В традициях русского искусства. Историческая коллекция русской живописи XX века
Поводом для этих заметок стала выставка «В традициях русского искусства», открытая в декабре 2004 года в Вашингтоне в Смитсоновском институте.
Проект представляет русскую живопись XX века с первых его лет до 1970-х годов из собрания Государственной Третьяковской галереи и Музея русского искусства («TMORA», США).
Выставка включает 50 произведений крупнейших художников, составляющих «золотой фонд» отечественного искусства. Среди них - «Мика Морозов» В. Серова, «Портрет М. Мусоргского» И. Репина, «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, работы А. Дейнеки, Ю. Пименова, мастеров «Бубнового валета», С. Герасимова, В. Нечитайло, В. Попкова, Т. Салахова, А. и С. Ткачевых, Г. Коржева и др.
В.А. СЕРОВ. Мика Морозов. 1901
Холст, масло. 62,3×70,6. ГТГ
Одной из основных задач экспозиции является возможность представить XX век вне конъюнктур рынка и политики, показать прошедшее столетие как непрерывный поток «каждодневной» человеческой жизни, запечатленный великими художниками в уникальной мимолетности каждого ее мгновения.
После показа в Вашингтоне планируется демонстрация выставки в Музее русского искусства в Миннеаполисе.
Загадки России с ее масштабами, пространством, историческими переломами, непознанными возможностями - постоянный предмет изучения со стороны Запада.
Часто мы даже не сознаем, что наше внимание к произведениям искусства во многом связано с любопытством и интересом к породившей его культурно-исторической почве. Мы как бы хотим через эстетическое дополнительно прикоснуться к реалиям определенной исторической действительности. Скорее всего, так нередко складываются и отношения зарубежного зрителя с русским изобразительным искусством.
Что касается русской художественной культуры XX века и, особенно, его последних десятилетий, она неоднократно попадала в центр внимания интернациональной публики и, пожалуй, даже становилась предметом моды.
Как минимум два пика мировой популярности пережило искусство советского периода за это время. Первый - увлечение советским революционным авангардом. В этом случае ошеломляющие открытия В. Кандинского, К. Малевича, Е. Татлина и других получали особый ореол, представая как бы слагаемыми колоссального общественного катаклизма, во многом изменившего прежний миропорядок.
Новый проект ГТГ - «В традициях русского искусства» - представляет собой, может быть, одну из первых попыток рассмотрения творчества вне проблем политической конъюнктуры. Здесь имеет место отбор материала вне политически акцентируемого сюжета, тогда как именно последний играл первостепенную роль как в практике официально востребованного советского изобразительного искусства, так и «другого», диссидентски ориентированного. В центр зрительского внимания попадают факторы более фундаментального и долговременного жизненного значения: человек, его ценности, чувства, природа, уклад бытия, преобладающие визуально-классические моменты его окружения, т.е. жизнь в ее объективной данности и ее стабильном каждодневном течении, не отменяемом никакими превратностями политики. Вместе с этим возникает возможность продемонстрировать сущностные основы национальной традиционной художественной школы, долговременно «работающие» на протяжении разных периодов истории российского искусства, его устойчивые эстетические предназначения, характерный баланс новаторства и традиций.
Для тех зрителей, чей интерес к российской культуре носит более углубленный характер, проникновение в органику процессов развития русской живописи конца XIX и ряда десятилетий XX века может быть более чем плодотворным.
Холст, масло. 151,5×150
ГТГ
Холст, масло. 118×72,5
ГТГ
Холст, масло. 160×186
ГТГ
Холст, масло. 189×163.
Американская частная коллекция. Временно в Музее русского искусства в Миннеаполисе, США
Холст, масло. 119×229
Американская частная коллекция. Временно в Музее русского искусства в Миннеаполисе, США
Холст, масло. 150×188
Музей русского искусства в Миннеаполисе, США