Музей Аполлинария Васнецова в Фурманном переулке
В московской квартире в Фурманном переулке пейзажист и исследователь Москвы Аполлинарий Михайлович Васнецов прожил тридцать лет (1903-1933). В 1960 году в квартире художника открылась мемориальная мастерская, в 1965-м - мемориальный музей. Притягательная атмосфера прошлого и многогранная личность живописца собирают в его стенах все новых и новых гостей.
Аполлинарий Михайлович Васнецов в профиль. Конец XIX - начало XX века.
Фотография © Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Аполлинарий Васнецов (1856-1933) родился в далекой Вятской губернии в многодетной семье сельского священника. Впервые он приехал в Москву в 1878 году вслед за старшим братом Виктором Михайловичем Васнецовым. Город привлекал живописцев духом старины и богатым историческим прошлым. С первых дней пребывания в Москве молодой провинциал был поражен ее неповторимым обликом. Все свободное время он посвящал «кружению» вокруг Кремля, зарисовкам улиц, древних палат и храмов.
Художник окончательно стал жителем Москвы только в 1891 году, поселившись на долгие десять лет в гостинице «Кокоревское подворье» на Софийской набережной. В отличие от старшего брата Виктора он не стремился к созданию собственного дома, большой семьи, его увлеченную натуру всецело поглощало творчество, научные изыскания, активная общественная деятельность.
С будущей женой Татьяной Ивановной Одоевцевой Аполлинарий Михайлович познакомился в конце 1890-х годов, когда ему уже минуло сорок. Встреча будущих супругов состоялась на одном из вечеров Общества искусства и литературы на Тверской улице, в доме №37. Некоторое время они жили в гражданском браке, в котором родился единственный сын Всеволод[1] (15 ноября 1901 года). Только через полгода после его рождения, 22 апреля 1902 года, Аполлинарий Михайлович и Татьяна Ивановна обвенчались.
В поздравительном письме от младшего брата художника, Аркадия, жившего в Вятке, есть такие любопытные строки: «Все мы поздравляем тебя и Татьяну Ивановну с законным браком. Так как ты ничего не писал мне относительно <...> изменения в твоей жизни, то твое письмо немного удивило нас <...> теперь <...> все мы братья имеем надлежащий человеческий вид <...> желательно иметь карточку с Татьяны Ивановны, если сможешь пришли»[2]. Вскоре последовали поздравления с рождением сына - как оказалось, и это важное событие художник изначально скрывал.
В 1903 году Аполлинарий Михайлович с семьей переезжает из «Кокоревского подворья» в доходный дом (архитектор Иван Гаврилович Кондратенко) Анны Шугаевой в Фурманном переулке. К этому времени Васнецов занял прочные позиции в мире искусства: художник признан на родине и за рубежом, удостоен большой серебряной медали за картину «Элегия» (1893, ГТГ) на Всемирной выставке в Париже 1900 года, по представлению И.Е. Репина, В.Д. Поленова и других получает звание академика живописи (1900), преподает в Московском училище живописи ваяния и зодчества (МУЖВЗ, с 1901), участвует в организации «Союза русских художников» (1903). Причину выбора новой квартиры в Фурманном переулке можно связать с ее близостью к МУЖВЗ, которому мастер посвятил 17 лет[3]. Там же, в Училище, художник занимает мастерскую (1904), переданную ему Валентином Александровичем Серовым.
Ап.М. Васнецов в своей мастерской в МУЖВЗ. 1913.
Фотография. © Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Дом, выбранный Васнецовыми, - пример достойного жилья среднего класса начала XX века: длинный фасад с чередой одинаковых окон украшен изящной лепниной, в квартирах по пять небольших жилых комнат, предусмотрены кухня, уборная, ванная, из удобств - водопровод, электричество, паровое отопление. Художник с семьей поселился на престижном третьем этаже.
Изначально простая меблированная квартира, в которую переехала семья Васнецовых, постепенно обживалась. Три большие комнаты, проходные между собой, стали гостиной, кабинетом художника и столовой, две малые комнаты - спальней Татьяны Ивановны и детской. Интерьер гостиной решили в модных темно-бордовых тонах. Ее пол застилал большой персидский ковер, посередине располагался изысканный гарнитур из красного дерева начала XIX века. Рядом у стены разместили пианино с бронзовыми подсвечниками, на котором вечерами музицировали жена художника или гости-музыканты. В скором времени стены гостиной и других комнат заполнили этюды хозяина, произведения его брата Виктора Михайловича Васнецова и друзей-художников: Абрама Ефимовича Архипова (крестного Всеволода Васнецова), Николая Николаевича Хохрякова, Василия Васильевича Переплетчикова, Николая Александровича Клодта, Василия Дмитриевича Поленова, Елены Дмитриевны Поленовой...
