«Мой дом везде, где есть небесный свод...»

Евгений Богатырев

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#1 2015 (46)

Эта работа была представлена в апреле 2014 года в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне на торжествах к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

В 2014 ГОДУ ИСПОЛНИЛОСЬ 200 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА. В РАМКАХ ЮБИЛЕЙНОЙ ПРОГРАММЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ А.С. ПУШКИНА БЫЛ ОТКРЫТ ВСЕРОССИЙСКИЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ «МОЙ ДОМ ВЕЗДЕ, ГДЕ ЕСТЬ НЕБЕСНЫЙ СВОД...», ПРИУРОЧЕННЫЙ К ЭТОЙ ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЙ ДАТЕ. ПРОЕКТ БЫЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ФИНАНСОВОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДЕПАРТАМЕНТА КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ. В НЕМ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ 37 ОРГАНИЗАЦИЙ, СРЕДИ КОТОРЫХ - КРУПНЕЙШИЕ РОССИЙСКИЕ МУЗЕИ И АРХИВЫ, БИБЛИОТЕКИ И ТЕАТРЫ, А ТАКЖЕ ЧАСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ. ВЫСТАВКА ПОДОБНОГО МАСШТАБА ЗА ПОСЛЕДНИЕ СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ ОРГАНИЗОВАНА В РОССИИ ВПЕРВЫЕ. В 1941 ГОДУ, КОГДА СТРАНА ГОТОВИЛАСЬ ДОСТОЙНО ОТМЕТИТЬ СТОЛЕТИЕ СО ДНЯ СМЕРТИ ПОЭТА, ПЛАНАМ НЕ СУЖДЕНО БЫЛО ОСУЩЕСТВИТЬСЯ. И ХОТЯ 26 ИЮЛЯ ОТКРЫЛАСЬ БОЛЬШАЯ ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ ЛЕРМОНТОВУ, ОНА ПРОСУЩЕСТВОВАЛА ВСЕГО ОДИН ДЕНЬ, А УЖЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ - ЕЕ ЭКСПОНАТЫ ПРИШЛОСЬ СПЕШНО УПАКОВЫВАТЬ И ОТПРАВЛЯТЬ В ЭВАКУАЦИЮ.

Знаменательно, что выставка, посвященная 200-летию со дня рождения Лермонтова, проходит в музее Александра Сергеевича Пушкина. Два великих поэта XIX века - Пушкин и Лермонтов - лично никогда не встречались. Однако сколько общего мы находим в их судьбах. Оба родились в Москве, оба по-сыновьи любили свой родной город. В первопрестольной можно насчитать десятки мест и адресов, где в разное время бывали поэты, о которых писали и вспоминали: красная площадь и дворянское собрание, Большой театр и Тверской бульвар, Московский университет и, конечно, Московский Кремль. Всем памятен живой рассказ о том, как взбирался на колокольню Иван Великий маленький Пушкин. И слова Михаила Лермонтова о московской панораме: «Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве...».

Многие места северной столицы оказались также тесно связаны с жизнью и творчеством поэтов. Последняя квартира Пушкина находилась на набережной реки Мойки - там же находилась и Школа юнкеров, куда Лермонтов поступил в 1832 году. В 1811-1817 годах Пушкин учился в Царскосельском лицее. В 1834 году Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, казармы которого располагались в Царском Селе. Лермонтова после смерти Пушкина приняли в свой круг его друзья, его литературные соратники: Жуковский, Вяземский, Одоевский, Киреевский, Погодин, Плетнев; он стал своим в домах Карамзиных, Хитрово, Виельгорских и многих других современников и почитателей Пушкина. Был знаком Лермонтов и с вдовой поэта - Натальей Николаевной, дружен с его младшим братом Львом Сергеевичем, познакомившись с ним на Кавказе. Лермонтов продолжил важную тему творчества Пушкина - Кавказ. Этот горный край, который он так любил, стал его судьбой. Впервые Лермонтов увидел Кавказ одиннадцатилетним мальчиком, когда в 1825 году приехал с бабушкой к родственникам в Горячеводск, затем не по доброй воле вернулся сюда во времена первого изгнания. Признанным поэтом он был отправлен на Кавказ в свою вторую ссылку, которая закончилась его гибелью в июле 1841 года, когда ему не исполнилось и 27 лет... Дуэль стала еще одним трагическим совпадением в судьбах великих русских поэтов.

