Выставка Лоры Верховской в Москве

Натэлла Войскунская

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#1 2007 (14)

О выставке израильской художницы Лоры Верховской в Москве написано много хвалебных слов в средствах массовой информации. Свое восхищение и признательность за подаренную радость высказали в книге отзывов многочисленные посетители выставки «REVIVAL - Возрождение» в Музее декоративно-прикладного и народного искусства. Интерес к поистине удивительному рукотворному творчеству художницы не угасает, и он более чем закономерен - действительно, часто ли встретишь музейного качества картины и панно, выполненные из кожи и замши в технике “leather intarsia”?! Именно этот термин Лора Верховская употребила для определения сложной техники кожаной мозаики, которую она использует для создания своих работ.

Всякий, кто пожелает познакомиться поближе со словом «интарсия», откроет энциклопедический словарь или словарь иностранных слов либо нырнет в тенеты Интернета, прежде всего узнает, что этот термин есть не что иное, как инкрустация по дереву. Интарсия впервые появилась в Древнем Египте, где древесину с красивой текстурой и необычной окраски применяли для инкрустации деревянных изделий.

Высокое развитие получила интарсия в Древней Греции и в Риме. К примеру, древнегреческие саркофаги щедро украшались орнаментами из тонких пластин кипариса, кедра и тиса. Наивысшего расцвета она достигла в эпоху Возрождения. В середине XV века только во Флоренции работало более 80 мастерских, изготовлявших изделия с мозаичными наборами. Многие из них сохранились до нашего времени и представляют огромную историческую и художественную ценность.

Со временем мастера стали инкрустировать изделия и из кожи - так, чтобы рисунок выполнялся из куска (или кусков) кожи, отличающегося по цвету от основного изделия. В Историческом музее в Стокгольме можно увидеть выполненную еще в XV веке инкрустацию на коже. А в XVII и XVIII веках французские и итальянские мастера искусно применяли эту технику для украшения бытовых предметов роскоши, тем самым подчеркивая богатство их владельцев.

Дизайн кожаных переплетов книг издавна включает интарсию, и это относится к работам как неизвестных мастеров далекого прошлого, так и известнейших художников-дизайнеров XX века, например Пьера Легрэна или его ученицы Мэри Рейнолдс, создававшей великолепные коллекционные переплеты совместно с Марселем Дюшаном и Ман Рэем.

«И сегодня мы можем увидеть в музеях старинные богато декорированные небольшие предметы - книги, кисеты для табака, мешочки для денег, - говорит Лора Верховская. - Самыми большими изделиями из кожи с такими орнаментальными узорами были обои для карет».

На Западе слово "intarsia” употребляется много чаще и шире, чем в русском языке. Например, упоминание об интарсии нередко встречается в рекламе трикотажных изделий с вывязанным рисунком. Этот термин стал употребляться и в названиях музыкальных произведений. Так, современный исландский композитор Хафлиди Халлгримссон (Haflidi Hallgrimsson) в 1991 году сочинил «Интарсию в шести частях для духового квинтета» ("Intarsia: Six Movements for Wind Quintet”).

Однако дело не в терминологии, а в художественном результате.

Лора Верховская привезла в Москву более 40 работ, на создание которых ушло семь лет. Ее картины-панно из кожи привлекают нетривиальностью композиционных и стилистических решений. По словам самой художницы, она вместо кисти, красок и холста применяет кожу и замшу; вероятно, именно поэтому даже на небольшом расстоянии ее картины производят впечатление живописных полотен или флорентийских мозаик.

Выпускница Латвийской aкадемии художеств Лора Верховская не могла не испытать на себе влияние культурных традиций народов Балтии. Поэтому вполне понятны истоки ее увлечения такими материалами, как кожа и замша, а также высокая культура работы с этими, по-своему капризными материалами. Свойства текстуры, неравномерность окраски, какие-то царапины, неровности и шероховатости на поверхности кожаных лоскутов инициируют у художницы творческий процесс. Так, пробегающая по поверхности воды рябь или пронизанная уходящим солнцем листва манят к мольберту пленэриста.