Квартиру Аполлинарий Михайлович обставил мебелью по собственным проектам, изготовленной в мастерских Московского музея кустарных изделий: для столовой он создал небольшой резной буфет с коваными деталями, для кабинета - широкое кресло с переметной спинкой. Эти детали обстановки, как и многие другие, можно увидеть в стенах музея. Аполлинарий Михайлович увлекался предметами старины, разбирался в их ценности и художественных достоинствах. Нередко он покупал древности на известном Сухаревском рынке, который посещал в компании старшего брата Виктора Михайловича. Сын художника Всеволод Аполлинариевич вспоминал, что во время этих прогулок отец приобрел «узорчатый штоф петровских времен, железный сейф-подголовник времен Алексея Михайловича [сундук-подголовник. - Прим. И. Р.] и замечательную книгу в пергаментном переплете “Путешествие Адама Олеария по Московии”, изданную в 1656 г.»[4].
Музей Аполлинария Васнецова. Экспозиция зала «Кабинет». Фрагмент
Фото: Е. Алексеев
В домашнем кабинете Аполлинария Михайловича главное место занимали массивный письменный стол и шкаф, наполненный книгами по истории, искусству, астрономии, географии. В жизни Васнецова наука и живопись имели важное значение. Глубокие научные изыскания лежали в основе его живописных и графических произведений, посвященных древнему быту и архитектурному облику Москвы. Художник был участником научных объединений: Императорского Русского археологического общества, комиссии «Старая Москва», созданной при этом обществе, Московского общества любителей астрономии и других. Отдыхать мастер предпочитал там же, в кабинете, на небольшом турецком диване.
Музей Аполлинария Васнецова. Экспозиция зала «Кабинет Всеволода и Екатерины Васнецовых». Фрагмент
Фото: Д. Примак
Самая светлая комната в доме - столовая - нередко использовалась Васнецовым в качестве мастерской. Вспоминая детские годы, Всеволод Аполлинариевич отмечал: «Вечером отец снимал с обеденного стола скатерть, раскладывал на нем всевозможные старинные карты, планы, гравюры <...> и засаживался работать над своими произведениями по старой Москве. Он тщательно прорабатывал угольный рисунок <...>, а заканчивать акварелью уносил в свою мастерскую [в МУЖВЗ. - Прим. И. Р]»[5].
Квартиру Аполлинария Михайловича Васнецова посещали многие представители художественного мира столицы. Больших и шумных компаний семья не собирала, но, как вспоминал Всеволод Аполлинариевич, «к разговору за вечерним чаем друзья и родственники приходили к нам часто»[6]. Гостями семьи были Константин Алексеевич Коровин, Абрам Ефимович Архипов, Сергей Васильевич Малютин, Константин Федорович Юон, Василий Дмитриевич Поленов... Более двадцати лет Аполлинарий Михайлович посвятил сотрудничеству с частными и императорскими театрами в качестве сценографа. Среди его знакомых и гостей дома были представители артистической среды, среди них Федор Иванович Шаляпин и Петр Сергеевич Оленин. Художник близко общался с писателями Владимиром Алексеевичем Гиляровским, Иваном Алексеевичем Буниным, академиком Климентом Аркадьевичем Тимирязевым. Для гостей устраивались специальные вечера, где звучала классическая музыка и отрывки из оперных арий.
Аполлинарий Михайлович часто приглашал в свой дом многочисленных учеников, в том числе Алексея Владимировича Исупова и Бориса Николаевича Яковлева. С ними он вел разговоры об искусстве, расширял кругозор молодых провинциалов, каким когда-то был он сам. Алексею Исупову мастер доверил написать портрет своей супруги, позирующей в стенах гостиной («Портрет Татьяны Ивановны Васнецовой, жены художника Ап. М. Васнецова», 1911, ГТГ).