Работая над настоящей выставкой, мы ставили перед собой цель не только показать творческий путь Лермонтова, но и осмыслить значение его поэзии для русской культуры XIX-XXI веков. В выставочных пространствах музея было создано три экспозиционных комплекса, каждый из которых представляет определенный аспект единой выставки и единого рассказа.

Художественный проект выставки и его реализация принадлежат творческой мастерской «МузейМедиа» заслуженного художника Российской Федерации А.Н. Конова.

В первом разделе - в залах «Под сводами» - развернута экспозиция, посвященная жизни и творчеству Лермонтова. Построенная по биографическому принципу, она охватывает период от рождения поэта до его смерти. В акварелях, гравюрах и литографиях перед нами предстает Россия 1820-1840-х годов. Это и родина Лермонтова - Москва, где поэт осознал свое призвание и сделал первые шаги на литературном поприще. И Тарханы, где Лермонтов провел свое детство. И столь любимый им Кавказ. И Петербург, ставший городом его зрелости и творческого расцвета.

Когда погиб Пушкин, из этого города на всю Россию прозвучало стихотворение Лермонтова «Смерть поэта», ставшее событием прежде всего в общественной жизни страны. Центральный зал экспозиции полностью посвящен этому произведению. Здесь находится один из важнейших экспонатов всей выставки - беловой автограф произведения, переписанный Лермонтовым в феврале 1837 года. Этот раритет предоставлен Российской национальной библиотекой.

Списки стихотворения, сделанные тогда же или позднее, принадлежавшие известным и неустановленным лицам, писарские копии «под руку Лермонтова» предоставили несколько крупных хранилищ страны: Государственный архив Российской Федерации, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Государственный Исторический музей, Российский государственный архив литературы и искусства.

В этом же зале находится еще один выдающийся экспонат - портрет поэта, выполненный маслом на картоне в начале 1837 года художником П.Е. Заболотским. Лермонтов изображен в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. Реалистичность и достоверность портрета отмечали современники. Поэт познакомился с художником в доме своих родственников Философовых в Петербурге и вскоре начал брать у него уроки живописи. Работа поступила на экспозицию из собрания Государственной Третьяковской галереи. Кисти Заболотского принадлежал еще один портрет, на котором поэт изображен в темном глухом сюртуке с красными обшлагами, копия с этой работы на выставку привезена из литературного музея Пушкинского дома. В «биографическом» разделе выставки можно увидеть и другие прижизненные портреты Лермонтова. Из коллекции государственного литературного музея экспонируется выполненный в 1839-1840 годах художником А.И. Клюндером портрет поручика Лермонтова в черном расстегнутом офицерском сюртуке с красным воротником на голубой подкладке, с тремя звездочками на эполетах.

В иконографии Лермонтова портрет, на котором он изображен в вицмундире лейб-гвардии гусарского полка, занимает особое место. Работа, чье авторство устанавливается и поныне, была исполнена в 1838-1839 годах, несмотря на надпись на обороте холста: «писалъ Будкинъ 1834-го С.-Петербург». Уточнить датировку специалистам позволили детали мундира, в частности, эполеты «образца 17 декабря 1837 года». По воспоминаниям соученика Лермонтова по юнкерской школе, этот портрет был заказан Е.А. Арсеньевой в 1834 году, после производства ее обожаемого внука в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. М.Н. Лонгинов, библиофил и дальний родственник Лермонтова, также оставил запись об этом изображении: «Мы коротко знали Лермонтова, можем отнести этот портрет к 1839 году и засвидетельствовать, что он (хотя несколько и польщенный, как обыкновенно бывает) очень похож, и один может дать истинное понятие о лице Лермонтова...». Этот портрет из собрания Литературного музея Пушкинского Дома был выбран и стал главным «лицом» нашего юбилейного проекта, именно он помещен на наружной городской рекламе, в электронных и печатных СМИ, на афишах, пригласительных билетах и программах.

Выставка насыщена портретами персонажей, связанных с творческой и личной биографией поэта. Это гвардейцы-сослуживцы, ссыльные декабристы, литераторы, адресаты лирики, друзья, родственники, представители московского, петербургского и кавказского окружения Лермонтова. Невозможно перечислить их всех поименно, как и назвать всех первоклассных художников - портретистов и пейзажистов, которых удалось собрать в едином пространстве благодаря коллекциям государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного Русского музея, государственного литературного музея, государственного исторического музея, Литературного музея Пушкинского Дома, Всероссийского музея А.С. Пушкина.

