Танец авангарда
16 декабря в Музее современного искусства города Роверето (провинция Тренто) открылась выставка «Танец авангарда. Живопись, сценография и костюм от Дега до Пикассо, от Матисса до Хейринга». Более 1000 произведений живописи, скульптуры, графики и фотографии, созданных в XX веке, повествуют зрителю о магическом соединении танца и изобразительного искусства, об удивительном столетии, в котором возникали и жили реальные и фантастические образы.
Организаторы выставки сосредоточили свое внимание на грандиозных переменах того времени как в театре, так и в художественных достижениях величайших мастеров, воплощавших свои новые идеи на сцене Театра. Для таких, как, например, Э. Дега и А. Тулуз-Лотрек, театр в начале XX века становится огромной лабораторией, тем местом, где возникала возможность для эксперимента, где рождались неординарные и подчас спорные творческие решения. Все это приводит к тому, что к концу 1920-х годов не было ни одного авангардистского движения, которое бы не внесло свой вклад в эволюцию театра, в теорию и практику балета и танца.
Л.С. БАКСТ. Саломея. 1908
Эскиз костюма к пьесе О. Уальда «Саломея». Бумага, гуашь, графитный карандаш, белила. 46,5 × 29,9. ГТГ
Особое место в экспозиции посвящено Сергею Дягилеву и его «Русскому балету», полностью изменившему представление об искусстве танца. Здесь представлены произведения А. Матисса, П. Пикассо, Л. Бакста, М. Ларионова и Н. Гончаровой, которых великий импресарио активно привлекал к совместной работе, созданию костюмов и декораций.
Н.С. ГОНЧАРОВА. Композиция с фабричными трубами. 1916–1917
Эскиз-вариант декорации к балету «Свадебка» на музыку И.Ф. Стравинского. Бумага на картоне, гуашь, графитный карандаш. 56 × 78,8. ГТГ
Особое внимание уделено развитию театра в первые послереволюционные годы в России: тяга к эксперименту, наиболее полно выразившаяся на подмостках, рождала все новые направления в изобразительном искусстве. Футуризм, супрематизм, конструктивизм были «протестированы» именно в сценических экспериментах такими русскими художниками, как А. Экстер, Эль Лисицкий, К. Малевич и В. Татлин.
Работы О. Шлеммера, Х. Миро, Р. Раушенберга, Л. Фонтана и многих других можно увидеть в той части выставки, которая раскрывает основные тенденции развития театрального искусства второй половины XX века.
Завершает экспозицию «Танец авангарда» раздел, посвященный моде, где безусловный интерес привлекают костюмы Версаче для Мориса Бежара, Кристиана Лакруа для Бьянки Ли и эстетские проекты Ив Сен-Лорана.
Выставка, которая продлится до 7 мая 2006 года, уже сейчас стала крупнейшим событием в культурной жизни Италии. В ней приняли участие Музей танца Стокгольма, Театральный музей «Ла Скала», Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музей Виктории и Альберта и многие другие.
Бумага верже, гуашь, графитный карандаш. 49,2 × 30,8. ГТГ
Эскиз костюма к балету «Триана» на музыку И.Альбениса, в постановке Л.Ф. Мясина. Бумага с водяным знаком, гуашь, графитный карандаш. 65,8 × 44. ГТГ
Эскиз декорации к картине «Баба-Яга» для балета «Русские сказки» на музыку А.К. Лядова в постановке Л.Ф. Мясина. Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш. 45,5 × 70. ГТГ
Бумага желтая тонированная, гуашь. 51,4 × 34,5. ГТГ
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш. 66,5 × 82,6. ГТГ
Эскиз костюма к картине «Баба-Яга» для балета «Русские сказки» на музыку А.К. Лядова в постановке Л.Ф. Мясина. Бумага верже, акварель, графитный карандаш, гуашь. 59 × 44,5. ГТГ
Эскиз костюмов к спектаклю «Золотой петушок». Бумага верже с водяными знаками, акварель, гуашь, графитный карандаш. 48,5 × 31,8. ГТГ
Эскиз декорации к балету на музыку Н.Н.Черепнина «Павильон Армиды». Бумага цветная на картоне, гуашь, галловые чернила, графитный карандаш. 59,3 × 68. ГТГ