Музей Аполлинария Васнецова в Фурманном переулке

Ирина Ртищева

Рубрика: 
МУЗЕИ РОССИИ
Номер журнала: 
#1 2024 (82)

В московской квартире в Фурманном переулке пейзажист и исследователь Москвы Аполлинарий Михайлович Васнецов прожил тридцать лет (1903-1933). В 1960 году в квартире художника открылась мемориальная мастерская, в 1965-м - мемориальный музей. Притягательная атмосфера прошлого и многогранная личность живописца собирают в его стенах все новых и новых гостей.

Аполлинарий Михайлович Васнецов в профиль. Конец XIX - начало XX века
Аполлинарий Михайлович Васнецов в профиль. Конец XIX - начало XX века.
Фотография © Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024

Аполлинарий Васнецов (1856-1933) родился в далекой Вятской губернии в многодетной семье сельского священника. Впервые он приехал в Москву в 1878 году вслед за старшим братом Виктором Михайловичем Васнецовым. Город привлекал живописцев духом старины и богатым историческим прошлым. С первых дней пребывания в Москве молодой провинциал был поражен ее неповторимым обликом. Все свободное время он посвящал «кружению» вокруг Кремля, зарисовкам улиц, древних палат и храмов.

Художник окончательно стал жителем Москвы только в 1891 году, поселившись на долгие десять лет в гостинице «Кокоревское подворье» на Софийской набережной. В отличие от старшего брата Виктора он не стремился к созданию собственного дома, большой семьи, его увлеченную натуру всецело поглощало творчество, научные изыскания, активная общественная деятельность.

С будущей женой Татьяной Ивановной Одоевцевой Аполлинарий Михайлович познакомился в конце 1890-х годов, когда ему уже минуло сорок. Встреча будущих супругов состоялась на одном из вечеров Общества искусства и литературы на Тверской улице, в доме №37. Некоторое время они жили в гражданском браке, в котором родился единственный сын Всеволод[1] (15 ноября 1901 года). Только через полгода после его рождения, 22 апреля 1902 года, Аполлинарий Михайлович и Татьяна Ивановна обвенчались.

В поздравительном письме от младшего брата художника, Аркадия, жившего в Вятке, есть такие любопытные строки: «Все мы поздравляем тебя и Татьяну Ивановну с законным браком. Так как ты ничего не писал мне относительно <...> изменения в твоей жизни, то твое письмо немного удивило нас <...> теперь <...> все мы братья имеем надлежащий человеческий вид <...> желательно иметь карточку с Татьяны Ивановны, если сможешь пришли»[2]. Вскоре последовали поздравления с рождением сына - как оказалось, и это важное событие художник изначально скрывал.

В 1903 году Аполлинарий Михайлович с семьей переезжает из «Кокоревского подворья» в доходный дом (архитектор Иван Гаврилович Кондратенко) Анны Шугаевой в Фурманном переулке. К этому времени Васнецов занял прочные позиции в мире искусства: художник признан на родине и за рубежом, удостоен большой серебряной медали за картину «Элегия» (1893, ГТГ) на Всемирной выставке в Париже 1900 года, по представлению И.Е. Репина, В.Д. Поленова и других получает звание академика живописи (1900), преподает в Московском училище живописи ваяния и зодчества (МУЖВЗ, с 1901), участвует в организации «Союза русских художников» (1903). Причину выбора новой квартиры в Фурманном переулке можно связать с ее близостью к МУЖВЗ, которому мастер посвятил 17 лет[3]. Там же, в Училище, художник занимает мастерскую (1904), переданную ему Валентином Александровичем Серовым.

Ап.М. Васнецов в своей мастерской в МУЖВЗ. 1913
Ап.М. Васнецов в своей мастерской в МУЖВЗ. 1913.
Фотография. © Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024

Дом, выбранный Васнецовыми, - пример достойного жилья среднего класса начала XX века: длинный фасад с чередой одинаковых окон украшен изящной лепниной, в квартирах по пять небольших жилых комнат, предусмотрены кухня, уборная, ванная, из удобств - водопровод, электричество, паровое отопление. Художник с семьей поселился на престижном третьем этаже.