Несомненный интерес вызывают работы близкого знакомого Лермонтова, художника, князя Григория Татарина. совсем молодым человеком он учился рисованию в Италии у Ораса Верне и Карла Брюллова. В России был знаком с Пушкиным, иллюстрировал его произведения. В 1830-е познакомился с Лермонтовым. После перевода поэта на Кавказ в Тенгинский пехотный полк последовал за ним. Как художник работал самостоятельно и в содружестве с Лермонтовым. Такие акварели, как «Эпизод сражения при Валерике», «Аул Чиркей. Дагестан» или выполненная маслом картина «Летний лагерь Нижегородского драгунского полка под Карагачем», иллюстрация к стихотворению Лермонтова «Сон», привезенные из Государственного Русского музея, рассказывают о полных драматическими событиями буднях Лермонтова-воина.

Естественно, что самое пристальное внимание публики приковывают рисунки и живописные полотна самого поэта. Как художник Лермонтов представлен такими живописными работами из собрания Пушкинского дома, как «Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 года» (1837), «Кавказский вид с верблюдами» (1837-1838), «Воспоминание о Кавказе» (1838), акварельный портрет В.А. Лопухиной; 23 рисунка из альбома 1840-1841 годов, содержащего также записи поэта и стихотворения. Лермонтовский альбом предоставлен Российской национальной библиотекой.

Ценнейшим экспонатом выставки из того же фонда является записная книжка, подаренная князем В.ф. Одоевским Лермонтову в апреле 1841 года, накануне его отъезда на Кавказ.

Она раскрыта на автографе Одоевского: «Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне ее сам, и всю исписанную...». Зимой 1843 года книга вернулась к владельцу с последними стихотворениями поэта, среди которых были такие шедевры, как «Спор», «Пророк», «Сон», «Тамара», «Листок», «Выхожу один я на дорогу».

Лермонтов был чрезвычайно требовательным к себе автором. Поэтому его прижизненные издания не так многочисленны. Но почти все они представлены на выставке благодаря богатейшей коллекции Государственного литературного музея.

Экспонируются и совершенно уникальные издания. Из их числа - первая публикация Лермонтова в московском журнале «Атеней» за 1830 год со стихотворением «Весна», подписанным литерой «L». Демонстрируется и журнал «Библиотека для чтения» за 1835 год, где была напечатана поэма «Хаджи Абрек» и впервые появилось имя поэта, правда, публикация осуществлялась без ведома автора. Издания принадлежат частной коллекции М.В. Сеславинского.

Первым произведением Лермонтова, напечатанным по воле автора и с его ведома, является стихотворение «Бородино». Экземпляр журнала «Современник» за 1837 год, в котором оно было опубликовано, находится в собрании Государственного музея А.С. Пушкина. В нашей книжной коллекции хранятся также номера журнала «Отечественные записки» с публикациями произведений Лермонтова, два издания романа «Г ерой нашего времени» - 1840 и 1841 годов, а также «Стихотворения М. Лермонтова», увидевшие свет в Петербурге в 1840 году. Для этого сборника автор отобрал 26 стихотворений, поэмы «Мцыри» и «Песня про... купца Калашникова» из написанных к этому времени 30 поэм и около 400 стихотворений.

На выставке широко представлены документы биографического характера: материалы российского государственного архива древних актов, касающиеся родословной Лермонтова; «доклад генерал-аудиториата Николаю I по военно-судному делу поручика лейб-гвардии гусарского полка М.Ю. Лермонтова с Э. де Барантом.» и «Формулярный список о службе и достоинстве поручика Тенгинского пехотного полка М.Ю. Лермонтова.» из фондов Российского государственного военно-исторического архива; «Дело о дуэли Н.С. Мартынова с М.Ю. Лермонтовым», хранящееся в Российской государственной библиотеке.

В художественном решении экспозиции существенным дополнением являются произведения декоративно-прикладного искусства, предметы убранства и быта XIX века из коллекций Государственного музея А.С. Пушкина, Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы». Военные страницы биографии поэта помимо живописи, графики, рукописных материалов помогают воссоздать предметы военной амуниции и снаряжения, образцы огнестрельного и холодного оружия и, конечно, форма с черкеской, которую Лермонтов называл «лучшим нарядом для мужчин». Экспонаты предоставлены на экспозицию Государственным Историческим музеем.

