ТЕЛО И ЦИФРОВАЯ ЛОГИКА. Конфликтный перформанс в наше время: художница Анне Имхоф

Георг Имдаль*

Номер журнала: 
#1 2021 (70), Специальный выпуск «Германия - Россия. На перекрестках культур»

* Профессор д-р Георг Имдаль (род. 1961) - профессор искусствоведения и общественных наук в Академии искусств в Мюнстере, художественный критик. Живет в Дюссельдорфе, пишет в основном для изданий «Frankfurter Allgemeine Zeitung», «Texte zur Kunst» и радиостанции «Deutschlandfunk». Член Международной ассоциации искусствоведов (AICA).

За последние пятнадцать лет искусство перформанса задало новый тон в современном искусстве. Одним из самых интересных немецких художников, работающих в этой области, является Анне Имхоф, междисциплинарное творчество которой объединяет инсталляцию, перформанс, музыку и живопись. Пятичасовое представление «Фауста» в Немецком павильоне на Венецианской биеннале 2017 года принесло Анне Имхоф известность во всем мире, и по сей день ее «Фауст» продолжает волновать зрителя.

Микки Маар, Джош Джонсон и Билли Балтхил в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Микки Маар, Джош Джонсон и Билли Балтхил в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Фото: Надин Фрачковски. Из коллекции художника, Галерея Буххольц, Кёльн / Берлин / Нью-Йорк

Разобщение - это бедствие западных гражданских обществ - могло бы быть свидетельством в том числе и того, что художественное творчество может способствовать разделению общества, так как по-разному оценивается людьми, использующими его в качестве обоснования своих суждений. В этом смысле цель и функция современного искусства состоят в том, чтобы провоцировать споры и аргументированно в них участвовать. Именно таким является творчество Анне Имхоф, и в частности, ее постановка «Фауст», представленная в Немецком павильоне на Венецианской биеннале в 2017 году и отмеченная самым престижным «Золотым львом». По мнению Клэр Бишоп, одной из наиболее влиятельных исследовательниц современного искусства и не в последнюю очередь перформанса, в «Фаусте» Анне Имхоф «в полной мере реализована цифровая логика», присущая современному миру. Подобное заявление скорее можно было бы ожидать в отношении таких художников, как Хито Штейерль или Эд Аткинс, однако в контексте эссе Бишоп «Черный ящик, белый куб, серая зона: танцевальные выставки и внимание зрителей» («Black Box, White Cube, Gray Zone: Dance Exhibitions and Audience»)[1] его следует понимать как одобрение. С другой стороны, Беньямин Бухло довольно резко критикует «Фауста» в своем обзоре «Камень-ножницы-бумага. Беньямин Х.-Д. Бухло о некоторых целях и средствах создания скульптуры в Венеции, Мюнстере» («Rock Paper Scissors. Benjamin H. D. Buchloh on some means and ends of sculpture at Venice, MQnster)[2], опубликованном в журнале. В этом обзоре автор выстраивает одну (модернистскую) линию от Майкла Эшера, Вито Аккончи и Андреа Фрейзер до Тино Сегала, а другую, противоположную (антимодернистскую), - от Рихарда Вагнера через Йозефа Бойса до Анне Имхоф. В публикациях, ориентированных на массового читателя, особенно в немецкоязычных, творчество Имхоф также вызывает либо отторжение, либо острую полемику. Ее обвиняют в «эстетике Бергхайна», клубном снобизме и искусственности критического подхода, созвучной духу времени.

Однако именно эти отображения бесцельного существования подходят для портрета поколения, которое должно подготовиться к отнюдь не комфортному будущему. Сюзанне Пфеффер, куратор Немецкого павильона в 2017 году, охарактеризовала работу Имхоф как «выражение conditio humana в XXI веке - состояния человека, выдрессированного поздним капитализмом, зависимого от биополитики, постоянно находящегося под наблюдением, рассеянного, одинокого даже в группах»[3].

