Всероссийский молодежный арт-фестиваль «Молодость России» «СХР:стаж//сегодня/завтра»
Всероссийская творческая общественная организация «Союз художников России» (СХР), старейшее и одно из наиболее многочисленных объединений мастеров изобразительного искусства в нашей стране, регулярно проводит молодежные выставки-смотры. Благодаря обширной и разветвленной географии (отделения Союза работают во всех субъектах Российской Федерации) и всесторонней профессиональной экспертизе СХР обладает интеллектуальным ресурсом для выявления и поддержки новых имен, популяризируя в том числе молодое современное отечественное искусство во всех его проявлениях.
КАТИКА. Нефть. 2021
Триптих, левая часть. Шерсть, холст, вязание крючком. 150 × 250. Фрагмент
В профессиональном сообществе СХР воспринимается как объединение, следующее традициям, уходящим своими корнями к середине XIX века, а также эпохе возникновения передвижничества в России в последней трети XIX века. Однако традиция понимается Союзом не как веками установленный и незыблемый канон, вознесенный на пьедестал академической школы, а как парадигма постоянного обновления художественно-пластического языка искусства в контексте времени. В ее структуре, которая не исключает творческий эксперимент, заложен конструктивный баланс эстетических, этических и профессиональных приоритетов.
Всероссийская выставка «СХР:стаж//сегодня/ завтра» 2021 года прозвучала как один из наиболее заметных проектов Союза, не уступающий по своим качествам уровню крупных международных выставок и биеннале. Это завершающий этап двухгодичной выставочно-просветительской программы в рамках Всероссийского молодежного арт-фестиваля «Молодость России», проходящего при поддержке Фонда президентских грантов в рамках Национального проекта «Культура» при поддержке Министерства культуры РФ с использованием гранта, предоставленного Общероссийской общественно-государственной организацией «Российский фонд культуры». Итоги предыдущих двух этапов - выставки-конкурса «Новое время» и Всероссийской молодежной выставки «Новое время 2.0», также ориентированных на участие молодых художников в возрасте от 18 до 35 лет и показывающих срез отечественного молодого искусства, - экспонировались в 2020 году в залах Союза, в Новой Третьяковке на Крымском валу.
Елена КОРНЕЕВА. Элементаль. 2021
Дерево, инсталляция
«Новое время», «Новое время 2.0» и «СХР:стаж// сегодня/завтра» заметно отличаются от традиционных периодических молодежных выставок СХР - у них принципиально иная концепция. Главная задача Всероссийского молодежного арт-фестиваля «Молодость России» - создание диалога между классическим пониманием искусства и «новыми формами». Организаторы ставят перед собой амбициозную задачу: преодолеть разобщенность разного рода направлений, видов и форм современного искусства, а именно: осуществить диалог между представителями различных эстетических платформ. Еще недавнее время взаимного неприятия разномастных методов творческой практики сменяется сегодня необходимостью сообща трудиться в поле единой исторической, социокультурной, философской и ремесленно-профессиональной проблематики, которая стоит перед мыслящими художниками-современниками. Именно для этого и создавалась многочастная структура фестиваля - от open-call-заявок на участие через конкурсный отбор и систему стажировок к итоговой части масштабной Всероссийской выставки.
В рамках проекта в 2021 году в течение месяца СХР проводил единовременно творческие стажировки для 100 молодых художников со всей страны на площадках Домов творчества под руководством опытных наставников. На это время Дом творчества имени Д.Н. Кардовского (город Переславль-Залесский), Академическая дача имени И.Е. Репина (город Вышний Волочек), Дом творчества и отдыха художников «Сенеж» (город Солнечногорск), Дом графики «Челюскинская» (Московская область), Дом творчества «Байкал» (город Иркутск) стали активными арт-резиденциями, где ежедневно проходили экспериментальные творческие лаборатории, пленэры, портфолио-ревю, артист-токи, мастер-классы, лекции, ридинг-группы, перформансы, выставкомы, критические обсуждения и тематические тренинги.
