КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ: генезис визуальных образов сюрреализма

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#1 2011 (30)

С 1 марта по 25 апреля 2011 года в залах Государственного Исторического музея проходит инициированная галереей InArtis выставка «Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от де Кирико до Магритта», где представлена авторская тиражная графика ярчайших представителей сюрреализма из частных европейских и американских коллекций. Этот проект призван продемонстрировать разноплановость и разнохарактерность изобразительной составляющей сюрреализма на примере графических работ. Особое внимание организаторы уделили оформлению экспозиции; пышные парадные залы бывшего музея Ленина трансформированы в сюрреалистическое пространство с помощью инсталляций и видеопроекций. С первых же шагов посетители окунутся в парадоксальные фантазии ранних сюрреалистов, преображенные современным цифровым сознанием. Различные по стилистике произведения признанных мастеров позволят проследить историю возникновения визуальных образов сюрреализма и дальнейшее его развитие как самостоятельного направления.

Первая выставка сюрреалистов была организована в 1925 году в Париже. В ней участвовали такие непохожие друг на друга художники, как Джорджо де Кирико, Пауль Клее, Макс Эрнст, Хуан Миро, Пабло Пикассо. По мнению основателя и идеолога сюрреализма Андре Бретона, новое искусство должно было выражать потаенные желания и потребности всех людей; для его постижения достаточно восприимчивости и детской непосредственности.

В Историческом музее представлена гравюра «Манекен», отражающая один из главных образов творчества Джорджо де Кирико — «протосюрреалиста», который определял свой стиль как «метафизический реализм». Ранние работы итальянца оказали существенное влияние на формирование нового направления и творчество таких его крупнейших фигур, как Макс Эрнст и Сальвадор Дали (причем Дали считал де Кирико одним из своих любимых мастеров).

Поиск художественной формы сюрреализма хорошо иллюстрируется знаменитыми «викторианскими коллажами» Макса Эрнста. В 1934 году были изданы его гравюры — иллюстрации к новелле «Неделя доброты» («Une semaine de bonte»). Эта artistsbook(книга художника) стала одним из наиболее заметных культурных явлений того времени, а гравюры, сюжеты которых разрабатывались Эрнстом совместно с Полем Элюаром, завоевали сюрреалистам большое количество новых поклонников. В экспозиции также представлена работа Эрнста «Застрели луну».

Сюрреализм очаровывает и чилийского художника Роберто Матту, приехавшего в Париж к Ле Корбюзье. В бюро знаменитого архитектора Матта проработал около двух лет. В это время он познакомился с Пабло Нерудой и Федерико Гарсиа Лоркой, которые в свою очередь представили его Сальвадору Дали и Андре Бретону. Бретон, впечатленный рисунками Матты, пригласил его присоединиться к бурно развивающемуся движению сюрреалистов.

Начало Второй мировой войны стало серьезным испытанием для всего мира, и, конечно, это не могло не сказаться на союзе сюрреалистов. Макса Эрнста арестовали как подданного страны-противника, но благодаря помощи известной покровительницы искусства Пегги Гуггенхайм ему удалось в 1941 году перебраться в США, где он вскоре женился на своей спасительнице. Однако их союз оказался недолгим: в 1946-м Эрнст расторг брак с Пегги Гуггенхайм и женился на американской художнице Доротее Таннинг. Она стала последней представительницей той золотой плеяды сюрреалистов, которая вела свою историю непосредственно от кружка Андре Бретона.

При этом сюрреализм оставался преимущественно европейским явлением, отражавшим идеи, тревоги и переживания, свойственные обитателям Старого Света. Одним из наиболее ярких представителей европейского сюрреализма является бельгиец Рене Магритт. Начав свою карьеру в качестве дизайнера рекламных имиджей, он разработал индивидуальный стиль, гармонично сочетавшийся с визуальной составляющей сюрреализма, но основанный не на психологии, а на философии. Его поэтический сюрреализм не заставляет предметы терять свою «предметность», они не растекаются, не превращаются в собственные тени. Магритт использовал простые и четкие изображения, соединявшиеся между собой самым причудливым образом. Они вызывали у зрителей удивление, заставляли задуматься о том, что обычно остается незамеченным: об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности. За свою жизнь мастер создал всего двадцать графических работ, которые официально считаются авторскими. Одиннадцать из них впервые в России представлены проектом InArtis.

С конца 1960-х годов главным наследником эстетики сюрреализма является Ханс-Руди Гигер. Его стиль часто характеризуется как «биомеханический», объединяющий естественную жизнь с искусственной. На счету этого швейцарского художника множество обложек для музыкальных альбомов групп “Emerson”, “Lake & Palmer”, “Celtic Frost”, “Danzig” и бывшей вокалистки группы “Blondie” Деборы Харри. Настоящая известность пришла к нему в 1977-м с выходом в свет третьей книги «Некрономикон». Этот сборник авторских шелкографий привлек внимание американского режиссера Ридли Скотта. Он предложил Гигеру поработать над оформлением фильма «Чужой», для которого художник придумал запоминающийся образ чудовища-ксеноморфа. Фильм принес Гигеру премию Оскар в номинации «Лучшие визуальные эффекты» (1980). У посетителей выставки в Историческом музее есть уникальная возможность увидеть графические листы мастера.

Сюрреализм стал одним из мощнейших культурных течений прошлого века, оказавшим огромное влияние на развитие современного искусства. Он вобрал в себя странную и во многом тревожную энергетику XX столетия, ознаменованного двумя мировыми войнами, Великой депрессией, удивительными научными открытиями и многими другими событиями, перевернувшими представление человека о самом себе и окружающем мире. Ретроспективный показ графики виднейших мастеров сюрреализма — от Джорджо де Кирико, предтечи этого направления, до Магритта, Доротеи Таннинг и Ханса-Руди Гигера — это возможность ознакомиться с судьбой зерен нового искусства, которые попали в плодородную почву нарочитого дадаистского абсурда и выросли в уникальное явление, ставшее одним из характернейших символов прошедшего столетия.

Выставка «Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от де Кирико до Магритта» организована при поддержке SENSEIT и Open Alliance. В июне экспозиция переместится в Санкт-Петербург в Лофт-Проект Этажи, далее — в Пермь, Киев и другие города.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play