20 лет Российской Академии живописи, ваяния и зодчества
В 1987 году в культурной жизни России свершилось знаменательное событие. В старинный особняк в центре Москвы, известный москвичам как «дом Юшкова», влился первый поток студентов новой Всероссийской (ныне Российской) Академии живописи, ваяния и зодчества, основанной всемирно известным художником, почетным членом старейших в Европе Королевских академий художеств Мадрида и Барселоны, кавалером «Золотой медали Пикассо» - награды ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру, Народным художником СССР, действительным членом Российской Академии художеств, профессором Ильей Сергеевичем Глазуновым. Так состоялось возрождение крупнейшего центра российской художественной культуры.
Здание Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, расположенное на Мясницкой улице, построено в конце XVIII века по проекту В.И. Баженова для генерал-поручика И.И. Юшкова. С 1838 года сын первого владельца сдал часть помещений под Рисовальный класс Московскому художественному обществу, на базе которого в 1843 году и было создано Училище живописи и ваяния, с 1865 года получившее название Училища живописи, ваяния и зодчества в связи с присоединением Московской дворцовой архитектурной школы. Здесь преподавали В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, В.А. Серов, К.А. Коровин и многие другие ведущие мастера русского искусства, которые создали школу и заложили традиции русского реалистического искусства. После 1917 года на базе Училища живописи, ваяния и зодчества открылись Первые государственные художественные мастерские, которые в конце 1920 года были преобразованы в Высшие государственные художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). В 1926-1930 годах в здании на Мясницкой располагался Высший государственный художественно-технический институт (ВХУТЕИН). С 1934 года в доме Юшкова находились отдельные мастерские Московского института изобразительных искусств, в годы Великой Отечественной войны эвакуированные в Среднюю Азию. С 1942-го по 1953 год здание было выделено под Московский технический институт, готовивший инженеров-физиков и инженеров-механиков, в дальнейшем здесь размещались многочисленные советские организации.
В 1986 году И.С. Глазунов обратился в директивные органы с предложением создать Всероссийскую Академию живописи, ваяния и зодчества и передать ей дом № 21 по Мясницкой улице.
Во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров РСФСР от 21 августа 1986 года и Постановления Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1986 года «О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании трудящихся» 1 марта 1987 года в Москве открылся Институт живописи, скульптуры и художественной педагогики. На должность ректора приказом Министерства культуры РСФСР был назначен народный художник СССР профессор И.С. Глазунов.
Илья Сергеевич родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. В 1956 году, еще будучи студентом, он получил Гран-при на международном конкурсе в Праге, что послужило поводом для проведения первой персональной выставки молодого автора в Центральном доме работников искусств в Москве (1957). Эта экспозиция, в которой были представлены четыре цикла работ, определивших последующие направления его творчества — «Образы России», «Город», «Образы Достоевского и русской классики», «Портрет» — имела ошеломляющий успех и получила широкий отклик в мировой прессе.
Произведения выдающегося русского художника И.С. Глазунова с триумфальным успехом демонстрировались во многих столицах и крупнейших городах мира — в Варшаве, Риме, Копенгагене, Париже, Сантьяго, Стокгольме, Хельсинки, Берлине, Лейпциге, Дюссельдорфе, Гамбурге, Кельне, Штутгарте, Токио, Милане, Манагуа, Гаване, Мадриде, Никосии; в России и СНГ — в Москве, Петербурге, Ярославле, Перми, Свердловске, Киеве, Одессе... Американская пресса справедливо назвала Глазунова рекордсменом по посещаемости: история искусства не знает такого примера, чтобы выставку художника, длившуюся всего месяц, посетили более 2 миллионов человек!
Многогранна общественная деятельность Ильи Сергеевича. В самые тяжелые годы идеологического гнета он стал активно возбуждать интерес к отечественной истории, к выдающимся деятелям России, чьи имена находились под глубоким партийным запретом. Один из немногих он утверждал, что у нашей страны не «темное проклятое», а великое прошлое, что она никогда не была «тюрьмой народов», не знала глупых и недостойных монархов и у нее великое будущее.
В 1987 году Глазунов начал руководить мастерской портрета в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. Выпуск этой мастерской 1994 года образовал основу преподавательского состава факультета живописи Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества.
Учитывая большое значение изобразительного искусства и архитектуры в возрождении духовности российского общества, Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1995 года Академия преобразована в Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества Правительства Российской Федерации. На должность ректора был назначен основатель Академии И.С. Глазунов.
К началу XXI века, когда большинство Академий мира под натиском авангардизма утратило понятие «школа», определяющее уровень профессионализма художника, Российская Академия живописи, ваяния и зодчества утверждает принципы высокого мастерства, реализма и духовности, без которых не может быть настоящего великого искусства.
Вся деятельность Академии, возглавляемой И.С. Глазуновым, направлена на воспитание истинного художника, который, совершенствуясь в школе высокого реализма, основанного на лучших традициях санкт-петербургской Императорской Академии художеств, выбирает свободу творчества, а не рабство проходящей моды. Академия ставит главной задачей формирование деятельной творческой личности, выражающей самосознание своего народа. Академия считает своими высочайшими целями возрождение великих традиций отечественного изобразительного искусства и является одним из ведущих художественных вузов Российской Федерации, последовательно и твердо отстаивающим позиции высокого реализма.