Билли Балтхил в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Билли Балтхил в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Фото: Надин Фрачковски. Из коллекции художника, Галерея Буххольц, Кёльн / Берлин / Нью-Йорк

За время своего подъема в течение последних примерно 15 лет искусство перформанса задало новый тон в современном искусстве. Тино Сегал своим фарсовым представлением в Немецком павильоне на Венецианской биеннале в 2005 году дал жанру новый импульс. Перформансу свойственно удивлять зрителей, раздражать их чем-то неожиданным (как у Сегала с дергающимися смотрителями) или провоцировать конфликт (как у Сантьяго Сьерра с его «ветеранами» войны, молча стоящими в углу[4]). Столь же естественна для перформанса эфемерность и мимолетность, поэтому так важна его документальная фиксация. Это жизненно важная задача для жанра, которую сегодня берет на себя в том числе и публика, фотографируя, снимая видео и выкладывая их в сеть, распространяя и фиксируя свой взгляд на вещи.

Сара Линдермаер, Джош Джонсон, Билли Балтхил и Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Сара Линдермаер, Джош Джонсон, Билли Балтхил и Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Фото: Надин Фрачковски. Из коллекции художника, Галерея Буххольц, Кёльн / Берлин / Нью-Йорк

Между тем, едва ли кто-нибудь видел знаковую постановку Анне Имхоф во франкфуртском пабе почти двадцать лет назад. Речь идет о ее «Поединке», созданном в 2001 году, до того, как она пришла учиться в кузницу профессий - «Школу Штеделя» во Франкфурте (Имхоф закончила там магистратуру у Юдит Хопф). В районе красных фонарей, рядом с Главным железнодорожным вокзалом Франкфурта, на фоне банковских башен, где чувствуется особенно резко контраст между потребляющими наркотики и финансовым капиталом, в выходной день молодая художница арендовала танцевальный клуб, чтобы воспроизвести здесь почти забытый перформанс «Поединок». В то время Анне Имхоф была увлечена боксом, впрочем, наряду с панк-роком и электронной музыкой. Она наняла группу музыкантов и нарисовала мелом на полу боксерский ринг, на котором в последовательных поединках соревновались друг с другом несколько бойцов. Рефери, следящих за порядком, не было, вместо этого Имхоф придумала для представления специальный набор правил: боксеры должны были драться, пока играют музыканты, а музыканты играть до тех пор, пока дерутся боксеры (кстати, боксеры и музыканты не знали друг друга). Жуткая взаимозависимость.

Для участия в мероприятии, длившемся около пяти часов, в заведение пришли около пятидесяти гостей, узнавших о нем благодаря «сарафанному радио». Публика, по словам Имхоф, следила за событиями довольно отстраненно и напряженно. День закончился несколькими разбитыми носами. Едва ли сегодня можно найти фотографии перформанса, что неудивительно: самая используемая в настоящее время камера - камера смартфона - в то время еще не была так популярна. Имхоф описывает «Поединок» как «петлю зависимости: у нее нет конца и она находится под контролем»[5].

Тем больше должны были снимать и фотографировать более поздние работы Анне Имхоф. В том числе благодаря этому «Страх» (2016), «Фауст» (2017) и «Секс» (2019) сделали творчество художницы, только что переехавшей из Франкфурта в Берлин (она родилась в 1978 году в гессенском Гисене), одним из самых обсуждаемых в ее поколении. Театральный перформанс художницы не отказывается от пафоса (который при этом не является пустым), а ее типичная для современного искусства художественная практика оперирует различными жанрами, переходя от рисунка к живописи, инсталляции и перформансу, и заимствует из смежных жанров, таких как театр танца[6].

