Пошуары Наталии Гончаровой

Евгения Илюхина

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#1 2014 (42)

ВЫСТАВКА «НАТАЛИЯ ГОНЧАРОВА. МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ», ОТКРЫТАЯ В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ, ДАЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕДСТАВИТЬ ПУБЛИКЕ И СПЕЦИАЛИСТАМ НЕ ТОЛЬКО ЗНАМЕНИТЫЕ ЖИВОПИСНЫЕ РАБОТЫ ХУДОЖНИЦЫ, НО И ГОРАЗДО МЕНЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. СРЕДИ НИХ ОБШИРНЫЙ КОМПЛЕКС КОМПОЗИЦИЙ, ИСПОЛНЕННЫХ В ТЕХНИКЕ ПОШУАРА, И ЭСКИЗЫ К НИМ.

Слово «пошуар» (от фр. poche - карман, прорезь) переводится как «трафарет». Это способ создания произведения при помощи трафаретных форм, через которые вручную наносилась краска. Количество трафаретов соответствовало количеству воспроизводимых цветов. Особенность техники состояла в том, что впечатление оригинального рисунка сохранялось при тиражировании листа. В этой технике в 1920-е годы Наталия Сергеевна Гончарова исполнила альбомы «Театральные портреты», «Весна», «Литургия» и иллюстрации к книгам «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина (1921), «Персидские письма» Э. Эванса (1921) и «Слово о полку Игореве» (1923). Возможно, предполагалось и издание других альбомов: на выставке представлены камерные серии пошуаров («натюрморты») и отдельные композиции - «Женщина на фоне осеннего пейзажа», «Три девушки. Прогулка».

В среде парижской художественной эмиграции Гончаровой даже приписывалось «изобретение» пошуара. Это, конечное, неверно. Во Франции подобная техника использовалась для эксклюзивных малотиражных изданий. особое распространение она получила на рубеже XIX-XX веков в связи с таким явлением, как авторская книга. Здесь Гончарова не была первопроходцем. Впрочем, с техникой трафарета она познакомилась еще в «русские» годы. И она, и Михаил ларионов в начале 1910-х переживали настоящее увлечение народным искусством, где трафарет применялся очень широко. Через него раскрашивались лубочные картинки, наносился рисунок на набивные ткани. На выставке лубков в 1913 году, организованной Михаилом Федоровичем Ларионовым в Москве на основе собственной коллекции, трафареты были даже среди экспонатов (№ 116-117 «Трафарет и рисунок для трафарета»)1.

В процессе подготовки выставки Наталии Гончаровой в ГТГ возникли вопросы: с чем связано обращение художницы к технике пошуара и когда были созданы ею первые произведения в этой технике?

В 1919 году в издательстве Я. Поволоцкого2 «La Cible» вышел альбом «M. Larionov. N. Gontcharova. L'Art Decoratif Theatral Moderne». Он включал в себя целый ряд работ Гончаровой, исполненных в технике пошуара. В их число входил, например, пошуар «Испанский костюм», эскиз к которому представлен в экспозиции выставки. Альбом издан к одноименной выставке художников, проходившей в галереях Соваж (1918) и Барбазанж (1919) и играл роль своеобразного каталога. Предварявшая его статья посвящена характеристике театральных работ художников. Пошуар был идеальным способом воспроизведения цветных графических эскизов, дававшим возможность практически без искажений (пошуары раскрашивались гуашью) передать цвета оригинала.

Трудно сказать, кто предложил обратиться к технике пошуара - ларионов и Гончарова, вспомнившие о «старом» способе воспроизведения цветных работ, или владелец издательства Я. Поволоцкий, хорошо знакомый с особенностями издательского дела во Франции. Сохранившиеся в собрании ГТГ, сделанные из нескольких слоев плотной промасленной бумаги «самодельные» формы для пошуаров исполнены, скорее всего, самими художниками. Это подтверждает и письмо Я. Поволоцкого М. Ларионову от 12 ноября 1919 года: «Очень прошу Вас, Михаил Федорович, устроить так, чтобы подписать сегодня или завтра альбомы - они портятся. <...> Вам еще доделать надо пошуаров для luxe! Очень просил бы Вас поскорее покончить с этим альбомом, чтобы больше к нему не возвращаться. С приветом, Ваш Я. Поволоцкий»3. Бумажные формы отличались хрупкостью и вряд ли могли быть рассчитаны на большой тираж, поэтому впоследствии пришлось искать другой материал и обратиться к профессиональному мастеру, который вырезал необходимые трафареты.

