О выставке «Михаил Нестеров. В поисках своей России» в Государственной Третьяковской галерее

Лидия Иовлева

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#1 2013 (38)

23 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ ОТКРЫВАЕТСЯ БОЛЬШАЯ ВЫСТАВКА ВЫДАЮЩЕГОСЯ РУССКОГО ХУДОЖНИКА КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX СТОЛЕТИЯ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА НЕСТЕРОВА. КАК И ДВЕ ПРЕДЫДУЩИЕ ВЫСТАВКИ-ГИГАНТЫ - ИСААКА ЛЕВИТАНА (2011) И КОНСТАНТИНА КОРОВИНА (2011-2012), ВЫСТАВКА МИХАИЛА НЕСТЕРОВА ПОСВЯЩЕНА 150-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ХУДОЖНИКА. В СВЯЗИ С ЭТИМ НЕВОЛЬНО ПРИХОДИТ МЫСЛЬ О ТОМ, СКОЛЬКО УДИВИТЕЛЬНЫХ ТАЛАНТОВ РОДИЛОСЬ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1860-Х ГОДОВ: И. ЛЕВИТАН (1860), К. КОРОВИН (1861), М. НЕСТЕРОВ (1862), А. ГОЛОВИН (1863) И, НАКОНЕЦ, ЗАМЫКАЕТ ЭТОТ СВОЕОБРАЗНЫЙ «ПАРАД ПЛАНЕТ» В. СЕРОВ (1865), ЧЬЯ ВЫСТАВКА, НАДЕЮСЬ, ЕЩЕ ЖДЕТ НАС, КАК, ВПРОЧЕМ, И ВЫСТАВКА А. ГОЛОВИНА (2014).

Не всегда Третьяковской галерее удается точно в юбилейный год (или месяц) открыть ту или иную выставку. Часто обстоятельства (другие выставки, занятость помещений и т.п.) складываются так, что наш главный партнер по выставочной деятельности - Русский музей, располагающий более обширными и разнообразными выставочными площадками, - успевает открывать выставки раньше нас и точно к юбилейной дате. Так было с выставкой И. Левитана, так было и с выставкой М. Нестерова, которая с большим успехом прошла в Санкт-Петербурге еще летом минувшего 2012 года. Кроме того, выставку Нестерова в юбилейный год надо было показать и на родине художника - в Уфе, в прекрасном Башкирском Государственном художественном музее, одним из основателей которого считается сам художник и имя которого музей сейчас носит. Там же, в Уфе, в Национальном театре при личном участии президента Республики Башкортостан прошли и официальные юбилейные торжества (осень 2012 года).

Конечно, открывать юбилейную эстафету очень почетно, но и достойно завершать ее не менее важно, тем более что каждая выставка, будь то в Санкт-Петербурге, в Уфе или в Москве, была вариативна (по разным причинам) и всякий раз вносила какой-то свой оттенок в общее прочтение творческого вклада Нестерова в историю русского искусства. В Уфе, например, было очень интересно познакомиться с ранними, ученическими работами художника, мало известными даже специалистам, уже не говоря о том, что в каждом новом помещении, каждом новом пространстве одни и те же работы всегда смотрятся по-разному, что только обогащает зрительские впечатления и представления о художнике. Нельзя не заметить, что каждая выставка (имеются в виду выставки М.В. Нестерова) сопровождалась своими изданиями, как правило, обширными и яркими каталогами-альбомами, подробно объясняющими цели и задачи выставок1.

