Фольклор в творчестве Виктора Васнецова

Екатерина Васина

Рубрика: 
НАСЛЕДИЕ
Номер журнала: 
#1 2024 (82)

Виктор Михайлович Васнецов, один из самых ярких художников рубежа XIX-XX веков, сформировал новое фольклорное направление в отечественном искусстве, его произведения по сей день продолжают влиять на наше представление о том, как должны выглядеть былинные и сказочные герои.

Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Ковер-самолет. 1920-1923, 1925. Фрагмент
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Ковер-самолет. 1920-1923, 1925. Фрагмент
Из цикла «Поэма семи сказок» (1901-1926). Холст, масло. 260 * 187
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024

Васнецов не первый художник, проявивший интерес к фольклорной теме. Незадолго до него В.Г. Перов создал серию сказочных эскизов «Иван-царевич на Сером Волке» и «Снегурочка» (все - 1879, ГТГ); И.Е. Репин выполнил по заказу цесаревича Александра Александровича (будущего императора Александра III) картину «Садко» (1876, ГРМ); профессор Императорской Академии художеств (ИАХ) В.П. Верещагин написал значительную по масштабам серию аллегорических живописных панно на фольклорные сюжеты для дворца великого князя Владимира Александровича, товарища президента ИАХ[1]: «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» (1871), «Добрыня Никитич спасает плененную Забаву Путятишну от Змея Горыныча» (1872), «Бой Алеши Поповича с Тугарином Змеевичем» (1874), а также «Солнечное божество (Овсень)» (1874) и «Дева Зоря» (1874) (все - Дом ученых имени М. Горького, Санкт-Петербург).

Обращение художников к фольклорным темам нельзя рассматривать вне контекста развития интереса к фольклору в России. В первой половине - середине XIX века в Москве и Петербурге были открыты музеи (Дашковский этнографический музей в Москве, Румянцевский музей в Петербурге, чуть позднее - Императорский Российский исторический музей имени императора Александра III); читались лекции по истории и фольклористике (М.П. Погодин, Н.И. Костомаров, И.Е. Забелин, Ф.И. Буслаев); появлялись многочисленные кружки, увлекавшие открытиями в области археологии и интересом к коллекционированию. Были опубликованы сборники фольклора П.Н. Рыбникова, В.И. Даля, А.Н. Афанасьева, А.Ф. Гильфердинга, альбомы национальных костюмов и русского быта Ф.Г. Солнцева и В.А. Прохорова, а также капитальное издание «Древности Российского государства» (1849-1853). Тенденция обращения науки к древнерусскому искусству постепенно становилась программной.

Молодые художники, студенты Академии, также обращали все большее внимание на народную культуру и даже самостоятельно отправлялись «за стариной»: М.П. Клодт путешествовал по древнерусским городам с архитектором Л.В. Далем; К.Ф. Гун и В.П. Верещагин в Поволжье записывали фольклор; И.Е. Репин собирал пословицы и поговорки в Чугуеве.

Глубоким интересом к фольклору и народному искусству была проникнута русская культура второй половины XIX века. Васнецов подхватил эту идею и помог ей развиться в новое самостоятельное направление отечественного искусства.

Виктор Михайлович знал русские сказки и песни с детских лет. Широко известна цитата художника из письма к критику В.В. Стасову: «...Я жил в селе, среди мужиков и баб, и любил их не “народнически”, а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни, сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины.»[2]. Его знание и понимание народной культуры было глубоким, он чувствовал фольклор, видел в нем отражение сложной мировоззренческой картины мира русского народа.

Приехав в Петербург для поступления в ИАХ в 1868 году[3], он сразу проявил интерес к фольклорным образам: «В Академические времена в Петербурге меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы»[4]. В это время художник рисовал иллюстрации для журнала «Всемирная иллюстрация», а также для различных изданий для народа, в частности для «Русской азбуки для детей» В.И. Водовозова, «Народной азбуки» Н.П. Столпянского. В конце 1860-х годов он проиллюстрировал сказку «Жар-птица»[5], позднее создал рисунки к сказке Петра Ершова «Конек-горбунок». В первой половине 1870-х Васнецов выполнил первые графические эскизы будущих картин на фольклорные сюжеты: «Витязь на распутье» (1878, Серпуховский историкохудожественный музей) и «Богатыри» (1881-1898, ГТГ).