Изначально простая меблированная квартира, в которую переехала семья Васнецовых, постепенно обживалась. Три большие комнаты, проходные между собой, стали гостиной, кабинетом художника и столовой, две малые комнаты - спальней Татьяны Ивановны и детской. Интерьер гостиной решили в модных темно-бордовых тонах. Ее пол застилал большой персидский ковер, посередине располагался изысканный гарнитур из красного дерева начала XIX века. Рядом у стены разместили пианино с бронзовыми подсвечниками, на котором вечерами музицировали жена художника или гости-музыканты. В скором времени стены гостиной и других комнат заполнили этюды хозяина, произведения его брата Виктора Михайловича Васнецова и друзей-художников: Абрама Ефимовича Архипова (крестного Всеволода Васнецова), Николая Николаевича Хохрякова, Василия Васильевича Переплетчикова, Николая Александровича Клодта, Василия Дмитриевича Поленова, Елены Дмитриевны Поленовой...

Квартиру Аполлинарий Михайлович обставил мебелью по собственным проектам, изготовленной в мастерских Московского музея кустарных изделий: для столовой он создал небольшой резной буфет с коваными деталями, для кабинета - широкое кресло с переметной спинкой. Эти детали обстановки, как и многие другие, можно увидеть в стенах музея. Аполлинарий Михайлович увлекался предметами старины, разбирался в их ценности и художественных достоинствах. Нередко он покупал древности на известном Сухаревском рынке, который посещал в компании старшего брата Виктора Михайловича. Сын художника Всеволод Аполлинариевич вспоминал, что во время этих прогулок отец приобрел «узорчатый штоф петровских времен, железный сейф-подголовник времен Алексея Михайловича [сундук-подголовник. - Прим. И. Р.] и замечательную книгу в пергаментном переплете “Путешествие Адама Олеария по Московии”, изданную в 1656 г.»[4].

Музей Аполлинария Васнецова. Экспозиция зала «Кабинет». Фрагмент
Музей Аполлинария Васнецова. Экспозиция зала «Кабинет». Фрагмент
Фото: Е. Алексеев

В домашнем кабинете Аполлинария Михайловича главное место занимали массивный письменный стол и шкаф, наполненный книгами по истории, искусству, астрономии, географии. В жизни Васнецова наука и живопись имели важное значение. Глубокие научные изыскания лежали в основе его живописных и графических произведений, посвященных древнему быту и архитектурному облику Москвы. Художник был участником научных объединений: Императорского Русского археологического общества, комиссии «Старая Москва», созданной при этом обществе, Московского общества любителей астрономии и других. Отдыхать мастер предпочитал там же, в кабинете, на небольшом турецком диване.

Музей Аполлинария Васнецова. Экспозиция зала «Кабинет Всеволода и Екатерины Васнецовых». Фрагмент
Музей Аполлинария Васнецова. Экспозиция зала «Кабинет Всеволода и Екатерины Васнецовых». Фрагмент
Фото: Д. Примак

Самая светлая комната в доме - столовая - нередко использовалась Васнецовым в качестве мастерской. Вспоминая детские годы, Всеволод Аполлинариевич отмечал: «Вечером отец снимал с обеденного стола скатерть, раскладывал на нем всевозможные старинные карты, планы, гравюры <...> и засаживался работать над своими произведениями по старой Москве. Он тщательно прорабатывал угольный рисунок <...>, а заканчивать акварелью уносил в свою мастерскую [в МУЖВЗ. - Прим. И. Р]»[5].

Квартиру Аполлинария Михайловича Васнецова посещали многие представители художественного мира столицы. Больших и шумных компаний семья не собирала, но, как вспоминал Всеволод Аполлинариевич, «к разговору за вечерним чаем друзья и родственники приходили к нам часто»[6]. Гостями семьи были Константин Алексеевич Коровин, Абрам Ефимович Архипов, Сергей Васильевич Малютин, Константин Федорович Юон, Василий Дмитриевич Поленов... Более двадцати лет Аполлинарий Михайлович посвятил сотрудничеству с частными и императорскими театрами в качестве сценографа. Среди его знакомых и гостей дома были представители артистической среды, среди них Федор Иванович Шаляпин и Петр Сергеевич Оленин. Художник близко общался с писателями Владимиром Алексеевичем Гиляровским, Иваном Алексеевичем Буниным, академиком Климентом Аркадьевичем Тимирязевым. Для гостей устраивались специальные вечера, где звучала классическая музыка и отрывки из оперных арий.

Аполлинарий Михайлович часто приглашал в свой дом многочисленных учеников, в том числе Алексея Владимировича Исупова и Бориса Николаевича Яковлева. С ними он вел разговоры об искусстве, расширял кругозор молодых провинциалов, каким когда-то был он сам. Алексею Исупову мастер доверил написать портрет своей супруги, позирующей в стенах гостиной («Портрет Татьяны Ивановны Васнецовой, жены художника Ап. М. Васнецова», 1911, ГТГ).