Главной причиной использования пошуаров была необходимость качественного воспроизведения цветных работ. В тот же период, когда шла работа над альбомом для Я. Поволоцкого, Гончарова и Ларионов согласились предоставить несколько рисунков для воспроизведения в новом журнале «Aujourd'hui» («Сегодня»). Как следует из письма, воспроизведение цветных работ в технике пошуара обходилось дешевле, чем цветная полосная репродукция. Об этом свидетельствует фрагмент письма К. Отан-Лара4 Н.С. Гончаровой от 15 октября 1918 года: Мадам, Вы не представляете, как я был огорчен, не сумев повидаться с Вами в мой последний приезд в Париж. <...>

У Вас есть дар цвета, которым Вы восхитительно владеете. Я бы хотел воспользоваться этим и воспроизвести две Ваши цветные работы. К сожалению, цена выставленная и нелепо высокая, заставляет делать трафареты. Есть ли у Вас трафареты, которые можно мне дать? <...»>5.

Впрочем, и пошуары, как любая ручная работа, оказались достаточно дороги. К. Отан-Лара жаловался в письме Н.С. Гончаровой: «Я должен Вам сказать, что я обязательно Вам представлю пробы цвета для Вашего пошуара. Они обязательны, и я Вам вскоре напишу по этому поводу. Ваша страница мне будет стоить, однако, очень дорого! Но это неважно, я ее сделаю»6.

Долгое время считалось, что к технике пошуара Гончарова впервые обратилась в 1915 году - так датируются альбомы «Театральные портреты» и «Литургия». Эта авторская датировка (дата обозначена на обложках) вызывала вопросы. Трудно было предположить, что альбомы, имеющие все же немалый тираж7, а «Литургия» и большой формат, могли быть сделаны в Лозанне (так значится в выходных данных альбомов). В это время художники жили в гостинице и были загружены подготовкой театрального сезона дягилевских «Русских балетов» - исполняли оформление балетов, присутствовали на репетициях и прослушивании музыки. Непонятно и то, зачем в разгар работы над постановкой балета «Литургия», когда художница создавала эскизы костюмов, возникла необходимость издавать альбом с их воспроизведением. Те же вопросы вызывала и дата, стоящая на альбоме «Театральные портреты», - 1915-1916. В один из экземпляров альбома был вложен список изображенных - участников «Русских балетов» С.П. Дягилева в исполняемых ими партиях. При этом некоторые указанные постановки были созданы уже после 1915-1916 годов, например, «Женщины в хорошем настроении» - в 1917, «Треуголка» - в 1919.

Требовалось найти документальные подтверждения или опровержения датировкам. Мы попытались проследить выставочную судьбу пошуаров: как правило, художники экспонировали новые работы вскоре после их исполнения. На выставке в галерее Барбазанж (1919) в списках графического раздела вместе с эскизами театрального оформления под № 181-190 обозначены «Портреты танцовщиков и танцовщиц» (9 работ - в отличие от 14 пошуаров, входивших в альбом «Театральные портреты»). Их техника не обозначена. На выставке 1922 года в галерее Кингор в Нью-Йорке («The Gontcharova -Larionov Exhibitions Kingore Gallery), где Гончарова и Ларионов представлены очень широко - и живописью, и театральными эскизами, и графическими работами, - перечислены шесть театральных портретов (Portrait Theatral)8 с указанием техники (акварель), места и времени создания (Мадрид, 1916), однако указанные размеры также не совпадают с размерами альбома пошуаров. В 1922 году, скорее всего, существовали только оригинальные акварели с изображением театральных актеров.

В том же списке упомянуты и несколько акварельных пейзажей, датированных 1918 годом. Серии пейзажей были, очевидно, созданы в конце 1910-х, когда Гончарова и Ларионов более полугода провели во французской провинции, в имении, а вернее в сельскохозяйственной коммуне в Пиво-тан-пар-Гарши, занимаясь выращиванием овощей. В списке работ Наталии Гончаровой 1924 года упомянут альбом «Весна». «Конструктивистские пейзажи - акварели и гуаши», воспроизведенные затем в технике пошуара. В собрании ГТГ сохранились цинковые формы к этому циклу, образцы которых экспонируются на выставке. Зрители имеют уникальную возможность увидеть трафареты, сравнить их с оттисками, представить сам процесс создания пошуара.