Джош Джонсон в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Джош Джонсон в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Фото: Надин Фрачковски. Из коллекции художника, Галерея Буххольц, Кёльн / Берлин / Нью-Йорк

В качестве одного из источников своего вдохновения Имхоф приводит работы британского художника Фрэнсиса Бэкона (1909-1992). Рисунки Имхоф к постановкам и оформлению ее перформансов имеют самостоятельную эстетическую ценность. При этом в ее работах всегда отчетливо, хотя и отстраненно и подспудно отражается неустойчивое, шаткое и лишенное иллюзий настоящее. Наконец, отличительная черта творчества Имхоф - принцип сотрудничества, предполагающий множество различных навыков и привлечение разных актеров для участия в перформансе, танце, съемках фильма и для исполнения музыки. В состав ее команды входят актриса перформанса Элиза Дуглас, музыканты, композитор и музыкант Билли Балтхил, получившая философское образование Франциска Айгнер, а иногда и такие специалисты, как управляющий дроном, сокольничий или канатоходец; важная роль отводится фотографу и документалисту Надин Фрачковски. Многие участники представлений Имхоф входят в круг ее друзей.

Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Страх», Кунстхалле Базель, 2016
Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Страх», Кунстхалле Базель, 2016
Фото: Надин Фрачковски

Если возвратиться в тот воскресный день во Франкфурте, в ту зловещую энергетическую петлю (в ярмарочной обертке), то при условии некоторой образной трактовки происходившее там можно было бы воспринять как арену «солидарной жестокости»[7], проявленной здесь на грани образа и реальности: «Поединок» не просто представлял и показывал конфликтное настоящее, но и порождал его. С другой стороны, этот перформанс определенным образом обозначил художественный путь Имхоф, который привел ее к области, по сути, ставшей для нее определяющей, - к зрелищу. В своем эссе «Общество зрелища», опубликованном в 1967 году, Ги Дебор обоснованно внес зрелище в черный список в качестве яркого дегенеративного явления современного общества масс-медиа. Это явление, пишет член-основатель революционной группы художников «Ситуационистский интернационал», «не хочет ничего, кроме самого себя», «является противоположностью диалога», это «нынешняя модель доминирующей жизни общества»[8].

Микки Маар в работе Анне Имхоф «Страх», Кунстхалле Базель, 2016
Микки Маар в работе Анне Имхоф «Страх», Кунстхалле Базель, 2016
Фото: Надин Фрачковски

Следующее заявление Дебора звучит несколько пророчески: «Если рассматривать зрелище в его наиболее узком понимании, как “средство массовой коммуникации” (что является его самым ограниченным и поверхностным выражением), то это может значительно упростить ситуацию, представив таким образом несложный инструмент воздействия на общество. Однако этот инструмент в действительности не является чем-то нейтральным - зрелище и зрелищность соответствуют и отражают всю социальную динамику»[9]. На самом деле имеющая место сегодня чрезмерная практика фотографирования, видеосъемок, распространения информации о всевозможных выставках - и не только «танцевальных» («dance exhibitions», как их называет Клэр Бишоп[10]) - говорит о желании публики переживать не реальные события вживую, а, скорее, фильтровать, сохранять и приручать их. (На ум приходит «Пиксельная революция» 2012 года Рабиха Мруэ, его великолепная видеоработа для «documenta 13»: Мруэ анализирует, как несколько жертв гражданской войны в Сирии снимали своих убийц на камеры мобильных телефонов в момент их собственной смерти, вместо того чтобы пытаться спастись.)

Однако в контексте концепции и содержания современного искусства такому вердикту, как вердикт Ги Дебора, каким бы обоснованным он ни был, неизбежно окажется противопоставлен некий проект, благодаря которому даже позорное зрелище заслуживает апробации и реабилитации как вариант художественного творчества. Каждое правило должно иметь исключения. Искусство перформанса Имхоф является феноменальным. Оно действительно отражает эту социальную динамику с позиции средств массовой коммуникации, но здесь зрелище приобретает глубину. Образы коллективного отчуждения и индивидуализации у Имхоф глубоко символичны, и при этом их невозможно до конца расшифровать, они дразнят публику, отгораживают и обособляют ее.

