«Голубая роза» РУССКОГО СИМВОЛИЗМА

Ида Гофман

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#1 2006 (10)

Выставка «Русский символизм. “Голубая роза"», открывающаяся в начале марта 2006 года в Государственной Третьяковской галерее, первоначально организована в рамках фестиваля «Европалия-2005» в Бельгии и демонстрируется в Брюсселе с 10 октября 2005 по 5 февраля 2006 года. Ее задача - познакомить европейского зрителя с одной из ярких страниц отечественного искусства начала ХХ столетия. В русском варианте символизма нашли отражение общеевропейские тенденции. Но вместе с тем он внес в общий поток этого художественного направления свою краску, свои национальные черты. В нем проявились особенности русского фольклора с его ярким декоративизмом, глубокая религиозность национального сознания. Его образам присущи мягкий лиризм и мечтательность, свойственные русской душе и природе.

B России символизм возник позднее, чем в других странах Европы, в большой мере под влиянием французского, скандинавского и бельгийского, но развивался быстрее и активнее, чем на Западе. На рубеже XIX-XX веков нигде в Европе не было такой напряженной экономической, политической и общественной ситуации, как в России, породившей в обществе неудержимое желание перемен. В тот период русское искусство формировало в себе сознание главной движущей силы жизни и взяло на себя миссию изменить уродливую российскую действительность и сделать ее прекрасной, наполнив высокой красотой и духовностью. На этой волне возникают поиски большого стиля, в основе которого лежала символистская идея синтеза, объединения усилий всех видов интеллектуального творчества с целью создания единого художественного образа эпохи. В России этот большой стиль - grandart - именовался «модерн». Свое яркое выражение модерн нашел в создании типа частного особняка, появившегося вместе с бурным ростом русской буржуазии. Устроители выставки поставили перед собой задачу в какой-то мере дать представление об особняках в стиле модерн, к созданию которых были причастны многие крупнейшие художники-символисты. С этой целью в состав экспозиции включены большие живописные панно, украшавшие стены таких особняков, скульптура, а также предметы прикладного искусства - блюда, вазы, маски и пр.

Всего на выставке показано свыше 150 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань), Ивановского объединения художественных музеев, Тверской областной картинной галереи, а также из частных коллекций В. Дудакова и М. Кашуро (Москва), У. Язычяна (Санкт- Петербург) и П.Дж. фон Риттер-Зауни (Швейцария).

В истории русского символизма отмечаются два этапа, так называемые две волны. Первая волна возникла на рубеже 1880-1890-х годов и являла собой стихийный неоромантический протест против прозы жизни и рационального восприятия мира. В своем стремлении прочь от современной реальности «старшие символисты» избирали каждый свой путь. Одни обращались к образам романтической литературы, другие - к древней истории, третьи - к религиозно-нравственным идеалам, многие пришли к театру. Все они мечтали изменить тем самым окружающий мир, создавая в работах свой, новый мир по законам высокого Искусства.

Творчество этих мастеров представлено в первом зале выставки. Среди них - произведения М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, Л. Бакста, Н. Рериха, М. Нестерова, А. Головина, К. Богаевского, Е. Поленовой, В. Денисова, Б. Анисфельда, скульптуры А. Голубкиной, С. Коненкова, В. Домогацкого, а также различные изделия Абрамцевской гончарной мастерской.

Вторая волна русского символизма «поднялась» в 1900-е годы. В отличие от первой она уже обрела очертания эстетической системы, характер художественного направления. Если каждый из «старших символистов» искал свой собственный путь отрыва от земли и обретения творческой свободы, свой стиль, свой индивидуальный образный язык, то деятельность «младосимволистов» была направлена на поиски неких общих принципов символистского искусства, устремлена на выработку особого, только символизму присущего изобразительного языка. Яркими выразителями этих тенденций в русском искусстве стали ученики и продолжатели начинаний Борисова-Мусатова, вошедшие в историю как художники «Голубой розы». Данное явление уникально в своем роде; оказавшись у истоков русского авангардного движения, оно сыграло в его судьбе важную роль. Содружество выросло из кружка творческой молодежи, сложившегося на рубеже XIX-XX веков в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Его участников объединяло желание сломать старую систему профессионального образования, основанную на натуралистическом подходе к задачам искусства, противопоставив ей живое, вдохновенное творчество. Их было шестнадцать человек. Лидерами сразу же стали молодые художники-саратовцы Павел Кузнецов и Петр Уткин. Именно они, имевшие самые тесные контакты с Мусатовым, и определили характер и стилистические особенности творческого метода всей группы. Искусство «Голубой розы» представлено на выставке в другом зале. Характер его показа отличен от принципа экспозиции «старших символистов», где главный интерес представляют различные по стилистике и эмоциональному строю творческие индивидуальности.