Результат этой работы - широкий спектр различных видов и форм художественного высказывания по пяти основным направлениям: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, «новые формы», - отвечающий на вопрос, каково молодое искусство сегодня.
Соотносясь с ведущими трендами интернационального арт-комьюнити, при подготовке этого многоэтапного проекта СХР подтвердил тенденцию международной практики - доверять ответственность организации и проведения стажировок и последующей выставки молодого искусства молодым кураторам, координаторам (А. Грумбиной, В. Горбачевой, А. Гусевой, Л. Левандовской) и авторам экспозиции (А. Вильчес-Ногеролу, В. Лагутенковой). Это сказывается и на интонации представленных произведений, и на способе их экспонирования, и на общей концепции выставки в их тематической и архитектурной подаче, в том, что принято понимать как режиссуру художественно-пространственной образности залов.
Даже название «СХР:стаж//сегодня/завтра» апеллирует к ссылкам электронных http-адресов и к привычным обозначениям периодических изданий с иерархически соответствующими двоеточиями, слэшами и хештегами, согласуясь с эпохой стремительно меняющихся в электронно-информационном поле новостей. Стаж, как и время творческих стажировок, у молодых художников под крылом СХР действительно невелик. Молодые ребята работают сегодня, чтобы понять себя и свое время, и с искренним нетерпением ждут завтрашнего дня, чтобы совершать новые творческие открытия.
Предваряя зрительские вопросы относительно пластических зон выставки, кураторско-координаторская команда принципиально отказывается от привычной дидактики в экспликации. Пропедевтическая текстовая группа, предваряющая вход в экспозицию, звучит в формате вопросов и ответов. Она выглядит как привычный для молодежи чат в мессенджере с вопросами и ответами, многим на сегодняшний день заменяющий онлайн-присутствием фактор живого общения.
Вместо традиционного принципа считывания локализованных по залам произведений, собранных по отдельным видам искусства, - композиционные смысло-силовые узлы, концентрирующие вокруг себя особые ареалы внимания по темам: «любовь - одиночество», «городская среда - зоны природного эскапизма», «жизнь онлайн - тактильный опыт существования», «память предков - свидетельство стремительности проходящего мгновения». И все эти аспекты воплощены в живописи, бронзе, камне, шамоте, стекле, глине, на бумаге, в инсталляции, вышивке поверх objets trouves, видеоарте и «книге художника».
Обожженные неокрашенные керамические буквы Дарьи Иукканен (Москва) - «Кому нужно это искусство» - ключ к трактовке выставки и к пониманию современного взгляда на искусство в целом.
Дарья ИУККАНЕН. Кому нужно это искусство. 2021
Шамот, ямный обжиг, найденный объект
В этой сентенции нет знаков препинания - зрителю предоставлена возможность быть интерпретатором поливариантной трактовки художественного высказывания.
Живописная серия «Ростовские контрасты» Александра Савеленко (Ростов-на-Дону; холст, масло) беспощадно вычленяет из обыденности почти кинематографическим крупным планом фрагменты, воспринимаемые как неизбежная данность, с иронией и искренней теплотой философа-наблюдателя.
Суровые плакатные портреты-лики серии «Легенды Байкала» Елизаветы Нетреба меняются со зрителем местами, будто вопрошая, кто же истинный носитель знания о жизни - торопливые жители современных городов или они, почти шаманские рельефные маски идолов.
Кирилл Стрюков (Ставрополь; «Красный вечер, белый снег»; «Станция “Таганская”»; холст, масло), Борислава Воротило (Москва; «Время пришло»; холст, масло), Ксения Сопова (Москва; «Primavera»; холст, масло), Рена Аверина (Красноярск; триптих «Подвижно»; стрит-арт, акрил), Вероника Акопян (Москва; «100% мех»; инсталляция, digital art) и многие другие экспоненты выставки ставят вопросы самоидентификации, возможных векторов жизни в новой, постиндустриальной, урбанистической системе координат. При этом экспозиционное соседство произведений, принадлежащих разным видам искусства, исполненных с применением разнообразных техник и материалов, усиливает демонстрацию внутреннего конфликта человека-творца, функционирующего в противоречивых условиях современных реалий, в которых трудно определить границы внутреннего и внешнего «Я».
