Из России: французские и российские шедевры живописи 1870-1925 годов из коллекций музеев Москвы и Санкт-Петербурга, 26 января - 18 апреля 2008

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#1 2008 (18)

В январе 2008 года под эгидой Королевской академии искусств в Лондоне открылась знаковая выставка, на которой представлено более 120 произведений из коллекций четырех ведущих музеев России - Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Третьяковской галереи, Эрмитажа и Русского музея.

Главным куратором проекта назначен директор Королевской академии искусств по выставочной деятельности сэр Норман Розенталь. Ему помогали Энн Дюма — куратор выставок Королевской академии искусств и Матиас Виссер — сотрудник дюссельдорфского музея Кунст Палас, оказавшего организационную поддержку. Инициатором и спонсором мероприятия выступил немецкий концерн E.ON.

Уникальность данной экспозиции заключается в том, что она отражает взаимное влияние французской и русской школ в период социальных потрясений и революций и является подлинным свидетельством вклада русских мастеров в развитие современного искусства. Более того, это дань уважения российским коллекционерам-меценатам, чьи произведения, перешедшие в свое время в московские и петербургские музеи, не только демонстрируют их личные вкусы и пристрастия, но и подтверждают приверженность прежних владельцев новым идеям.

«Королевской академии искусств, — заявил сэр Норман Розенталь, — выпала честь представлять эту необычную выставку, многие экспонаты которой никогда ранее не демонстрировались в Великобритании. Для нас как организаторов это — уникальная возможность рассказать об истории развития российской школы живописи в период с 1870-го по 1925 год, кульминацией которой стал расцвет русского авангарда. Среди экспонатов выставки — выдающиеся произведения искусства, некогда принадлежавшие известным русским коллекционерам Сергею Щукину и Ивану Морозову. Особенно мы гордимся тем, что сможем впервые показать британской публике «Танец» — знаменитое полотно Анри Матисса из собрания петербургского Эрмитажа».

Выставка состоит из четырех разделов. Первый включает в себя работы передвижников — художников-реалистов демократического направления, в творчестве которых основное внимание уделялось изображению окружающей действительности — русским пейзажам, сценам народного быта и общественной жизни, а также национальной истории. Работы Ильи Репина, Ивана Крамского, Исаака Левитана, Валентина Серова, Михаила Нестерова и других художников экспонируются вместе с полотнами французских мастеров барбизонской школы — Теодора Руссо, Шарля Добиньи, Жана-Франсуа Милле — и салона — Жюля-Бастьена-Лепажа, Альбера Беснара.

Второй раздел выставки не только предлагает вниманию британской публики шедевры из двух поразительных по качеству собраний московских коммерсантов-мануфактурщиков Ивана Морозова и Сергея Щукина, которых можно бесспорно считать одними из самых талантливых и смелых коллекционеров начала прошлого века. Они отправлялись в Париж на поиски работ импрессионистов и постимпрессионистов и скупали произведения Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса и Пикассо. Щукин стал покровителем и серьезным собирателем произведений Матисса — в частности, «Танец» был заказан художнику как часть очень смелой композиции, призванной украсить центральную лестницу в московском особняке коллекционера. Вполне возможно, что это полотно станет подлинной сенсацией выставки.

Третий раздел экспозиции посвящен деятельности Сергея Дягилева, прославленного русского антрепренера и организатора выставок, возглавившего движение «Мир искусства». Дягилев не только активно способствовал популяризации французского искусства в России, но и вывозил работы русских художников в Европу, особенно в Париж. В этом же разделе представлены работы Василия Кандинского. Начиная осваивать искусство абстракции, Кандинский заимствовал сюжеты для своих работ из русских сказок, смело расцвечивая их яркими красками в фовистской манере. В полотнах Марка Шагала, отличающихся высоко индивидуальной, поэтической интерпретацией русско-еврейского фольклора, аналогичным образом используются элементы французского кубизма. Данный раздел также включает работы Александра Бенуа, Льва Бакста, Бориса Кустодиева, Николая Рериха, Александра Головина и Валентина Серова. Кроме того, здесь размещена прекрасная коллекция портретов выдающихся деятелей русской культуры, в том числе Всеволода Мейерхольда, Федора Шаляпина, Анны Ахматовой.

Взаимное влияние русского и французского искусства в начале XX столетия было особенно плодотворным. В захватывающем калейдоскопе сменяющих друг друга художественных стилей и направлений заключительного раздела выставки представлены работы Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. В своем творчестве они сочетали элементы французского постимпрессионизма, присущие произведениям Сезанна и Гогена, и жизнерадостного неопримитивизма, характерного для русского лубка. Смелая интерпретация кубизма и итальянского футуризма воплотилась в великолепных произведениях кубофутуристов Жана (Ивана) Пуни, Павла Филонова и группы художниц-экспериментаторов — Ольги Розановой, Любови Поповой, Александры Экстер. В этом же разделе выставки посетители познакомятся с революционными трехмерными конструкциями Владимира Татлина, предвосхитившими развитие конструктивизма, и увидят знаменитый триптих Казимира Малевича «Черный квадрат. Черный круг. Черный крест», отвергающий все формы традиционной живописи и признанный эталоном супрематизма — одной из наиболее радикальных форм абстракционизма.

Редакция журнала «Третьяковская галерея» выражает свою искреннюю признаmельность Королевской академии искусав в Лондоне за содействие в подгоmовке эmой публикации.

Иллюстрации

К.С. ПЕТРОВ-ВОДКИН. Купание красного коня. 1912
К.С. ПЕТРОВ-ВОДКИН. Купание красного коня. 1912
Холст, масло. 160×186. ГТГ
Пабло Пикассо. Дриада. 1908
Пабло Пикассо. Дриада. 1908
Холст, масло. 185×108. ГЭ
Анри Матисс. Танец. 1910
Анри Матисс. Танец. 1910
Холст, масло. 260×391. ГЭ
Н.С. Гончарова. Курильщик. 1911
Н.С. Гончарова. Курильщик. 1911
Холст, масло. 100×81. ГТГ
К.С. Малевич. Черный квадраm. Около 1923
К.С. Малевич. Черный квадраm. Около 1923
Холст, масло. 106×106. ГРМ
Л.С. Бакст. Порmреm Сергея Дягилева с няней. 1906
Л.С. Бакст. Порmреm Сергея Дягилева с няней. 1906
Холст, масло. 161×116. ГРМ
Винсент Ван Гог. Порmреm докmора Феликса Рея. 1889
Винсент Ван Гог. Порmреm докmора Феликса Рея. 1889
Холст, масло. 64×53 см. ГМИИ им. А.С.Пушкина
Поль Гоген. Vairaumati Tei Oa (Ее зовуm Вайраумаmи). 1892
Поль Гоген. Vairaumati Tei Oa (Ее зовуm Вайраумаmи). 1892
Холст, масло. 91×68. ГМИИ им.Пушкина

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play