Американский дом русского искусства

Анна Ильина

Рубрика: 
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
Номер журнала: 
#1 2013 (38)

В МИРЕ СУЩЕСТВУЕТ НЕМАЛО ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИ Й РУССКОГО ИСКУССТВА, ОДН И ИЗ Н ИХ ДОСТАТОЧНО ШИРОКО ИЗВЕСТНЫ, КАК, НАПРИМЕР, КОЛЛЕКЦИЯ РЕНЕ ГЕРРА ВО ФРАНЦИИ, А ДРУГИЕ ЕЩЕ ЖДУТ СВОИХ ПОПУЛЯРИЗАТОРОВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. КАК ПРАВИЛО, КРУПНЫЕ ЛИЧНЫЕ СОБРАНИЯ СТАНОВЯТСЯ ОСНОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ГАЛЕРЕЙ И МУЗЕЕВ, ОБ ЭТОМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ИМЕНА ПАВЛА МИХАЙЛОВИЧА И СЕРГЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ТРЕТЬЯКОВЫХ, ИВАНА МОРОЗОВА И СЕРГЕЯ ЩУКИНА, ЭНДРЮ МЭЛЛОНА И СЭМУЭЛА КРЕССА, АЛЕКСЕЯ БАХРУШИНА И ЛЕВКИЯ ЖЕВЕРЖЕЕВА, ЭДУАРДА АНДРЕ И НЕЛИ (КОРНЕЛИ) ЖАКМАР, СОЛОМОНА ГУГЕНХАЙМА, ГЕНРИ ФРИКА И ПЕТЕРА ЛЮДВИГА. НЕКОТОРЫЕ КОЛЛЕКЦИИ РАСПАДАЮТСЯ И ВНОВЬ СТАНОВЯТСЯ ОБЪЕКТОМ СОБИРАТЕЛЬСТВА.

Цель предлагаемой читателю статьи - знакомство с галереей «Лазарь» в небольшом городке Чарльз Сити, неподалеку от столицы штата Вирджиния Ричмонда, в живописном лесистом месте на берегу реки Джеймс. Его основатели и владельцы - Джон Уэрдман IV и его супруга Кэселин Уэрдман назвали галерею в честь своего старшего внука Лазаря. Содержательно-эстетический центр собрания составляют произведения художников-реалистов, прежде всего мастеров русской живописи. Поводом для организации галереи послужила учеба сына Джона Уэрдмана IV в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова в Москве. Поощряя и внимательно следя за творчеством Джона-младшего, его отец впервые узнал произведения замечательных мастеров московской школы живописи, преподававших в институте, и их единомышленников - членов Союза художников России. В ряду первых приобретений галереи были работы Вячеслава Забелина, Михаила Абакумова, Ольги Светличной, Геннадия Королева, Юрия и Михаила Кугачей, Николая Дубовика, Ольги Белоковской, Никиты Федосова, Ивана Сорокина, Николая Пономарева, Виктора Цыплакова... Начав с произведений художников, имена которых подсказаны сыном, Джон-старший стал искать работы живописцев, уже прочно вошедших в историю русского искусства. Так в коллекции галереи «Лазарь» появились произведения Сергея Герасимова, Петра Петровичева, Аркадия Рылова, Аркадия Пластова, Гавриила Горелова, Порфирия Крылова, Михаила Куприянова - блестящих представителей отечественной живописной школы. От стадии любительского собирательства супруги Джон и Кэселин Уэрдман перешли к популяризации творчества близких им по эстетическим предпочтениям художников, начали организовывать пленэры и мастер-классы для американских ценителей живописи, круг их интересов и просветительской работы постоянно расширялся. Они стали заниматься и издательской деятельностью, организацией встреч по интересам зрителей с художниками. В неотъемлемую часть работы этих подвижников культуры входит чтение лекций о традициях русского реализма в публичных музеях и библиотеках США.

Галерея «Лазарь» существует уже более пятнадцати лет, первоначально она располагалась в столице штата Вирджиния в Ричмонде, в здании старого банка, построенном в XIX веке. Само собрание и качественный профессиональный уровень представленных в ней работ вызывает и у зрителей, и у историков искусства живой интерес.

Супружеская пара из Вирджинии создала своеобразный мост между современным изобразительным искусством США и России. Кстати, Джону IV и Кэселин принадлежит, пожалуй, самая большая частная коллекция произведений Вячеслава Забелина. Они стали инициаторами издания большого монографического альбома замечательного русского живописца, в котором представлена ретроспектива его творчества, дана глубокая оценка вклада художника в современное реалистическое искусство. Этот серьезный труд является одной из очень немногих публикаций, посвященных изобразительному искусству России, вышедших в свет в США. Исключением в этом смысле являются работы некоторых американских ученых-искусствоведов о мастерах русского авангарда, в их числе необходимо упомянуть, несомненно, Джона Боулта.