Среди предметов эпохи особое место занимают мемориальные вещи поэта. Это дорожная шкатулка, в июле 1841 года она была включена в «Опись имения, оставшегося после убитого на дуэли Тенгинского пехотного полка поручика Лермонтова», ныне хранится в Государственном Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы». Это принадлежавшие Лермонтову чувяки - традиционная обувь кавказцев; их на выставку предоставил Литературный музей Пушкинского Дома. Серебряная чайная ложечка долгие годы находилась в США, в музее русского культурно-просветительского и благотворительного общества «Родина», а в 2000 году была возвращена в Россию. Ее предоставил на выставку Российский фонд культуры.

В экспозиции широко используется мультимедийный комплекс, позволяющий более подробно остановиться на некоторых страницах биографии поэта, дать возможность зрителям рассмотреть автографы и рисунки поэта, приблизить к зрителю страницы документальных свидетельств его короткой и трагической судьбы.

Произведения Лермонтова, став неотъемлемой частью русской культуры, продолжили свою жизнь в живописи, графике, музыке, театре и кинематографе. Этому посвящен второй раздел экспозиции, размещенный в залах мезонина музея. Здесь собраны театральные и киноматериалы к драме «Маскарад», поэме «Демон», роману «Герой нашего времени»: эскизы декораций и костюмов, фотографии актеров, нотные листы. Среди иллюстраций к этим произведениям - работы художников XIX-XX веков: В.Д. Замирайло, М.А. Зичи, М.А. Врубеля, Е.Е. Лансере, Ф.Д. Константинова, Т.А. Мавриной, Н.В. Кузьмина, В.В. Кобелева, С.В. Филенко, К.А. Клементьевой и других. Каждому из них свойственны острота и зоркость наблюдений, умение увидеть в литературных героях живых людей во всей их психологической сложности. Вместе с тем все эти работы несут на себе печать своего времени, так как каждая эпоха находила в творчестве Лермонтова то новое и животрепещущее, что было ей созвучно.

В этом разделе впервые экспонируется акварельный рисунок М.А. Врубеля из собрания Государственного музея А.С. Пушкина. Иллюстрация к поэме «Демон» была получена музеем в дар в 2014 году из Швейцарии, незадолго до открытия выставки, от Сергея Олеговича Прокофьева, внука композитора С.С. Прокофьева.

Третий раздел экспозиции размещен в залах первого этажа. Он посвящен лермонтовским местам России: Москве и Петербургу, Тарханам и Середникову, Тамани и Пятигорску.

Первый памятник Лермонтову работы скульптора А.М. Опекушина был установлен в 1889 году в Пятигорске. Сбор средств начался в июле 1871 года и продолжался 18 лет. Первый музей, посвященный Лермонтову, был открыт в Петербурге при Николаевском кавалерийском училище в 1883 году. Инициатива его создания принадлежала начальнику училища генерал-майору А.А. Бильдерлингу. В 1917 году собрание этого музея было передано в Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. В залах экспозиции можно познакомиться с историей создания таких музеев, как Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова (Пятигорск), Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Тамани (филиал Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Е.Д. Филицына), дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве (филиал государственного литературного музея). В подмосковье недавно был открыт национальный Лермонтовский центр «Середниково». В усадьбе Середниково поэт часто бывал, с этим местом связаны многие его поэтические творения.

Работы современных художников в залах свидетельствуют о том, что в настоящее время продолжаются поиски новых средств выразительности, новых художественных приемов, новых путей осмысления наследия Михаила Юрьевича Лермонтова.

Для юбилейного проекта помимо выставки была разработана целая программа для посетителей: музыкальные вечера, экскурсии, творческие встречи с коллегами из музеев России и коллективами журналов, научные заседания, обсуждения книг и их презентации. Спектакль «Лермонтов. Избранное», премьера которого состоялась в день открытия выставки, будет идти на сцене концертного зала на Пречистенке на протяжении всей работы выставки «Мой дом везде, где есть небесный свод...».

В заключение хочется принести глубокую благодарность коллегам, подготовившим целые комплексы Лермонтовских материалов для экспонирования в нашем музее: Институту русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (184 экспоната), Государственному литературному музею (144 экспоната), Государственному Лермонтовскому музею-заповеднику «Тарханы» (135 экспонатов), Российскому государственному архиву литературы и искусства (75 экспонатов); выразить признательность всем участникам выставочного проекта, откликнувшимся и предоставившим уникальные материалы из своих собраний.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play