище живописи, ваяния и зодчества реорганизовали в Свободные художественные мастерские, от преподавания были отстранены старейшие педагоги, профессора-реалисты А.М. Корин, В.Н. Бакшеев, А.С. Степанов, Ап.М. Васнецов. У Васнецова отобрали и личную мастерскую в здании училища. Когда он был болен и отсутствовал в мастерской, картины погрузили на подводы и привезли ему на квартиру. Прекратилась возможность общения с учениками - все это стало тяжелейшим испытанием для художника. Аполлинария Михайловича, глубоко уязвленного незаслуженным отношением к себе, поддержал сын Всеволод. Стремясь отвлечь отца от тяжелых мыслей, сын подсказал ему тему: «Ты так задушевно рассказывал мне о Рябове, об его окрестностях <...>. Пройдись в своих воспоминаниях по дорогим тебе местам, полови рыбу на речке Батарихе, в пруду у мельницы, взгляни с пригорка на родное село, церковь, отчий дом. И вдруг отец как-то стазу ухватился за эту идею»[12]. Была оборудована мастерская в одной из комнат квартиры - бывшей столовой, и Аполлинарий Михайлович приступил к работе. Так начала создаваться серия акварелей «Моя Родина» (1918-1919, 1924), посвященная миру вятской глубинки и родительскому дому.

Художник погрузился в дорогие для него воспоминания детства и юности, пересматривал альбомы рисунков за 1869-1872 годы.

Работа над серией «Моя Родина» восстановила Аполлинарию Михайловичу душевное равновесие, вернула к деятельности, подарила утешение и радость творчества. «Рябовские акварели лежат под прессом, - сообщал Васнецов своему вятскому другу Н.Н. Хохрякову. - Вспомнить давно прошедшее милое детство - целительный бальзам для души. О, милое Рябово, милое!»[13].

Серия состоит из девяти акварелей (все - в собрании Музея Аполлинария Васнецова, филиал ГТГ). Работы выполнены в оригинальной смешанной технике - акварель поверх карандашного фиксированного рисунка, что придает картинам некоторую графичность.

Они поражают художественным мастерством и глубоким и проникновенным чувством любви к родному краю, дому, русской природе. Васнецов с большой точностью изобразил виды села Рябова и его окрестностей в разные времена года. В музейной экспозиции можно увидеть «Начало мая. Рябово» (1918), «Осень. Вид из окна столовой» (1919), «Наш дом. Рябово» (1918-1919, 1924), «Зимний вечер. Вид из окна гостиной на запад» (1924), «Мельница. Батариха» (1919), «Приготовление к Новогодней ярмарке» (1919), «Баня зимой (Баня и липа)» (1919).

На акварели «Наш дом» - зимний закат. Удивительно тонко показаны игра различных оттенков снега в тихий морозный вечер - от нежно-розовых до лилово-голубых, золотые отблески солнца на окошках деревянного дома с мезонином, окрашивающие в желто-оранжевые тона палисадник и колодец под заиндевевшим деревом. Раннее зимнее утро в акварели «Приготовление к Новогодней ярмарке»: над бескрайними заснеженными холмами и перелесками родного села небо затянуто снежными, синевато-серыми облаками. На переднем плане разворачивается сценка из жизни, знакомая художнику с детства. Крестьяне, приехавшие на торжище, строят прилавки и раскладывают нехитрый товар.

Лучезарным, теплым воспоминанием сохранилось Рябово в душе Аполлинария Михайловича Васнецова. После смерти братьев Виктора (1926) и Александра (1927) художник в письме к другу Н.Н. Хохрякову с горечью и болью писал: «Не с кем уж мне теперь вспомнить наше милое далекое Рябово - все кануло в вечность. Бывало, частенько мы в письмах трясли старину, далекую и сладостную, как отдаленные аккорды далекой прекрасной музыки <...>. О, милое детство! Милое Рябово! Вы, пихтовые и еловые, тихо шумящие лесочки и перелески, поля, волнующиеся нивой и жаворонками, ранняя весна со скворцами, и вы, журчащие по двору вешние ручейки-снежницы!.. Теперь только слезами так течь об утрате минувших счастливых дней, поистине счастливых.»[14].

После того как братья Васнецовы покинули Рябово в 1870-е годы, старший брат Николай выставил дом на продажу в 1873 году, и в начале 1877-го он был продан. Впоследствии в доме располагалось земское училище, а в советское время - Рябовская восьмилетняя школа. В 1978 году было принято решение открыть в селе Рябове, в доме, где прошли детские годы Виктора Михайловича и Аполлинария Михайловича Васнецовых, мемориальный дом-музей художников.

Благодаря совместным усилиям Всеволода Аполлинариевича Васнецова, сына художника, и его жены Екатерины Константиновны в Москве и Риммы Ивановны Фоминых и Анатолия Степановича Козлова на месте, в Кировской области стало возможным открытие Историко-мемориального и ландшафтного музея художников В.М. и Ап.М. Васнецовых «Рябово». Когда в Рябове восстанавливали усадьбу и реставрировали родной дом художника, карандашные рисунки и серия акварелей «Моя Родина» стали незаменимым документальным материалом.