Борислава ВОРОТИЛО. Время пришло. 2021
Холст, масло. 93 × 193
Многие авторы работают с темами восприятия и самоадаптации к историческому контексту через личные переживания, связанные с собственным опытом и летописью семьи. На живописном полотне Мурата Анаева (Москва; «Кийиз»; холст, масло) - женщины трех поколений, они бережно сворачивают свиток тканного вручную ковра, сохранившего тепло умелых и терпеливых женских рук. В проекте «Вольное / каторжное» Юли Мортиис (Санкт-Петербург; инсталляция, найденный текстиль, смешанная техника) поднимается непростой вопрос о статусе людей, чья жизнь в глазах общества несет на себе клеймо преступника.
Молодежь нередко упрекают: ей вменяется недостаточное почтение к старшим, избыток неподкрепленных опытом эмоций; ее укоряют в отсутствии профессионализма, в односторонности высказываний, дерзости самовыражения, отсутствии вкуса. Тем не менее внимательный зритель увидит за вычурностью форм извечные эсхатологические вопросы, за нарочитой брутальностью материала - добротную школу, а за провокационностью сюжета - недетскую мудрость.
Выставка «СХР:стаж//сегодня/завтра» - творческая самодиагностика осознания себя в текущий момент времени, то есть здесь и сейчас. В экспозиции нашлось место разным проявлениям искусства молодежи: и крупномасштабным вязаным «рабам, рвущим путы» (Катика; Москва; «Нефть»; шерсть, холст, вязание крючком), раскрывающим экологическую трагедию мирового масштаба; и вопросам принятия собственной телесности через интеграцию глитча (помех в изображении) в живописные медиа (Полина Суровова; Москва; «Russian beauty»; холст, масло); и классическим полотнам, посвященным таинству предстояния в храме (Олег Ожогин; Москва; «Малое стадо»; холст, масло); и наблюдению за вечно меняющимся, но неизменным в своей витальности миром (Вероника Вологжанникова; Мурманск; «Как я встретил вашу маму, или одна очень известная история»; шамот, редукция; Арина Обух; Санкт-Петербург; «Пилигримы»; шамот, глазури; Клим Сенев; Ставрополь; «Фитнес»; шамот, редукция, глазури), и многому другому. Можно полистать меню в инсталляции Даши Пурпурной (Великий Новгород) «Бар у открытого сердца» и выбрать в нем понравившиеся коктейли-эмоции с описанием их послевкусия и ценой за бой посуды. Перед любителями графики предстанут наполненные суровыми контрастами листы Виктора Полетаева (Иркутск), а также тончайшие по технике работы Елены Машкариной (Санкт-Петербург).
Ольга СЕМЧЕНКО. Я укрою тебя крылом и молитвой. 2021
Холст, темпера. 127 × 109
Отличительный знак времени - преобладание в изобразительном искусстве женщин; они проявляют себя во всех областях творческой практики, и это, конечно же, сказывается на тематике большого числа произведений. Многие авторы обращаются к темам любви, дома, семейных ценностей, что добавляет, по сравнению со многими предыдущими молодежными выставками, оптимистичных, радостных полотен, скульптур, графических листов. Самобытным видением отличаются на выставке работы Дарьи Румянцевой, Ольги Семченко, Анны Синельщиковой, Маргариты Горностаевой, Ольги Стеняевой, Анны Лупентичевой и многих других авторов. Елена Корнеева философски и пластически трактует «Одиночество» и «Любовь» (стекло, зеркало, металл, сварка) как две формы одного и того же явления: битое стекло в одном случае разлетается на разрозненные элементы, а в другом - собирается в сверкающий венец. Важным для художника аспектом является то, что на осколках зритель может увидеть свое отражение.