Последние годы жизни Аполлинария Михайловича Васнецова особенно тесно связаны с его московской квартирой. В 1918 году художника, на тот момент старейшего преподавателя МУЖВЗ, уволили, лишили мастерской и общения с учениками, которым он посвятил много лет[7]. С этого времени и почти до последних дней жизни он работал в своей квартире, в переоборудованной под мастерскую столовой. Здесь Васнецов написал пейзажи «Сумрачный день. Урал» (1919, ГТГ), «Шум старого парка» (1926, ГТГ) и многие другие, создал серию автолитографий для альбома «Старая Москва».

В домашней мастерской художник работал над ставшими известными акварелями по истории Москвы, получив заказ от Московского коммунального музея[8]. «Все же вспомнили обо мне как о художнике-историке», - с улыбкой говорил пожилой мастер. Однако положение семьи оставалось непростым, заработки художника были низкими и нестабильными. В письме начала 1920-х годов брату Аркадию он признавался: «Поступил <...> на службу преподавателем рисования в Кустарном музее, хотя и за гроши, но зато “должность” уменьшает плату за квартиру»[9].

В послереволюционные годы квартира Васнецовых потеряла прежний уют, стала холодной, часто темной. Жизнь сконцентрировалась в столовой-мастерской и бывшей детской, которые с трудом отапливались небольшими переносными печками. В начале 1920-х возникла угроза уплотнения. Чтобы уберечься от посторонних жильцов, Васнецовы в бывшую детскую комнату поселили родственников Татьяны Ивановны. Все же официального уплотнения избежать не удалось, и вскоре квартира стала по-настоящему коммунальной. За художником и его семьей остались закрепленными три комнаты: домашняя мастерская, бывшие гостиная и кабинет.

В эти трудные годы нашлось место и радостному событию - 24 марта 1925 года родился единственный внук художника Владимир. О его матери, Вере Александровне Кашинцевой, сохранилось немного сведений. Известно, что она была родом из Архангельска, ее брак с Всеволодом Васнецовым продлился недолго. Сын живописца познакомился с ней в начале 1920-х годов, когда совмещал первые северные экспедиции с обучением в Московском университете.

В последние месяцы жизни Аполлинарий Михайлович не покидал своих комнат. Пока были силы, он продолжал работать над философским трудом[10], писал письма в защиту памятников архитектуры, в том числе против сноса московского храма Христа Спасителя. Состояние мастера стремительно ухудшалось. Татьяна Ивановна скрывала от мужа, что у него рак, из последних сил поддерживала и ухаживала за ним. Художник скончался 23 января 1933 года; до последнего вздоха он ждал возвращения сына из полярной экспедиции. Всеволод Васнецов, поздно получивший телеграмму об ухудшении здоровья отца, уже не застал его живым, приехал в Москву только к прощанию с живописцем в залах Третьяковской галереи.

После кончины художника, в 1930-1940-е годы, в квартире, уже давно коммунальной, оставались его вдова Татьяна Ивановна и внук Владимир - краснофлотец, участник Великой Отечественной войны с 1943 года, в будущем архитектор. Сын живописца Всеволод Васнецов в эти годы - на пике карьеры полярника. В 1932-м он познакомился с будущей второй супругой Екатериной Константиновной Копыловой, пришедшей в качестве практикантки на его исследовательское судно «Персей». Вместе они начали жить в квартире Екатерины на Арбате. В 1933-м Всеволод был арестован и провел в заключении шесть месяцев[11], после оправдательного приговора продолжил полярную деятельность. В 1940-х жил с супругой на Урале и руководил Ильменским природным заповедником в Челябинской области.

Татьяна Ивановна Васнецова, сохранившая наследие мужа в трудные для всей страны годы, скончалась в 1947 году. Внук художника Владимир переехал из квартиры вскоре после кончины бабушки; с отцом отношений не поддерживал.

Идея создания мемориального музея в квартире Аполлинария Михайловича Васнецова впервые прозвучала в год столетнего юбилея мастера (1956). Инициаторами выступили его наследники и видные представители культурной общественности. В их число вошли сын художника Всеволод Аполлинариевич Васнецов, его супруга Екатерина Константиновна, художники Борис Николаевич Яковлев, Павел Дмитриевич Корин, Александр Александрович Дейнека, директор Музея истории и реконструкции Москвы в 1953-1976 годах Лев Андреевич Ястржембский и многие другие.