Это относится и к «Фаусту» - пятичасовой постановке, которую Имхоф показала в Немецком павильоне в Венеции в 2017 году. Повествование и его действия ассоциативно заряжены, противоречивы, им нужна реакция зрителя как резонирующее пространство, которое в какой-то степени связывает их с театром танца Пины Бауш. Какими бы конкретными ни были жесты проявления сближения, симпатии, сочувствия у главных героев, в своем поведении на грани разобщенности, нежности и насилия они остаются равнодушными, холодными и одинокими.

Конструкция из стекла и стали в павильоне была столь же неоднозначной. Знаки современной финансовой мощи (в том числе и как самостоятельные клише) переместились с ее помощью в пространство истории и превратились в пресловутый резонатор, усилитель, который также можно назвать основой и «эстетикой дизайнерского авангарда»[11], подиумом для главных героев[12]. То, что когда-то означало прозрачность и ясность (вспомним архитектора Людвига Мис ван дер Роэ), теперь символизировало отличающую современный мир социальную холодность. Это минималистское присвоение не имеет себе равных в истории данного павильона. Все исполнители на этой сцене были в чем-то похожи в позах и внешности, выглядели оторванными от корней, свободными, целеустремленными и в то же время равнодушными. Они смотрели на публику, сквозь нее и поверх нее - всегда немного высокомерно.

По мнению Юлианы Ребентиш, взаимообусловленное поведение исполнителей и зрителей «не следует понимать как какое-то подразумеваемое “вовлечение” публики». «Здесь не создается никакого сообщества.

Мало того, что сохраняется асимметрия между исполнителями и аудиторией <...>. Публика также не остается прежней. Открытость ситуации разрушает ее единство»[13]. Постановка не превращается в хеппенинг (в котором аудитория по определению вовлечена в действие).

Кстати, упоенно фотографирующая толпа изначально не была частью художественной стратегии. Имхоф даже хотела запретить съемку. Когда в программе мероприятий Гамбургского вокзала[14] шла вторая часть трехчастной оперы «Страх», Имхоф, по ее словам, разместила записки с запретом на фотографирование, так как посетители подходили слишком близко к исполнителям, что стало для последних «настоящей проблемой». Они не просто чувствовали беспокойство, им даже приходилось в чем-то сдерживаться, потому что публика становилась слишком навязчивой (когда Элиза Дуглас однажды лежала под стеклянным полом в перформансе «Фауст», кто-то просто положил на стекло свой смартфон, а исполнитель на него наступил). Исполнителям казалось, что «за ними охотятся».

Множество камер ощущалось как «потеря контроля». Так как толпу до 1500 посетителей на Гамбургском вокзале невозможно было ограничить строгими правилами, была выработана соответствующая стратегия: смотрители строго следили за публикой и вырывали мобильные телефоны из рук «нарушителей». Тот резкий тон, который бросался в глаза в раннем «Поединке», в последующих работах Имхоф вырос из встреч, полемики и противостояния с публикой.

В «Фаусте» команда начала внимательно отслеживать реакцию на перформанс в социальных сетях, чтобы выявить наиболее «иконографические», по мнению публики, моменты. По словам Имхоф, они не всегда были идентичны тому, что «мы определили в качестве основных образов». Полярность включения и исключения - вероятно, самая важная движущая сила в предыдущих работах Имхоф - сместилась в сторону принятия, потому что теперь выжившие впечатления определяли именно массовое распространение изображений публикой. И это тоже цифровая логика нашего времени.

