Арт-Манеж 2005
Как известно, Манеж был построен по проекту О. Бове и А. Бетанкура в 1817 году в честь победы российской армии в войне 1812 года и задумывался как место, где москвичи могли бы присутствовать на смотрах кавалерийских частей. Но затем блистательных гвардейцев в 1831 году заменили проекты моделей чугунного Москворецкого моста, в 1852-м - сельскохозяйственная продукция, в 1867-м - этнографические раритеты, в 1872-м - технические достижения, а в 1908 году свою продукцию демонстрировали российские и зарубежные автомобильные заводы. Однажды в нем даже уместилось 12 тысяч человек, которые пришли на концерт гениального Гектора Берлиоза, управлявшего 500 музыкантами и 350 хористами. В СССР с 1957 года его пространства занимали ежегодные Всероссийские и Всесоюзные художественные выставки. А с 1996 года в его стенах уже 10-й раз проходит ярмарка современного искусства под названием «Арт-Манеж». Впрочем, однажды случилось драматическое исключение. Когда в 2004 году здание реставрировали после пожара, энтузиасты движения провели- таки ярмарку, правда, на стадионе ЦСК. Так что традиция не была прервана даже столь печальными обстоятельствами.
Нынешний «Арт-Манеж» прошел в ставшем удивительно похожим на некий среднеевропейский кунстхалле дорогом и родном любому москвичу Манеже. Но ни это обстоятельство, ни его юбилейность (десятый по счету) не слишком повлияли ни на состав его экспонентов, ни на его аудиторию последних нескольких лет. И разделение галерей и художников, участвовавших в «Арт-Москве» и «Арт-Манеже», видимо, приняло уже необратимый характер.
В этот раз на ярмарке было представлено 60 галерей, специализирующихся на современном искусстве. Среди них - преданные своему выбору «7 гвоздей», Восточная галерея, «АСТИ», Галерея Аллы Булянской, Галерея «Дом Нащокина», Галерея Карины Шеншиевой, «Кино», «Манеж», «ПАН-ДАН», «Сегодня», «Третьяков», «У Яра», «Меларус Арт», Галерея Герцева и, конечно же, Галерея Зураба Церетели. К сожалению, фотографии представляла единственная галерея - Фотогалерея имени братьев Люмьер.
Преданность же месту никоим образом не повлияла на верность выбранному когда-то пути. И многолетняя узнаваемость лица той или иной галереи, как всегда, радовала ощущением некоей незыблемой традиционности и стабильности.
Так, в «7 гвоздях» русский парижанин Толстый представлял свои картинки из денег «Памяти Лени Талочкина» и «Памяти Наташи Медведевой». «АСТИ» решилась представить большое полотно Иветты Поздниковой и букеты Веры Коршуновой. Карина Шеншиева радовала дивными куклами. Галерея «Кино» учила держать планку на Анатолия Зверева, Владимира Яковлева, Дмитрия Краснопевцева, Дмитрия Плавинского и Игоря Вулоха. Галерея «Манеж» показывала жителей удивительной страны, придуманной Владимиром Любаровым. В «ПАН-ДАН» выставляли Бориса Свешникова и Кирилла Данелия, а в галерее «Третьяков» показывали «Вишневый сад» Сергея Геты, «Венские стулья» Натальи Нестеровой, дивные цветы Ирины Старженецкой и удивительных человечков Константина Батынкова.
Что ж, чем больше хорошего искусства, тем лучше. А если незыблемость сроков проведения «Арт-Манежа» в середине декабря будет соблюдена и впредь, то искусство и его любители лишь выиграют.