Марат Самсонов: богатство души
Марат Самсонов всегда мечтал стать художником, но война внесла свои коррективы. Сын кадрового офицера, командира Красной армии, погибшего в бою под Ленинградом, он стал профессиональным военным. И все-таки мечте суждено было сбыться. Академик Российской академии художеств, народный художник России Марат Иванович Самсонов (1925-2013) так вспоминал о своей первой попытке получить художественное образование: «Ленинград только-только освободили от блокады. Мы прибыли на вокзал с мамой и младшим братом Женькой. Как-то ухитрились и в суматохе сбежали от мамы: помчались на Васильевский остров. Знали, что там - Академия художеств. Нашли и долго стучали старинным кольцом о глухо запертую дверь. Наконец вышел сторож: «Что вам, ребятки?» «Мы поступать и учиться приехали!» - «А-а, учиться... Ну, приходите после войны!» - сказал сторож и закрыл заветную дверь».
Марат САМСОНОВ. Сестрица. 1954
Холст, масло. 138 × 111. © Центральный музей Вооруженных Сил РФ, Москва (ЦМВС)
Полковник Самсонов Марат Иванович, художественный руководитель Студии военных художников имени М.Б. Грекова с 1974-го по 1989 год. 1980-е. Фотография
Двадцатилетним лейтенантом Марат Самсонов участвовал в Параде Победы на Красной площади в составе сводного полка курсантов военных училищ. Он вспоминал об этом дне: «Мне довелось быть участником Парада Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года. Этот день, яркий и незабываемый, всегда будет помниться. О нем нельзя рассказать в двух словах. Страдания, суровые испытания, жизнь и смерть - все переплелось в сознании за долгие годы войны. Но главное - он пришел, этот день Победы, на нашу улицу пришел “праздник со слезами на глазах", как поется в песне. Мы, курсанты, чувствуя плечо друг друга в праздничном марше, думали о наших отцах, о том, что мы идем вместо них, что им не довелось остаться в живых и увидеть свободную родную Москву и участвовать в этом параде».
И все-таки жизнь распахнула ему дверь в большое искусство. Через год, в 1946-м, он вступил в члены Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Студия объявила конкурс, и Марат отправил свои документы и рисунки, работы произвели сильное впечатление на художественного руководителя Николая Николаевича Жукова. После окончания Калининского военного училища технических войск Марат служил в далекой уральской части, и рассчитывать на то, что его примут и переведут в Москву, было просто невероятно. Однако Н.Н. Жуков отстоял его перед армейским руководством, сделал перевод на службу в Москву и обеспечил общежитием. Студия стала для Марата Самсонова академией мастерства, школой жизни и родным домом, где в полную силу расцвел его талант. Пылкий ум и чувствительная душа впитали в себя все яркие впечатления творческих встреч и уроков, преподносимых грековцами старшего поколения, среди которых были такие мэтры, как Петр Александрович Кривоногов, Константин Демьянович Китайка, Анатолий Владимирович Кокорин, Владимир Валерьянович Богаткин, Леонид Федорович Голованов и другие. Как говорил Марат Самсонов: «Я обретал профессию, стоя у них за спиной». Его картины, даже самые ранние, почти сразу становились узнаваемыми и любимыми зрителями. Чем дальше уходили в историю годы войны, тем сильнее и глубже воспринимались его работы. Одни из первых получивших признание, «Сестрица» и «Саша Чекалин», говорили о профессионализме и яркой творческой индивидуальности автора.
Марат САМСОНОВ. Саша Чекалин. 1955
Холст, масло. 150 × 200. © ЦМВС
Женщина на войне - особая тема в живописи Марата Самсонова. Им был задуман цикл картин «Русские женщины», и поразительной стала первая из них - «Год 1941». Этот монохромный картон, представленный на выставке в качестве подготовительного эскиза к большой картине, - по своему духовно-нравственному смыслу подлинно эпическое произведение. Так можно охарактеризовать каждое полотно художника, посвященное женщине на войне. Это всегда русская Мадонна. Она и сестрица, выносящая солдата с поля боя, и мать, несущая свое дитя сквозь огонь и все лихолетья, в картинах «Дороги войны» и «В боях за Отчизну». В полотнах Марата Самсонова образ женщины и есть образ Родины. И он всегда прекрасен, чист и безупречен.