Важным событием, побудившим обратиться к фольклорно-эпическим сюжетам, стала поездка во Францию в 1876-1877 годах. Свое пребывание в Париже художник переживал как период эмоционального и творческого одиночества: «Живу себе ни шатко, ни валко, ни на сторону, ни скучно, ни весело! Больше работаю, что иногда и спасает от неожиданных ураганов грусти и скуки самой тяжелой, самой отчаянной. Среди чуждой жизни вдруг иногда почувствуешь, что кругом тебя просто одно пустое пространство с фигурами без людей, с лицами без души, с речью без смысла! Сердце ни к чему не может прирасти. Один, один и один!»[6]. Не удивительно, что тосковавшего по родине Васнецова все больше увлекали национальные темы в живописи. Именно здесь был написал первый живописный эскиз «Богатырей».

В Россию Виктор Михайлович вернулся весной 1877 года. Приехав на свою малую родину, в Вятку, он, судя по воспоминаниям дочери художника, сразу начал работу над картиной «Витязь на распутье». Уже в марте 1878 года она экспонировалась на VI выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).

Выставляя произведение, художник едва ли боялся остаться непонятым. Сказочные (и литературно-сказочные) темы хоть и были редки, но все же не были чужды передвижникам: в 1871 году И.Н. Крамской показал картину «Русалки» (1871, ГТГ), в 1875-м И.М. Прянишников - «На Лысой горе» (1875, ГТГ). Однако работа Васнецова не смогла угодить требованиям публики и вызывала у зрителей непонимание и сожаление. С.В. Флеров писал: «Он слишком реален, этот всадник, она слишком груба, эта обстановка»[7]. Крамской в письме к Репину с досадой отмечал: «Нет, не хорошо! <...> Очень жаль, и тысячу раз жаль, но ему сказать ничего нельзя. А какой он мотив испортил!»[8].

Несмотря на безжалостную критику, Васнецов продолжил дальнейшие поиски художественного языка для выражения фольклорной темы в живописи. Существует множество изданий, посвященных основным фольклорно-эпическим и сказочным произведениям художника: «Аленушка» (1881, ГТГ), «Иван-царевич на Сером Волке» (1889), «Ковер-самолет» (1880, Нижегородский государственный художественный музей) и, конечно, «Богатыри» (1881-1898, ГТГ), - поэтому в данной статье мы обратим внимание на деятельность Васнецова в первой четверти XX века, которая сегодня практически незнакома широкой публике.

Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Богатыри. 1881-1898
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Богатыри. 1881-1898
Холст, масло. 295,3 х 446. © Государственная Третьяковская галерея, 2024

Васнецов закончил работу над картиной «Богатыри» в год своего пятидесятилетия и показал его на первой персональной выставке в 1899 году в Петербурге. Впереди его ожидали еще 28 лет активной творческой и общественной жизни. Он занимался украшением православных соборов и церквей (Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в Санкт-Петербурге, церковь Св. Марии Магдалины в Дармштадте и собор Св. Александра Невского в Варшаве[9]), участвовал в художественных комитетах и обществах (был избран членом Комитета по устройству Музея изящных искусств имени Александра III, а также действительным членом Императорского Российского исторического музея; позднее, в 1915 году, художник стал членом-учредителем Общества возрождения художественной Руси), организовал шесть персональных выставок.

С началом Первой мировой, а затем и гражданской войны работа на заказ прекратилась, поэтому Васнецов смог всецело себя посвятить воплощению старых художественных замыслов, одним из которых был живописный цикл «Поэма семи сказок» (1901-1926).

Васнецов работал над картинами цикла преимущественно в 1914-1925 годах, в то время, когда происходили стремительные изменения не только в социально-политическом устройстве России, но и в искусстве. Художник не принимал эти изменения и говорил: «Я <...> человек старой Руси, а новая Русь (скорее – нерусь) мне не по сердцу»[10]. Работая над сказочным циклом, он понимал, что не станет его показывать широкой публике, картины навсегда останутся в его мастерской. Своеобразная секретность позволила художнику раскрыться в полной мере и без оглядки на мнение современников показать себя не только как живописца, но и как глубокого художника-философа, вышедшего за границы сказочного повествования и создавшего своеобразные живописные мозаики из сказочных и религиозных образов, философских размышлений и отсылок к современным событиям.

