Оптимистическая палитра Виктора Глухова

Ольга Стекольщикова

Рубрика: 
ВЫСТАВОЧНАЯ ПАНОРАМА
Номер журнала: 
#1 2022 (74)

Государственная Третьяковская галерея представила расширенную экспозицию живописи народного художника Российской Федерации Виктора Александровича Глухова (род. 1946). Он много лет возглавляет Московский Союз художников, входит в состав президиума Российской академии художеств. Являясь одним из близких друзей Третьяковской галереи, Виктор Глухов неоднократно способствовал успешной реализации ее проектов, оказывая всестороннюю помощь и поддержку порой в трудноразрешимых ситуациях.

В.А. Глухов. Автопортрет. Зеркало. 1985. Фрагмент
Автопортрет. Зеркало. 1985
Холст, масло. 85 × 120. ГТГ. Фрагмент

Творчество художника очень личностное по своему характеру, во многом автобиографичное, далекое от внешней патетики, суеты и драматизма сегодняшнего бытия, хотя и отражает реалии современной действительности. Дом-мастерская Виктора Глухова находится в маленьком подмосковном городе Сходне, где он живет и работает уже много лет и куда неизменно возвращается из шумной столицы. Он отдает предпочтение портретам близких людей, пейзажам ставшей родной Сходни, натюрмортам, составленным из окружающих его предметов. Сохраняет он приверженность и избранным темам, одна из которых - тема детства - заняла ведущее место в его творчестве на протяжении последних пяти лет и частично представлена в Третьяковской галерее.

Открывают расширенную экспозицию Виктора Глухова две работы из собрания ГТГ - «Автопортрет. Зеркало» (1985) и «Зима на Сходне» (2009). Автопортрет - самая ранняя из представленных работ, в ней уже проявились особые черты пластического языка художника: внимание к сложному, многоплановому построению пространства, интерес к колористическим поискам, любовь к натюрморту. «Зима на Сходне», как и многие другие пейзажи мастера, - свидетельство плодотворности многолетнего слияния души художника с местом жизни и творчества, когда открывается genius loci (лат. «гений места»), что ложится в основу и новых художественных откровений.

Большую часть экспозиции заняли произведения детского цикла. Формальным поводом для его создания стал указ Президента РФ об объявлении в нашей стране Десятилетия детства в 2018-2027 годах. Московский Союз художников, возглавляемый Виктором Глуховым, откликнулся на это событие серией выставок, связанных с темой детства, которые прошли в Москве и продолжаются в региональных выставочных залах. Детская тема прочно вошла в творчество самого мастера и не оставляет его по сей день. По словам художника, для него важно показать, каким светлым, радостным, наполненным игрушками должен быть мир детства. И таким непохожим на те трудные послевоенные годы, которые пришлись на детство самого Виктора, когда принесенное отцом яблоко было лучшим подарком.

Первоначально произведения детского цикла Виктора Глухова - изображения внука Макара, детей знакомых и друзей художника; но постепенно эти работы стали обобщающим отражением мира, который близок, понятен и памятен каждому. Виктор воплотил в живописи воспоминания взрослых о прошлом: о детских мечтах и надеждах на будущее, о любимых праздниках и игрушках. Недаром он неоднократно обращается к теме Нового года и образу Щелкунчика.

Работы художника, посвященные детству, разнообразны по жанру. Это прежде всего портреты. В этюдах детских головок ощущаются хрупкость и нежность, чистота и беззащитность, порой их кукольная красота и в то же время ранимость и уязвимость мира ребенка («Ника», 2021). Крупноформатные портретные композиции в интерьере («Скоро Новый год», 2020; «Я люблю свою лошадку», 2018) поражают своей декоративностью и монументальностью. В них художник выходит за рамки камерности, характерной для классического детского портрета, и создает современную картину, наполненную смелыми экспериментами с цветом и композиционным пространством в границах фигуративности. Его изображения детей нередко перерастают в парадные, репрезентативные портреты. Примером может служить картина «Аленький цветочек» (2021), где интенсифицированный цвет фона, напоминающего укрупненные узоры цветных стеклышек в детском калейдоскопе, служит поддержкой для яркого наряда девочки и, конечно же, ее роскошных атласных бантов. Такая открытая декоративность свидетельствует в очередной раз об удивительном сплаве в русском изобразительном искусстве своеобразия культур Востока и Запада.

У Виктора Глухова своя манера подачи образа ребенка. Он не только использует холсты больших размеров, но и укрупняет сами фигуры, выносит их на передний план, максимально приближая к зрителю. В результате детские образы Виктора Глухова приобретают монументальность, значительность и безусловную узнаваемость.