В Российской Академии живописи, ваяния и зодчества существует пять факультетов: живописи, скульптуры, архитектуры, реставрации живописи и искусствоведения; она готовит специалистов высшей квалификации: живописцев, реставраторов темперной и масляной живописи, скульпторов, архитекторов, специалистов по охране архитектурно-художественного наследия, искусствоведов. В настоящее время в Академии обучаются 314 студентов очного отделения.
Самый многочисленный факультет вуза — живописный. В его состав входят три мастерские: историко-религиозной живописи (руководитель — профессор, академик И.И. Глазунов), портрета (руководитель — доцент Д.А. Слепушкин), пейзажной живописи (руководитель — доцент А.П. Афонин). Профессорско-преподавательский состав факультета принимает участие в научных конференциях, симпозиумах, в выставочной деятельности.
Преподаватели кафедры живописи курируют художественные училища в Самаре, Красноярске, Брянске, Йошкар-Оле, а также Уральский филиал Академии, оказывая им методическую помощь в составлении программ и обеспечении лучшими образцами студенческих работ по рисунку, живописи, композиции.
Преподаватели и студенты факультета живописи выезжали для выполнения художественных работ и изучения шедевров мирового искусства и архитектуры в Италию, Ватикан, Испанию, Израиль.
Наше время отмечено призывом к возрождению России, попранной веры наших предков, разрушенных и оскверненных храмов, к возрождению души русского человека и национального самосознания. Велика миссия и ответственность реставраторов архитектуры и живописи перед потомками.
Студенты кафедры реставрации станковой масляной живописи принимали активное участие в реставрации шести уцелевших полотен В.П. Верещагина из главного алтаря храма Христа Спасителя, которые сегодня возвращены на свое историческое место. Студенты кафедры реставрации станковой темперной живописи участвовали в воссоздании икон для храма Христа Спасителя. Труд их был отмечен Почетными грамотами Русской Православной Церкви. Они также восстанавливали клеевые росписи главного дома усадьбы Хрущевых-Селезневых конца XVIII — начала XIX века (Государственный музей А.С. Пушкина), участвовали в восстановлении стенописи Никольского собора Николо-Перервинского монастыря.
В период летней практики, во время подготовки курсовых и дипломных работ, студенты занимаются реставрацией икон и картин из музеев Москвы, Твери, Смоленска, Саратова, Ростова Великого, Каргополя, Городца, Зарайска, Больших Вязём.
Для ознакомления с шедеврами русской архитектуры и живописи педагоги и студенты ежегодно выезжают на практику в Санкт-Петербург, города Золотого кольца России, в село Ферапонтово и город Кириллов Вологодской области.
В Российской Академии живописи, ваяния и зодчества преподают 4 действительных члена и 5 членов-корреспондентов Российской Академии художеств, 10 докторов и 25 кандидатов наук, 12 профессоров; 6 педагогов и сотрудников имеют звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации», 9 — «Заслуженный художник Российской Федерации», 2 — «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Академия обладает уникальной библиотекой по искусству. В основу собрания ее фондов положен собирательский труд И.С. Глазунова, который принял непосредственное участие в ее формировании. На сегодняшний день общий фонд библиотеки составляет 55100 единиц хранения, фонд редких книг и гравюр — 4200 единиц хранения, справочный аппарат представлен систематическим, алфавитным и электронным каталогами.
Собрание музея Академии включает более 1000 экспонатов XVII—ХХ веков, среди которых иконы, произведения станковой живописи, графики, скульптуры, мебели, декоративно-прикладного искусства России и Западной Европы, а также лучшие работы студентов. Большая часть собрания передана Академии И.С. Глазуновым. В состав музея входят зал копирования, где студенты выполняют учебные задания, Русский зал, представляющий иконы и произведения русского народного искусства, зал учебного рисунка и учебных живописных работ.
С 1989 года Академия провела 13 выпусков, из ее стен вышло более 500 специалистов с высшим художественным образованием. Ученики Глазунова — некоторые из них уже избраны членами-корреспондентами РАХ, стали заслуженными художниками России — известны во всем мире. Многие из них работают за рубежом. Так, например, Олег Супереко преподает в Венецианской академии художеств, Алексей Стиль возглавляет общество реалистов в Лос-Анжелесе, Наталья Царькова является личным портретистом Ватикана.
Готовясь к своему 20-летнему юбилею, Академия организовала два творческих отчета, которые имели всеобъемлющий характер, на самых больших российских выставочных площадях — Центральных выставочных залах «Манежах» Санкт-Петербурга (2005) и Москвы (2007). Их посетили тысячи зрителей, откликнулись репортажами телевидение, радио, газеты и журналы.
Эти масштабные показы подтвердили жизненность и необходимость художественных принципов Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, которые были определены Ильей Сергеевичем Глазуновым, и записаны в ее уставе: «возрождение высокой школы русского и европейского реализма на основе опыта и традиций Императорской санкт-петербургской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества». Осознавая свое историческое назначение и ответственность, Академия в своей деятельности стремится к обогащению реалистического содержания русской художественной школы.
21 декабря 2006 года Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества посетил Владимир Владимирович Путин — это был первый визит Президента Российской Федерации в художественный вуз страны. В своем отзыве глава государства дал высокую оценку деятельности коллектива Академии: «Поздравляю преподавательский, творческий коллектив с высокой планкой, которую вы держите при подготовке студентов, воспитывая их на лучших традициях отечественной художественной школы. Гордимся Вами!»
Иллюстрации
Холст, масло. 42×64
Холст, масло. 50×40
Холст, масло. 63×91
Бумага, графитный карандаш. 76×57
Холст, масло. 80 × 85