Последние годы жизни Аполлинария Михайловича Васнецова особенно тесно связаны с его московской квартирой. В 1918 году художника, на тот момент старейшего преподавателя МУЖВЗ, уволили, лишили мастерской и общения с учениками, которым он посвятил много лет[7]. С этого времени и почти до последних дней жизни он работал в своей квартире, в переоборудованной под мастерскую столовой. Здесь Васнецов написал пейзажи «Сумрачный день. Урал» (1919, ГТГ), «Шум старого парка» (1926, ГТГ) и многие другие, создал серию автолитографий для альбома «Старая Москва».
В домашней мастерской художник работал над ставшими известными акварелями по истории Москвы, получив заказ от Московского коммунального музея[8]. «Все же вспомнили обо мне как о художнике-историке», - с улыбкой говорил пожилой мастер. Однако положение семьи оставалось непростым, заработки художника были низкими и нестабильными. В письме начала 1920-х годов брату Аркадию он признавался: «Поступил <...> на службу преподавателем рисования в Кустарном музее, хотя и за гроши, но зато “должность” уменьшает плату за квартиру»[9].
В послереволюционные годы квартира Васнецовых потеряла прежний уют, стала холодной, часто темной. Жизнь сконцентрировалась в столовой-мастерской и бывшей детской, которые с трудом отапливались небольшими переносными печками. В начале 1920-х возникла угроза уплотнения. Чтобы уберечься от посторонних жильцов, Васнецовы в бывшую детскую комнату поселили родственников Татьяны Ивановны. Все же официального уплотнения избежать не удалось, и вскоре квартира стала по-настоящему коммунальной. За художником и его семьей остались закрепленными три комнаты: домашняя мастерская, бывшие гостиная и кабинет.
В эти трудные годы нашлось место и радостному событию - 24 марта 1925 года родился единственный внук художника Владимир. О его матери, Вере Александровне Кашинцевой, сохранилось немного сведений. Известно, что она была родом из Архангельска, ее брак с Всеволодом Васнецовым продлился недолго. Сын живописца познакомился с ней в начале 1920-х годов, когда совмещал первые северные экспедиции с обучением в Московском университете.
В последние месяцы жизни Аполлинарий Михайлович не покидал своих комнат. Пока были силы, он продолжал работать над философским трудом[10], писал письма в защиту памятников архитектуры, в том числе против сноса московского храма Христа Спасителя. Состояние мастера стремительно ухудшалось. Татьяна Ивановна скрывала от мужа, что у него рак, из последних сил поддерживала и ухаживала за ним. Художник скончался 23 января 1933 года; до последнего вздоха он ждал возвращения сына из полярной экспедиции. Всеволод Васнецов, поздно получивший телеграмму об ухудшении здоровья отца, уже не застал его живым, приехал в Москву только к прощанию с живописцем в залах Третьяковской галереи.
После кончины художника, в 1930-1940-е годы, в квартире, уже давно коммунальной, оставались его вдова Татьяна Ивановна и внук Владимир - краснофлотец, участник Великой Отечественной войны с 1943 года, в будущем архитектор. Сын живописца Всеволод Васнецов в эти годы - на пике карьеры полярника. В 1932-м он познакомился с будущей второй супругой Екатериной Константиновной Копыловой, пришедшей в качестве практикантки на его исследовательское судно «Персей». Вместе они начали жить в квартире Екатерины на Арбате. В 1933-м Всеволод был арестован и провел в заключении шесть месяцев[11], после оправдательного приговора продолжил полярную деятельность. В 1940-х жил с супругой на Урале и руководил Ильменским природным заповедником в Челябинской области.
Татьяна Ивановна Васнецова, сохранившая наследие мужа в трудные для всей страны годы, скончалась в 1947 году. Внук художника Владимир переехал из квартиры вскоре после кончины бабушки; с отцом отношений не поддерживал.
Идея создания мемориального музея в квартире Аполлинария Михайловича Васнецова впервые прозвучала в год столетнего юбилея мастера (1956). Инициаторами выступили его наследники и видные представители культурной общественности. В их число вошли сын художника Всеволод Аполлинариевич Васнецов, его супруга Екатерина Константиновна, художники Борис Николаевич Яковлев, Павел Дмитриевич Корин, Александр Александрович Дейнека, директор Музея истории и реконструкции Москвы в 1953-1976 годах Лев Андреевич Ястржембский и многие другие.
История музея началась с открытия мемориальной мастерской в квартире художника. Большую поддержку в этом деле оказал Игорь Эммануилович Грабарь. В 1957 году в газете «Вечерняя Москва» была опубликована его статья, где автором подчеркивалось, что «восстановление мастерской является нашим долгом по отношению к памяти большого русского художника»[12].
