Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник - один из старейших музеев России - в 2004 году отметил свое 150-летие. В него включены наиболее значительные художественные коллекции и памятники архитектуры Владимира Суздаля, Боголюбова, Кидекши и Гусь-Хрустального. Музей объединяет 40 самостоятельных музейных экспозиций и 55 памятников архитектуры, девять из которых включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все это сделало Владимиро-Суздальский музей-заповедник самым привлекательным объектом «Золотого кольца России» и одним из центров отечественного и международного туризма, который посещают свыше одного миллиона человек из 20 стран мира.
Андрей РУБЛЕВ. Богоматерь Владимирская. 1395 или 1408
Дерево, левкас, темпера. 102,2×69,5
Владимиро-Суздальская земля играет особую роль в истории и культуре России. Владимирские князья на протяжении долгого времени являлись лидерами политической и духовной жизни средневековой Руси. В XIV веке здесь, на северо-востоке русских земель, началось развитие и расширение Московского царства, которое стало основой государства Российского. В числе уникальных храмов Владимиро-Суздальской земли - архитектурные памятники XII века: церковь Святых Бориса и Глеба в селе Кидекша, «Золотые ворота», Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире. Иконы из иконостаса и фрески Успенского собора во Владимире, которые писал великий Андрей Рублев вместе со своим старшим товарищем Даниилом Черным, входят в золотой фонд отечественного искусства.
Музей во Владимире был основан еще в 1854 году при Владимирском губернском статистическом комитете. В его первоначальном собрании находился ряд памятников, собранных благодаря деятельности Владимирской губернской ученой архивной комиссии, работавшей с конца 1890-х годов по 1917 год. После революции в музей передавались произведения иконописи и прикладного искусства из закрытых монастырей и церквей как самого Владимира, так и других городов Владимирской земли. Ряд произведений был передан из Церковно-исторического древлехранилища Братства имени Александра Невского во Владимире.
Музей в Суздале был открыт в 1923 году. Его художественная коллекция сформировалась в большей мере на основе имущества закрытых монастырей и храмов города.
Коллекции Владимирского и Суздальского музеев соединились в 1958 году при создании объединенного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В 1961-1962 годах оно пополнилось произведениями из краеведческих музеев Александрова и Мстеры. Так сложилось ядро коллекции древнерусской живописи, которая в более позднее время пополнилась памятниками, привезенными из экспедиций по Владимирской области или приобретенными музеем у частных лиц.
Благовещение. XV век. Суздаль
Дерево, левкас, темпера. 29,5×23,3
Собрание древнерусской живописи Владимиро-Суздальского музея-заповедника насчитывает более двух тысяч экспонатов. В составе музейной коллекции уникальные древние иконы: «Богоматерь Боголюбская», созданная в 1158 году, «Богоматерь Максимовская», написанная в 1299 году, и «Богоматерь Владимирская» работы Андрея Рублева, датируемая концом XIV - началом XV века.
В коллекции русской и современной живописи Владимиро-Суздальского музея-заповедника на сегодняшний день около двух тысяч единиц хранения. История живописного собрания связана с определенными этапами истории самого музея. В 1854 году благодаря подвижнической деятельности ценителей и знатоков местной истории К.Н. Тихонравова, И.А. Голышева, Н.Г. Добрынкина, Н.А. Артлебена создан Музей естественных и промышленных произведений Владимирской губернии. Усилиями Владимирской архивной комиссии в 1901 году по проекту городского архитектора П.Г. Бегена на денежные пожертвования частных лиц было выстроено двух-этажное здание для музея, в котором разместилась его экспозиция, открытая для широкой публики 17 июня 1906 года.
П.П. КОНЧАЛОВСКИЙ. Портрет Д.П. Кончаловского. 1909
Холст, масло. 109×77
По духовному завещанию владимирского помещика В.Н. Акинфова в 1914 году в музей переданы портреты представителей трех поколений рода Акинфовых.
В 1917 году деятельность Владимирской архивной комиссии прекратилась, а музей перешел в ведение Владимирского комитета по охране памятников старины и искусства, созданного в мае 1918-го. В это время основным источником поступления живописных произведений стали опустевшие дворянские усадьбы. Наибольшее число картин было привезено из имений Андреевское Воронцовых-Дашковых и Фетинино графов Зубовых. В последующее десятилетие коллекция пополнялась за счет передач из Государственного музейного фонда.
Значительную часть живописного собрания музея составляют работы владимирских художников В.Я. Юкина, К.Н. Бритова и ряда других. Художники-шестидесятники, они считаются родоначальниками такого художественного явления в советской живописи, как «владимирский пейзаж». Самобытные, полные воздуха и света, их картины стали заметным событием выставок рубежа 1950-1960-х годов.
Филиалом музея-заповедника является Музей хрусталя в городе Гусь-Хрустальный. Во второй половине XVIII века Аким Мальцов основал вблизи речки Гусь Владимирской губернии один из первых стекольных заводов в стране. «Мальцовский» хрусталь всегда пользовался спросом, а в конце XIX века предприятие получило всемирное признание. Экспозиция музея представляет одну из богатейших в России коллекций художественного стекла, которая размещена в чудесном Георгиевском соборе, созданном в 1903 году по проекту архитектора Л.Н. Бенуа.
Ныне фонды музея насчитывают более 436 тысяч единиц хранения: это и археологические предметы, и коллекции монет, и иконопись XII-XX веков, русское и современное изобразительное искусство, произведения лаковой миниатюры Мстеры, художественное стекло и фарфор, рукописные и печатные книги XV-XX веков, предметы быта.
Дерево, левкас, темпера. 25×20.
Оклад и малый киот – 1590, Москва
Большой киот – 1877, Суздаль
Мастер А.Жилин. Дерево, темпера, золото, серебро, камни, стекла, жемчуг, чернь, чеканка, золочение. 120×60 (большой киот)
Холст, масло. 95×140
Повторение оригинала Д.Г.Левицкого 1783 года, местонахождение которого неизвестно. Холст, масло. 69×51,5
Вариант одноименной картины 1830 года, хранящейся в частном собрании в Москве. Холст, масло. 79×62
Холст, масло. 59×67
Дерево, левкас, темпера. 29,5×23,3
Золото, камни, жемчуг, гравировка, скань, зернь. 5,7×4,1
Суздальский Покровский женский монастырь. Мастерская Соломонии Сабуровой. Ткань, нити серебряные, шелковые, шерстяные, холст. 190×76
Византия (?) Дерево, левкас, темпера. 185×105
Дерево, левкас, темпера. 165×66,3
По легенде, написана по заказу митрополита Максима по случаю перенесения в 1299 году митрополичьей
кафедры из Киева во Владимир.
Дерево, левкас, темпера. 141,5×105