Тема детства раскрывается Виктором Глуховым в многочисленных натюрмортах, ставших как составной частью детских портретов, так и самостоятельными произведениями. Они наполнены простыми предметами, незамысловатыми детскими игрушками, зачастую приобретенными на блошином рынке Сходни. Тряпичная кукла и Щелкунчик, раскрашенные фигурки игрушечных солдатиков и деревянных лошадок, всевозможные мячики и елочные новогодние украшения, шкатулки и книги, музыкальные инструменты и цветные ткани перемещаются из одной работы в другую, каждый раз приобретая новую эмоциональную окраску. Из сочетания множества разнообразных предметов, их пространственного и цветового соотношения художник создает замысловатые композиционные структуры. Выразительность и динамичность им придают сложные ракурсы пространственных построений.

Главное же, что характеризует творчество художника и работы его детского цикла, - это пристальный интерес к колористическим исканиям. Разнообразие цвета, его акцентированная звонкость и затейливые созвучия составляют основу, стержень работ живописца. Изобилие мерцающих и динамичных цветовых оттенков и градаций, переходящих с одного предмета на другой, создает единую светоносную среду. Девять полотен Виктора Глухова, представленных в экспозиции Третьяковской галереи, где экспонируется искусство второй половины ХХ века, отличаются ярким открытым цветом, наполнены чувством ожидания Нового года, заряжены радостными эмоциями и праздничным настроением. Они кажутся на первый взгляд неожиданными среди выставленных в соседних залах произведений шестидесятников с их суровой «правдой жизни», сдержанным колоритом, ярко выраженной социально-нравственной направленностью. Со многими из них Виктор Глухов был знаком лично, они оказали большое влияние на его творческую судьбу. Очевидны также пересечения смысловых, композиционных и цветовых решений у мастеров разных поколений: возникает незримый диалог близких по смыслу художественных образов, живущих во времени и преломляющихся в индивидуальных творческих поиске, видении и трактовке.

Подобной перекличкой воспринимаются два портрета детей, изображенных верхом на игрушечных лошадках. Один - портрет дочери, исполненный Таиром Салаховым («Айдан», 1967, ГТГ), и другой - портрет внука, написанный Виктором Глуховым («Я люблю свою лошадку»). При сходстве композиционного построения и выраженной монументальности этих работ очевидны и особенности индивидуального подхода: предельная лаконичность, почти монохромность образа Таира Салахова и открытая декоративность, наполненность деталями у Виктора Глухова.

Если сравнить работы Павла Никонова «Геологи» (1962, ГТГ) и Николая Андронова «Плотогоны» (1960-1961, ГТГ), которые выполнены в патетической манере с акцентом на гиперболизацию и огрубленный брутальный характер героев, с произведениями Виктора Глухова, то можно увидеть, что последний находит иные эмоциональные интонации лирического смысла, которые уводят зрителя от социальной остроты в сторону мажорного представления о действительности.

Уходя от проблемности, открытой социальности, а порой и драматизма, звучащих в произведениях шестидесятников, Виктор Глухов придает своим работам оптимистичный, жизнеутверждающий характер, словно отражающий главный творческий принцип автора: «увидеть за простыми, порой банальными вещами чудо и красоту жизни - одна из основных задач художника».

Иллюстрации
В.А. Глухов. Зима на Сходне. 2009
Зима на Сходне. 2009
Холст, масло. 90 × 100
ГТГ
В.А. Глухов. Игрушки. 2021
Игрушки. 2021
Холст, масло. 110 × 120
В.А. Глухов. Автопортрет. Зеркало. 1985
Автопортрет. Зеркало. 1985
Холст, масло. 85 × 120
ГТГ
В.А. Глухов. Мальчик с трубой. 2021
Мальчик с трубой. 2021
Холст, масло. 150 × 130
В.А. Глухов. Ника. 2021
Ника. 2021
Картон, масло. 74 × 60
В.А. Глухов. Вспоминая сказки Андерсена. 2020
Вспоминая сказки Андерсена. 2020
Холст, масло. 70 × 105
В.А. Глухов. Аленький цветочек. 2021
Аленький цветочек. 2021
Холст, масло. 170 × 140
В.А. Глухов. Скоро Новый год. 2020
Скоро Новый год. 2020
Холст, масло. 220 × 190
В.А. Глухов. Я люблю свою лошадку. 2018
Я люблю свою лошадку. 2018
Холст, масло. 200 × 200
Виктор Глухов
Виктор Глухов
Фотография

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play