Анне Имхоф
Анне Имхоф
© Фото: Надин Фрачковски

АННЕ ИМХОФ (род. 1978, Гисен) с 2020 года живет и работает в Берлине. Училась в Университете дизайна в Оффенбахе и в Высшей школе изобразительного искусства («Школа Штеделя») во Франкфурте-на-Майне. Первая персональная выставка художницы состоялась в выставочном зале «Портикус» во Франкфурте-на-Майне в 2013 году; c тех пор прошло множество ее выставок по всему миру. Последняя работа Анне Имхоф «Секс» была представлена в 2019 году в галерее «Тейт Модерн» в Лондоне. Награды: 2012 год - премия для выпускников «Школы Штеделя» во Франкфурте; 2015 год - премия Национальной галереи Берлина в области молодого искусства за инсталляцию «Ярость»; 2017 год - «Золотой лев» за лучший национальный вклад в экспозицию Венецианской биеннале.

 

  1. https://www.academia.edu/38135170/Black_Box_White_Cube_Gray_Zone_Dance_Exhibitions_and_Audience_Attention (дата обращения 03.10.2020) См. также программное сочинение Клэр Бишоп: Artificial Hells, Participatory Art and the Politics of Spectatorship, London/New York, 2012.
  2. https://www.artforum.com/print/201707/benjamin-h-d-buchloh-on-some-means-and-ends-of-sculpture-at-venice- muenster-and-documenta-70461 (дата обращения 03.10.2020)
  3. Pofalla Boris. Einigkeit und Recht und Zombies // Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung. 14. 05. 2017 https://www.faz.net/aktuell/feuilleton/kunst/biennale-von-venedig-einigkeit-und-recht-und-zombies-15014344.html (дата обращения 05.10.2020)
  4. См.: Imdahl Georg. Ausbeute. Santiago Sierra und die Historizitat der zeitgenossischen Kunst. Hamburg, 2019, S. 171ff.
  5. Анна Имхоф в разговоре с автором статьи 27 сентября 2020 года. Все дальнейшие прямые и непрямые цитаты относятся к этому разговору.
  6. Более точное определение современного искусства см.: Osborne Peter. Anywhere or not at all. Philosophy of Contemporary Art. London/New York, 2013.
  7. См.: Koch Alexander. "Abstraktion aus Notwehr. Santiago Sierras solidarische Grausamkeit" in: Vlado Velkov (Hrsg.), public abstraction, Koln, 2015, S. 78-90.
  8. Debord Guy. La Societe du Spectacle. Paris, 1967, deutsch: Die Gesellschaft des Spektakels. Berlin, 1996. S. 18, 15.
  9. Там же, S. 22.
  10. Black Box, White Cube, Gray Zone: Dance Exhibitions and Audience Attention https://www.academia.edu/38135170/Black_Box_White_Cube_Gray_Zone_Dance_Exhibitions_and_Audience_Attention (дата обращения 1.10.2020)
  11. Hohmann Silke, in: monopol 2019, Nr. 5, S. 124.
  12. Halsey Wiebke Roloff. “Monaden auf dem Catwalk” in: “Theater heute”, 2019, Nr. 5 / Mai, S. 52.
  13. Rebentisch Juliane. "Dark Play. Anne Imhofs Abstraktionen" in: Susanne Pfeffer (Hg.), Faust, Koln, 2017, S. 25-33, S. 31.
  14. Гамбургский вокзал - здание железнодорожного вокзала в Берлине, в настоящее время - филиал Новой национальной галереи - Музей современности.
Иллюстрации
Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Фото: Надин Фрачковски. Из коллекции художника, Галерея Буххольц, Кёльн / Берлин / Нью-Йорк
Франциска Айгнер и Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Франциска Айгнер и Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Фото: Надин Фрачковски. Из коллекции художника, Галерея Буххольц, Кёльн / Берлин / Нью-Йорк
Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Фото: Надин Фрачковски. Из коллекции художника, Галерея Буххольц, Кёльн / Берлин / Нью-Йорк
Франциска Айгнер и Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Франциска Айгнер и Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Фото: Надин Фрачковски. Из коллекции художника, Галерея Буххольц, Кёльн / Берлин / Нью-Йорк
Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Фото: Надин Фрачковски. Из коллекции художника, Галерея Буххольц, Кёльн / Берлин / Нью-Йорк
Франциска Айгнер и Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Франциска Айгнер и Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Фото: Надин Фрачковски. Из коллекции художника, Галерея Буххольц, Кёльн / Берлин / Нью-Йорк
Билли Балтхил в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Билли Балтхил в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Фото: Надин Фрачковски. Из коллекции художника, Галерея Буххольц, Кёльн / Берлин / Нью-Йорк
Микки Маар и Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Микки Маар и Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Страх II», Гамбургский вокзал, Берлин, 2016
Фото: Надин Фрачковски. Из коллекции художника, Галерея Буххольц, Кёльн / Берлин / Нью-Йорк
Франциска Айгнер и Катя Черанева в работе Анне Имхоф «Страх». Кунстхалле, Базель, 2016
Франциска Айгнер и Катя Черанева в работе Анне Имхоф «Страх». Кунстхалле, Базель, 2016
Фото: Надин Фрачковски
Франциска Айгнер, Билли Балтхил, Эмма Дэниел, Джош Джонсон и Энад Маруф в работе Анне Имхоф «Страх», Кунстхалле Базель, 2016
Франциска Айгнер, Билли Балтхил, Эмма Дэниел, Джош Джонсон и Энад Маруф в работе Анне Имхоф «Страх», Кунстхалле Базель, 2016
Фото: Надин Фрачковски
Франциска Айгнер, Билли Балтхил, Френсис Кьяверини и Джош Джонсон в работе Анне Имхоф «Страх», Кунстхалле Базель, 2016
Франциска Айгнер, Билли Балтхил, Френсис Кьяверини и Джош Джонсон в работе Анне Имхоф «Страх», Кунстхалле Базель, 2016
Фото: Надин Фрачковски
Дэвид Имхоф, Джош Джонсон в работе Анне Имхоф «Страх», Кунстхалле Базель, 2016
Дэвид Имхоф, Джош Джонсон в работе Анне Имхоф «Страх», Кунстхалле Базель, 2016
Фото: Надин Фрачковски
Франциска Айгнер, Билли Балтхил в работе Анне Имхоф «Страх», Кунстхалле Базель, 2016
Франциска Айгнер, Билли Балтхил в работе Анне Имхоф «Страх», Кунстхалле Базель, 2016
Фото: Надин Фрачковски
Элиза Дуглас и Микки Маар Балтхил в работе Анне Имхоф «Страх», Кунстхалле Базель, 2016
Элиза Дуглас и Микки Маар Балтхил в работе Анне Имхоф «Страх», Кунстхалле Базель, 2016
Фото: Надин Фрачковски
АННЕ ИМХОФ. Дуэль, 2001
АННЕ ИМХОФ. Дуэль, 2001
Из коллекции художника
АННЕ ИМХОФ. Дуэль, 2001
АННЕ ИМХОФ. Дуэль, 2001
Из коллекции художника
Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Фауст», 2017
Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Фауст», 2017
Немецкий павильон 57-й Международной выставки искусства – La Biennale di Venezia
© Фото: Надин Фрачковски
Из коллекции художника. Немецкий павильон 2017
Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Фауст», 2017
Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Фауст», 2017
Немецкий павильон 57-й Международной выставки искусства – La Biennale di Venezia
© Фото: Надин Фрачковски
Из коллекции художника. Немецкий павильон 2017
Френсис Кьяверини в работе Анне Имхоф «Фауст», 2017