Живопись обновляет красочную палитру, ориентируясь преимущественно на деликатную лессировочную тональность и использование открытых цветов вкупе со скрупулезной проработкой формы. Масштабные сюжетно-тематические картины уступают место камерным по формату сериям, посвященным нюансам каждодневного квартирного быта - так называемым маленьким радостям жизни. Выставка приобретает значение не столько зеркала эпохи, сколько калейдоскопа неслучайных случайностей.
Зона бэкстейджа на отдельной стене выставочной экспозиции - закулисная переписка творческих групп во время их стажировки, распечатанная со скриншотов, в ней молодые художники делились своими творческими планами, разрешали профессиональные споры и просто обменивались ежедневными новостями. Распечатанные листы общей переписки помогают создать у зрителя образ своеобразного коллективного творческого дневника, вызывая в памяти ахматовские строки о тайнах ремесла: «Когда б вы знали, из какого сора...».
Зона бэкстейджа на выставке «СХР:стаж//сегодня/завтра». Панель 3000 × 2000
Пожалуй, одним из наиболее распространенных заблуждений является бытующее в культурной среде мнение, будто у молодого современного отечественного искусства нет своего лица. Так может показаться лишь невнимательному зрителю. Тем не менее вопросы «отцов и детей» по-прежнему актуальны, и по достоинству оценить значимость представленных произведений удастся лишь с исторического расстояния.
В каждую новую эпоху молодое искусство стоит перед дихотомией «школа - индивидуальность». Заметят ли меня, если я буду делать то же, что и десятки, сотни лет до моего появления на свет? А если я выучусь профессиональной технике лучше всех, мое имя станет известным? Что нужно сделать, чтобы стать востребованным художником?
В книге отзывов участники выставки и зрители оставили свои комментарии: «Ну и...? Кто? Кто же победил в этой битве так называемого “современного классического искусства” и так называемого “нового”, реалисты или сиюминутные?» Время покажет.
Выставка «СХР:стаж//сегодня/завтра», состоявшаяся 05.11.05–05.12.2021 в Москве, в Новой Третьяковке.
Фотографии залов
Холст, акрил. 80 × 60
Холст, масло
Холст, масло. 80 × 100
Листы 1, 2, 3. Бумага, пастель, карандаш. 60 × 84
Листы 1, 2, 3, 4. Цветная ксилография. 40 × 50
Холст, масло. 122 × 197 (обе части)
Холст, масло. 122 × 197 (обе части)
Холст, масло. 90 × 80
Шамот, оксиды, глазури, редукция. 44 × 30 × 37
Шамот, оксиды, глазури, редукция. Фрагменты
Холст, масло. 100 × 80
Из серии «Белые ночи». Цветная автолитография. 40 × 40
Из серии «Белые ночи». Цветная автолитография. 40 × 40
Холст, масло. 104 × 171
Холст, масло. 115 × 215
Холст, масло. 90 × 80
Холст, масло. 65 × 130
Холст, масло. 110 × 120
Гравюра на металле. 44 × 29,5; 49,5 × 31,5; 44 × 29,5
Крест-акватинта, тр. штрих, резерваж
Шамот, аногбы, костровой обжиг
Декоративное панно. Триптих. Шамот, глазури. 48 × 100
Инсталляция. Смешанная техника
Холст, масло, акрил. 110 × 135
Холст, масло, акрил. 110 × 135
Из серии «Детская игровая площадка». Цветная автолитография. 43 × 48
Russian Beauty
Russian Beauty 1
Russian Beauty 5
2021 Холст, масло. 40 × 50 (каждая часть)
Инсталляция и фрагменты
Шерсть, холст, вязание крючком. 150 × 250
Найденный текстиль, вышивка. 30 × 30