СУДЬБА ОДНОЙ КАРТИНЫ

А.П. Владимиров

Рубрика: 
ВОЗРОЖДЕННЫЕ ШЕДЕВРЫ
Номер журнала: 
#1 2004 (02)

Картина академика батальной живописи Императорской Академии художеств Франца Александровича Рубо «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года» прожила долгую и, казалось, вполне счастливую жизнь в Музее изобразительных искусств Чечено-Ингушской Республики. В 80-х годах XIX века Франц Рубо создает 18 масштабных полотен, отражающих основные эпизоды покорения Кавказа. Эти картины предназначались для «Храма Славы» в Тифлисе. Картина «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года» была одной из них. И когда Франц Рубо в 1913 году уезжал в Мюнхен (в Россию он больше не вернулся), он, конечно же, не мог предполагать, какая непростая судьба уготована именно этой его картине, которую политические коллизии практически уничтожат… И какие поистине титанические усилия будут приложены для ее восстановления, для того чтобы показать это полотно на выставке «Вернем Грозному музей!», которая проходила в июне–августе 2002 года в Государственной Третьяковской галерее в рамках проекта «Золотая карта России» и имела большой успех у зрителей и специалистов.

Еще в советское время для демонстрации огромного полотна Ф. Рубо правительство республики пристроило к музею специальный зал. Даже до штурма президентского дворца отношение к картине «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года» было уникальным. Чеченские боевики Д. Дудаева ее берегли. Это связано с высочайшим авторитетом имама Шамиля, до сих пор почитаемого на Кавказе. А вот другая известная картина Ф. Рубо из этой серии - «Смерть генерала Слепцова», где изображен личный подвиг русского генерала, - исчезла бесследно. Так что название выставки «Вернем Грозному музей!» более чем оправданно. Политическая и художественная значимость этой экспозиции возбудила интерес к сложившейся ситуации. Само название говорило о необходимости проведения этой культурной акции, так как «возвращать» было что. До начала чеченской войны город Грозный, как столица Чечено-Ингушской Республики, был одним из значительных культурных центров Кавказа. Кроме республиканских библиотеки и театра, в нем существовало два музея, в том числе один из старейших в России (основан в 1924 г.) Краеведческий музей, экспонаты которого формировались в основном из экспедиционной и археологической деятельности Института истории и социологии и отражали историю, этнографию и культуру вайнахских народов - чеченцев и ингушей, а также соседних народов Северного Кавказа.

Помимо предметов декоративно-прикладного искусства кавказского происхождения, фонд музея пополнялся произведениями изобразительного искусства за счет передачи экспонатов из главных российских музеев - Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи. Среди переданных картин и графических произведений значительную часть составляли работы художников - уроженцев Кавказа, а также картины на тему истории Кавказа, кавказские пейзажи.

В Грозненском музее оказались и картины из расформированного в начале 20-х годов прошлого века тифлисского музея «Храм Славы», посвященного событиям Кавказской войны XIX века.

В 1961 году, как и во многих регионах России, в Чечено-Ингушской Республике по распоряжению Министерства культуры Российской Федерации из состава Республиканского музея был выделен музей изобразительных искусств, вобравший в себя все фонды живописи, графики и скульптуры.

Непосредственно перед открытием этого музея по специальному приказу Министерства культуры Российской Федерации в Грозный были командированы бригады реставраторов ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря для проведения профилактической реставрации и подготовки экспозиции к открытию. 105 работ было реставрировано на местах и в Москве. На этом взаимосвязь музея и реставраторов не закончилась, много лет специалисты ВХНРЦ приезжали и реставрировали картины Грозненского музея.

Отчеты о командировках реставраторов и проделанной работе на сегодняшний день являются одним из основных документов для восстановления каталога Грозненского музея. В 1992 году при правлении Д. Дудаева произошли первые официальные «ограбления» музея - изъятие экспонатов, содержащих золото, серебро и драгоценные камни, При этом исчезли ценнейшие археологические находки, связанные с древнейшей историей вайнахских народов, - их судьба до сих пор не известна.

Существование музея окончательно завершилось в 1994 году. На свою беду, он стоит рядом с президентским дворцом, и вот чеченские боевики превратили здание музея в один из основных опорных пунктов сопротивления: пулеметные гнезда в окнах второго и третьего этажа простреливали всю ближайшую площадь. Сотрудники музея не допускались в помещения. Полностью пропала документация музея. К этой истории следует добавить грандиозную акцию, проведенную МЧС России по вывозу в 1 995 году случайно уцелевших экспонатов из музея Грозного. Тогда на улицах города еще дымились пожарища, горели и руины Национального музея, который был вдобавок ко всему заминирован.

В короткий период перемирия удалось выполнить и письменно документировать следующее:

-  все, что сохранилось в целости после штурма, было передано Правительству Ичкерии;
-  пострадавшие в результате штурма экспонаты были перевезены в Москву с помощью музейных сотрудников, реставраторов и специалистов МЧС, которые взяли на себя организацию и перевозку картин в Россию.

