Марат Самсонов: богатство души

Татьяна Скоробогатова

Рубрика: 
75 лет Великой Победы
Номер журнала: 
#1 2020 (66)

Марат Самсонов всегда мечтал стать художником, но война внесла свои коррективы. Сын кадрового офицера, командира Красной армии, погибшего в бою под Ленинградом, он стал профессиональным военным. И все-таки мечте суждено было сбыться. Академик Российской академии художеств, народный художник России Марат Иванович Самсонов (1925-2013) так вспоминал о своей первой попытке получить художественное образование: «Ленинград только-только освободили от блокады. Мы прибыли на вокзал с мамой и младшим братом Женькой. Как-то ухитрились и в суматохе сбежали от мамы: помчались на Васильевский остров. Знали, что там - Академия художеств. Нашли и долго стучали старинным кольцом о глухо запертую дверь. Наконец вышел сторож: «Что вам, ребятки?» «Мы поступать и учиться приехали!» - «А-а, учиться... Ну, приходите после войны!» - сказал сторож и закрыл заветную дверь».

Марат САМСОНОВ. Сестрица. 1954
Марат САМСОНОВ. Сестрица. 1954
Холст, масло. 138 × 111. © Центральный музей Вооруженных Сил РФ, Москва (ЦМВС)


Полковник Самсонов Марат Иванович, художественный руководитель Студии военных художников имени М.Б. Грекова с 1974-го по 1989 год. 1980-е. Фотография
 

Двадцатилетним лейтенантом Марат Самсонов участвовал в Параде Победы на Красной площади в составе сводного полка курсантов военных училищ. Он вспоминал об этом дне: «Мне довелось быть участником Парада Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года. Этот день, яркий и незабываемый, всегда будет помниться. О нем нельзя рассказать в двух словах. Страдания, суровые испытания, жизнь и смерть - все переплелось в сознании за долгие годы войны. Но главное - он пришел, этот день Победы, на нашу улицу пришел “праздник со слезами на глазах", как поется в песне. Мы, курсанты, чувствуя плечо друг друга в праздничном марше, думали о наших отцах, о том, что мы идем вместо них, что им не довелось остаться в живых и увидеть свободную родную Москву и участвовать в этом параде».

И все-таки жизнь распахнула ему дверь в большое искусство. Через год, в 1946-м, он вступил в члены Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Студия объявила конкурс, и Марат отправил свои документы и рисунки, работы произвели сильное впечатление на художественного руководителя Николая Николаевича Жукова. После окончания Калининского военного училища технических войск Марат служил в далекой уральской части, и рассчитывать на то, что его примут и переведут в Москву, было просто невероятно. Однако Н.Н. Жуков отстоял его перед армейским руководством, сделал перевод на службу в Москву и обеспечил общежитием. Студия стала для Марата Самсонова академией мастерства, школой жизни и родным домом, где в полную силу расцвел его талант. Пылкий ум и чувствительная душа впитали в себя все яркие впечатления творческих встреч и уроков, преподносимых грековцами старшего поколения, среди которых были такие мэтры, как Петр Александрович Кривоногов, Константин Демьянович Китайка, Анатолий Владимирович Кокорин, Владимир Валерьянович Богаткин, Леонид Федорович Голованов и другие. Как говорил Марат Самсонов: «Я обретал профессию, стоя у них за спиной». Его картины, даже самые ранние, почти сразу становились узнаваемыми и любимыми зрителями. Чем дальше уходили в историю годы войны, тем сильнее и глубже воспринимались его работы. Одни из первых получивших признание, «Сестрица» и «Саша Чекалин», говорили о профессионализме и яркой творческой индивидуальности автора.

Марат САМСОНОВ. Саша Чекалин. 1955
Марат САМСОНОВ. Саша Чекалин. 1955
Холст, масло. 150 × 200. © ЦМВС

Женщина на войне - особая тема в живописи Марата Самсонова. Им был задуман цикл картин «Русские женщины», и поразительной стала первая из них - «Год 1941». Этот монохромный картон, представленный на выставке в качестве подготовительного эскиза к большой картине, - по своему духовно-нравственному смыслу подлинно эпическое произведение. Так можно охарактеризовать каждое полотно художника, посвященное женщине на войне. Это всегда русская Мадонна. Она и сестрица, выносящая солдата с поля боя, и мать, несущая свое дитя сквозь огонь и все лихолетья, в картинах «Дороги войны» и «В боях за Отчизну». В полотнах Марата Самсонова образ женщины и есть образ Родины. И он всегда прекрасен, чист и безупречен.

Марат САМСОНОВ. Дороги войны. 1973
Марат САМСОНОВ. Дороги войны. 1973
Холст, масло. 72 × 120. © ЦМВС

Когда-то Н.Н. Жуков подарил молодому художнику свою книгу с надписью: «Пусть искусство всегда будет основным богатством твоей души». Эти слова стали девизом всей жизни Марата Самсонова. Его творчество никогда не укладывалось в рамки реализма, оно не исключало использования символа, метафоры. Внутренняя свобода позволяла ему легко менять художественный почерк и от «гладкого» письма 1950-х легко перейти к драматическому по стилистике письму в последующие 1960-1970-е годы.

