Николай Мамонтов «Сны пилигрима»

Ольга Шарина

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#1 2008 (18)
Николай Мамонтов. Рим. 1927
Николай Мамонтов. Рим. 1927

20-е годы ХХ века. Омск. Трое молодых людей - Виктор Уфимцев, Борис Шабль-Табулевич и Николай Мамонтов, - ни мало не смущаясь, по аналогии с «Бубновым валетом» основали первое авангардное объединение Сибири «Червонная тройка».

Объединение не было однородным и, как многие художественные организации начала ХХ века, вскоре распалось. В. Уфимцев связал свою жизнь со Средней Азией. Б. Шабль-Табулевич уехал в Москву учиться в мастерской А. Осмеркина. Н. Мамонтов также пытался поступить во ВХУТЕМАС, но его не приняли, обосновав отказ тем, что учиться ему нечему, поскольку он уже сложившийся художник. В 1924 году Николай Мамонтов женился на дочери художника Д. Степанова и вместе с его семьей уехал в Италию. Живя в Риме, он входил в объединение Fiamma(«Пламя») и принимал участие в групповых выставках. В Риме же в 1930 году состоялась и его первая персональная выставка.

Мучимый ностальгией, Мамонтов вернулся в Россию в 1932 году. Здесь он перебивался случайными заработками: был реставратором в Эрмитаже, художником на Монетном дворе, книжным иллюстратором, декоратором во владимирском драмтеатре, подрабатывал там, где мог применить свои способности. В 1936 году его арестовали и приговорили к пяти годам принудительных работ — расписывать здравницы в Пятигорске.

Посетивший разные города и веси, он завершил свой путь в Саратове в скромной должности преподавателя на кафедре архитектуры автодорожного института.

Николай Андреевич Мамонтов любил жизнь, равно как и искусство, подчас не разграничивая их. Поэтому малейшие впечатления от творчества другого художника в прошлом или в настоящем, мимолетный обрывок жизни, фрагменты реставрированных им картин, детский рисунок, с юмором переработанные античные мифы, подслушанная сказка — все становилось объектом его творческой нежности. Сохраняя непосредственность мгновенного чувства, промелькнувшего образа или сна, хорошо зная и владея технологиями старого и современного ему искусства, он свободно «нырял» в любой временной слой, перевоплощался в представителя иной эпохи или становился двойником своего современника.

В создаваемом им мире Мамонтов словно балансировал на грани примитива и высокого искусства, мрачноватой загадочности, мистицизма и утопической безмятежности, конкретности персонажей и игры с жанрами: натюрморт с фарфоровыми статуэтками оборачивается морским приключением с пиратами и похищенными девушками; балетная пачка танцовщицы, целующей клоуна, уподобляется крыльям не то добрых, не то злых духов. В то же время, свежесть, яркость и непосредственность колорита, наряду с умудренностью мастерства превращает некоторые его картины в подобие пестротканых ковров, переливчатых мозаик, лугов, покрытых волшебными цветами. Африканцы, киргизы, пираты, английские колонизаторы, трогательные и смешные в своем кокетстве знакомые дамы, кошки, собаки, пантеры, крокодилы, экзотические звери, невиданные цветы, цирк, дурацкие шляпки модниц, нитки переливчатых бус — все складывается в образы рая, который концентрированно выражен в его картине с тем же названием. Здесь отчасти нарушаются законы притяжения, люди парят рядом с птицами, с шестикрылым серафимом ликуют звери. В левом нижнем углу вместо подписи, на берегу некоего эдемского озера, изображен новый Адам — обнаженный, глиняно-загорелый художник в любимых разношенных валенках. Он творит. Перед ним натянутый холст и два стакана (на одного!), наполняющиеся некой прозрачной, как слеза, жидкостью из зависшей в воздухе бутылки. Все венчает фантастическая радуга.

Среди множества открытий, на которые был так щедр ХХ век, Мамонтов отбирал наиболее интересные для себя; они становились органичной частью его творчества. Отсюда такое смешение, казалось бы, взаимоисключающих приемов символизма и авангарда в ранних работах и сочетание подчас кукольной трактовки образов с классически выверенной композицией в поздних картинах.

После смерти художника в 1964 году его наследие рассеялось среди родственников, знакомых и соседей. Многие картины спас от гибели саратовский художник В. Солянов. Позже он передал их И. Девятьяровой, первой исследовательнице творчества Мамонтова. Сегодня эти произведения входят в собрание Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Работы Н.А. Мамонтова также хранятся в Омском краеведческом музее, Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева, Мемориальном музее Петрова-Водкина в Хвалынске и в частных коллекциях.

В марте 2008 года в Выставочном зале в Толмачах откроется монографическая выставка Н. Мамонтова, подготовленная Государственной Третьяковской галереей и Фондом «Старые годы» в сотрудничестве с региональными музеями и коллекционерами.

Иллюстрации

Пираmы. 1948
Пираmы. 1948
Холст, масло. 85,5×65
Свадьба арабов. 1932
Свадьба арабов. 1932
Бумага на фанере, акварель. 30×38
Рай. 1950-е
Рай. 1950-е
Холст, масло. 49×36,5
Цирк. 1930-е
Цирк. 1930-е
Холст, масло. 30×36
Пигмалион и Галаmея. 1960
Пигмалион и Галаmея. 1960
Холст, масло. 64,8×70
Девушка и разбойник. 1950-е
Девушка и разбойник. 1950-е
Холст, масло. 42,5×40

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play