Решительно раздвинув границы декоративно-прикладного искусства, Лора Верховская осваивает многочисленные сугубо живописные жанры. В ее арсенале натюрморт, в том числе на иудейскую тематику («Еврейский стол», «Десять заповедей»), пейзаж («Моя маленькая страна», «Горная деревня»), жанровые сценки («Кафе "Маймон”»), анималистика («Просто кошки», «Кошки на скамейке», «Голубая сова»).

Как подлинный живописец, она находится в постоянном поиске: создает реалистические картины и, наряду с ними, абстракции (композиция «Лунный пейзаж») или «пишет» в стиле модерн «Тюльпаны на красном стуле» и «Вешалку в прихожей»; не чурается кубистических ритмов («Кафе "Маймон”»); следуя за Дюшаном, интерпретирует леонардовскую «Мону Лизу» («Мона с кошкой» - а почему бы и нет!); делает копии в коже «Ритмов» Пауля Клее; ярко-красного куска кожи оказалось достаточно, чтобы родилась работа «Композиция Миро».

В картинах, где все подчинено линии, Лора Верховская проявляет себя как превосходный график, а там, где превалирует цвет и где все построено на колористических нюансах, - как первоклассный живописец.

По словам доктора искусствоведения, профессора Иерусалимского университета Григория Островского, «Лора Верховская создала свой творческий стиль, яркий и своеобразный, соединивший фантазию и реальность в нечто новое, невиданное ранее. Переступив однозначное правдоподобие, Лора создает мир, в котором господствуют фантазия и воображение, изящная стилизация и смелая, но всегда оправданная деформация. И в каждой работе артистизм и элегантность, чувство меры и вкуса, свежесть и оригинальность идеи». Таково мнение специалиста. Но и обычный зритель не может не почувствовать, что картины-панно, «написанные» кожей и замшей, обладают особым магнетизмом: они как бы излучают тепло, их текстура притягательна своей абсолютной естественностью, натуральностью и, если говорить об экзотических животных, природной красотой.

Фантазия, талант и безупречное мастерство в соединении с природным материалом дают поразительный по своей художественной ценности результат, сравнимый разве что с работой художника-ювелира, работающего с созданными природой самоцветами и драгоценными камнями.

Лора Верховская назвала свою выставку «REVIVAL - Возрождение». Для нее это наименование означает в первую очередь возрождение старинной техники - в новом формате, в больших формах и в современных образах. Можно, пожалуй, увидеть в избранном названии и второй смысловой пласт. Ведь использование зачастую ненужных, отбракованных технологами образцов кожи и замши, реализация их в сфере чистого искусства - это тоже «возрождение» и дарование им второй жизни, а вместе с тем это отвержение непреложных, казалось бы, догматов консюмеризма. В век массовой культуры и массового производства работы Лоры Верховской утверждают примат уникальности штучных рукотворных произведений искусства, в каждом из которых творческая личность художника всякий раз возрождается вновь и вновь.

Иллюстрации

Композиция «Лунные пейзажи». 2006
Композиция «Лунные пейзажи». 2006
Кожа, замша. 74×117
Композиция «Лунные пейзажи». 2006
Композиция «Лунные пейзажи». 2006
Кожа, замша. 74×74. Фрагмент
Вешалка в прихожей. 2003
Вешалка в прихожей. 2003
Кожа, замша. 146 х 60
Ритмы Клее. 2004
Ритмы Клее. 2004
Кожа, замша. 86×66
Еврейский стол. 2000
Еврейский стол. 2000
Кожа, замша. 100×140
Десять заповедей. 2006
Десять заповедей. 2006
Кожа, замша. 91×96
Мария Стюарт, королева Шотландии. 1999
Мария Стюарт, королева Шотландии. 1999
Мария Стюарт, королева Шотландии. 1999
1587. «В моем конце мое начало»
Кожа, замша. 78×59 (каждая)
Кафе «Маймон». 1999
Кафе «Маймон». 1999
Кожа, замша. 91×121
Моя золотая клетка. 2005
Моя золотая клетка. 2005
Кожа, замша. 56×91

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play