Цикл состоит из семи произведений: «Спящая царевна» (19131917), «Царевна-Несмеяна» (1916), «Баба-Яга» (1917), «Царевна-лягушка» (1918), «Кащей Бессмертный» (1917-1919), «Ковер-самолет» (1920-1923, 1925) и «Сивка-Бурка» (начало 1920-х, все - Дом-музей В.М. Васнецова, филиал ГТГ). Однако в рамках небольшой статьи мы остановим внимание лишь на одном из них - «Спящей царевне».

Эта картина стала своеобразным замковым камнем всего цикла, в ней выразились не только художественные, но и религиозно-философские воззрения автора, а также его размышления о военных событиях в России и мире в 1910-е годы.

В основе картины весьма распространенный в Европе в эпоху Средневековья и Нового времени «бродячий» сюжет о спящей красавице. В русском фольклоре подобный сюжет не встречается, потому Васнецов, вероятнее всего, обратился к сказке В.А. Жуковского, написавшего свой поэтический вариант - «Сказку о спящей царевне»[11]. Однако художник не ограничивал себя известным содержанием сказки. Он преобразовал пространство сказочного терема, уподобив гульбище театральной сцене, на которой разместил фигуры обитателей дворца и его гостей.

В центре композиции - спящая на ложе царевна и уснувшая на книге девочка. Вокруг них расположились остальные персонажи: слева - сенные девушки, нянюшка с кошкой на коленях и стражники, справа - скоморох, гусляр и старик с медведем. На заднем плане виден лес, который, словно стена, оберегает их сон.

Смысловым центром картины стала не спящая царевна, а маленькая девочка, уснувшая на страницах «Голубиной книги» - духовного стиха конца XV - начала XVI века, повествующего о Божественном мироздании. Ее принято ассоциировать с мудрой не по годам героиней из русской народной сказки «Дочь-семилетка»12, которая помогла своему отцу в споре с царем. На раскрытых страницах книги Васнецов вольно передал стихотворный текст:

У нас белый свет
 от суда Божия,
солнце красное
от лица Божьего,
млад-светел месяц
от персей его,
звезды частые
ризы Божии,
ночи темные
думы Господни,
зори утрени
[очи Господни].

По легенде, никто из людей не мог прочитать божественную книгу. Изобразив в центре композиции ребенка, Васнецов показал, что дети, безгрешные души, способны услышать и понять главные христианские истины. Таким образом он интерпретировал евангельский текст: «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11:25). Перед тем как все погрузилось в сон, девочка для всех собравшихся читала книгу под музыку, звучавшую в такт чтению, о чем свидетельствуют ее приоткрытые губы, а также рука гусляра, застывшая над струнами.

Картина, написанная между 1913 и 1917 годами, стала настоящей шкатулкой, хранящей красоту русской культуры, и одновременно укрытием от жизненных бурь для мастера. Именно такой подтекст картины видится на фоне эпохи нарастающих апокалиптических настроений и разгорающихся войн.

Испытывая тревогу, Васнецов писал: «Под гнетом совершающегося трудно весьма настроить себя на благодушный и созерцательный ход мысли и искать успокоения даже и в близком и родном душе Искусстве»13. И все же он не оставлял работу. Он обрел утешение в природе, которая стала для него «прибежищем» и зримым проявлением божественной милости и любви к людям. Этот своеобразный образ укромного и желанного приюта[14] в «Спящей царевне» приобрел не просто идиллические, но по-настоящему райские черты. Здесь нет места борьбе, напротив, художник создал пространство, наполненное ощущением райского единения. Животные (медведь, лиса, заяц), птицы (голуби, снегири, попугаи, павлины), люди - и млад и стар - вместе слушают истины, записанные в «Голубиной книге».

Обнаруживаются параллели между картиной «Спящая царевна» и религиозными произведениями Васнецова. Очевидна перекличка между образами спящей царевны и покоящейся на руках ангелов Святой Екатерины из композиции «Радость праведных о Господе. Преддверие рая» во Владимирском соборе в Киеве, где художник работал в 1885-1896 годах. Сближает их не только внешнее сходство - поза сказочной царевны повторяет положение Святой Екатерины, возносимой на небеса.

Такие же параллели с композицией во Владимирском соборе в Киеве «Блаженство рая» в изображении природы, животного мира наблюдаются в «Спящей царевне». Художник не повторяет в точности религиозную композицию - так, лев заменен на его «русскую» аналогию, медведя.