 

  1. Из письма Ап.М. Васнецова Н.Н. Хохрякову от 25 мая 1919 г. // ОР ГТГ Ф. 11. Ед. хр. 314. Л. 2-3.
  2. Письмо В.М. Васнецова В.В. Стасову от 7 октября 1898 г. // Виктор Михайлович Васнецов. Мир художника. Письма. Дневники. Воспоминания. Документы. Суждения современников. М., 1987. С. 155. (Далее: В.М. Васнецов. Мир художника...)
  3. Цит. по: Виноградов О.Н. Вятский род Васнецовых. Киров, 1998. С. 15, 17-18.
  4. Там же. С. 15, 17-18.
  5. Аполлинарий Васнецов. К столетию со дня рождения: Труды Музея истории и реконструкции Москвы. Вып. VII. М., 1957. С. 125. (Далее: Аполлинарий Васнецов. К столетию со дня рождения.)
  6. Дневник Ап.М. Васнецова. 1870-1872 гг. // ОР ГТГ. Ф. 11. Ед. хр. 1. Л. 41. (Далее: Дневник Ап.М. Васнецова.)
  7. Цит. по: Виноградов О.Н. Вятский род Васнецовых. С. 19.
  8. Аполлинарий Васнецов. К столетию со дня рождения. С. 113.
  9. Дневник Ап.М. Васнецова // ОР ГТГ Ф. 11. Ед. хр. 1. Л. 61.
  10. Письмо Ап.М. Васнецова Н.Н. Хохрякову от 28 января 1928 г. // Архив Вс.Ап. Васнецова.
  11. Письмо В.М. Васнецова Ап.М. Васнецову от 17 июня 1914 г. // В.М. Васнецов. Мир художника... С. 237.
  12. Васнецов Вс. Страницы прошлого. Воспоминания о художниках братьях Васнецовых. Л., 1976. С. 115.
  13. Письмо Ап.М. Васнецова Н.Н. Хохрякову от 25 мая 1919 г. // ОР ГТГ Ф. 11. Ед. хр. 314. Л. 2-3.
  14. Письмо Ап.М. Васнецова Н.Н. Хохрякову от 9 мая 1927 г. // Архив Вс.Ап. Васнецова.
Иллюстрации
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Приготовление к Новогодней ярмарке. 1919. Фрагмент
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Приготовление к Новогодней ярмарке. 1919. Фрагмент
Серия «Моя Родина». Бумага на картоне, акварель, карандаш.
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Село Рябово. 1885
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Село Рябово. 1885.
Бумага, гравюра. 14,4 х 20,7
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Ап.М. Васнецов. Художник. 1890-е
Ап.М. Васнецов. Художник. 1890-е.
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Вид из окна. Рябово. 1871
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Вид из окна. Рябово. 1871
Бумага, карандаш. 19,2 х 30,5
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Портрет Михаила Васильевича Васнецова, отца художника. 1870
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Портрет Михаила Васильевича Васнецова, отца художника. 1870
Бумага, графитный карандаш, растушевка. 29,2 х 22,7
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Село Рябово Вятской губернии. Церковь и дом священника М.В. Васнецова. Конец XIX - начало ХХ века
Село Рябово Вятской губернии. Церковь и дом священника М.В. Васнецова. Конец XIX - начало ХХ века.
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Село Мухино. 12 верст от села Рябова. 1900
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Село Мухино. 12 верст от села Рябова. 1900
Этюд. Дерево, масло. 11,8 х 18,6
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Рябовский дом. 1900
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Рябовский дом. 1900.
Этюд. Дерево, масло. 11,9 х 18,5
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Родина. 1886
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Родина. 1886
Холст, масло. 49,2 * 72
© Государственная Третьяковская галерея, 2024
Ап.М. Васнецов с семьей в гостях у Аркадия Михайловича Васнецова в городе Вятке. 1916
Ап.М. Васнецов с семьей в гостях у Аркадия Михайловича Васнецова в городе Вятке. 1916.
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Баня зимой. 1919
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Баня зимой. 1919.
Серия «Моя Родина». Бумага, акварель, карандаш. 49,7 х 69,8
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Наш дом. Рябово. 1918-1919, 1924
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Наш дом. Рябово. 1918-1919, 1924.
Серия «Моя Родина». Бумага на картоне, акварель, карандаш. 49,7 х 88,5
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Начало мая. Рябово. 1918
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Начало мая. Рябово. 1918.
Серия «Моя Родина». Бумага на картоне, акварель, карандаш. 60,9 х 89,4
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Приготовление к Новогодней ярмарке. 1919
Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ. Приготовление к Новогодней ярмарке. 1919.
Серия «Моя Родина». Бумага, акварель, карандаш. 60,9 х 89,3
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Надгробная плита на могиле Михаила Васильевича Васнецова (отца братьев Васнецовых). Село Рябово Кировской области. 1960
Надгробная плита на могиле Михаила Васильевича Васнецова (отца братьев Васнецовых). Село Рябово Кировской области. 1960
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Старое Рябово и его окрестности. 1960
Старое Рябово и его окрестности. 1960
Фотография
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play