П.В. КУЗНЕЦОВ. Голубой фонтан. 1905. Фрагмент
П.В. КУЗНЕЦОВ. Голубой фонтан. 1905
Холст, темпера. 127×131. Фрагмент. ГТГ

При показе «Голубой розы» логичнее и интереснее выявить программное единообразие стилистики разных мастеров, их коллективный поиск средств выражения в формах пластического искусства образов подсознания, неких нематериальных категорий - эмоций, настроения, ощущений.

Произведения П. Кузнецова, П. Уткина, А. Матвеева, А. Арапова, Н. Крымова, Н. Сапунова, М. Сарьяна, Н. Рябушинского, Н. Феофилактова, Н. Милиоти, С. Судейкина сгруппированы не по монографическому принципу, а по логике развития тенденций «Голубой розы». При этом определяющим моментом является цветовая гамма, поскольку символистский метод предполагает цвет в качестве главной выразительной особенности живописи как вида пластического искусства. Именно сам цвет, его сила и интонация, ритмическая наполненность является в голуборозовской живописи носителем художественного образа.

Важно сказать, что наша экспозиция не есть реконструкция знаменитой московской выставки 1 907 года, а является концепцией «Голубой розы» как художественного движения в русском искусстве начала ХХ столетия, и дается оно в динамике, эволюции. Развитие идет от произведений, рождающих эмоции «сказок и снов», исполненных блеклыми, «сонными» красками, погружающих зрителя в сон, тишину, мечту. Затем - через образы, рождающие чувства гармонии и радости бытия, - к драматизму и экспрессии в работах на тему Жизни-Балагана. Схематизируя и обобщая, можно сказать, что это путь от «Рождений» и «Голубого фонтана» П. Кузнецова до «Каруселей» и «Бродячей собаки» С. Судейкина и Н. Сапунова.

Особо следует отметить, что, наряду c широко известными произведениями русской живописи и графики, на выставке экспонируется ряд замечательных работ, являющихся подлинным открытием для нашего зрителя. Это, прежде всего, картины Л. Бакста, Б. Анисфельда, В. Борисова- Мусатова из частного собрания П.Дж. фон Риттер-Зауни (Швейцария). Здесь представлены также мало известные широкой публике живописные произведения Н. Феофилактова и Н. Рябушинского из частного собрания В. Дудакова и М. Кашуро (Москва), редко экспонирующиеся работы Н. Милиоти и Е. Поленовой.

Практически публикацией можно считать показ пяти произведений В. Денисова, среди которых - большое декоративное панно «Грех» (ГТГ).

Выставка «Голубая роза» займет достойное место в ряду юбилейных экспозиций, посвященных 150-летию Государственной Третьяковской галереи.

Иллюстрации
А.A. АРАПОВ. Северная песня. 1908
А.A. АРАПОВ. Северная песня. 1908
Холст, масло. 55×81. Собрание В. Дудакова
М.А. ВРУБЕЛЬ. Ассириец
М.А. ВРУБЕЛЬ. Ассириец
Майолика. 19,7 × 11,5 × 13,3. ГТГ
В.А. СЕРОВ. Похищение Европы. 1910
В.А. СЕРОВ. Похищение Европы. 1910
Бисквит. 28 × 45 × 22. ГТГ
М.А. ВРУБЕЛЬ. Садко, играющий на гуслях
М.А. ВРУБЕЛЬ. Садко, играющий на гуслях
Керамика, цветные поливы, роспись полихромная. 51,5 × 49,1 × 29,6. ГТГ
А.Я. ГОЛОВИН. Братина «Курица»
А.Я. ГОЛОВИН. Братина «Курица»
Майолика, рельеф, роспись, глазурь. 37 × 55, 5 × 25. ГТГ
Н.Н. САПУНОВ. Коломбина. 1910–1911
Н.Н. САПУНОВ. Коломбина. 1910–1911
Холст, темпера. 72 × 65. ГТГ
П.В. КУЗНЕЦОВ. Спящая в кошаре. 1911
П.В. КУЗНЕЦОВ. Спящая в кошаре. 1911
Холст, масло. 66 × 71. ГТГ
С.Ю. СУДЕЙКИН. Моя жизнь. 1916
С.Ю. СУДЕЙКИН. Моя жизнь. 1916
Картон, темпера. 45 × 70. Собрание В.Дудакова
П.С. УТКИН. Ночь. Ветер. 1907
П.С. УТКИН. Ночь. Ветер. 1907
Холст, масло. 43 × 49,3. ГТГ
Н.П. КРЫМОВ. Московский пейзаж. Радуга. 1908
Н.П. КРЫМОВ. Московский пейзаж. Радуга. 1908
Картон, масло. 58,2 × 68. ГТГ
М.С. САРЬЯН. Улица. Полдень. Константинополь. 1907
М.С. САРЬЯН. Улица. Полдень. Константинополь. 1907
Картон, масло. 66×39. ГТГ

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play