Тогда, в марте 1 995 года, полотно «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года» было в сохранности и не могло быть эвакуировано по простой причине - по своим размерам оно не входило в пространство вертолета МЧС. Поэтому оно было оставлено в г. Грозном. Все надеялись, что в силу выдающихся художественных достоинств работы Ф. Рубо и в силу уважения к имаму Шамилю - национальному герою Чечни - холст останется цел. До сих пор неясно, куда исчезли экспонаты, переданные в то время представителям правительства А. Масхадова. А по судьбе уникального полотна Франца Рубо (см. фото) можно судить о пренебрежительном, даже хищническом отношении к другим картинам музея. Когда в ВХНРЦ привезли гигантский холст Ф. Рубо, сложенный в размер книги (!) и к тому же завернутый в ковер, сотрудники ФСБ задали два главных вопроса: на самом ли деле это произведение Ф. Рубо «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года» и возможно ли его восстановить? Даже самые опытные реставраторы ВХНРЦ, участвовавшие еще в реставрации произведений из Дрезденской галереи после Второй мировой войны, были поражены состоянием картины.

За что пострадал уникальный памятник русской и мировой культуры? Кто виновен в разрушении своих национальных памятников культуры и истории? Что представляет собой нация, которая уничтожает свою историю и культуру? Вопросов по результатам последних исторических событий много, а ответов на них до сих пор нет. А ведь работа Ф. Рубо была сравнительно недавно отреставрирована. В 1960-1961 году, когда готовился к открытию Грозненский художественный музей, картина «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года» прошла большую реставрацию в мастерских ВХНРЦ. Руками ведущих реставраторов И. Суровова и В. Титова она была дублирована на новый холст, расчищена от записей и приведена в экспозиционное состояние. Весь процесс работы был зафиксирован. И сейчас, после значительных утрат, материалы реставрации 60-х годов служат главным подспорьем для восстановления этого полотна.

Уникальность этого произведения - в первую очередь в самом сюжете: Франц Рубо изобразил кульминационный момент Кавказской войны, продолжавшейся 24 года, - сдачу последней цитадели горцев аула Гуниб.

В истории осталась дата - 25 августа 1859 года - и слова, с которыми имам Шамиль обратился к русскому главнокомандующему князю А.М. Барятинскому: «Я тридцать лет дрался за религию, но теперь народы мои изменили мне, а наибы разбежались, да и сам я утомился, я стар, мне шестьдесят три года. Не гляди на мою черную бороду - я сед. Поздравляю вас с владычеством над Дагестаном и от души желаю успеха в управлении горцами, для блага их...»

Следует также вспомнить историю написания полотна. Академик Императорской Академии художеств Ф. Рубо, будучи историческим живописцем, спустя 27 лет запечатлел, как беспристрастный историк, пленение Шамиля в том самом месте, где происходило это событие, а именно в полутора верстах от аула Гуниб. Историческая узнаваемость подтверждена другими сохранившимися изображениями присутствующих.

На камне, покрытом генеральской шинелью, сидит главнокомандующий Отдельным Кавказским корпусом князь Александр Иванович Барятинский, окруженный своими офицерами. За спиной князя один из офицеров держит штандарт с изображением родового герба князей Барятинских (ныне хранится в Курском областном краеведческом музее). Противостоящий ему имам Шамиль и его мюриды обсуждают условия сдачи крепости.

Мы можем по-разному оценивать и творчество Ф. Рубо в целом, и тот исторический эпизод, которому посвящена работа «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года». Но своей исторической ценности, значимости и даже актуальности эта картина не утратила до сих пор.

Реставраторы ВХНРЦ провели первый этап технической реставрации: сдублировали картину на новый холст и укрепили остатки красочного слоя. Далее предстоит самая важная часть работы - восстановление утрат красочного слоя. Эта операция - одна из самых сложных в реставрационной практике, она требует много времени и большого опыта. Но благодаря сохранившейся документации 60-х годов она может быть реализована.

Мог ли знать Франц Александрович Рубо, что его полотно впервые в своей истории реально «понюхает пороху», уцелеет и теперь имеет все шансы возвратиться в обновленный музей города Грозного?!

Иллюстрации
Франц Александрович Рубо. «ВЗЯТИЕ АУЛА ГУНИБ И ПЛЕНЕНИЕ ШАМИЛЯ 25 августа 1859 года». Фрагмент
Франц Александрович Рубо. «ВЗЯТИЕ АУЛА ГУНИБ И ПЛЕНЕНИЕ ШАМИЛЯ 25 августа 1859 года». Фрагмент
Франц Александрович Рубо. «ВЗЯТИЕ АУЛА ГУНИБ И ПЛЕНЕНИЕ ШАМИЛЯ 25 августа 1859 года»
Франц Александрович Рубо. «ВЗЯТИЕ АУЛА ГУНИБ И ПЛЕНЕНИЕ ШАМИЛЯ 25 августа 1859 года»
Франц Александрович Рубо. «ВЗЯТИЕ АУЛА ГУНИБ И ПЛЕНЕНИЕ ШАМИЛЯ 25 августа 1859 года»
 
Франц Александрович Рубо. «ВЗЯТИЕ АУЛА ГУНИБ И ПЛЕНЕНИЕ ШАМИЛЯ 25 августа 1859 года»
 

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play