Вс. А. и Е.К. Васнецовы Город Росток, ГДР. 1956.
Фотография. © Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Всеволод Аполлинариевич Васнецов и его супруга Екатерина Константиновна приложили все возможные усилия для сохранения памяти известного живописца. Уже в конце 1957-го Мосгорисполкомом было принято решение об организации мемориальной мастерской Ап. М. Васнецова: «Квартира №21 в доме №6 по Фурманному переулку является историко-мемориальным памятником <...>. По решению Исполкома Моссовета в данной квартире организуется мемориальная мастерская А.М. Васнецова / Филиал Музея истории и реконструкции Москвы»[13]. Мастерская художника была открыта для посетителей в 1960 году.
Основатели музея Всеволод Аполлинариевич и Екатерина Константиновна Васнецовы добились его расширения дважды: в 1965-м - до трех комнат в квартире художника (расселили коммунальных жильцов); в 1980-м благодаря их упорству к музею присоединили соседнюю квартиру (№22). С этого времени в квартире Ап. М. Васнецова (№21) - в гостиной, мастерской, кабинете - воссозданы интерьеры, которые были при жизни мастера, комнаты обрели прежний, дореволюционный уют. В присоединенной квартире разместилась большая коллекция живописного наследия художника.
Для организации экспозиций В.Ап. Васнецов передал в дар государству более двух тысяч экспонатов: графические и живописные произведения отца, его личные вещи, мебель, документы. Проекты экспозиций Васнецовы разрабатывали самостоятельно, стремясь воссоздать «дух и мир, в котором жил художник». Основатели музея до конца дней жили в двух малых комнатах квартиры живописца. Всеволод Аполлинариевич официальной должности в музее не имел, его супруга Екатерина Васнецова была в должности заведующей с 1967-го по 1996 год.
С 1960-го Музей Аполлинария Васнецова являлся филиалом Музея истории и реконструкции города Москвы, в 1986-м вошел в состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея».
В настоящее время квартира известного художника сохраняет камерную, уютную атмосферу, знакомит посетителей с жизнью мастера и его близких. В музее проводятся традиционные Васнецовские вечера, проходят лекции, философские беседы, концерты - как и при жизни Аполлинария Михайловича Васнецова, для гостей звучит его любимая классическая музыка.
- Всеволод Аполлинариевич Васнецов (1901-1989) - ученый, исследователь Арктики, кандидат геолого-географических наук (1935), основатель Мемориального музея-квартиры Аполлинария Михайловича Васнецова.
- Арк.М. Васнецов - Ап.М. Васнецову. 06.VI.1902. // Архив Музея Аполлинария Васнецова. МКВ НВФ-15676.
- Здание МУЖВЗ находилось по адресу: улица Мясницкая, дом 21 (с 1987 года Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова).
- Васнецов В.А. Страницы прошлого. Л., 1976. С. 102.
- Там же. С. 40.
- Там же. С. 8.
- В 1918 году МУЖВЗ было преобразовано во Вторые государственные свободные художественные мастерские, в 1920-м Ап.М. Васнецова выселили из мастерской под предлогом передачи ее под общежитие студентов ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских).
- Серия находится в коллекции Музея Москвы.
- Ап. Васнецов - Арк. Васнецову. 30.VII.1923 (?). // Архив Музея Аполлинария Васнецова. МКВ МФ-15639.
- «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания» (1914-1932). Не издано // Архив Музея Аполлинария Васнецова. Инв. МКВ МФ-АРХ-51 (том 1, рукопись), МКВ МФ-АРХ-52 (том 2, рукопись).
- В. Ап. Васнецову вменялась политическая статья 58-7 УК РСФСР «подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли». Суд состоялся в декабре 1933 года, завершился вынесением условного срока. Полностью реабилитирован в 1989 году.
- Вечерняя Москва. 1957. №85. С. 3.
- Решение Исполкома Моссовета от 13 декабря 1957 г. №65/58 // Архив Музея Аполлинария Васнецова.
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Фото: Д. Примак
Фото: Е. Алексеев
Фото: Е. Алексеев
Фото: Д. Примак
Фото: Е. Алексеев
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Холст, масло. 88,7 х 68,5
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Холст, масло. 106 х 78
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Фотография
© Музей Аполлинария Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Главное управление культуры исполкома Моссовета. Музей истории и реконструкции г. Москвы. Мемориальный музей-квартира академика живописи Аполлинария Васнецова [1970]