Есть и такой раздел коллекции, в котором представлены работы, созданные во время эвакуации художников из центральных районов России в Среднюю Азию, прежде всего в Узбекестан, а именно Самарканд. Уэрдманы заинтересовались этим периодом настолько, что даже сняли двадцатиминутный фильм, сопровождавшийся интервью со свидетелями тех лет.

Прежде чем полностью посвятить себя галерейному делу и собирательству произведений изобразительного искусства, супруги Уэрдманы занимались другим бизнесом, связанным с искусством, - изготовлением принтов со старинных офортов. Вырученные средства Джон старший и Кэселин вложили в строительство помещения галереи и приобретение картин, а также в проведение пленэров, на которые съезжаются люди из разных уголков Америки. При галерее есть гостевые комнаты и созданы все условия для плодотворной, увлекательной и вдохновенной работы любителей и профессионалов. Здесь регулярно устраиваются дни открытых дверей, и посетителям предоставляется возможность не только изучить экспозицию галереи, но и посмотреть живописные окрестности поместья Уэрдманов. Почему именно пленэр оказался самой предпочтительной формой работы этих галеристов? По словам самих владельцев, живое, непосредственное восприятие природы, меняющихся ее состояний в зависимости от времени дня и года, восходов и закатов - все это наполняет сердце и душу человека особой эмоциональной энергией, окрыляет. Близость к природе - необходимая, неотъемлемая часть нашего бытия.

Изначально владельцы галереи предпочтение отдали жанру пейзажа, но это не означало, что коллекционеров не интересовала жанровая картина, портрет, натюрморт. Творчество Вячеслава Забелина во всех отношениях отвечало широте собирательских интересов начинающих галеристов, их увлекали поэтические виды русского пейзажа, запечатленного Забелиным во все времена года, отголоски патриархальной жизни русской провинции, народный быт, особое очарование маленьких провинциальных городков. И, конечно же, неповторимая колористическая гамма полотен этого живописца, их завораживающая лирическая интонация.

В них счастливым образом соединились сказка и быль, прошлое и настоящее. Подвижный мазок, тончайшие нюансы цвета, светотеневая моделировка изобразительного пространства передают в картинах Забелина живое восторженное восприятие окружающего мира.

Коллекция забелинских работ фактически стала жемчужиной собрания Уэрдманов. Из года в год она пополняется новыми достойными произведениями художников из России. Здесь - проникновенные, философские пейзажи Виктора Цыплакова и Михаила Абакумова, живописные ноктюрны Николая Дубовика и Ольги Белоковской, звонкие холсты Юрия Кугача и Ольги Светличной, Алексея и Юлии Суховецких, Александра Даниличева и Михаила Добросердова. В данном случае нельзя не упомянуть и работы сына хозяина галереи - Джонатана, в пейзажах которого достаточно сильно выражена традиция московской живописной школы, базовые основы профессиональной культуры, полученные в стенах Суриковского института, помноженные на темперамент и самобытное мироощущение автора. Последние годы он живет в Грузии, где увлекся виноделием, поэтому в его новых холстах немало жанровых сцен из жизни виноделов и крестьян.

Экспозиция галереи постоянно пополняется, в первую очередь благодаря работам, созданным во время пленэров, на которые приглашаются для проведения мастер-классов российские живописцы. Надо отметить еще одну особенность галереи: поскольку ее фонды уже достаточно велики, хозяева периодически меняют экспозицию, тем самым внося в нее элемент новизны.

Галерея «Лазарь» активно сотрудничает с периодическими изданиями по культуре, среди которых главным партнером является журнал «Пленэр», издаваемый Эриком Роудсем. На страницах этого издания преимущественно публикуются материалы о мастерах пейзажного жанра, о выставках, советы начинающим и любителям. Несмотря на трудные экономические времена, Джон IV и Кэселин с оптимизмом смотрят в будущее, строят новые планы, в чем им помогает Джонатан V - живописец, а ныне и винодел, работы, которого также можно увидеть в собрании семьи.

Появление таких коллекций и галерей, связанных с русской культурой, стало важной составляющей российско-американских художественных связей, расширение представлений о духовной жизни двух великих народов. Уже в постиндустриальную эпоху, во времена мультимедийных и нанотехнологий, новых нефигуративных, кинетических и виртуальных форм искусства, интерес к реализму не уходит в прошлое, а получает все больший импульс дальнейшего развития. Меняются приемы и формы, изобразительная стилистика, эмоциональная окраска, используются новые художественные материалы, но суть великих реалистических традиций, их жизнеспособность и актуальность остаются вне времени и границ. Об этом свидетельствует и наше короткое эссе о подвижниках реалистического искусства Джоне IV и Кэселин Уэрдманах, развивающих отношения с деятелями изобразительного искусства России уже более пятнадцати лет.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play