История музея началась с открытия мемориальной мастерской в квартире художника. Большую поддержку в этом деле оказал Игорь Эммануилович Грабарь. В 1957 году в газете «Вечерняя Москва» была опубликована его статья, где автором подчеркивалось, что «восстановление мастерской является нашим долгом по отношению к памяти большого русского художника»[12].

Вс. А. и Е.К. Васнецовы Город Росток, ГДР. 1956
Вс. А. и Е.К. Васнецовы Город Росток, ГДР. 1956.
Фотография. © Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024

Всеволод Аполлинариевич Васнецов и его супруга Екатерина Константиновна приложили все возможные усилия для сохранения памяти известного живописца. Уже в конце 1957-го Мосгорисполкомом было принято решение об организации мемориальной мастерской Ап. М. Васнецова: «Квартира №21 в доме №6 по Фурманному переулку является историко-мемориальным памятником <...>. По решению Исполкома Моссовета в данной квартире организуется мемориальная мастерская А.М. Васнецова / Филиал Музея истории и реконструкции Москвы»[13]. Мастерская художника была открыта для посетителей в 1960 году.

Основатели музея Всеволод Аполлинариевич и Екатерина Константиновна Васнецовы добились его расширения дважды: в 1965-м - до трех комнат в квартире художника (расселили коммунальных жильцов); в 1980-м благодаря их упорству к музею присоединили соседнюю квартиру (№22). С этого времени в квартире Ап. М. Васнецова (№21) - в гостиной, мастерской, кабинете - воссозданы интерьеры, которые были при жизни мастера, комнаты обрели прежний, дореволюционный уют. В присоединенной квартире разместилась большая коллекция живописного наследия художника.

Для организации экспозиций В.Ап. Васнецов передал в дар государству более двух тысяч экспонатов: графические и живописные произведения отца, его личные вещи, мебель, документы. Проекты экспозиций Васнецовы разрабатывали самостоятельно, стремясь воссоздать «дух и мир, в котором жил художник». Основатели музея до конца дней жили в двух малых комнатах квартиры живописца. Всеволод Аполлинариевич официальной должности в музее не имел, его супруга Екатерина Васнецова была в должности заведующей с 1967-го по 1996 год.

С 1960-го Музей Аполлинария Васнецова являлся филиалом Музея истории и реконструкции города Москвы, в 1986-м вошел в состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея».

В настоящее время квартира известного художника сохраняет камерную, уютную атмосферу, знакомит посетителей с жизнью мастера и его близких. В музее проводятся традиционные Васнецовские вечера, проходят лекции, философские беседы, концерты - как и при жизни Аполлинария Михайловича Васнецова, для гостей звучит его любимая классическая музыка.

 