Марат САМСОНОВ. Дороги войны. 1973
Холст, масло. 72 × 120. © ЦМВС
Когда-то Н.Н. Жуков подарил молодому художнику свою книгу с надписью: «Пусть искусство всегда будет основным богатством твоей души». Эти слова стали девизом всей жизни Марата Самсонова. Его творчество никогда не укладывалось в рамки реализма, оно не исключало использования символа, метафоры. Внутренняя свобода позволяла ему легко менять художественный почерк и от «гладкого» письма 1950-х легко перейти к драматическому по стилистике письму в последующие 1960-1970-е годы.
Это был период творческого взлета художника. Дважды побывав во Вьетнаме, когда там шла ожесточенная война, он привез потрясающий мощью чувств и видения материал. Сначала рисунки, потом серии линогравюр и, наконец, законченные, философски осмысленные полотна. Без преувеличения можно сказать, что вьетнамский цикл работ художника - это и звездный час его таланта, и высокое явление в советском искусстве минувшего века.
В те же годы Самсонов много и увлеченно работал в области панорамно-диорамного искусства. Он один из тех, кто восстанавливал панораму «Бородинская битва», а впоследствии вошел в творческий коллектив создателей первой советской панорамы «Сталинградская битва». Марат Самсонов - автор ряда диорам о победах русского оружия, страницах истории Гражданской и Великой Отечественной войн. Он внимательно изучал традиции русской панорамно-диорамной живописи, идущие от Франса Рубо и Митрофана Грекова. Всегда совершенствуя свое мастерство, он щедро делился своим умением с другими, будь то его коллеги по Студии или учащиеся детской изостудии.
Отдельного внимания заслуживают «Афганские зарисовки» Марата Самсонова. Две сложнейшие служебные командировки в 1980-е годы в Афганистан стали поводом для глубоких творческих раздумий художника. Тогда впервые он выступил как публицист - его «Афганские дневники» стали документально-литературным сопровождением проходивших тогда в Москве выставок работ художника и изданных к ним каталогов.
Пятнадцать лет Самсонов возглавлял как художественный руководитель творческий коллектив Студии имени М.Б. Грекова, став одним из любимых и уважаемых художников в стране.
В последние годы жизни Марат Иванович, размышляя о проблеме развития искусства, писал: «Теперь, на рубеже столетий, в искусстве господствуют и утверждаются новые взгляды и вкусы, находят отражение и новые аспекты жизни, и новые образы. Но это вовсе не означает, что нужно забыть нашу историю - историю России. Думается, наоборот, мы становимся богаче, когда помним и узнаем о жизни и борьбе наших предков. Об этом я и стараюсь сказать в своих картинах».
Холст, масло
© Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, Москва
Фрагмент
Холст, масло. 138 × 111
© Студия военных художников имени М.Б. Грекова, Москва
В центре – полковник Г.А. Тимошин, начальник студии, над ним, в верхнем ряду правее, – М.И. Самсонов. Ноябрь 1959. Фотография
Холст, масло. 190 × 300
© ЦМВС
Стоят слева направо: А. Интезаров, М. Самсонов, В. Переяславец, Ю. Иванов.
Сидят слева направо: П. Жигимонт, начальник Студии Г. Тимошин, художественный руководитель Студии Н. Жуков, В. Дмитриевский, П. Мальцев, П. Баранов. 1957. Фотография
Холст, масло. 90 × 100
© Студия военных художников имени М.Б. Грекова, Москва
Слева направо: Петр Иванович Жигимонт, Николай Яковлевич Бут, Марат Иванович Самсонов, Виктор Константинович Дмитриевский. Начало 1960-х. Фотография
Холст, масло. 220 × 250
© Административное здание Министерства обороны РФ