Победители и завоеватели
В дни торжеств, посвященных 75-летию окончания Второй мировой войны и Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне, культура не должна в очередной раз становиться заложницей политических интересов и амбиций.
Из истории ХХ века невозможно стереть память о неисчислимых человеческих жертвах Второй мировой войны, как невозможно пересмотреть ее итоги или компенсировать уничтожение генофонда стран, вовлеченных в мясорубку войны, или снять ответственность за жертв Холокоста, геноцида русского, польского, белорусского, украинского, цыганского народов, которые фашизм обрекал на полное истребление. Уничтожение и/или утрата культурных ценностей самым жестоким образом сказались на духовном наследии всего человечества.
В этой связи вопросы реституции приобретают особый смысл, в котором некогда идеологическое, военное противостояние времен «холодной войны» ныне распространяется на сферу культуры.
Духовные приоритеты, еще недавно являвшиеся лишь побочным, вспомогательным инструментом политической борьбы, выходят на первый план. С развитием и усилением возможностей средств массовых коммуникаций как очевидных форм воздействия на процесс глобализации попытки придать духовной сфере некую прагматическую обусловленность являются тревожным сигналом о покушении на гуманитарный смысл существования нашей цивилизации.
К сожалению, вопросы о судьбе перемещенных культурных ценностей попадают в зависимость от реальных политических условий, превращаются в серьезный фактор влияния на массовое сознание, становясь аргументами воздействия на сферы национальных интересов.
По-видимому, именно эта особенность в освещении проблем реституции не позволяет, по существу, говорить о возможных вариантах и компромиссах их решения.
Говоря о конкретных условиях возможного и необходимого для всех заинтересованных сторон общения, отметим многочисленные публикации, в которых цитировались выдержки из международных конвенций, правовых документов, достоверные факты и цифры о потерях сторон, вовлеченных в пожар Второй мировой войны. Большей частью эти материалы относятся к общим вопросам, содержат неоднозначные подходы к предлагаемой для открытого обсуждения теме. Наблюдается стремление расширить круг известных вопросов, внести в него подлинную одушевленность, привести, наряду с фактографическим анализом спорных аспектов темы, суждения специалистов, не зависящих от политической конъюнктуры и исторических парадоксов, но заинтересованных во всестороннем обсуждении как глобальных вопросов реституции, так и частных, локальных, пока еще не затронутых на уровне межгосударственных договоренностей. К ним, в частности, относится наследование прав собственности отдельных лиц на произведения искусства, художественные и исторические ценности, установление нынешних владельцев и законности их обладания этими предметами культуры.
По сути дела, немалая часть военных трофеев, попавших в частные руки, остается неучтенной. Известны лишь редкие примеры возвращения произведений искусства из «трофейных» собраний отдельных лиц на орбиту гласности. Самым существенным за истекшие 75 лет был и остается акт передачи в 1956 году немецкому народу найденных Советской Армией шедевров Дрезденской галереи, а также Пергамского алтаря. Впоследствии одним из добровольных жестов явилась безвозмездная передача Бременскому музею Кунстхалле ста одного рисунка старых мастеров из коллекции Виктора Балдина; а также передача из трофейных фондов Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы книг Амстердамскому университету, наряду с возвращением в Россию мозаичного панно Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе, выкупленного у частного владельца в Германии.
Немало художественных и исторических ценностей, сведения о которых до сих пор не обнародованы, попало в различные учреждения России, США, Великобритании. И это - отдельный предмет для обсуждения и изучения. Естественно, данные проблемы несправедливо было бы решать в одностороннем порядке. Здесь необходимы желание и инициативы прежде всего государственных учреждений, поддержка и помощь отдельных граждан и организаций культуры, на территории которых могут находиться перемещенные художественные и исторические ценности, произведения искусства, архивные документы и книжные собрания.
Правительство Российской Федерации создало условия, при которых все «спецфонды», находящиеся в государственном ведении, стали открытыми не только для специалистов, экспертов или лиц, занимающихся разрешением спорных вопросов реституции, но и для ученых, историков, искусствоведов, архивистов, представителей СМИ. Многое из того, что десятилетиями являлось тайной за семью печатями, уже представлено общественному вниманию на выставках из спецфондов Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, провинциальных музеев России. Спустя полвека после окончания Второй мировой войны, в 1996 году, в ГМИИ имени А.С. Пушкина прошла выставка «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана».
В одностороннем порядке правительством Российской Федерации были переданы Германии, Франции, Княжеству Лихтенштейн, Венгрии произведения искусства, книги и исторические документы, в том числе инкунабулы Готской библиотеки, уже упоминавшиеся рисунки старых мастеров из Бременского собрания и т.д.
Если в первые десятилетия послевоенной истории подобные факты большей частью носили взаимный характер, то в настоящее время наблюдается определенная отчужденность, преодолению которой может послужить открытый обмен мнениями и предложениями, исходящими от деятелей культуры, музейных работников, искусствоведов, архивистов из стран, заинтересованных в справедливом решении проблем перемещенных в ходе Второй мировой войны культурных ценностей. Однако усилия и предложения, обращенные прежде всего к коллегам и партнерам, главным образом из Германии, пока не нашли адекватного отклика, усложнив, таким образом, обсуждение проблемы реституции вне правового поля, на негосударственном уровне; а ведь актуальность решения общегуманитарных проблем, вопросов будущего сосуществования народов Европы, укрепления доверия во взаимоотношениях и взаимообогащении культур только возрастает.
Особый смысл и значение в поисках решения противоречивых и болезненных реституционных проблем видится в возвращении произведений мировой художественной культуры из небытия в научный обиход, в сферу международного общественного внимания.
Для этого необходима не только политическая воля, но и коренное изменение представления о понятиях «завоеватель» и «победитель». Со времен Древнего Египта, Александра Македонского, Пунических войн и Ганнибала, войн Наполеона завоеватели считались победителями, имевшими неоспоримое право на контрибуцию и присвоение художественных ценностей как трофеев.
Позиция Советского Союза и Российской Федерации является убедительным примером - прежде всего с гуманитарной точки зрения - великодушия, милосердия, уважительного отношения к национальным культурным ценностям и сохранения художественного наследия других народов. К сожалению, многие на Западе пытаются забыть то, что в конце войны ценою сотен тысяч жизней советских солдат были спасены от уничтожения такие европейские города, как Краков, Вена и Прага.
Художественная культура нередко не только служит духовному взаимообогащению, но является также инструментом как политических, так и экономических манипуляций. Реанимировать человеческую память, восстановить роль культуры и искусства как вечного источника духовного развития цивилизации, наряду с сохранением нетленных традиций, вобравших в себя реалии разных времен и народов, - задача мирового сообщества в целом.
75 лет Великой Победы - исторический рубеж, определяющий целую послевоенную эпоху, это особый повод учесть допущенные по отношению к самим себе, своему прошлому ошибки. Память человечества, не взывая к возмездию, справедливо требует уважения к вечной славе павших на фронтах Великой Отечественной и Второй мировой войн, к героической истории, требует помнить истинных победителей, спасших мир и освободивших народы Европы от «коричневой чумы» фашизма.