Френсис Кьяверини в работе Анне Имхоф «Фауст», 2017
Немецкий павильон 57-й Международной выставки искусства – La Biennale di Venezia
© Фото: Надин Фрачковски
Из коллекции художника. Немецкий павильон 2017
Эмма Дэниел в работе Анне Имхоф «Фауст», 2017
Эмма Дэниел в работе Анне Имхоф «Фауст», 2017
Немецкий павильон 57-й Международной выставки искусства – La Biennale di Venezia
© Фото: Надин Фрачковски
Из коллекции художника. Немецкий павильон 2017
Джош Джонсон в работе Анне Имхоф «Фауст», 2017
Джош Джонсон в работе Анне Имхоф «Фауст», 2017
Немецкий павильон 57-й Международной выставки искусства – La Biennale di Venezia
© Фото: Надин Фрачковски
Из коллекции художника. Немецкий павильон 2017
Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Фауст», 2017
Элиза Дуглас в работе Анне Имхоф «Фауст», 2017
Немецкий павильон 57-й Международной выставки искусства – La Biennale di Venezia
© Фото: Надин Фрачковски
Из коллекции художника. Немецкий павильон 2017
Стайн Омар, Леа Уэлш, Микки Маар, Ян Эдмондс, Билли Балтхил в работе Анне Имхоф «Фауст», 2017
Стайн Омар, Леа Уэлш, Микки Маар, Ян Эдмондс, Билли Балтхил в работе Анне Имхоф «Фауст», 2017
Немецкий павильон 57-й Международной выставки искусства – La Biennale di Venezia
© Фото: Надин Фрачковски
Из коллекции художника. Немецкий павильон 2017
Микки Маар и Стайн Омар в работе Анне Имхоф «Фауст», 2017
Микки Маар и Стайн Омар в работе Анне Имхоф «Фауст», 2017
Немецкий павильон 57-й Международной выставки искусства – La Biennale di Venezia
© Фото: Надин Фрачковски
Из коллекции художника. Немецкий павильон 2017
Френсис Кьяверини, Микки Маар, Элиза Дуглас, Леа Уэлш, Ян Эдмондс в работе Анне Имхоф «Фауст», 2017
Френсис Кьяверини, Микки Маар, Элиза Дуглас, Леа Уэлш, Ян Эдмондс в работе Анне Имхоф «Фауст», 2017
Немецкий павильон 57-й Международной выставки искусства – La Biennale di Venezia
© Фото: Надин Фрачковски
Из коллекции художника. Немецкий павильон 2017
Стайн Омар, Леа Уэлш, Микки Маар, Ян Эдмондс, Билли Балтхил в работе Анне Имхоф «Фауст», 2017
Стайн Омар, Леа Уэлш, Микки Маар, Ян Эдмондс, Билли Балтхил в работе Анне Имхоф «Фауст», 2017
Немецкий павильон 57-й Международной выставки искусства – La Biennale di Venezia
© Фото: Надин Фрачковски
Из коллекции художника. Немецкий павильон 2017
Билли Балтхил и Ян Эдмондс в работе Анне Имхоф «Фауст», 2017
Билли Балтхил и Ян Эдмондс в работе Анне Имхоф «Фауст», 2017
Немецкий павильон 57-й Международной выставки искусства – La Biennale di Venezia
© Фото: Надин Фрачковски
Из коллекции художника. Немецкий павильон 2017
АННЕ ИМХОФ. «Секс». Инсталляция. BMW Tate Live Exhibition. Галерея Тейт Модерн, 2019
АННЕ ИМХОФ. «Секс». Инсталляция. BMW Tate Live Exhibition. Галерея Тейт Модерн, 2019
АННЕ ИМХОФ. «Секс». Инсталляция. BMW Tate Live Exhibition. Галерея Тейт Модерн, 2019
АННЕ ИМХОФ. «Секс». Инсталляция. BMW Tate Live Exhibition. Галерея Тейт Модерн, 2019
АННЕ ИМХОФ. «Секс». Инсталляция. BMW Tate Live Exhibition. Галерея Тейт Модерн, 2019
АННЕ ИМХОФ. «Секс». Инсталляция. BMW Tate Live Exhibition. Галерея Тейт Модерн, 2019
АННЕ ИМХОФ. «Секс». Инсталляция. BMW Tate Live Exhibition. Галерея Тейт Модерн, 2019
(Фото: Оливер Коулинг, Эндрю Данкли)
Анне Имхоф
Анне Имхоф
© Фото: Надин Фрачковски

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play