Не случайно картину Васнецова называют «идеальным образом родины», своеобразным образом града Китежа[15]. Мотив погружения сказочного царства в сон созвучен легенде о чудесном спасении целого города во время татаро-монгольского нашествия, когда по молитвам жителей он погрузился на дно озера. Отсыл к известной легенде, «Голубиная книга» в центре композиции раскрывают главную идею картины «Спящая царевна»: услышав тайны книги, обитатели царства стали носителями «“сокровенной” истины, открывающейся искренне верующему человеку»[16] ; их сон не выглядит проклятьем - напротив, он избавление от тревог и волнений, а само царство осталось непокоренным святым градом.

Отдельного внимания заслуживает мотив сна сказочных героев. Позы и жесты героев чрезвычайно напряжены: застыли рука старика в синей рубахе справа, пальцы гусляра над струнами, беспомощно раскрыта ладонь левой руки царевны. Застывшим кажется пейзаж: природа не тревожит обитателей терема ни дуновением ветра, ни ярким светом солнечных лучей, ни прохладой дождя. Ощущению замкнутости композиции и нерушимости сна способствует перенасыщенный передний план, где Васнецов одновременно поместил изображения цветов, медведя, а также фигуры няни и старика в синем. Так же как и лес на заднем плане, эти фигуры словно ограждают сказочное царство. Все в этой картине говорит об отстраненности спящей царевны и ее окружения от реального мира. Можно предположить, что и сам автор желал бы отстраниться от тягостной окружающей действительности.

Васнецов не первый обращается к мотиву сна как попытке бегства от реальности. Только на первый взгляд далекой параллелью «Спящей царевне» Васнецова можно назвать скульптуру «Ночь» Микеланджело, созданную для надгробия Дж. Медичи в Капелле Медичи во Флоренции. Скульптор работал над произведением в 1526-1533 годах, когда итальянские города были вынуждены защищаться от вторжений французов и испанцев. Свои мысли мастер эпохи Ренессанса выразил не только пластическими средствами в скульптуре, но и в стихотворной форме:

Молчи, прошу, не смей меня будить.
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать - удел завидный...
Отрадно спать, отрадней камнем быть[17].

В четверостишии отразились горечь и пессимизм скульптора, трагический разлад с окружающим миром. Очевидно, тема сна для Васнецова также приобрела особенное звучание в связи с Первой мировой войной и революционными событиями, а также стремительным изменением художественного мира первой четверти XX века. Если учитывать эмоциональные переживания автора, то сон героев выглядит не просто сказочным, но целительным, способным избавить душу от тревог и волнений, даруя долгожданный отдых.

Вслед за «Спящей царевной» картины «Поэмы семи сказок» явились своеобразным живописным дневником художника, отражая его представления о добре и красоте, размышления о христианских истинах и событиях революционных и военных лет.

Фольклорное направление стало одним из важнейших в творчестве Васнецова. Под его кистью сказка обогатилась дополнительными смыслами и идеями, легла в основу многочисленных художественных экспериментов, расширила грани таланта художника, открыв новый путь для русского искусства начала XX века.

 