Это был период творческого взлета художника. Дважды побывав во Вьетнаме, когда там шла ожесточенная война, он привез потрясающий мощью чувств и видения материал. Сначала рисунки, потом серии линогравюр и, наконец, законченные, философски осмысленные полотна. Без преувеличения можно сказать, что вьетнамский цикл работ художника - это и звездный час его таланта, и высокое явление в советском искусстве минувшего века.

В те же годы Самсонов много и увлеченно работал в области панорамно-диорамного искусства. Он один из тех, кто восстанавливал панораму «Бородинская битва», а впоследствии вошел в творческий коллектив создателей первой советской панорамы «Сталинградская битва». Марат Самсонов - автор ряда диорам о победах русского оружия, страницах истории Гражданской и Великой Отечественной войн. Он внимательно изучал традиции русской панорамно-диорамной живописи, идущие от Франса Рубо и Митрофана Грекова. Всегда совершенствуя свое мастерство, он щедро делился своим умением с другими, будь то его коллеги по Студии или учащиеся детской изостудии.

Отдельного внимания заслуживают «Афганские зарисовки» Марата Самсонова. Две сложнейшие служебные командировки в 1980-е годы в Афганистан стали поводом для глубоких творческих раздумий художника. Тогда впервые он выступил как публицист - его «Афганские дневники» стали документально-литературным сопровождением проходивших тогда в Москве выставок работ художника и изданных к ним каталогов.

Пятнадцать лет Самсонов возглавлял как художественный руководитель творческий коллектив Студии имени М.Б. Грекова, став одним из любимых и уважаемых художников в стране.

В последние годы жизни Марат Иванович, размышляя о проблеме развития искусства, писал: «Теперь, на рубеже столетий, в искусстве господствуют и утверждаются новые взгляды и вкусы, находят отражение и новые аспекты жизни, и новые образы. Но это вовсе не означает, что нужно забыть нашу историю - историю России. Думается, наоборот, мы становимся богаче, когда помним и узнаем о жизни и борьбе наших предков. Об этом я и стараюсь сказать в своих картинах».

Иллюстрации
Марат САМСОНОВ (В соавторстве с Александром Самсоновым). Диорама «Соединение фронтов под Сталинградом». 1995. Фрагмент
Марат САМСОНОВ (В соавторстве с Александром Самсоновым). Диорама «Соединение фронтов под Сталинградом». 1995
Холст, масло
© Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, Москва
Фрагмент
Марат САМСОНОВ. В минуту затишья. 1958
Марат САМСОНОВ. В минуту затишья. 1958
Холст, масло. 138 × 111
© Студия военных художников имени М.Б. Грекова, Москва
Капитан Марат Самсонов за работой над диорамой «Штурм Перекопа» в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. 1962
Капитан Марат Самсонов за работой над диорамой «Штурм Перекопа» в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. 1962. Фотография
Марат Иванович Самсонов в своей мастерской в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. 1970
Марат Иванович Самсонов в своей мастерской в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. 1970. Фотография
Художественный совет по приему диорамы «Штурм Сапун-горы» в Севастополе. Ноябрь 1959
Художественный совет по приему диорамы «Штурм Сапун-горы» в Севастополе (авторы: П.Т. Мальцев, Г.И. Марченко, Н.С. Присекин).
В центре – полковник Г.А. Тимошин, начальник студии, над ним, в верхнем ряду правее, – М.И. Самсонов. Ноябрь 1959. Фотография
Марат САМСОНОВ. В боях за Отчизну. 1987
Марат САМСОНОВ. В боях за Отчизну. 1987
Холст, масло. 190 × 300
© ЦМВС
Обсуждение творческих планов в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. 1957
Обсуждение творческих планов в Студии военных художников имени М.Б. Грекова.
Стоят слева направо: А. Интезаров, М. Самсонов, В. Переяславец, Ю. Иванов.
Сидят слева направо: П. Жигимонт, начальник Студии Г. Тимошин, художественный руководитель Студии Н. Жуков, В. Дмитриевский, П. Мальцев, П. Баранов. 1957. Фотография
Марат Самсонов лепит портрет Народного художника СССР, художественного руководителя Студии военных художников имени М.Б. Грекова Николая Николаевича Жукова. 1959
Марат Самсонов лепит портрет Народного художника СССР, художественного руководителя Студии военных художников имени М.Б. Грекова Николая Николаевича Жукова. 1959. Фотография
Марат САМСОНОВ. Весна 1945 года (Сеятели). 1992
Марат САМСОНОВ. Весна 1945 года (Сеятели). 1992
Холст, масло. 90 × 100
© Студия военных художников имени М.Б. Грекова, Москва
В Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Начало 1960-х
В Студии военных художников имени М.Б. Грекова.
Слева направо: Петр Иванович Жигимонт, Николай Яковлевич Бут, Марат Иванович Самсонов, Виктор Константинович Дмитриевский. Начало 1960-х. Фотография
Марат САМСОНОВ. Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. 1984
Марат САМСОНОВ. Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. 1984
Холст, масло. 220 × 250
© Административное здание Министерства обороны РФ

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play