Говоря о выставочной и публикационной истории Нестерова, нельзя не заметить, что художник на протяжении жизни и после нее не был обделен вниманием публики и специалистов. Нестеров считается одним из самых популярных русских художников своего времени, в этом отношении мало в чем уступая своим знаменитым ровесникам. Только персональных выставок художника начиная с 1907 года было более полутора десятков. Среди них немало больших, с достаточной полнотой показывавших творческое наследие мастера. Такова, например, выставка пятидесятилетней давности, прошедшая в дни столетнего юбилея художника, т.е. в 1962-1963 годах, в Москве, Ленинграде, Киеве, Уфе. Встречались и небольшие, порой почти закрытые или полузакрытые, как это было, например, в Москве в Музее изобразительных искусств (ныне им. А.С. Пушкина) в 1935 году. На ней Нестеров очень хотел показать новому зрителю свою, как он считал, основополагающую большую картину «На Руси. (Душа народа)» (1914-1918, ГТГ), но сделать это цензура не разрешила, хотя открытая на неделю выставка была по желанию трудящихся продлена еще на 7 дней2. Подобные ограничения при публичных показах картин Нестерова были нередки, поскольку христианская интерпретация художником истории России и менталитета русского народа явно не совпадала с официальной историографией. К счастью, такого рода «несовпадения» не закончились лично для художника репрессиями или катастрофой: ему разрешено было и жить, и работать в отличие от многих его друзей-единомышленников3 и даже близких родственников4. Более того, в марте 1941 года М.В. Нестеров был даже удостоен Сталинской премии первой степени за портреты известного физиолога И.П. Павлова (1935, ГТГ; вариант 1930 года, ГРМ). Подобные парадоксы иногда случались с деятелями «советской» культуры, и, наверное, не только с ними. Многие картины Нестерова, такие, как уже упомянутая выше «На Руси. (Душа народа)» или более ранняя «Святая Русь» (1905, ГРМ)5, столь созвучные и русской поэзии Серебряного века (А. Блок), и идеям русской философской мысли той же эпохи, или «Сергиевский цикл» (картины, связанные с личностью и трудами русского святого XIV века - преподобного Сергия Радонежского), стали появляться в постоянной экспозиции музеев лишь к концу 1980-х, а точнее в 1990-е годы. А между тем в них заключена главная «сквозная» тема всего творчества М.В. Нестерова, так или иначе проявляющаяся, начиная с «Пустынника», в каждой его работе, - писал ли художник большие сюжетные композиции или лирические пейзажи средней полосы России и Русского Севера, или портреты, среди которых почти не было заказных, или исполнял церковные росписи, внося существенный вклад в дело развития, хотя и вскоре прерванного, русского монументального искусства. Даже в знаменитых поздних портретах 1930-х годов, портретах «деятелей советской культуры», официально принятых и признанных властью, Нестеров, по существу, всегда оставался верен своей теме, т.е. верен самому себе: его портретируемые, как правило, были людьми его среды, близкими художнику по духу, по взглядам и даже во многом по образу жизни. Все они являлись представителями не столько новой советской, сколько старой русской интеллигенции, умевшей ценить и человеческую жизнь, и человеческий труд. Не потому ли эта интеллигенция сумела выжить в почти нечеловеческих условиях идеологического и политического террора?

Выставка М.В. Нестерова в Третьяковской галерее, совпадая с другими в основном, все-таки от них отличается распределением материала и расставленными акцентами. Отличия начинаются уже в названии - «Михаил Нестеров. В поисках своей России». Такое название определенно настраивает зрителя на поиски этой «нестеровской России» в представленных на выставке произведениях, хотя начинается экспозиция, как и у всех, с ранних, ученических и постученических работ, где собственно «нестеровской России» почти нет, а есть обычные передвижнические жанры. Есть и первые опыты художника в исторической живописи, в сущности, тоже не выходящие за пределы сходных опытов молодых передвижников 1880-х годов - С.В. Иванова, А.П. Рябушкина и др. Но в конце 1880-х на выставках Товарищества передвижников появляются «Пустынник» (17-я ТПХВ, 1889) и «Видение отроку Варфоломею» (18-я ТПХВ, 1890). Обе картины куплены П.М. Третьяковым. С этого момента в искусстве молодого художника и возникает его главная тема, начинаются упорные поиски «своей России».

Дальнейший материал на выставке распределяется уже по «разветвлениям» в поисках и в углублении сквозной темы. «Сергиевский цикл», исторический образ популярнейшего русского святого преподобного Сергия Радонежского, - как начало построения Святой Руси; женская тема - как воплощение духовного и страдательного начала в историческом движении русского народа к «Святой Руси»6; проникновенные лирические пейзажи средней полосы России и Русского Севера (Соловки) - как образ природы, активно участвующий в общем народном движении к духовному Идеалу; наконец, апогей этого движения - большая картина «На Руси (Душа народа)», как бы запечатлевшая это шествие к невидимому Христу (или за Христом) и собравшая воедино все слои русского общества от кликуш и юродивых до Льва Толстого и Федора Достоевского.

Отдельно выделен на выставке раздел, посвященный храмовым росписям Нестерова («На лесах соборов»), в свое время принесших художнику большую известность: Владимирский собор в Киеве, где Нестеров работал вместе и под руководством глубоко почитаемого им. В.М. Васнецова; Храм Воскресения Христова («Храм на крови») в Санкт-Петербурге; Церковь святого Александра Невского в Абастумани (Грузия); Марфо-Мариинская обитель в Москве и ряд других.

Многие храмы с росписями Нестерова утрачены или почти утрачены, и представления о существовавших когда-то нестеровских росписях можно получить лишь по фотографиям, этюдам-эскизам и чудом сохранившимся отдельным иконам или подготовительным картонам. Все это достаточно полно собрано на выставке.

Специально выделены на выставке два портретных раздела: портреты 1890-1910-х годов, или портреты эпохи модерна, и портреты последних двух десятилетий жизни М.В. Нестерова (1920-1930 годы). При всей общности нестеровские портреты разных периодов отличаются и по манере, которая естественно менялась и эволюционировала у художника на протяжении его долгой жизни, непроизвольно вбирая в себя художественные вкусы и пристрастия каждой эпохи, и по трактовке личности и характеров изображаемых людей.

