Нелсон Уайт. Жизнь среди пейзажей Тосканы и Америки

Зоэ Брэй

Рубрика: 
ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА
Номер журнала: 
#1 2009 (22)

С неподдельной галантностью выходца из Новой Англии Нелсон Уайт приветствует меня в своей мастерской, расположенной на территории Академии изящных искусств во Флоренции. Со всех сторон нас окружают морские пейзажи. На мольберте - незаконченный портрет. Здесь негде присесть и поговорить, поэтому мы идем в библиотеку академии и там комфортно располагаемся за столом. Вокруг нас студенты, сосредоточенно рассматривающие альбомы по искусству из богатой коллекции библиотеки.

На ласкающем ухо английском, отличающем жителей Восточного побережья США, Уайт, перешагнувший 70-летний рубеж, рассказывает о годах учебы и о сегодняшней работе. Его будни проходят во флорентийской академии, где он в основном занимается портретной живописью. Однако страстью и призванием Нелсона остается пейзаж, любовь к которому художнику в детстве привили отец и дед. В пятницу в конце дня он покидает мастерскую и обычно на уикенд направляется к побережью, чтобы писать морские виды. Иногда проводит выходные в Торре дель Лаго, где когда-то жил Джакомо Пуччини, — пишет озеро, впервые увиденное им во время поездок на пленэр с Пьетро Аннигони. Если идет дождь, работает, сидя в машине, а когда холодно, — снимает номер в отеле и пишет вид из окна. Зимой Нелсон возвращается к своим пейзажам, сосредоточиваясь на визуальных эффектах в передаче неба или облаков. В основном он исполняет картины allaprima — за один сеанс, но сейчас пытается создавать большие полотна, для которых одного сеанса недостаточно.

Нелсон получил отличное образование. Его дед Генри Кук Уайт принадлежал к группе известных североамериканских художников, работавших в Олд Лайм (штат Коннектикут) в начале XX века. Отец Нелсон Кук Уайт также стал художником. Нелсон-младший (Нелсон Холбрук Уайт) провел свое детство и юношеские годы среди таких людей, как Ирвинг Уайлз (ученик Каролюса-Дюрана и Леона Бонна) и Уилл Хоу Фут. От них Уайт узнал, сколь важны оттенки цвета и игра светотени, но, что важнее всего, они привили ему художественный вкус. Нелсон вспоминает, как однажды оказался в доме Эдварда Рука в Олд Лайм, где его поразила красота ковров, непривычно развешанных по стенам или перекинутых через предметы мебели, — казалось, они были слишком прекрасны, чтобы лежать под ногами.

Дед Нелсона преподавал в нью-йоркской Лиге студентов-художников вместе с Дуайтом Трайоном. Именно он помог внуку сделать первые шаги в живописи, начав с рисунка гипсовых фигур и других упражнений. Отец же, напротив, больше занимался развитием эстетического вкуса будущего художника, приобщением его к философии искусства, объясняя значение полутонов, открывая величие и единство всех составляющих пейзажа (таких, как небо и море). От деда Нелсон унаследовал страстную любовь к морю и плаванию; немало выходных он провел на побережье, наслаждаясь красотой залива Лонг Айленд Саунд. В своих картинах Уайт неизменно возвращается к морским видам и сюжетам, связанным с отдыхом на море.

В 1955 году во время путешествия с отцом в Италию Уайт открыл для себя творчество Пьетро Аннигони. В книжном магазине во Флоренции ему в руки попался альбом об этом художнике. Вскоре Нелсон принял решение вернуться во Флоренцию, чтобы учиться у мастера, но тот заявил, что не может уделять достаточно времени ученикам, так как у него слишком много заказов. Вместо этого Аннигони предложил Уайту и еще нескольким молодым художникам заниматься у него в мастерской своими проектами, обещал иногда просматривать их работы и давать советы. За частными уроками он рекомендовал обратиться к Нерине Сими, чья школа, расположенная через несколько улиц, пользовалась большой популярностью.

В течение нескольких лет Нелсон обучался мастерству у Сими, постигая основы классической живописи, и регулярно посещал Аннигони, чтобы больше узнать о важнейших составляющих искусства. Методика обучения в школе Сими была аналогична той, что применялась во флорентийской академии, хотя здесь использовался метод сравнительных пропорций, а не метод изображения предметов в натуральную величину. Оглядываясь назад, Нелсон с большим уважением отзывается об обучении принципам рисования и живописи в школе Сими и при этом бесконечно благодарен Аннигони за уроки постижения сути предметов. «Он не был прирожденным педагогом, — вспоминает Нелсон. — Скорее, в нем сочетались черты проводника и наставника. Аннигони придерживался высочайших критериев в творчестве. Он мог, например, заметить тот момент, когда работа его ученика вдруг утрачивала индивидуальный характер или эмоциональную насыщенность. И тогда просто предлагал сменить тему».