  1. Всеволод Аполлинариевич Васнецов (1901-1989) - ученый, исследователь Арктики, кандидат геолого-географических наук (1935), основатель Мемориального музея-квартиры Аполлинария Михайловича Васнецова.
  2. Арк.М. Васнецов - Ап.М. Васнецову. 06.VI.1902. // Архив Музея Аполлинария Васнецова. МКВ НВФ-15676.
  3. Здание МУЖВЗ находилось по адресу: улица Мясницкая, дом 21 (с 1987 года Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова).
  4. Васнецов В.А. Страницы прошлого. Л., 1976. С. 102.
  5. Там же. С. 40.
  6. Там же. С. 8.
  7. В 1918 году МУЖВЗ было преобразовано во Вторые государственные свободные художественные мастерские, в 1920-м Ап.М. Васнецова выселили из мастерской под предлогом передачи ее под общежитие студентов ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских).
  8. Серия находится в коллекции Музея Москвы.
  9. Ап. Васнецов - Арк. Васнецову. 30.VII.1923 (?). // Архив Музея Аполлинария Васнецова. МКВ МФ-15639.
  10. «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания» (1914-1932). Не издано // Архив Музея Аполлинария Васнецова. Инв. МКВ МФ-АРХ-51 (том 1, рукопись), МКВ МФ-АРХ-52 (том 2, рукопись).
  11. В. Ап. Васнецову вменялась политическая статья 58-7 УК РСФСР «подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли». Суд состоялся в декабре 1933 года, завершился вынесением условного срока. Полностью реабилитирован в 1989 году.
  12. Вечерняя Москва. 1957. №85. С. 3.
  13. Решение Исполкома Моссовета от 13 декабря 1957 г. №65/58 // Архив Музея Аполлинария Васнецова.
Иллюстрации
Васнецов Ап. М. за рабочим столом в домашней мастерской по Фурманному переулку, дом 6. 1920-е
Васнецов Ап. М. за рабочим столом в домашней мастерской по Фурманному переулку, дом 6. 1920-е.
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Музей Аполлинария Васнецова. Экспозиция зала «Старая Москва». Фрагмент
Музей Аполлинария Васнецова. Экспозиция зала «Старая Москва». Фрагмент
Фото: Д. Примак
Музей Аполлинария Васнецова. Экспозиция зала «Кабинет». Фрагмент
Музей Аполлинария Васнецова. Экспозиция зала «Кабинет». Фрагмент
Фото: Е. Алексеев
Музей Аполлинария Васнецова. Экспозиция зала «Гостиная». Фрагмент
Музей Аполлинария Васнецова. Экспозиция зала «Гостиная». Фрагмент
Фото: Е. Алексеев
Музей Аполлинария Васнецова. Экспозиция зала «Мастерская». Фрагмент
Музей Аполлинария Васнецова. Экспозиция зала «Мастерская». Фрагмент
Фото: Д. Примак
Музей Аполлинария Васнецова. Экспозиция зала «Пейзаж». Фрагмент
Музей Аполлинария Васнецова. Экспозиция зала «Пейзаж». Фрагмент
Фото: Е. Алексеев
Ап.М. Васнецов с учениками МУЖВЗ. 1915
Ап.М. Васнецов с учениками МУЖВЗ. 1915.
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Портрет Всеволода Васнецова. 1911
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Портрет Всеволода Васнецова. 1911
Холст, масло. 88,7 х 68,5
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Алексей Владимирович ИСУПОВ. Портрет Т.И. Васнецовой. 1911
Алексей Владимирович ИСУПОВ. Портрет Т.И. Васнецовой. 1911
Холст, масло. 106 х 78
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Васнецов Всеволод (Вова), сын художника Ап. М. Васнецова 1903
Васнецов Всеволод (Вова), сын художника Ап. М. Васнецова 1903.
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Вера Александровна Кашинцева. 1920-е
Вера Александровна Кашинцева. 1920-е.
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Всеволод Аполлинариевич Васнецов, сын художника Ап. М. Васнецова. 1921-1922
Всеволод Аполлинариевич Васнецов, сын художника Ап. М. Васнецова. 1921-1922.
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Татьяна Ивановна Одоевцева (Васнецова) 1899
Татьяна Ивановна Одоевцева (Васнецова) 1899.
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Семья Одоевцевых, жены Ап. М. Васнецова - Татьяны Ивановны. Конец XIX - начало ХХ века
Семья Одоевцевых, жены Ап. М. Васнецова - Татьяны Ивановны. Конец XIX - начало ХХ века.
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Татьяна Ивановна Одоевцева, жена художника Ап. М. Васнецова. Конец XIX века
Татьяна Ивановна Одоевцева, жена художника Ап. М. Васнецова. Конец XIX века.
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Ап.М. Васнецов за чтением газеты. 1910-е
Ап.М. Васнецов за чтением газеты. 1910-е.
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Т.И. Васнецова у окна за чтением книги в квартире в Фурманном переулке, дом 6. 1910-1920-е (?)
Т.И. Васнецова у окна за чтением книги в квартире в Фурманном переулке, дом 6. 1910-1920-е (?).
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Аполлинарий Михайлович и Татьяна Ивановна Васнецовы. 1919
Аполлинарий Михайлович и Татьяна Ивановна Васнецовы. 1919.
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Ап.М. Васнецов в домашней мастерской в Фурманном переулке (дом 6, квартира №21) перед картиной «Долина. Вятский край». 1927
Ап.М. Васнецов в домашней мастерской в Фурманном переулке (дом 6, квартира №21) перед картиной «Долина. Вятский край». 1927
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Ап. М. Васнецов в день своего 75-летия в домашней мастерской. 1931
Ап. М. Васнецов в день своего 75-летия в домашней мастерской. 1931.
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Московское общество любителей астрономии 1920-е
Московское общество любителей астрономии 1920-е.
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Рекламная афиша
Рекламная афиша.
Главное управление культуры исполкома Моссовета. Музей истории и реконструкции г. Москвы. Мемориальный музей-квартира академика живописи Аполлинария Васнецова [1970]

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play