Всего на выставке представлено более 250 произведений живописи, графики и даже прикладного искусства из 24 музеев России, Украины, Беларуси и нескольких московских и петербургских частных собраний. Каждое произведение из частных собраний, а иногда и музейных, отобранное на выставку, прошло тщательную проверку кураторами и экспертами, обсуждено на заседании Атрибуционного совета галереи. Было сделано немало небольших, но важных для «нестероведения» открытий: на ряде картин и этюдов обнаружены не замеченные ранее авторские подписи, надписи, датировки, уточнены время и место создания картин, история их бытования. Конечно, подавляющее большинство произведений, представленных на выставке, известны публике по музейным экспозициям Третьяковской галереи и Русского музея, но есть и малознакомые или вовсе не известные зрителю работы. Среди них в первую очередь следует назвать большую (214 х 187) картину «Голгофа». Более полувека, а если считать со времени первого и, кажется, единственного показа ее на 28-й выставке передвижников в 1900-1901 годах, более ста лет хранилась она то у самого художника, то в частных коллекциях, пока не была в 1957 году передана в Третьяковскую галерею из Госфонда7. Состояние ее было весьма плачевным. В процессе подготовки нынешней выставки группа реставраторов галереи во главе с заведующим реставрационной мастерской масляной живописи Андреем Ивановичем Голубейко, проделав огромную работу по укреплению и восстановлению авторской живописи, вернула картину «к жизни» и сделала возможным, наконец, ее экспонирование на выставках.

Впервые на выставке показываются живописные и графические работы Нестерова, поступившие в галерею в минувшем 2012 году из собрания внучки Нестерова - Ирины Викторовны Шретер (скончалась в 2003 году). Любезно согласилась предоставить несколько принадлежащих ей работ и другая внучка художника - Мария Ивановна Титова. Среди новых поступлений в Третьяковскую галерею экспонируется несколько больших подготовительных картонов к росписям художника в Марфо-Мари-инской обители. Есть на выставке и другие «новшества» как из музейных, так и из частных собраний.

Еще одно отличие выставки в Третьяковской галерее состоит в том, что в ее экспозиции нет традиционного разделения творческого наследия художника «по видам» - живопись, графика и т.п. Экспозиция строится скорее по темам, или, точнее, по названным выше тематическим разделам, группирующим самый разный подготовительный материал. Подобная группировка художественного материала выставки позволяет со всей полнотой проследить творческий путь мастера и его эволюцию как в содержательном, идейном, так и в стилистическом отношениях, тем более что у Нестерова они были тесно связаны между собой - менялось содержание, менялась и манера.

Структуре выставки соответствует и сопровождающий ее большой каталог-альбом, подготовленный научными сотрудниками галереи - кураторами выставки с привлечением коллег из других музеев-участников нашего проекта.

Устроители выставки «Михаил Нестеров. В поисках своей России» надеются, что она будет интересна современному зрителю хотя бы уже тем, что демонстрирует действительно Большое искусство Большого русского художника, всю свою жизнь посвятившего служению своей стране и своему народу так, как считал правильным и нужным.

  1. в ГРМ: Михаил Нестеров. Альманах. Вып. 325. СПб., 2012; в БГХМ им. М.В. Нестерова: К 150-летию со дня рождения м.в. Нестерова. произведения михаила васильевича Нестерова в музеях, галереях и в частных собраниях россии. живопись. Графика: Альбом-каталог выставки. Уфа, 2012.
  2. в 1935 году картина принадлежала самому художнику. в ПГ она поступила только в 1958 году от наследников мастера, хотя в постоянную экспозицию попала значительно позже, уже в 1990-е годы.
  3. Имеется в виду изгнание из России многих знакомых Нестерова -известных русских философов, чьи портреты писал художник, - С. Булгакова, Ив. Ильина, священника П. Флоренского (арестованного и расстрелянного именно во второй половине 1930-х).
  4. в 1938 году был арестован и вскоре расстрелян зять Нестерова, муж его старшей дочери Ольги, -ученый юрист, профессор в. шрётер. вскоре за ним последовала (но без расстрела) и сама Ольга. вернулась из лагеря в 1941 году благодаря хлопотам отца, к тому времени уже лауреата Сталинской премии, и его знаменитых друзей, героев его многих поздних портретов. в 1925 году некоторое время провел в Бутырке и сам художник, арестованный по подозрению в хранении протоколов Российского религиозно-философского общества памяти вл.С. Соловьева (сведения взяты из книги: Хасанова Э. Михаил Нестеров. Неизвестные страницы творчества. Уфа, 2012. С. 157).
  5. К сожалению, по соображениям музейной сохранности картина не могла «приехать» в Москву и на выставке в ГТГ не показывается.
  6. Основополагающей картиной этой темы следует признать «великий постриг» (1897-1898, ГРМ).
  7. в каталоге выставки М. Нестерова в ГТГ 1990 года картина названа, но из-за плохого состояния не экспонировалась. Тем не менее в издании «Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись конца XIX -начала XX века. Москва, 2005. С. 254.) она опубликована именно в том виде, в котором находилась в то время.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play