  1. Росписи носили аллегорический характер, связанный с фигурой Святого князя Владимира Святославича, небесного покровителя великого князя Сергея Александровича. Работы экспонировались на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, где были высоко оценены европейским обществом и удостоены золотой медали.
  2. Из письма В.М. Васнецова к В.В. Стасову. [Москва], 7 октября 1898 г. // Виктор Михайлович Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и прим. Н.А. Ярославцевой. М., 1987. С. 154. (Далее: В.М. Васнецов. Письма...)
  3. Васнецов обучался в ИАХ с 1868-го по 1874 год с перерывами.
  4. В.М. Васнецов - В.В. Стасову, Москва, 20 сентября 1898 г. // В.М. Васнецов. Письма. С. 150
  5. Вариантом этого сюжета является вятская «Сказка про Ивана-царевича и Елену Прекрасную».
  6. В.М. Васнецов - В.М. Максимову от 20 августа 1876 г., Медон // Виктор Васнецов. Письма. Новые материалы / Авт.-сост. Л. Короткина. СПб., 2004. С. 27. (Далее: Виктор Васнецов. Письма. Новые материалы.)
  7. [Флеров С.В.] Передвижная выставка картин // Московские ведомости. 1878. №140, 3 июня.
  8. И.Н. Крамской - И.Е. Репину от 26 марта 1878. // И.Н. Крамской. Переписка И.Н. Крамского. М., 1953-1954. Т. 2. С. 370.
  9. За украшение варшавского собора Васнецов был возведен в титул потомственного дворянина.
  10. В.М. Васнецов - В.В. Стасову. 16 апреля 1906 г. // В.М. Васнецов. Письма... С. 207
  11. Первое издание в журнале «Европеец» (1832, № 1, с. 24-37).
  12. См.: Народные русские сказки / Сост. А.Н. Афанасьев: В 3 т. М., 1984-1985. Т. 3. №327-328. С. 18-20.
  13. В.М. Васнецов - Д.Т. Будинову. 17 марта 1918 г. // В.М. Васнецов. Письма... С. 241.
  14. См.: Поспелов ГГ «Мотив приюта» в русском искусстве конца XIX - начала XX века // Поспелов Г.Г. О картинах и рисунках: Сб. ст. М., 2013. С. 174-193.
  15. Там же. С. 82.
  16. Уртминцева М.Г. Китежский летописец в литературной и живописной интерпретации (П.И. Мельников и М.В. Нестеров) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. №4 (1). С. 322.
  17. Перевод Ф.И. Тютчева «Из Микеланджело», 1855.
Иллюстрации
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Блаженство рая. Эскиз для росписи собора Св. Владимира в Киеве (центральная часть хоров). 1893
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Блаженство рая. Эскиз для росписи собора Св. Владимира в Киеве (центральная часть хоров). 1893
Бумага, акварель, гуашь 45,5 х 58,5
© Государственная Третьяковская галерея, 2024
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. «Радость Праведных о Господе». Преддверие Рая. Правая часть. 1889-1890
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. «Радость Праведных о Господе». Преддверие Рая. Правая часть. 1889-1890
Холст, масло. 205 * 482
© Государственная Третьяковская галерея, 2024
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Эскиз божницы
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Эскиз божницы
Бумага, графитный карандаш, акварель, бронзовая краска. 27,4 * 22,3
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Богатырь. Не позднее 1878
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Богатырь. Не позднее 1878
Бумага, акварель. 26,2 х 33,8
© Государственная Третьяковская галерея, 2024
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Наброски к картине «Витязь на распутье». Конец 1870-х - начало 1880-х
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Наброски к картине «Витязь на распутье». Конец 1870-х - начало 1880-х
Бумага, графитный карандаш, растушевка. 20,7 х 26,4
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Заречная слободка Берендеевка. 1885
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Заречная слободка Берендеевка. 1885
Эскиз декорации к первому действию оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш. 21,3 х 28
© Государственная Третьяковская галерея, 2024
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Подводное царство. Эскиз декорации к опере А.С. Даргомыжского «Русалка». 1884
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Подводное царство. Эскиз декорации к опере А.С. Даргомыжского «Русалка». 1884
Бумага, карандаш, акварель, белила. 34,8 х 51,8
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Спящая царевна. Эскиз
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Спящая царевна. Эскиз
Набросок церковного облачения. Между 1882 и 1885 Бумага, графитный карандаш, растушевка. 8.7 х 13,8 (двойной лист)
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Спящая царевна. 1882
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Спящая царевна. 1882.
Эскиз Картон, масло. 40,5 x 31
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Спящая царевна. 1913-1917
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Спящая царевна. 1913-1917
Из цикла «Поэма семи сказок» (1901-1926). Холст, масло. 214 * 452
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Царевна-Несмеяна. 1916
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Царевна-Несмеяна. 1916.
Из цикла «Поэма семи сказок» (1901-1926). Холст, масло. 262 * 190
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Царевна-Несмеяна. Эскиз. 1886
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Царевна-Несмеяна. Эскиз. 1886
Бумага, графитный карандаш, растушевка. 19,3 * 14,9
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Царица у окна. 1921
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Царица у окна. 1921
Бумага кремовая, итальянский карандаш, акварель, гуашь. 47 * 43
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Женская голова. 1920-е
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Женская голова. 1920-е.
Этюд к картине «Кащей Бессмертный» (1917-1919). Холст, масло. 35 х 26
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Маки. 1916
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Маки. 1916.
Этюд Холст, масло. 34 х 26
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Царевна-лягушка. 1918
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Царевна-лягушка. 1918
Из цикла «Поэма семи сказок» (1901-1926). Холст, масло. 185 х 250
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Ковер-самолет. 1920-1923, 1925
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ. Ковер-самолет. 1920-1923, 1925
Из цикла «Поэма семи сказок». (1901-1926). Холст, масло. 260 * 187
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play