В отделе рукописей ГТГ сохранилась также переписка с неким «Борисом», очевидно, мастером, изготавливавшим формы и папки для альбомов пошуаров. В письме к Н.С. Гончаровой от 29 сентября 1926 года он писал: Дорогая Наталия Сергеевна, <...> Теперь я доканчиваю серию «Театральных Портретов», т.е. снимаю кальку, режу клише и одновременно делаю их проверку, т.е. отпечатываю по одному экземпляру каждый портрет. Я делаю теперь другим способом - снимаю одну кальку и перевожу ее сразу на цинк (через синюю бумагу) и разбивку цветов уже делаю сразу на цинке, смотря на подлинник. Конечно, такой способ требует большего внимания, чем наклейка, но точность вырезанных клише зато гораздо лучше и точнее, чем раньше. Остается мне из этой серии 4 портрета, и затем я перехожу к другой серии 14 №№. До Вашего приезда вряд ли успею их закончить, ежели же закончу, буду резать 2 вещи М[ихаила] Ф[едоровича], а серию у Ори оставлю уже под самый конец. Мой сердечный привет Михаилу Федоровичу. Всего хорошего. Ваш Борис»9.

из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: серия небольших по размеру, исполненных акварелью театральных портретов или карандашных набросков к ним, скорее всего, начала создаваться в 1915-1916 годах. Не исключено, что первоначально в нее входили не только портреты балетных артистов, но и других театральных деятелей. Так, в частном собрании сохранился близкий по стилю исполнения «Портрет А. Таирова», с которым Гончарова сотрудничала в 1915 году, а затем встречалась уже в парижские годы во время гастролей Камерного театра. Отсюда на обложке альбома «Театральные портреты» возникла дата «1915-1916», фиксирующая начало работы над проектом. Сами же альбомы пошуаров были исполнены около 1926 года. Быть может, импульсом к созданию портретов балетных танцовщиков послужило возвращение Гончаровой после трехлетнего перерыва в антрепризу С.П. Дягилева - 25 ноября 1926 года в лондонском театре «Лицеум» состоялась премьера оформленного ею балета «Жар-птица».

Такова же история альбома «Литургия». В 1915-1916 годах Гончарова по заказу С.П. Дягилева работает над оформлением спектакля, создает многочисленные карандашные эскизы, которые затем переводит в цветные композиции в технике гуаши и коллажа из серебряной и золотой фольги. Когда становится ясно, что балет не будет поставлен, а также появляется возможность изготовить «профессиональные» трафаретные формы из металлической фольги (цинка), художница воспроизводит композиции в технике пошуара, чуть изменив некоторые из них, адаптировав под воспроизведения.

Это подтверждается письмом М. Ларионова японскому художнику Ивате, датированным 1926 годом: «Дорогой друг Ивата <...> Мадам Гончарова уже отправила месяц назад две акварели («Занавес» и «Пейзаж») на Ваш адрес в Токио. Мы видели, как была сделана коробка и осуществлена упаковка акварелей для месье Фукухара. Есть еще и рисунок «Апостол», это эскиз костюма Гончаровой для «Литургии». Это вещь, воспроизведенная в трафарете вручную и подписанная Гончаровой, которую мы просим Вас оставить себе. <...>

Что касается рисунка «Апостол», мы Вас просим соблаговолить оставить его себе. Если у Вас будет возможность, покажите его, я Вас прошу, месье Фукухаре и объясните ему, что он скоро появится в альбоме этого жанра Гончаровой, который будет под названием «Литургия». Альбом будет содержать 17 или 19 рисунков в цвете, подписанных автором. Будет только 50 экземпляров альбома. Рисунки репродукций будут сделаны вручную в размере оригиналов акварелью и гуашью. Все будет сделано вручную, как оригинал. Приготовление каждого рисунка будет стоить довольно дорого изданию и цена продажная будет 3000 франков за лучшие, два музея Лондонских уже купили за 3000 менее удачные рисунки этого издания, которые были уже одолжены. Возможно, было бы интересно месье Фукухара иметь это издание»10.

В том же 1926 году пошуары впервые «обозначены» на выставке. В каталоге персональной выставки Наталии Гончаровой в галерее Клеридж под № 45 значится: «"Испанка". Пошуар, подписан автором»11. Этот пошуар, экземпляры которого хранятся в ГТГ, исполнен по мотивам живописной работы «Голова испанки» (1916). Такое активное обращение к технике пошуара объяснялось просто. Ларионов и Гончарова не получали новых заказов от С.П. Дягилева, работа для антрепризы которого долгое время была их постоянным источником дохода. Пошуары предполагались к продаже. Очевидно, в связи с этим возник вопрос о возможности допечатки тиража.