Из творческого союза учителя и ученика родилась крепкая дружба. Уайт делал фотосъемку работ Аннигони для каталогов. Вместе они нередко выезжали на пленэр: в Торре дель Лаго или на болота Понте Буджанезе — еще одно излюбленное место художников. Благодаря Аннигони Уайт открыл для себя богатство и красоту итальянского сельского пейзажа. Вскоре он уже выставлял свои работы в США и Италии, нередко в галереях, куда его привел Аннигони (например, в городах Ла Специя и Кремона).

Прошли годы, и Флоренция стала для Нелсона вторым домом. Его жизнь разделилась на две части: работу в Италии и регулярные поездки в Америку. У Сими он познакомился с Дэниэлем Грейвзом. Аннигони очень хорошо отзывался о Дэне, поэтому, когда тот попросил Уайта войти в состав комитета создаваемой им школы, Нелсон с готовностью откликнулся. Будучи уже состоявшимся художником, он понимал, что учиться и совершенствовать мастерство можно всю жизнь. Оборудовав свою мастерскую во флорентийской академии, Уайт занялся освоением методики изображения предметов в натуральную величину, которая, по собственному признанию художника, помогла ему усовершенствовать технику рисования и пейзажной живописи. «Качество моей работы стало выше, что признают и владельцы галерей», — говорит Уайт. Это придало ему решимости испробовать себя в новых направлениях, включая портрет.

На вопрос, каковы, на его взгляд, перспективы реалистического искусства сегодня, Нелсон отвечает, что проблем с тем, чтобы заявить о себе, как о художнике-реалисте никогда не возникало. Этому способствовали семья, образование, а также участие в выставках в известных галереях в США. Однако, оглядываясь назад, он не может не удивляться тому, что такие чрезвычайно талантливые и опытные мастера, как Пьетро Аннигони и Эндрю Уайет, не принадлежали мейнстриму. Достигнув больших успехов, они нередко подвергались несправедливой критике, а потому порой ощущали себя в изоляции. Сегодня же открыты музеи, посвященные творчеству этих художников: Аннигони — во Флоренции, на вилле Бардини, Эндрю Уайету — в Брендиуайн-Ривер в Пенсильвании (там же экспонируются работы его отца Ньюэлла Уайета — известного книжного иллюстратора и сына — художника Джейми Уайета).

Реализм медленно, но верно возвращает себе утраченное признание. В прошлом году во Флоренции одним из преподавателей гравюры Академии изящных искусств была организована выставка реалистического искусства. «Я никогда бы не подумал, что такое будет возможно во Флоренции, и особенно по инициативе академии, известной своей приверженностью экспрессионизму, — говорит Нелсон Уайт. — Поистине, жизнь непредсказуема».

Иллюстрации

Нантакет. 2006. Фрагмент
Нантакет. 2006
Холст, масло. Фрагмент. Частная коллекция
Парусники. Чарлстон (Южная Каролина). 2008
Парусники. Чарлстон (Южная Каролина). 2008
Холст, масло. Частная коллекция
Нелсон Уайт
Нелсон Уайт
Фото предоставлено д-ром Дж. Алани Поццуоли, Италия
Уотерфорд, Коннектикут. 2006
Уотерфорд, Коннектикут. 2006
Холст, масло. 50,8 × 73,6. Частная коллекция
Нантакет. 2006
Нантакет. 2006
Холст, масло. 20,3 × 30,5. Частная коллекция
Нояк, Лонг-Айленд
Нояк, Лонг-Айленд
Холст, масло. 50,8 × 122. Частная коллекция
Bagno Artiglio. Два желтых зонтика. 2008
Bagno Artiglio. Два желтых зонтика. 2008
Холст, масло. 40,6 × 70. Частная коллекция
Марина ди Пиза. 2007
Марина ди Пиза. 2007
Холст, масло. 10,2 × 15,2. Собрание семьи Филипа Сайреса
Бенедетта. 2008
Бенедетта. 2008
Холст, масло. 50,8 × 61. Частная коллекция
Рыбы на Багамах. 2004
Рыбы на Багамах. 2004
Холст, масло. 20,3 × 30,5. Частная коллекция
Торре дель Лаго, Италия. 2007
Торре дель Лаго, Италия. 2007
Холст, масло. 50,8 × 122. Частная коллекция
Шелтер Айлэнд, штат Нью-Йорк. 2006
Шелтер Айлэнд, штат Нью-Йорк. 2006
Холст, масло. 50,8 × 73,6. Частная коллекция

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play