Секретарь галереи Клеридж Б. Скратон писал Н.С. Гончаровой 6 июня 1926 года: «Дорогая мадам, М. Пропер мне велел попросить Вас при получении этого письма срочно ответить, возможно ли повторить пошуары, если у нас будет в этом необходимость.
Сообщите нам это как можно скорее.
Примите, дорогая мадам, выражение моего уважительного почтения. Б. Скратон (секретарь)»12.

В 1929 году альбом Наталии Гончаровой «Литургия» вместе с ларионовским альбомом пошуаров «Путешествие в Турцию» экспонировался в Experiment Gallery в Лондоне (Кембридж), там же, как следует из письма С.А. Осяковского М.Ф. Ларионову от 2 июля 1930 года, были и «Театральные портреты»: «Дорогой Михаил Федорович, я очень перед Вами виноват и каюсь искренне. Было очень много работы. Кроме Лондона, у нас в Кембридже собственная миниатюрная галерея «Experiment Gallery», где до сих пор, между прочим, Ваш «Voyage en Turquie» и Нат. Сергеевны «Liturgie» выставляются. В ближайшее воскресенье, т.е. 6-го с.г., еду закрыть галерею в Кембридж, а то сейчас не стоит, а там в октябре опять откроем. Сегодня же напишу экспедитору «James Bourlet Sons Ltd», чтобы приехал забрать Вашего «Шута», Нат. Серг. декор. и 3 рисунка «Пути живописи». «Portrait Theatral», хотя мы ничего пока не продали, считаю желательным оставить, если Вы ничего против не имеете»13.

В 1926-1927 годах Гончарова в полной мере оценила технику пошуара как «идеальный» способ воспроизведения цветных работ, гуашей, а также живописных композиций. В одноименных пошуарах воспроизведены живописная работа «испанка» («Голова испанки») и известный по фотографии из архива художников «Букет». Лист «Птица» из серии пошуаров «Натюрморты» может быть напрямую сопоставлен с небольшой живописной композицией «Птица». Еще интереснее оказывается история с воспроизведением больших работ. Не имея возможности исполнить их в крупном масштабе и в то же время не желая, очевидно, превращать монументальные панно в «цветные открытки», Гончарова решает воспроизводить их по частям. В 1924 году художница уже проделала подобный эксперимент с панно «Купальщицы» (1922, ГТГ), разделив его на части, каждую из которых воспроизвела на афишах «Бала художников». Другое панно «Купальщицы» (Фонд Сеферот) она также разделила на фрагменты. Один из них воспроизведен в представленном на выставке пошуаре «Три девушки. Прогулка».

За рамками небольшой публикации остается книжная иллюстрация, где использование техники пошуара стало своеобразным продолжением традиции авторской книги, у истоков которой стояли в россии Гончарова и Ларионов. В частном собрании хранятся также листы с орнаментами тканей, возможно, также являющиеся эскизами пошуаров. Обращение Гончаровой к новой технике каждый раз становилось поводом для художественного эксперимента, для новой творческой практики.

  1. Выставка иконописных подлинников и лубков, организованная М.Ф. Ларионовым. М., 1913. С. 17.
  2. Яков (Евгеньевич) Поволоцкий (Jaques Povolotzky, 1881-1945) - владелец русского издательства в Париже, знакомый М.Ф. Ларионова и Н.С. Гончаровой.
  3. ОР ГТГ. Ф. 180. Ед. хр. 2527.
  4. Клод Отан-Лара (Claude Autant-Lara, 1901-2000) - французский режиссер.
  5. ОР ГТГ. Ф. 180. Ед. хр. 1258.
  6. ОР ГТГ. Ф. 180. Ед. хр. 1260.
  7. Точный тираж альбомов не обозначен. В письме к художнику Ивате по поводу альбома «Литургия», цитируемом в тексте статьи, Ларионов указывает 50 экземпляров. На самом деле тираж был больше. Так, например, только вТретьяковской галерее хранится более 100 экземпляров листов с изображением «иуды».
  8. Оригиналы портретов находятся в собрании Национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже.
  9. ОР ГТГ. Ф. 180. Ед. хр. 1114.
  10. ОР ГТГ. Ф. 180, Ед. хр. 544.
  11. Exhibition of paintings by Natalia Goncharova at the Claridge Gallery. June 10-July 3 1926.
  12. ОР ГТГ. Ф. 180. Ед. хр. 1702.
  13. ОР ГТГ. Ф. 180. Ед. хр. 7438.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play